Формирование здорового образа жизни как залог успешного взаимодействия школы и родительской общественности
статья по зож

Статья по  материалам выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezina_33_pechat.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Владимировна Березина,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №33» г. Курска, Почётный работник общего образования РФ

Формирование здорового образа жизни

как залог успешного взаимодействия

школы и родительской общественности

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство,

не играют силы, бесполезно

богатство и бессилен разум.

Геродот

В современных условиях здоровье школьников определяется в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время образовательные учреждения призваны стать центрами формирования культуры здоровья, внутренней потребности у учащихся и педагогов гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Практика показала, что здесь нужны совместные усилия всех субъектов образовательного пространства: учителей, врачей, муниципальных органов власти, родительской общественности, средств массовой информации.

С 2015 года МБОУ «СОШ №33» совместно с Управлением по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства, комитетом образования города Курска, ЮЗГУ, КГМУ, КГУ, центром социальных программ «Спектр», ОБУЗ КГКБ №3 реализуют целевую программу «Здоровое поколение», которая является инновационной комплексной программой, направленной на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Другими словами – создание территории здорового образа жизни «Здоровая школа».

В МБОУ «СОШ №33» достаточно большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив школы ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки детей.

В школе постоянно осуществляется целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни в тесном сотрудничестве с родительской общественностью.

Работа по формированию ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья осуществляется по следующим направлениям:

  • осуществление мониторинга здоровья учащихся, результаты которого предоставляются родителям и даются рекомендации врачей и психологов;
  • реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
  • организация рационального питания;
  • создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развития физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности.

Мы являемся активными участниками различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса: учащиеся, родители и педагоги. Не только физическому, но и духовному воспитанию как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ «СОШ №33» уделяется значительное внимание.

В школе налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры ценностного отношения к своему здоровью.

Деятельность педагога с семьей по формированию у младших школьников здорового образа жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. Составление характеристик семей воспитанников через паспорт семьи (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

2. Организация диагностической работы по изучению уровня развития здорового образа жизни и потребностей семей в здоровом образе жизни.

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей с использование оптимальных форм и методов по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей в дифференцированной групповой и индивидуальной работе. Педагоги и психологи рекомендуют проводить тематические родительские собрания, направленные на формирование здорового образа жизни детей, после медицинского осмотра учеников, предоставляя информацию врачей о здоровье учащихся и их рекомендации по укреплению здоровья младших школьников.

4. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни через проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением различных специалистов (врачей, учителей, работников ГИБДД, психолога, социального педагога), индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д. с целью формирования навыков ответственного поведения и формирования здоровых установок, негативного отношения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

5. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдению и самоконтролю за своим здоровьем.

6. Создание системы массовых досугово-оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей. В совместных праздниках и физкультурных занятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, его радость от участия в динамических играх и состязаниях, оценивать его физическую подготовку в сравнении с подготовкой других детей, демонстрируют повышение активности в общении с детьми.

7. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания здорового образа жизни.

8. Внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни.

9. Оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений в поведении и общении у детей.

За счет сетевого взаимодействия школы с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа активно сотрудничает с различными городскими структурами: центральной психолого-медико-психологической комиссией Курской области – структурным подразделением ОБОУ «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Курска, МКУ «Научно-методический центр города Курска», КГУ, ОГБУ ДПО КИРО, ООО «Курскхимволокно», учреждениями дополнительного образования, культурно-просветительскими учреждениями (центрами досуга «Родина», «Лира», городской библиотекой № 9, филиалом Дома пионеров Сеймского округа № 2, детской школой искусств № 3) и др.

В ходе реализации программы был проведен анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды и выделен ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  • проблема создания положительного психологического климата в семье и формирования активной жизненной позиции;
  • формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

Работа в данном направлении в нашей школе возможна, благодаря разработанной программе «Здоровое поколение», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Кроме этого, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является привлечение в образовательное учреждение профессионально подготовленных специалистов и использование в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий.

Благодаря программе на базе школы был проведен и проводится целый ряд мероприятий. Круглые столы «Как психологический климат в семье влияет на здоровье ребенка», «Моё здоровье – основа моей жизни», «У здоровых родителей - здоровые дети», ролевые игры «Семья и школа играют вместе», социально-психологическое занятие для начальной школы «Слагаемые ЗОЖ», совместные проекты «Моя семья», совместные походы, экскурсии, посещение «Соловьиной трели-2017», квест «По спортивной тропе здоровья за подарками», тематические классные часы «Жить здорОво – это здОрово!», лекции о здоровом питании, о влиянии на организм человека вредных привычек, беседы «Здоровье твоего ребенка в твоих руках», направленные на формирование ответственного родительства.

По итогам года традиционно 7 апреля в школе проводится конференция, приуроченная к Всемирному Дню здоровья, на которой обобщается материал, накопленный за год. В 2016 – 2017 учебном году была проведена пресс-конференция «Смотри в будущее - живи настоящим». Данное мероприятие входит в блок «Работа с родителями (формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства)» программы «Здоровое поколение» и была проведена в форме родительской академии. Пресс-конференция позволила организовать живой диалог между детьми и родителями. В ходе обсуждения были высказаны яркие мнения, предложены поисковые решения для актуальных вопросов, связанных с направлениями реализации целевой программы «Здоровое поколение». Пресс-конференция состояла из нескольких тематических блоков, каждый из которых освещал вопросы, охватывающие различные аспекты здорового образа жизни:

  • физическое и психологическое здоровье,
  •  социальная безопасность,
  •  компьютерная безопасность,
  •  экологическая безопасность,
  •  здоровое питание,
  • грамотное профессиональное самоопределение.

Данные блоки сопровождались различными творческими номерами. Участниками мероприятия стали обучающиеся, педагоги, родители МБОУ «СОШ №33», обучающиеся, педагоги, родители школ № 6, 13, 18, 45, 47, 54, 59 города Курска, приглашенные в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов школ города по теме «Родители и школа: современный формат взаимодействия».

В рамках реализации второго года действия программы «Здоровое поколение» в школе был объявлен конкурс «Самый здоровый класс», целью которого является формирование у школьников привычки к здоровому образу жизни.

Задачами конкурса являются:

- привлечение максимально возможного количества учеников, классных руководителей и родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности;

- приобщение школьников, педагогов, родителей к активным формам отдыха;

- пропагандирование в школьном сообществе здорового образа жизни.

Обучающиеся начальных классов приняли самое активное участие: конкурсы рисунков и фотографий «Мы за активный образ жизни», «Папа может», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», походы на лыжах, «Весёлые старты», «Дни здоровья».

Подводя итоги, можно отметить, что сотрудничество школы и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство школы и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогами, но и родителям. Следовательно, необходима такая совместная организация просветительской и оздоровительной работы на основе принципов партнерства и диалога, которая будет направлена на воспитание здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление его здоровья и предупреждение заболеваний.

 Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Наше здоровье в наших руках». Значит, от нас самих зависит, каким будет наше здоровье через год, через десять лет, станет ли здоровый образ жизни постоянным, надёжным спутником нового поколения. Главная задача школы – создать такие взаимоотношения с родителями ребенка, которые помогут развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

Литература

  1. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. - №3
  2. Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья // Начальная школа. – 2007. –№3. – С. 2122.
  3. Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389.
  4. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. – №8. – С. 1620.
  5.  Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 15, 29, 69 с.
  6. Шамова Т.И., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. – №1. – С. 109 – 16.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

План работы общественного поста по формированию здорового образа жизни в начальной школе.

«О составе наркопоста»                Согласно Закону республики...

Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».

мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Статья " Значение режима дня в формировании здорового образа жизни у детей в начальной школе. "

От режима дня зависит работоспособность ребёнка, внимание, успеваемость.Хочется чтобы день проходил  замечательно .От режима дня зависит здоровье школьников ....

Родительское собрание на тему:"Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка".

Решение родительского собрания 1.В каждой семье выработать режим  дня школьника  вести контроль за выполнением режима дня.2.Выполнять законы семьи, разработанные и принятыек исполнению ...