Статья "Успешная адаптация к школе – залог здоровья первоклассников."
статья по зож (1 класс)

Статья учителя начальных классов о важности адаптационного периода первоклассников. Методы и приемы работы в данный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Секция:  Психолого- педагогические и здоровьесберегающие аспекты

            деятельности  педагога в условиях модернизации образования.

         

 Успешная адаптация к школе – залог здоровья первоклассников.

     Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап в его жизни. В психике дошкольника происходит сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Как построить учебный процесс, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье школьника? Как помочь преодолеть трудности адаптации к новым социальным условиям? Как избежать стрессовых ситуаций?

     Эти вопросы возникают у меня – учителя первого класса.

     Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадет, человек смиряется с неудачами.

        Возраст от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения, критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех в жизни, на сохранение своего физического и психологического здоровья.

      Набирая в этом году 1 класс, я наметила для себя цели работы: изучить все психолого – педагогические особенности детей, поступающих в первый класс; построить свою работу, учитывая эти особенности; работать над преодолением страхов у детей перед школой; сохранять их душевное здоровье; создать благоприятный психологический климат в классном коллективе детей и родителей; тем самым обеспечить безболезненную адаптацию к новым условиям жизни и деятельности.

        На сегодняшний день учебно - воспитательный процесс в наше школе стал многогранным, модернизирован, построен с учетом здоровьесберегающих технологий.

        Разносторонне работаем над проблемой преемственности ДОУ и МОУ. Учителя, готовящиеся принять первоклассников, уже знакомятся с ними в кружке «Читай-ка» на базе ДОУ, в «Школе будущего первоклассника»  в стенах нашей школы. На протяжении всего учебного года происходит знакомство. Дети вживаются в роль учеников, учителя работают над преодолением страхов у детей перед школой.

       Когда возникают страхи? В том случае, если ребенок плохо представляет себе, что  его ждет в школе. Или же в том случае, если информация, которую он

получил из рассказов от взрослых, старших братьев, сестер, других детей носит только негативную окраску.

        Так в своей работе в кружке «Читай-ка» я использовала уникальную методику Н.А. Зайцева. За основу берется складовый принцип, отказываясь от фонемного. Кубики и таблицы предъявляются детям сразу все. С помощью их складываем слова, прописываем их с указкой по таблице с первых занятий. При работе с кубиками дети передвигаются по классу в поисках нужного кубика, поют, хлопают в ладоши. Долго сидеть нет нужды – тем самым сохраняем осанку. Не испортишь зрения – буквы размещаются на кубиках с ребром 5 см, нет резких сочетаний цветов черного и красного на белом фоне. Для опознания «железных» (звонких), «деревянных» ( глухих), «золотых» (гласных) необходимо кубик потрясти – эти ритмы, синхронизируя нервно- психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Мои дети, играя, научились читать, сохранили здоровье и желание учиться.

         Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Уже традиционно в подготовительных группах проводим круглый стол по вопросу преемственности, где присутствуют педагоги, воспитатели и родители будущих первоклассников. Воспитатели освещают педагогические аспекты готовности к школе их воспитанников. Педагоги говорят о различных программах о бучения, родители задают вопросы. Родителям предоставляется возможность оценить свои действия по отношению к своему ребенку, скорректировать их.

             По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Неосознаваемая, но все же возросшая тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни – снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возрастает зона невротического риска.

               Главная цель моей деятельности – душевное здоровье, эмоциональное благополучие, как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.

                 Ключевой психологической особенностью младшего школьного возраста является авторитет учителя. Путь к ученику я « прокладываю» через добрые отношения, но не забываю быть требовательной, не унижаю оскорблениями, а помогаю ребенку. При оценивании устных и письменных работ я в эмоциональной форме формулирую словесную оценку: «Молодец! Мне нравиться, как ты стараешься», «Спасибо. Хорошо! Тебя было интересно слушать», «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так…», «Смотри, оказывается, можешь», «Ведь получилось же, молодец».

            Так же дети на уроке могут заработать на уроке «пятерку» - раскраска, где изображен сказочный герой с «пятеркой». Существует в моем классе накопительная система, где за неделю подсчитываются «пятерки», за наибольшее количество вручается главная «пятерка».

           Постоянно использую различные формы невербального общения – обниму ребенка, возьму за руку, поглажу по голове.

                         При оценивании учу детей видеть прежде всего положительное, что-то хорошее, радоваться успехам одноклассников.

                  Эта система оценивания нормализует отношения с учениками , родителями, снимает тревожность, повышает учебную мотивацию.

               Большое внимание уделяю созданию благоприятного психологического климата в классе, стремление вместе работать, ведь учение как известно носит коллективный характер. В первые дни провела игры на знакомство, дети работают в парах, соревнуются рядами. Сплачивают коллектив общие дела и мероприятия: организовала экскурсию в музей, библиотеку, в цирк; готовим подарки именинникам, совместные праздники «День знаний», «Мы теперь – ученики».

     Параллельно с созданием классного коллектива я работаю по формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. За это время я провела беседы: «Трудности первых школьных месяцев», «Как помочь ребенку хорошо учиться», в которых я постаралась  раскрыть психологические трудности, с которыми сталкиваются первоклассники. Совместно намечаем действия родителей, направленные на помощь детям.

     Я посетила семьи моих первоклассников, мы с родителями обсуждали особенности развития личности ребенка, его поведение, отметили его успехи, приняли конкретные решения, сделали выводы. У родителей исчезает беспокойство, появляется уверенность в том, что ребенка не оставят без внимания и помощи, если у него что-то не получится.

     И при построении уроков в первом классе я учитываю психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни. У первоклассников преобладает наглядно-образный и наглядно-действенный тип мышления. При объяснении опираюсь на имеющиеся знания у детей, пользуюсь наглядностью, компьютерными технологиями. Дети на уроке конструируют из спичек, из проволоки, из нити. Пальчиковая гимнастика помогает запомнить написание цифр и букв, снизить физическую усталость и моральное напряжение.

            Устойчивость внимания невелика, дети быстро утомляются. Когда признаки утомления очевидны, я меняю виды работы. Например: устраиваю двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, или изменить характер учебных заданий (ввести игру, провести упражнения стоя, передвижения по классу).

               Дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, иногда неадекватно реагируют на замечания учителя. Учитывая это, я использую телеграммы - небольшие открытки, содержащие рекомендации, которые я ставлю перед учеником на парту:  работай аккуратно, постарайся, следи за наклоном при письме, я жду твоих ответов, будь внимательна.

      В первые месяцы обучения я не вызываю детей, трудноадаптирующихся к школьной жизни, неуверенных, стеснительных. Нельзя демонстрировать перед всем классом неуспешность деятельности ученика, его ошибки и недостатки.

        В начальной школе, особенно в первые дни обучения, игра должна оставаться одним из главных видов деятельности. Вспомним слова Ш. А. Амонашвили: «Игра не есть способ извержения излишней энергии, а есть основная генеральная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребенка включаться в разные виды игр».

           Проработав месяц, я уже  вижу  результат своей работы. Дети вжились в роль учеников, в школу ходят с желанием, растет активность на уроках, есть стремление получить «пятёрку». У родителей нет чувства тревоги, они полностью доверяют мне, идут на контакт, активно участвуют в жизни класса. Будем продолжать работать над гармонизацией взаимоотношений школы и семьи в процессе обучения и во внеурочной деятельности, которая будет способствовать развитию психически и физически здоровой личности.

     

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

Доклад "Адаптация как мера сохранения здоровья первоклассников"

У каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школьному обучению.  Психологическая компетентность по этому вопросу поможет учителю лучше сориентироваться в трудно...

«Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе"

Программа психологического сопровождения учащихся 1 класса...

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...

Советы по адаптации к школе родителям будущих первоклассников

Ребёнок, вступая в школу, получает новый социальный статус. Это влечёт перестройку общественных взаимоотношений, образа жизни ребёнка и множество внутренних преобразований. Успех адаптации первоклассн...

Адаптация к школе. Как помочь первокласснику.

Как помочь первокласснику в адаптационный период....

Успешная адаптация к школе – залог здоровья первоклассников.

Успешная адаптация к школе – залог здоровья первоклассников.     Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап в его жизни. В психике дошкольника происходи...