"Лицо-зеркало души"
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Амерханова Елена Николаевна

Показать значение описания глаз как элемента художественного портрета,  развивать связанную речь учащихся,  воспитывать нравственно­эстетическое отношение у учащихся,  приобщать учащихся к здоровому образу жизни, к заботе о своем зрении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационное сообщение108.4 КБ

Предварительный просмотр:

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/157/156681/img13.jpg

 Лицо – зеркало души. Цель: создание художественного портрета. Задачи:  показать значение описания глаз как элемента художественного портрета,  развивать связанную речь учащихся,  воспитывать нравственноэстетическое отношение у учащихся,  приобщать учащихся к здоровому образу жизни, к заботе о своем зрении. ХОД УРОКА. I. Вступительное слово  – Здравствуйте, ребята. Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть  глаза и представить…   “Солнечный день, красивый зеленый луг с сочной травой. На лугу много ярких цветов: красные маки, голубые незабудки, белые ромашки. Яркозеленая  стрекоза перелетает с цветка на цветок, кузнечик трещит в траве, пчела  спешит за медом, бабочка садится на травинку. Ее крылышки окрашены  необычным узором. Художницаприрода не пожалела для бабочки голубых и  лиловых, розовых и оранжевых красок.” – Представили ли вы себе ту картину, которую я описывала сейчас? Что  помогло вам ее представить? А смогли бы вы все это представить, если бы ни  разу не видели пчелы, спешащей за медом, бабочки, садящейся на цветок?  Какой же орган помогает нам так ярко воспринимать окружающую среду?  Тема нашего сегодняшнего урока “Глаза..”, но не просто глаза как орган  зрения, а глаза как “.. зеркало души”. Как вы понимаете это выражение? – Сегодня мы попробуем немного прикоснуться к этому таинству –  человеческой душе.  Когда я готовилась к уроку, то встретила еще одно выражение, которое  поразило меня. “Речь – это зеркало чувств”. Мы попробуем соединить эти два  высказывания и, с помощью своей речи, выразить, какие чувства вызывает у  нас человеческий взгляд, и какую информацию мы можем получить о  человеке, заглянув в его бездонные глаза. II. Фронтальная работа с классом – Античный философ Гераклит Эфесский утверждал: “Глаза – более точные  свидетели, чем уши”. И действительно, 90% всей информации человек  получает через глаза. Но глаза и сами могут многое рассказать нам о своем  хозяине.  Посмотрите в глаза друг другу. Какие яркие у вас глаза! – Каким бывает цвет глаз? (Карие, голубые, черные, зеленые, серые,  бесцветные.) – Различие в цвете глаз у древних наводило на мысль, что индивидуальная  окраска радужки несет в себе какойто скрытый смысл. Аристотель считал,  что цвет глаз связан с характером человека.  Посмотрите в глаза соседу и сравните свои наблюдения. У кого они совпали ?  По мнению Аристотеля, у грустных меланхоликов глаза серые, у  миролюбивых флегматиков – голубые, у взрывных холериков – карие или  зеленые.  Какие бывают глаза по форме, размеру, строению, расположению? (Большие,  широкие, узкие, раскосые, прищуренные и т.д.) – Но это все физиологические свойства глаз. А что еще можно обнаружить,  рассматривая глаза человека? (Глаза выражают какие либо эмоции.) – Глаза, несомненно, являются одной из основных деталей портрета  литературного героя. Давайте пронаблюдаем, что можно сказать о человеке  по его глазам. 1. Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие, словно ястреб  взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого. М.Ю.Лермонтов “Песня о купце…” 2. Толпой любимцев окруженный,  Выходит Петр. Его глаза  Сияют. Лик его ужасен.  Движенья быстры. Он прекрасен,   Он весь как Божия гроза. А.С.Пушкин “Полтава” 3. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись,  вспыхивая неотразимо приятным светом… Вся она – темная, но светилась  изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. М. Горький “Детство” 4. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда! Глаза ее сияли,  как звезды, но в них не было ни тепла, ни света. Х.К.Андерсен “Снежная королева” Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное  лицо, из сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. И.С.Тургенев “Бирюк” – Какие черты характера раскрываются в портрете? Понаблюдайте, какие изобразительновыразительные средства используют  авторы. Интересные сравнения и эпитеты использовали авторы? – Смотрите, как о многом могут рассказать нам глаза. Поэтому их надо  непременно беречь, заботиться о том, чтобы они не уставали. Гимнастика для глаз: 1. Зажмурьтесь и откройте глаза. Повторите 5 раз.  2. Круговые движения глаз. 10 раз. 3. Вытяните руку, следите глазами за пальцем. Приблизьте палец к себе и  отведите обратно. 5 раз.  4. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту. Себя, как в зеркале, я вижу,  И это зеркало мне льстит. V. Рефлексия – Так являются ли глаза зеркалом души? Смотрите, сколько выразительных  средств можно использовать для описания взгляда человека. И они  действительно помогают нам понять его сущность.  А теперь попробуйте еще раз описать глаза своего соседа, используя свою  фантазию и все знания, которые вы получили сегодня на уроке.  Сравните эти описания с теми, которые вы сделали вначале урока. Что нибудь изменилось?  Дополнение: В древности глазам приписывали всевозможные мистические  свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и  влиять на судьбу людей. Глаза часто символизировали смысл и суть жизни, 

их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые 

вытянутые глаза на носу кораблей. А египтяне на пирамидах изображали всевидящее 

око  бога Ра.

 -Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в душе, она вливает в нас силы. Мы обретаем успокоение, радость. Мы любуемся природой, чувствуем, как нам легко смотреть и на себя. Мы - частица природы, следовательно, мы тоже прекрасны…

 А что значит для вас – быть красивым человеком?

Если вы посмотрите в зеркало, какую красоту вы увидели в зеркальце? (внешнюю),

- Внешняя красота- как вы понимаете это выражение? (физическая)

- А какую красоту нельзя увидеть в зеркальце? (внутреннюю, (духовную)

«Сказка о красивой девочке»

В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

Как вы думаете, что спросила Даша?

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

Что мог ответить старичок?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

- О какой красоте говорил дедушка?

- Как вы считаете, которую из двух девочек можно считать красивой?  Почему?

- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. 
-Давайте вспомним, какое доброе дело сделал для вас одноклассник.

- Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили. 
- Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг)

Что же делает душу человека красивой?

Вывод: чтобы душа человека была красивой надо быть добрым и делать добрые дела.

 Дети, когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, злом, хотя и красивом говорим, что он не привлекателен. Кого из своих знакомых вы можете считать красивым и почему ( высказывания детей).

 Как вы думаете лучше быть душой красивым или телом? ( высказывание детей). Да дети. человек должен быть красив и душой и телом. И эта красота может быть только у здорового человека.

 Давайте с вами вспомним пословицы (Лицом хорош, и душою пригож. И белится, и румянится, да все не приглянется ).

 А теперь каждый из вас пусть нарисует, как он представляет красивого человека. Самостоятельная деятельность детей (звучит музыка).

( Воспитатель обращает внимание на доброе лицо, красивую фигуру, аккуратный вид нарисованных людей.)

 Ваше лицо является показателем состояния души. Почему? Да ведь на нем отражено все, что вы думаете, как мыслите! Выражение лица раскрывает внутреннее состояние души, или истинное содержание наших мыслей. И как бы вы их ни утаивали от других, лицо ярко выразит ваше настроение и взгляды. По характеру морщин и шрамов можно без труда узнать душевное состояние человека, распознать болезнь души.

Постоянные недобрые мысли усиливают мрачный отпечаток на лице. Соответственно залегают морщины, лицо приобретает грубые, неприятные черты.

 С детства я запомнила одну пожилую женщину, которая жила неподалеку от нас. Ежедневно по дороге в школу я сталкивалась с ней, как говорится, нос к носу. Неприятное выражение ее лица, колкость холодных серых глаз пронизывали меня ужасом до самых костей. И даже придя в школу, я не сразу забывала эту неприятную внешность. Про себя я ее называла Баба-яга. Спустя много лет я убедилась, насколько внешность соответствовала внутреннему содержанию.

 Тот, кто считает, что может утаить свои мысли, заблуждается. Лицо – это матрица души. Добрая, хорошая, созидательная мысль освещает лицо. Если у вас постоянно хорошие, добрые мысли, то и ваша аура будет иметь более сильное излучение.

 Я всегда с восторгом смотрю на лица певцов, музыкантов, артистов, поэтов и других творческих личностей. Их лица несут в мир некий необычный энергетический заряд, и он накладывает своеобразный отпечаток, придавая их лицам ту естественную неотразимость, которая и располагает к ним.

В течение жизни, долгой и не всегда легкой, лицо претерпевает сильные изменения, и это не случайно, ведь в каждый ее момент мысли, чувства, эмоции накладывают на него сильный отпечаток. Лицо конечно же полностью не раскроет мысли, это для всех так и будет тайной за семью печатями, однако качество их будет видно. Оно очень чувствительно к мыслям, которые завладевают нашим сознанием в конкретный момент.      Поэтому следите за ними и гоните прочь мысли негативного содержания, иначе ваше лицо претерпит не лучшие изменения. Ведь всем нам так хочется быть красивыми и счастливыми. А это совсем несложно, просто надо думать позитивно. Негативных мыслей не должно быть в нашей душе.

Чаще улыбайтесь! Где улыбка – там хорошая энергия.

МКОУ Вознесенская ОШ-интернат для детей с ОВЗ

« Лицо – зеркало души »

( лекция )

Воспитатель: Амерханова Е.Н.

Цель: формировать навыки здорового образа жизни – учить воспитанниц планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня

Задачи: формирование знаний о режиме дня; привитие навыков умения планировать свой день;

развитие ответственного отношения к своему здоровью;

воспитание гармонично развитого молодого поколения.

Планируемые результаты: формирование личностных качеств, связанных с вопросами режима дня, личной гигиены и необходимости сохранения здоровья.

Подготовительная работа: анкетирование воспитанниц по теме «Мой режим дня».

Ход мероприятия

     Наша сегодняшняя встреча посвящена самому ценному, что у нас есть, нашему здоровью.

– Что же такое здоровье? Важно ли для человека здоровье?

– Скажите, какие важные условия должен соблюдать человек, чтобы сохранить свое здоровье?

– Сегодня я предлагаю более подробно остановиться на таком важном для нашего здоровья показателе – режиме дня.

    Лексическое значение слова режим – точно установленный распорядок жизни (труда, отдыха, сна, питания).

Режим дня человека – это чередование труда и отдыха в определенном порядке, это управление своим временем. Можно сказать, что режим дня – это управление и своим здоровьем, и своей жизнью.

– В чем же заключается суточный режим подростка?

    У подростков можно выделить следующие виды деятельности: учебная, трудовая, спортивная. Отдых можно разделить на активный и пассивный. По характеру деятельность должна быть посильной и не превышать границ работоспособности подростка, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций.

     Подростковый возраст играет важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, в становлении личности. В 16 – 18 лет происходит завершение полового созревания подростка, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Современная жизнь отличается высоким темпом. Кроме того, сейчас существуют такие увлекательные вещи, как спорт, компьютерные игры, общение с друзьями, современная молодежная музыка… Где найти время для всего?   Секрет прост: необходимо выделить основные режимные компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени.  Удачно составленный режим дня поможет вам преодолеть трудности, вы будете чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.  

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Выберите слова для характеристики здорового человека.

красивый румяный сутулый стройный сильный толстый ловкий крепкий бледный неуклюжий

Каким способом можно достичь этих качеств?

Конечно! Все верно! А как же все успеть сделать за 1 день?

Верно! Сегодня мы с вами составим правильный режим дня. Для этого я вам расскажу сначала об основных правилах составления режима дня.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. У большинства людей в повседневной

жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят ученые.

При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени, с которым связаны биологические ритмы. А что же такое биологические ритмы?

Биологические ритмы – это состояние организма, которое через некоторое время повторяется, например, ритмично бьется сердце, после отдыха организм требует отдыха. С биологическими ритмами связана наша работоспособность. Некоторые люди лучше и больше работают утром. Как их называют?

А те, кто лучше работают вечером и ночью?

А те, кто может одинаково работать днем и ночью?

известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя “пиками” ее повышения – с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.

Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.

Как вы думаете, что лучше делать в эти часы?

Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов – выполнять домашнее задание.

Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна. Сутки должны быть распределены так: 7–8 часов работы, 9–10 часов сна, 6–7 часов отдыха, но обязательно активного.

Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.

На доске рисунок циферблата часов и надписи: сон, подъем, занятия в школе, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время…).

Вот какие мы молодцы! А теперь давайте все встанем и дружно покажем, как у нас проходит утро!

Мы умеем на кроватке – (встали, руки на поясе)

Простыню разгладить гладко. – (движения рук влево – вправо)

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки. – (движения кулачками)

Мы сегодня утром рано

Умывались из-под крана, - (показ движений при умывании)

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку. – (шагаем на месте)

Стой-ка смирно, руки вниз, - (ноги вместе, руки вдоль туловища)

Гнись пониже, не ленись! – (наклоны вперед)

Кто с зарядкой дружит смело, - (приседания)

Тот с утра прогонит лень. – (прыжки на месте)

Будет сильным и умелым (шагаем ан месте)

И веселым целый день. (хлопаем в ладоши)

Молодцы! Теперь мы уже знаем о режиме дня. А вот у меня есть 4 знакомых ребят. Давайте мы прочтем о них и скажем, в чем у них проблема!

Ситуация 1

Сережа очень любит читать книги и играть на компьютере. Придя из школы домой, пообедав, он идет к другу. Они обмениваются книгами или кассетами, немного гуляют, а затем расходятся по домам, чтобы выполнить домашнее задание. После этого Сережа занимается своим любимым делом: чтением книг или игрой на компьютере допоздна, иногда до 12 ч ночи. Утром ему нелегко встать, но, сделав утреннюю гимнастику, он чувствует себя лучше. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомленным.

Почему? Какой бы совет вы дали Сереже?

Ситуация 2

Света веселая, общительная девочка. После школы она любит поболтать с подружками, погулять по улице, никогда не спешит домой. Вернувшись поздно, она вспоминает, что должна выполнить поручения мамы. Выполняя их, часто отвлекается на звонки друзей, долго беседует с ними. Домашнее задание садится делать в разное время, иногда в 17ч, иногда в 19ч. Света начала замечать, что успеваемость в школе стала хуже, чаще появляется плохое настроение, устает.

Почему? Какой бы совет вы дали Свете?

Ситуация 3

Денис предпочитает подольше поспать, не успевает перед школой позавтракать. В школьной столовой он наспех съедает булочку, запивая, ее чаем. Играет на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляет на улице. Вернувшись, он опять наспех съедает бутерброды, потому что на разогревание еды ему не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру он чувствует, что болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Денису?

Ситуация 4

Лиля не любит гулять на улице, предпочитает отдыхать у себя в комнате, занимаясь любимым делом. Никогда не открывает в комнате форточку, боится заболеть. К вечеру она чувствует себя утомленной и у нее часто болит голова.

Почему? Какой бы совет вы дали Лиле?

Соблюдали ли ребята Сережа, Света, Денис и Лиля режим дня?

Как чувствовали себя ребята?

Изменилась ли успеваемость ребят?

Нужно ли соблюдать режим дня?

Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня на классном часе говорили именно о режиме дня?

Думаю, что все вы убедились в необходимости соблюдения режима дня, узнали, как распределять время на работу и отдых, узнали как вести себя в отношении своего здоровья.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый день перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Беседа:

– Как вы думаете, какие основные этапы должен включать в себя режим дня подростка?

Правильно организованный режим дня подростка предусматривает:

1. Определенное время для начала и окончания дня (подъем – отбой). Сон определенной продолжительности.

2. Правильное чередование труда и отдыха.

3. Регулярный прием пищи.

4. Определенное время для гигиенических процедур (необходимое соблюдение правил личной гигиены: следить за чистотой тела, одежды, обуви).

5.  Определенное время для самоподготовки.

6. Определенная продолжительность отдыха с пребыванием на открытом воздухе, занятия спортом.

  Режим дня у разных подростков может и должен быть разным в зависимости от состояния здоровья, бытовых условий, характера учебы, привычек и интересов. Однако должен существовать определенный суточный ритм и распорядок.

– Перед проведением классного часа я провела анкетирование на тему «Мой режим дня». Как вы думаете, много ли ребят соблюдают режим?

– Как выяснилось, у многих ребят нет вообще никакого режима! Отходя вечером ко сну, а большинство ребят и ночью, многие не знают точно, как они проведут наступающий день.

– Скажите, хорошо ли это для нашего здоровья?

– Какие последствия ведет за собой такое легкомысленное отношение к своему здоровью, к своей жизни?

Далее идет подробное обсуждение результатов анкетирования.

Подведение итогов

   Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: вместо компьютера посвятить время хорошей книге, помочь маме и т. д. Также несоблюдение режима дня, беспорядочно отведенное время для сна, активного отдыха на воздухе ведет к ослаблению здоровья, а значит и к снижению полноценности жизни. Поэтому учитесь ценить и экономить время, а главное – грамотно им распоряжаться, чтобы оно было нашим союзником на пути к здоровому образу жизни, а не противником. И помните, мы выбираем здоровый образ жизни!

Анкета «Мой режим дня»

1. В котором часу вы встаете утром?

2. Это ваше постоянное время пробуждения?

3. Завтракаете ли вы утром?

4. К месту учебы вы идете пешком или предпочитаете транспорт?

5. Сколько времени вы затрачиваете на самоподготовку к занятиям?

6. Это какое-то определенное время дня или каждый раз разное?

7. Сколько времени вы проводите за компьютером?

8. Вы совершаете прогулки на свежем воздухе?

9. Как продолжительны ваши прогулки на свежем воздухе?

10. Занимаетесь вы спортом?

11. Это регулярные ваши занятия или раз от разу?

12. Как часто вы встречаетесь с друзьями?

13. Ваши встречи с друзьями вы планируете заранее или это происходит спонтанно?

14. Как вы проводите воскресные дни?

15. Планируете вы свои выходные?

16. В котором часу вы отходите ко сну?

17. Это постоянное время окончания дня?

18. Часто вы не высыпаетесь?

19. Всегда ли вы соблюдаете необходимые правила личной гигиены?

20. Вы готовите с вечера одежду, обувь на завтрашний день?

21. Как часто вы стараетесь спланировать свой день?

МКОУ Вознесенская ОШ-интернат для детей с ОВЗ

« Режим труда и отдыха»

(беседа)

Воспитатель: Амерханова Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

День молодого душой человека

Цель: 1) продолжать воспитывать доброжелательность, уважение и любовь к старшему поколению;2) научить детей правильно выражать свои эмоции;3) развивать память, воображение;4) развивать актёрские спосо...

Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"

История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...

Конспект урока "Православное учение о человеке: душа"

Конспект урока для учащихся 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию интереса к православной культуре, нап...

Посеять в душах благодать

Краткое обобщение оыта воспитательной работы с классом. Мои приемы и формы работы. методические находки....

"Свет души" Презентация для осеннего бала.

Презентация работала на осеннем балу 4 классов, под неё можно исполнять стихотворение "Свет души" и придумать танец....