"Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей с ОВЗ".
консультация по зож

Клинкова Елена Ивановна

Каждый  педагог и воспитатель, работая в учебно – воспитательном учреждении с обучающимися младших классов с ОВЗ, должен  не только учить и воспитывать обучающихся, но и научить их заботиться  о   своем здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии детей с ОВЗ

       Каждый  педагог и воспитатель, работая в учебно – воспитательном учреждении с обучающимися младших классов с ОВЗ, должен  не только учить и воспитывать обучающихся, но и научить их заботиться  о   своем здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии.

       Здоровьесберегающие технологии, по мнению, Сонькина В.Д. –  это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного и  физического процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки  возрастным возможностям обучающихся;

-  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

«Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через учебное и физическое развитие детей с ОВЗ».

       Все здоровьесберегающие  педагогические технологии условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

       Учебно - воспитательный материал, начиная с  начальной школы по любой программе, предоставляет возможность учителю, а также воспитателю прямо на занятиях формировать у обучающихся с ОВЗ навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

1.«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:

- физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях;

- пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;

- артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;

- гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;

- дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;

-  релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;

- гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

2. «Технологии обучения здоровому образу жизни»:

– система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;

- точечный массаж – проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;

- коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 3.«Коррекционные технологии»:

- технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;

- сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической помощи;

- технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;

- психогимнастика – упражнения по специальным методикам;

- речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.

        При комплексном использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в повышении мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся и в физическом развитии детей с ОВЗ.

       К этой работе нужно привлекать и  родителей. С родителями проводить беседы и практические занятия по обучению приемам  формирования здорового образа жизни. Мы должны  давать детям и родителям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учить, ими пользоваться, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Доводить до их сознания мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

       Предлагаю элементы некоторых  видов технологий, с помощью которых я прививаю своим воспитанникам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.

Зарядка-релаксация:

 Напряженье улетело,

 И расслаблено все тело.

 Будто мы лежим на травке,

 На зеленой мягкой травке.

 Греет солнышко сейчас,

 Руки теплые у нас.

 Дышится легко, ровно, глубоко.

 Нам понятно, что такое

 Состояние покоя.

Дыхательная гимнастика:

На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.

Гимнастика ортопедическая:

 Для начала по порядку – утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.  

 Есть хорошее решенье – бег полезен и игра. Занимайся, детвора!

 Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.

 От занятий физкультурой будет стройная фигура.

 Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.

 Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.

 Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем – три-четыре,

 Поднимаясь на носки, все движения легки.

 Все движения разучим.  Станем крепче мы и лучше.

 Будем  прыгать высоко, как кузнечики – легко.

 Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного

 Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.

Коммуникативные игры:

 Добрые слова не лень

 Повторять нам трижды в день.

 Кузнецу, ткачу, врачу –

 С добрым утром! – я кричу.

 Добрый день! – кричу я вслед

 Всем, идущим на обед.

 Добрый вечер! – так встречаю

 Всех, домой спешащих к чаю.

Психогимнастика:

Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»

       Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ.

Воспитательные задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ:

 1.   Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

 3.  Воспитывать положительные черты характера.

 4.  Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой.

 5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

 6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Все эти задачи в группе  с младшими школьниками с ОВЗ выполняются  благодаря  календарно-тематическому  плану  в  воспитательной работе.

Используемая литература:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2007.

2.Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.

3. Дереклеева Н.И.  Двигательные игры,  тренинги и уроки здоровья. М., 2011;

4. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией

В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьес...

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....

Здоровьесберегающие технологии на уроках у детей младшего школьного возраста.

Как помочь детям и снизить нагрузку на уроках английского языка в начальной школе....

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...