Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по зож
Данная методическая разработка направлена на ежедневное внедрение приемов здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Программа рассчитана на детей с 6 лет, с первого дня обучения в школе. Разработки внедряются на систематической, регулярной основе с первого дня обучения.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнедеятельность и благополучие. Следовательно весьма значительным представляется защита и улучшение здоровья, прививание навыков здорового образа жизни с детства.
Самочувствие ребенка, его социально-психологическая адаптация, здоровый рост и формирование во многом обусловливаются средой, в какой он живет. Для ребенка от 6 лет этой сферой выступает образовательная организация, т. с пребыванием в нем сопряжена большая часть его времени.
В то же время в этот момент проистекает особенно сильный рост и развитие, закладывание здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм детей наиболее восприимчив к условиям окружающей среды.
Поэтому первоочередной проблемой образовательного учреждения выступает создание здоровьесберегающей сферы ради полного и многостороннего развития учащегося.
Непременное условие для этого – любой учитель обязан знакомиться с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной
среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Киляшова Т.В., учитель начальных классов
Данная методическая разработка направлена на ежедневное внедрение приемов здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Программа рассчитана на детей с 6 лет, с первого дня обучения в школе. Разработки внедряются на систематической, регулярной основе с первого дня обучения.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнедеятельность и благополучие. Следовательно весьма значительным представляется защита и улучшение здоровья, прививание навыков здорового образа жизни с детства.
Самочувствие ребенка, его социально-психологическая адаптация, здоровый рост и формирование во многом обусловливаются средой, в какой он живет. Для ребенка от 6 лет этой сферой выступает образовательная организация, т. с пребыванием в нем сопряжена большая часть его времени.
В то же время в этот момент проистекает особенно сильный рост и развитие, закладывание здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм детей наиболее восприимчив к условиям окружающей среды.
Поэтому первоочередной проблемой образовательного учреждения выступает создание здоровьесберегающей сферы ради полного и многостороннего развития учащегося.
Непременное условие для этого – любой учитель обязан знакомиться с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной
среды.
Задача любого учителя - освоить базы здоровьесберегающих технологий и оценивать свои действия с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии обязаны гарантировать формирование естественных возможностей ребенка: его ума, моральных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении начальным навыком общения с людьми, природой, искусством.
Данная методическая разработка соответсвует всем основных принципам
здоровьесберегающих технологий. Таким, как:
- беспрерывность и преемственность— занятие ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения— обучающийся выступает прямым соучастником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах. Соотношение содержания и организации изучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, фокус материала должны отражать возраст учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход— целостность в действиях
педагогов, психологов и медиков.
- Успех порождает успех— упор производится исключительно на хорошее; в любом поступке, действии первоначально подкрепляют положительное, а лишь после замечают недостатки.
- Активность—функциональное включение, а любая активность сокращает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье— у каждого учащегося надлежит
стремиться выработать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
- Целью разработанных и представленных здоровьесберегающих
приемов в данной методическом комплексе является обеспечение возможностиью сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Цель подразумевает решение следующих задач:
- культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме
саморазвития;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
Планируемые результаты:
- Увеличение многофункциональных способностей организма ребенка.
- Рост уровня физиологического развития и физической подготовленности школьников.
- Увеличение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- Увеличение уровня самодостаточности и активностиучащихся двигательной деятельности.
- Развитие педагогической компетенции и заинтересованности учителей
в сохранении и укреплении здоровьяучащихся.
- Подкрепление родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Достигнутые результаты в ходе учебно-воспитательного процесса.
- Повышен уровень функциональных возможностей организма учащихся.
- Уровень физической подготовленности и выносливости вырос.
- Ведение здорового образа жизни стал одним из приоритетных для
учащихся.
- Учащиеся проявляют инициативу физической активности, активно участвуют.
- Двигательная деятельность перешла в разряд самостоятельной работы учащихся.
Направления деятельности педагога в рамках применения
здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе:
- Личностно - ориентированное обучение
- Физкультурно - оздоровительные элементы
- Проблемное обучение
Приемы здоровьесберегающей технологии
- Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, учим детей чаще улыбаться. Для этого можно ввести правило правило:
«Хочешь обрести друзей – улыбайся!».
Также полезным будет внести собственный ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, хором все вместе говорить такие слова, сопровождая их показом:
«Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!».
Каждое утро первый урок начинаем с зарядки под музыку. Ежедневно по утрам, Зарядку делать надо нам.
Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в
первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.
Создание ситуации выбора и успеха.
Важную роль играет также создание благоприятного эмоционально- психологического микроклимата на уроках и внеурочной деятельности.
Необходимо, чтобы каждый ученик верил в себя, в свои силы и возможности, чтобы он испытывал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети могли в полной мере раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяю различные приемы.
Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя получится»);
- внушение («Приступай же»);
- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотива («Нам это нужно для...»).
Использование приемов рефлексии.
- Что впечатлило вас больше всего?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что послужило причиной беды?
- Что вы хотите в плане последствий?
- Какой совет вы бы дали себе?
- Кто хочет сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания о спорте в будущем?
- Проведение физкультминуток:
- Физкультминутки под музыку.
- Упражнения, корректирующие осанку.
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась! Раз - умылась росой, два - грациозно закружилась, Три - наклонилась и села, четыре - улетела!»
Дыхательная гимнастика. Вдох пауза выдох
4 сек. 5 сек. 6 сек.
2 сек. 2 сек. 2 сек.
4 сек. 4 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.
Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы.
Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Ежегодно школьный психолог проводит диагностику при переходе детей из начальной школы в среднюю. Диагностика проводится с целью выявления риска дезадаптации у детей младшего школьного возраста. На основании полученных результатов можно сказать, что у большинства учащихся положительное отношение к учебным предметам, выражен благоприятный эмоциональный фон. В дальнейшем с этими учащимися велась работа, и в конце учебного года все учащиеся успешно добились желаемых результатов.
Я считаю, что такие результаты стали возможны благодаря использованию на уроках здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/10/picture-57933.jpg)
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-186184-1359337301.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204271-1360924531.jpg)
Открытое мероприятие к районному семинару: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе". "Марафон здоровья"
Конспект открытого мероприятия: Защита проектов: "Если хочешь быть здоров"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-256337-1368889302.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-247052-1369937093.jpg)
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/10/picture-272113-1373406037.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.»
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем....