Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов
опыты и эксперименты по зож

Кочеткова Лилия Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Марьяновская средняя

общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Республики Мордовия

Кочетковой Лилии Анатольевны

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников»

2. Сведения об авторе:

Ф.И.О.- Кочеткова Лилия Анатольевна

Образование — высшее

Стаж педагогической работы — 30 лет

В данной организации — 10 лет

3. Актуальность опыта

Современный ученик не только усваивает определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учится он этому на уроке. Высокий процент первоклассников уже приходит в школу с врожденными и приобретенными заболеваниями. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться, в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности.

С 1 сентября 2011 года все российские школы перешли на новые стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373. «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни»

ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных и обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Возрастающий поток информации, постоянная модернизация и интенсификация программ, широкое использование новых средств обучения, увеличивающих объем учебной нагрузки создают ощутимое давление на организм ребенка (нарушение осанки, зрения, речевого развития, слуха), вызывая напряжение и перенапряжение, способствуя ухудшению состояния здоровья. Следовательно, возникает необходимость активного использования в учебно-воспитательном процессе системы здоровьесбережения.

Одна из первых задач педагогов – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье. Важно также на своём личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

4. Основная идея здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

1.Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

2.Снижение уровня заболеваемости учащихся;

3.Сохранение работоспособности на уроках;

4.Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

5.Формирование системы спортивно – оздоровительной работы.

5. Теоретическая база опыта

Урок - это основа учебного процесса. Выделим основные требования к любому уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор.

       Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут, чередование видов учебной деятельности - 4 — 7.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Это метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

7. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами) (при несоблюдении гигиенических норм здоровье ухудшается в 2,5 раза).

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Норма: 1-2 физпаузы по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Физпаузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали - для снятия напряжения, смены позы.

10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 — 80%.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.

15. Темп окончания урока: спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

16. Желательно использование элементов технологии Шаталова (работа в мелких группах, «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую)

17. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика (желательны задания по трём уровням сложности)

18. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода на уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей).

6. Технология опыта

       В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

        Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов

считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче

мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

      Упражнение №1:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

        Кинезиологические упражнения

 Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия

на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

 Кинезиологические методы позволяют активизировать различные

отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей

человека.

 Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий

активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария

обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе

систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка

развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация

внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими

эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу

можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное

рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать

одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,

треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого

упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда

деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается

эффективность работы всего мозга.

         Упражнение №2:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

       Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный

анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия

повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной

особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»

является то, что дидактический материал размещается на максимально

возможном от детей удалении.

 Каждому упражнению можно придать игровой или творческий

характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого

листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под

порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме

способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной

возбудимости, агрессии

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими

упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые

быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,

выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения

1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его

движения.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.

Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в

воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

      Упражнение №3:

Носиком дышу, дышу глубоко,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

       Упражнение №4:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

     Упражнение №5:

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

      Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с

различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их

копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.

Дети их повторяют.

      Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих

напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения

на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

     Упражнение «Путешествие на облаке»

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и

выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на

белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако

медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши

лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое

место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное

и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и

поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,

выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также

можно предложить упражнение «Сон» - закрыть глаза,

расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень

приятном.

      Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом

устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике

заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного

характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую

позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую

работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую

память, а также снимают утомления и дают возможность избежать

переутомления.

 Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,

предложений и фраз.

    «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –

произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует

общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной

саморегуляции.

        Работа с текстом

   1. Словарная работа.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,

здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и

продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,

называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,

которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда  люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно

исполняются, давайте вместе скажем:

  2. Контрольное списывание текстов о здоровье.

 Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники

ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной

системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить

необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во

время урока).

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках

реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности

учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических

навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья

детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных

изменениях в состоянии здоровья учеников.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить

перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать

важность сохранения здоровья.

7. Анализ результативности

Таким образом, я считаю, что мой педагогический опыт является инновационным.

Регулярное использование мною различных направлений  здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся. 

Литература

1.VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» — Гебекова А. Н.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС

2.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2008. – 272 с. 

3.Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики  монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2020. – 240 с. 

4.Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1919. – 216 с 

5.Молодой учёный №12  2021 г. — Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя английского языка

опыт учителя английского языка в использовании на уроках игровых технологий...