Профилактическое занятие "Полезные и вредные привычки"
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Чухлова Екатерина Олеговна

Профилактика вредных привычек у детей началоьной школы и  зависимостей в будщем. Активация процесса самопознания и саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_i_vrednye_privychki.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Профилактическое занятие для детей младшего школьного возраста в летний период в рамках акции «Знать, чтобы жить»

«Полезные и вредные привычки»

Составитель педагог-психолог Чухлова Е.О.

Цель: сохранение и укрепление здоровья человека, профилактика употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях

Задачи:

  • Активизировать  процесс самопознания;
  • Выявить представления участников о том, что является полезным или вредным для человека;
  • способствовать формированию у участников навыков критического мышления и осознанию ими отрицательных последствий курения через сказкотерапию;
  • Познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
  • Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;
  • Способствовать развитию навыков рефлексии и самосознания.

Оборудование: 

  • 2 короны с надписями: «Атсап, Тропс»
  • Цилиндр на голову с надписью «Атерагис»
  • Карточки с буквами

                                                           Ход мероприятия

  1. Приветствие участников, знакомство.
  2. Упражнение «Никто не знает»

Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания.

  1. Беседа - обсуждение «Что такое привычка?»

 Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям.

 В результате многократных повторений у человека что-то формируется.

-Ребята, как вы думаете что? ( привычки )

Да. Например, кто – то привык рано ложиться спать, а кто – то поздно; кто – то привык терпеть боль, а кто – то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, играм.

  -Как вы думаете, на какие 2 группы делятся привычки?   (полезные и вредные)

Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Привычки, наносящие вред здоровью, соответственно, вредные.

 -Назовите, пожалуйста, полезные привычки (ответы детей) 

 -У вас есть такие привычки ?

  -А теперь назовите вредные привычки, наносящие вред здоровью и почему? (ответы детей)

  1. Игра «Привычка»

Психолог просит детей выполнять простые команды (встаньте, похлопайте, улыбнитесь соседу, подпрыгните и т.д.), только после того, как он произнесет слово «пожалуйста». Без этого слова команда не выполняется.

Обсуждение игры, вопросы:

- Есть ли те, кому не удалось соблюдать правила?

- В чем была трудность?

- Что вы почувствовали и о чем подумали, когда выполнили действие не услышав слово «пожалуйста»?   (ответы детей)

  1. Информация «Последствие вредных привычек для человека»

Каждый человек склонен к вредным привычкам. У кого-то они кажутся безобидными, у кого-то появляются серьёзные проблемы из-за них.

Но, как оказывается, на самом деле все вредные привычки человека чаще всего несут негативное и отрицательное влияние на его поведение и организм.

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы: сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг и прочие. Снижается работоспособность человека, ослабевают зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.

Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку.

Это связано с тем, что, попадая в организм, табак, алкоголь, наркотики становятся неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

  1. Сказка «В серо-белом королевстве»

Сказка разыгрывается по ролям:

  • Король Атсап
  • Богач Атерагис
  • Принт Тропс
  • Жители города

Жил-был в одном Сером королевстве король Атсап. (выходит Король, сутулится) Невзрачный был король: сутулый, тощий, морщинистый, да еще он постоянно кашлял. И так кашлял, будто гром вдали гремел. Надо сказать, что и подданные у него были не лучше: у одного тоже кашель, у другого колени и локти скрипят при каждом движении, у третьего желудок побаливает, у четвертого голова плохо соображает, пятый ночами не спит, а у шестого сердце болит. У каждого своя болезнь. Живут в королевстве все бедно, так как работать некому: во-первых, болезни лечат, а во-вторых, постоянно «перекуры» устраивают.

 В том королевстве было очень грустно: никто не улыбался и друг с другом старался не разговаривать. Богач был только один, по имени Атерагис. (выходит богач вальяжно, высокомерно) 

А богат он был потому, что каждый день все жители к нему за товаром приходили, последние денежки отдавали, потому что думали, что он снадобье продает «от всех болезней». Принимать то лекарство надо было регулярно. Атерагис о жителях королевства беспокоился и бесплатно к упаковке «лекарства» выдавал коробок спичек.

А был у того короля Атсапа сын, Тропс (выходит принц).

Любил его очень король, да понимал, что в собственном королевстве он сына здоровым не вырастит, и потому отослал его учиться в соседнюю страну, где все жители румяные, да веселые, да богатые. (уходит принц)

Вопрос:

А как на самом деле звали короля? А его сына? А богача, продававшего «лекарство»?

Прошло много лет, выучился Тропс, получил специальность - тренер.

(выходит принц и удивляется)

 Вернулся домой и ужаснулся: ни одного здорового человека не осталось - ни взрослого, ни ребенка. Что такое, в чем дело?

Вопросы:

1. Почему в королевстве все жители оказались больны? Почему, например, большинство из них кашляли?

2. И что за снадобье получали они от богача Атерагиса?

А когда он догадался, то и за дело взялся. Перво-наперво собрал всех ребятишек, объяснил, что к чему. Спортивный лагерь для них организовал на берегу реки. Утром - зарядка, пробежка, умывание, чистка зубов. Потом - уроки (учителей выписал из соседней страны). После - купание в реке, да прогулки в лес по грибы и по ягоды. Питание четырехразовое: соки, фрукты, творог да молоко. Конечно, и супчики, и котлетки присутствовали. После обеда и ужина - чистка зубов под музыку. Затем сон на свежем воздухе. (дети проигрывают движения)

 Через месяц про «снадобье» Атерагиса никто и не вспоминал. Щеки стали румяными, личики загорелыми, улыбки белозубыми. Удался эксперимент.

Вернулись ребятишки домой. Родители их увидели и обрадовались, - какие они стали красивые, да здоровые. Тут-то младшее поколение и рассказало старшим, как они жили-поживали, бегали-учились-умывались, да «снадобье» не принимали. А еще рассказали, чему их в школе заморские учителя учили, - кто такой Атерагис, какой он злодей. Объяснили даже, почему Атсап перед ним бессилен. И тут собрались все жители, потолковали и решение приняли: не ходить больше к Атерагису, не принимать его лекарство. А чтобы не было соблазна, уехали все: кто к детям в лагерь, кто в соседнее государство.

Ждет Атерагис день, ждет два, ждет неделю - никто к нему не идет. Вышел в город - нет никого. Один Атсап остался и заперся во дворце, а у дверей щетки зубные выставил, да еще с самой жесткой щетиной… Собрал тогда Атерагис свои пожитки, упаковал снадобье (оно называлось кабат) и уехал в неизвестном направлении. Тут все жители вернулись, стали жить-поживать, да здоровье наживать.

Вопросы:

1. Как называлось вещество, вызывавшее болезни жителей королевства?

2. О какой вредной привычке идет речь в сказке?

3. Что помогло жителям королевства вновь вернуть утраченное здоровье?

А теперь главный вопрос:

Вы прослушали сказку, и теперь я говорю вам: будьте начеку, вдруг тот Атерагис у вас объявится? Что делать-то будете?

Далее предложено детям продолжить сказку и выстроить свои возможные действия по борьбе с одной из самых вредных привычек - курением. 

  1. Игра «Поменяйтесь местами, те кто…»

Участники садятся в круг на стулья. Ведущий находиться в центре. Игра начинается со слов ведущего: Поменяется местами тот…. называет свою привычку, вредную или полезную,  которая может подойти большинству игроков.

Например, Поменяется местами тот,

  • кто ковыряется в носу;
  • кто заправляет кровать каждый день;
  • кто опаздывал в школу;
  • кто часто  дерется;
  • кто чистит зубы каждое утро;
  • кто любит утром поспать…. и т.д.

Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, ведущий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим ведущим и начинает загадывать: Поменяется местами тот, кто ….

  1. Упражнение  «Альтернативные занятия»

Психолог показывает букву на табличке, а дети придумывают, чем позитивным и интересным можно заниматься, озвучивая свои варианты вслух.

  1. Заключение, обратная связь

Наши привычки формируем мы сами. Можно избавится от вредных привычек, и приобретать полезные. Согласны? Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь. Всего вам доброго и полезного!

Список литературы:

1. Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова «Здоровьесберегающая деятельность»

2. Интернет - ресурсы

http://shkolaviii.ucoz.ru/index/zhulanova_t_v/0-57

https://vuzlit.com/134441/vvedenie

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00665066_1.html

https://advetime.ru/menyayutsya-mestami-te-kommunikativnye-igry-variant-igry-peremanivaniya/

«Говори по сигналу»

Задачи: Развитие навыков произвольной регуляции. Способствует формированию

дисциплинированности, организованности.

Ход игры: Дети сидят в кругу, и воспитатель по очереди каждому задаёт вопрос о

чём угодно (о любимых игрушках, что делал вчера, о чём мечтает, что хочет получить

на день рождения и т.д.). Отвечать на вопрос можно только тогда, когда ребёнок

увидит определённый условный сигнал (кивок, хлопок в ладоши, подмигивание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Парад вредных привычек"

Внеклассное мероприятие "Парад вредных привычек"...

Вредные привычки. Здоровый образ жизни.

Последствия вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни. Внеклассная работа во 2-4 классах....

Классный час "Вредные привычки"

Классный час  "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...

Поговорим о вредных привычках. А курить, правда, вредно?

Театральная копилка. Сценарий для классного часа или к уроку Окружающий мир по теме "Профилактика табакокурения"...

Профилактическая беседа "Умей сказать вредным привычкам - НЕТ"

Изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека;Рассказать о профилактики вредных привычек....

Час общения "Почему вредные привычки называют вредными?"

Занятие направлено на формирование здорового образа жизни, на недопущении наркотической деятельности, употреблении психоактивных веществ,алкологя,курения. ...