Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по зож

Киляшова Татьяна Владимировна

Данная методическая разработка направлена на ежедневное внедрение приемов здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Программа рассчитана на детей с 6 лет, с первого дня обучения в школе. Разработки внедряются на систематической, регулярной основе с первого дня обучения.

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнедеятельность и благополучие. Следовательно весьма значительным представляется защита и улучшение здоровья, прививание навыков здорового образа жизни с детства.

Самочувствие ребенка, его социально-психологическая адаптация, здоровый рост и формирование во многом обусловливаются средой, в какой он живет. Для ребенка от 6 лет этой сферой выступает образовательная организация, т. с пребыванием в нем сопряжена большая часть его времени.

В то же время в этот момент проистекает особенно сильный рост и развитие, закладывание здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм детей наиболее восприимчив к условиям окружающей среды.

Поэтому первоочередной проблемой образовательного   учреждения выступает создание здоровьесберегающей сферы ради полного и многостороннего развития учащегося.

Непременное условие для этого – любой учитель обязан знакомиться с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой  образовательной

среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»

Киляшова Т.В., учитель начальных классов

Данная методическая разработка направлена на ежедневное внедрение приемов здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Программа рассчитана на детей с 6 лет, с первого дня обучения в школе. Разработки внедряются на систематической, регулярной основе с первого дня обучения.

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнедеятельность и благополучие. Следовательно весьма значительным представляется защита и улучшение здоровья, прививание навыков здорового образа жизни с детства.

Самочувствие ребенка, его социально-психологическая адаптация, здоровый рост и формирование во многом обусловливаются средой, в какой он живет. Для ребенка от 6 лет этой сферой выступает образовательная организация, т. с пребыванием в нем сопряжена большая часть его времени.

В то же время в этот момент проистекает особенно сильный рост и развитие, закладывание здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм детей наиболее восприимчив к условиям окружающей среды.

Поэтому первоочередной проблемой образовательного   учреждения выступает создание здоровьесберегающей сферы ради полного и многостороннего развития учащегося.

Непременное условие для этого – любой учитель обязан знакомиться с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой  образовательной

среды.

Задача любого учителя - освоить базы здоровьесберегающих технологий и оценивать свои действия с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обязаны гарантировать формирование естественных возможностей ребенка: его ума, моральных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении начальным навыком общения с людьми, природой, искусством.

Данная методическая разработка соответсвует всем основных принципам

здоровьесберегающих технологий. Таким, как:

  • беспрерывность и преемственность— занятие ведется не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Субъект-субъектные взаимоотношения— обучающийся выступает прямым соучастником здоровьесберегающих мероприятий и в

содержательном, и в процессуальном аспектах. Соотношение содержания и организации изучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, фокус материала должны отражать возраст учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход— целостность в действиях

педагогов, психологов и медиков.

  • Успех        порождает        успех—                упор        производится        исключительно        на хорошее; в         любом поступке, действии первоначально подкрепляют положительное, а лишь после замечают недостатки.
  • Активность—функциональное включение,  а любая        активность                     сокращает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье— у каждого учащегося  надлежит

стремиться выработать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

  • Целью        разработанных        и        представленных        здоровьесберегающих

приемов в данной методическом комплексе является обеспечение возможностиью сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Цель подразумевает решение следующих задач:

  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме

саморазвития;

  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Планируемые результаты:

  • Увеличение многофункциональных способностей организма ребенка.
  • Рост        уровня        физиологического        развития        и        физической подготовленности школьников.
  • Увеличение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  • Увеличение        уровня        самодостаточности        и активностиучащихся двигательной деятельности.
  • Развитие педагогической компетенции и заинтересованности учителей

в сохранении и укреплении здоровьяучащихся.

  • Подкрепление        родителями        деятельности        школы        по        воспитанию здоровых детей.

Достигнутые результаты в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • Повышен уровень функциональных возможностей организма учащихся.
  • Уровень физической подготовленности и выносливости вырос.
  • Ведение здорового образа жизни стал одним из приоритетных для

учащихся.

  • Учащиеся        проявляют        инициативу физической        активности,        активно участвуют.
  • Двигательная деятельность перешла в разряд самостоятельной работы учащихся.

Направления        деятельности        педагога        в        рамках        применения

здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе:

  1. Личностно - ориентированное обучение
  2. Физкультурно - оздоровительные элементы
  3. Проблемное обучение

Приемы здоровьесберегающей технологии

  1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, учим детей чаще улыбаться. Для этого можно ввести правило правило:

«Хочешь обрести друзей – улыбайся!».

Также полезным будет внести собственный ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, хором все вместе говорить такие слова, сопровождая их показом:

«Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!».

Каждое утро первый урок начинаем с зарядки под музыку. Ежедневно по утрам, Зарядку делать надо нам.

Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в

первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.

Создание ситуации выбора и успеха.

Важную роль играет также создание благоприятного эмоционально- психологического        микроклимата        на        уроках        и        внеурочной        деятельности.

Необходимо, чтобы каждый ученик верил в себя, в свои силы и возможности, чтобы он испытывал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети могли в полной мере раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для этого применяю различные приемы.

Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

  • снятие страха («Ничего страшного»);
  • авансирование («У тебя получится»);
  • внушение («Приступай же»);
  • высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
  • усиление мотива («Нам это нужно для...»).

Использование приемов рефлексии.

  • Что впечатлило вас больше всего?
  • Что получилось лучше всего?
  • Какие задания показались наиболее интересными?
  • Что послужило причиной беды?
  • Что вы хотите в плане последствий?
  • Какой совет вы бы дали себе?
  • Кто хочет сделать комплимент?
  • Пригодятся ли вам знания о спорте в будущем?
  1. Проведение физкультминуток:
  • Физкультминутки под музыку.
  • Упражнения, корректирующие осанку.

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась! Раз - умылась росой, два - грациозно закружилась, Три - наклонилась и села, четыре - улетела!»

Дыхательная гимнастика. Вдох пауза выдох

4 сек. 5 сек. 6 сек.

2 сек. 2 сек. 2 сек.

4 сек. 4 сек. 4 сек.

Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.

Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.

Следует        проводить        на        письменных        предметах.        Разогревает        мышцы.

Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Ежегодно школьный психолог проводит диагностику при переходе детей из начальной школы в среднюю. Диагностика проводится с целью выявления риска дезадаптации у детей младшего школьного возраста. На основании полученных результатов можно сказать, что у большинства учащихся положительное отношение к учебным предметам, выражен благоприятный эмоциональный фон. В дальнейшем с этими учащимися велась работа, и в конце учебного года все учащиеся успешно добились желаемых результатов.

Я считаю, что такие результаты стали возможны благодаря использованию на уроках здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.»

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем....