Подвижные игры для группы продленного дня в начальной школе
материал по зож (3 класс)

Игры в начальной школе специалисты считают одним из самых продуктивных методов развития школьника. Благодаря им учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.

В жизни каждого ребёнка начальная школа это новый этап: школьнику предоставляется помощь открывать для себя новых друзей, в его жизни появляются новые занятия. Именно на данном этапе развития ребёнка особое место занимают игры в начальной школы, так как основные учебные материалы подаются детям в игровой форме.

Для чего необходимы игры в начальной школе

Игры в начальной школе выступают методом воспитания и обучения, передачей накопившегося опыта, по пути своего развития начиная уже с первых шагов человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_gpd.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для группы продлённого дня в начальной школе

Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама.

А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков.

Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.

Играя, дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, дисциплина.

Сборник подвижных игр (для учащихся 1 класса в группе продлённого дня)

Море волнуется раз

  • ◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:
  • Море волнуется раз,
  • Море волнуется два,

Море волнуется три…

◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

Морская фигура, замри!

Глухой телефон

◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

Ручеек

◈ Число участников нечетное.

◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

Совушка

Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

 ◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо.

Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться.

Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

Гонка мячей

Необходимый инвентарь: два мяча.

◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

Вариант 1

◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах.

Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает.

Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

Вариант 2

◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

Вариант 3

◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

Попрыгунчики-воробушки

◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

Два Мороза

◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

  1. Морозы обращаются к ребятам со словами:
  1. Мы — два брата молодые,
  1. Два Мороза удалые.
  1. Я — Мороз, красный нос.
  1. Я — Мороз, синий нос.
  1. Кто из вас решится
  1. В путь-дороженьку пуститься?
  1. ◈ Ребята отвечают:
  1. Не боимся мы угроз
  1. И не страшен нам мороз!

◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих.

Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз.

Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

Прятки

◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

Поймай и угадай

◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

Штандер

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

  • Вожак:
  • — Гуси-лебеди, домой!
  • Гуси:
  • — Почто?
  • Вожак:
  • — Волк под горой.
  • Гуси:
  • — А чего ему надо?
  • Вожак:
  • — Серых гусей пощипать да косточки глодать.

◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

Цвета

◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Снежный бой-2

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

Перепрыгни

Необходимый инвентарь: скакалка.

◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

◈ Есть два варианта ведения игры:

♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

«Молчанка»

  1. Играющие садятся в ряд.
  1. Водящий ходит перед ними и поёт:
  1. Кони, кони, мои кони,
  1. мы сидели на балконе,
  1. чай пили, чашки мыли,
  1. по-турецки говорили:
  1. чаб-чаляби, чаб-чаляби!
  1. Прилетели журавли
  1. и сказали всем: «Замри!»
  1. А кто первый отомрёт,
  1. тот получит шишку в лоб!
  1. Не смеяться, не болтать,
  1. и солдатиком стоять!

Сразу после окончания песни все должны «замереть» — молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит — из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.

«Гуси и волк»

  • Один из играющих — «волк», остальные — «гуси». «Волк» стоит напротив «гусей» и переговаривается с ними:
  • — Гуси, гуси!
  • — Га-га-га!
  • — Есть хотите?
  • — Да, да, да!
  • — Ну, летите!
  • — Нет, нет, нет —
  • серый волк под горой,
  • зубы точит, съесть нас хочет,
  • не пускает нас домой!
  • — Ну, летите как хотите,
  • только крылья берегите!

Тогда «гуси» бегут и кричат: «Га, га, га!» В это время «волк» ловит их. Те, кого он поймал, считаются «съеденными». Остальные опять выстраиваются напротив «волка» и продолжают игру до тех пор, пока не останется один «гусь». На этом игра останавливается. Последний «гусь» становится «волком», и всё начинается сначала.

«Медведь»

  1. Один из ребят изображает «медведя» и садится на корточки.
  1. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
  1. У медведя во бору
  1. грибы, ягоды я рву,
  1. а медведь не спит,
  1. всё на нас глядит!
  1. Лукошко опрокинулось,
  1. медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.

«Яблонька»

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька», её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

  • Мы посадим яблонъку — на горе, на горе,
  • наша яблонъка расцветёт — по весне, по весне!
  • Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;
  • распускайся, яблонъка, вот такой ширины.
  • Расти, расти, яблонъка, в добрый час,
  • потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
  • Ой как наша яблонъка да распустилась.
  • Ой как наша Машенька да закружилась.
  • А мы нашу яблонъку все трясти будем,
  • а мы сладки яблочки собирать будем.
  • А мы нашу яблонъку все пощиплем
  • да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах «такой вышины» и «такой ширины» играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все плавно подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами «щипать будем» легко щиплют девочку и тут же разбегаются. «Яблонька» бежит ловить: кого поймает, тот — «яблонька».

«Баба-яга»

Один из играющих ребят — «Баба-яга». Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

  1. Баба-яга — костяная нога,
  1. с печки упала, ногу сломала.
  1. Пошла в огород, испугала народ.
  1. Побежала в баньку, испугала зайку!

«Баба-яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.

Игры и развлечения в группе продлнного дня

«Игры и развлечения в группе продленного дня»

Филиппова Екатерина Дмитриевна , учитель начальных классов

Группа продленного дня у нас смешанная, т.е. ее посещают ученики с 1-го по 4-й класс. И конечно же в своей работе я уделяю особое значение играм, игровой деятельности, нахожу такие игры, которые будут интересны всем детям.

Потому что мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

Игра — вечный спутник детства, для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.

Наши ученики очень любят подвижные игры, которые мы проводим с ними в зале или на улице на пришкольном участке.

Эстафета со скакалками.

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15—20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок.

 По сигналу руководителя первые но­мера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следую­щему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх.

Выигрывает команда, пер­вая закончившая эстафету.

Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные дви­жения, выносливость и внимание, чувство ритма.

Это помо­гает им лучше подготовиться к соревнованиям, сделать свои движения более быстрыми, точными и уверенными,ноги силь­ными. 

Игра «У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной сторо­не площадки,на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают де­лать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"

Подвижные игры в группе продленного дня        Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...

Подвижные игры в группе продленного дня и здоровье детей.

актуальность подвижных игр и программ здоровьесбережения....

Подвижные игры в группе продленного дня

Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным ...

«Наши любимые игры» (подвижные игры в группе продленного дня).

В методической разработке мы подобрали самые яркие и популярные подвижные  игры для детей младшего школьного возраста,  в которые  могут играть,  как здоровые, так и дети с недоста...