Поурочное планирование по литературе. 6 класс

Зубарева Ольга Викторовна
Предлагаю варианты
поурочного планирования в 6 классе .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи»: тема, идея, композиция стихотворения.

Цели: познакомить с юностью поэта М. Ю. Лермонтова, с началом его поэтической деятельности; познакомить учащихся с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений.

 

Ход урока

Индивидуальная работа

  1. Детство и юность М. Ю. Лермонтова

Вопросы на повторение:

  • Какие произведения Лермонтова вы помните? («Бородино»)
  • А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? (Демонстрация репродукций с картин Лермонтова. Он был талантливым художником.)
  • Посмотрим на автопортрет (с. 156) - Каким изобразил себя поэт? (Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.)
  • Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.
  • Детство было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.
  • Детские годы провёл в имении бабушки в с. Тарханы Пензенской губернии. Бабушка очень любила его. Прочитаем в учебнике, в чём выражалась её любовь (с. 153) Что в этой статье является новым для вас?
  • Именно в Тарханах слышал песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачёвом, об Отечественной войне 1812 г.
  • В барской усадьбе и сёлах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.
  • Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел.
  • В Москве. В Благородном пансионе (с. 153 – 154).
  • Затем учился в университете и в школе гвардейских подпрапорщиков. Здесь начал работать над собственными крупными литературными произведениями.
  • Кумиром Лермонтова был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал гневное, обвинительное стихотворение «На смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ. Там он написал ещё несколько произведений, в т. ч. «Бородино». Хлопотами бабушки через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником.
  • На Кавказе же в 1841 г. на дуэли погиб.
  • Какие строки из «Бородино» вы помните? (вспомнить как можно больше стихов из «Бородино». Дети получат заряд, который настроит их на продолжение знакомства с поэзией Лермонтова.)

Стихотворение «Тучи»

  1. Чтение статьи на с. 157 – 158, не до конца о создании «Тучи». Кавказ в те годы был самым опасным местом Российской империи: там шла война с горцами (вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»).
  2. Чтение учителем стихотворения.
  3. Каким настроением пронизано? Грустью. Видит в тучах таких же странников, как и он сам.
  4. Как вы понимаете словосочетание «степью лазурною»? Лазурь – светло-синий цвет, синева. Значит, «степь лазурная» - простор неба. Выражение «степь лазурная» употреблено в перен. значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность просторов неба и степи. Такие выражения называются метафорами. (Запись определения в тетради: Метафора – слово или выражение, употребляемое в перен. значении на основании сходства между предметами или явлениями.) Рабочий вариант определения метафоры: М. – это скрытое сравнение.
  5. Есть ли ещё метафоры в этом стихотворении? («Цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.)

  1. В 1-й строфе нарисована чудесная, идиллическая картина. Одно слово нарушает её. Какое? («Изгнанники») Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» - туч. Смысл этого сравнения в том, что чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта.
  2. Обратим внимание на выразительность эпитета «вечные» (этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев. У них нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу.)
  3. «с милого севера» (очень ностальгический эпитет).

  1. В чём особенность 2-й строфы? Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе. Это риторические вопросы, то есть не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания.

  1.  Кто выступает его гонителем? Судьба, зависть, злоба, клевета, преступление… Эти слова-образы, выстроенные в один ряд, выразительно говорят о мрачных и тайных силах, обрекающих человека на несчастье, одиночество, изгнание.

  1.  Чтение строфы вслух, передать горечь, отчуждённость поэта от общества, в котором он вынужден жить.

  1.  Какой образ 2-й строфы особенно обращает внимание? «Друзей клевета ядовитая» - не врагов, а друзей – что может быть страшнее? На друзей всегда надеешься, а здесь они, как враги. Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.

  1.  Как разрешается стихотворение к 3-й строфе? Отрицанием: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…/ Чужды вам страсти и чужды страдания» - утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. «Нет у вас родины, нет вам изгнания».

  1.  Завидует он тучам или жалеет их? Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч. Тучи свободны от всего, в том числе  и от людских страданий, страстей. Он страдает, гоним, но у него есть высшая ценность на земле – чувство родины. Их же никто не гонит.

Каким размером написано стихотворение? Дактиль

  1.  Вспомним, что такое противопоставление называется антитезой.

  1.  Выразительное чтение опять учителем, а потом дети, передавая лирическую интонацию так, как дети чувствуют сами.  1) Восклицание, любование красотой, сочувствие, сомнение; 2) мучительные вопросы, 3) горькое разочарование, 4) и вывод: только торт, кто любит родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживает поэт.

  1.  Д. з. Выучить наизусть.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

Тема: О создании романа «Дубровский». Историко-культурный

контекст времени. Изображение русского барства

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Проверка домаш. заданий

Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро». Далее проверяем домашнее задание.

II. О создании романа «Дубровский» 

Слово учителя

В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.

В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».

III. Введение в историко-культурный контекст времени 

Беседа

С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.

— Когда происходит действие романа?

Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.

— Каким было общество тех времен?

Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)

— Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?

Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.

— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.

— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?

Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

IV. Глава I. Изображение русского барства 

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале...»).

Домашнее задание 

Прочитать главы I, II (с. 64—76, ч. 1 учебника). Ответить на вопросы к этим главам (с. 146).



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА: Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова

Цели: познакомить уч-ся с писателем, повторить и обобщить знания о сказе как форме повествования, анализировать первые главы

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества

Слово учителя 

Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века — дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия — Лесковы.

В «Автобиографической заметке» о своем отце Лесков писал так:

«Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, „не пошел в попы“, а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу...

Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему покойная мать „через задние ворота“...

С сорока копейками отец пришел в Орел и „из-за хлеба“ был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его „переманул“ к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства...

На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни...»

Семен Дмитриевич Лесков стал чиновником и дослужился до чина коллежского асессора. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Дворянство у Лесковых было, но не было ни больших поместий, ни крепостных крестьян.

Николай Семенович Лесков родился в селе Горохове Орловского уезда. «Мы жили в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой», — писал Лесков. Семья поселилась в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Лесков дружил с деревенскими детьми и хорошо знал жизнь русских крестьян.

Когда будущему писателю было 17 лет, отец его умер от холеры, и Н. С. Лескову пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он переехал в Киев, где жил его дядя, и начал служить на мелкой должности в суде. Затем он поступает на службу к частному лицу и в течение трех лет ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Лесков встречается с людьми разных сословий, слышит их речь, разделяет их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни.

В тридцать лет Н. С. Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. М. Горький замечал: «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни».

Но разве мало было людей в нашей стране, которые имели громадный жизненный опыт? Вероятно, одного только жизненного опыта мало, чтобы начать писать. Надо уметь осмыслить этот опыт. Вот что писал сам Н. С. Лесков: «Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего „мелкопоместного курничка“, из постоялого двора и с поповки...»

Писатель не только знал детали быта, но и понимал, какими отношениями связаны между собой представители различных сословий. Он видел не только явления, но и скрытые пружины различных явлений. Описывая своих героев, он хотел показать то лучшее, что есть в людях. Именно поэтому произведения Н. С. Лескова считаются выдающимися произведениями литературы XIX века.

II. «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Сказ как форма повествования 

В подзаголовке обозначен жанр произведения — сказ.

Эвристическая беседа

— Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в прошлом году. Кто его автор?

— Как мы определяли жанр сказа?

* Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Чем отличается сказ от сказки?

В основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь, на основе реального события.

Итак, сначала происходит реальное событие. Затем на основе этого события в народе возникает легенда, которую рассказывают народные сказители. С этой легендой знакомится писатель и рассказывает ее читателям, воссоздавая облик повествователя (рассказчика). (Учитель может нарисовать на доске простую схему, чтобы дети смогли лучше понять возникновение сказа.)

— Как вы объясните, что такое образ повествователя?

* Повествователь в литературном произведении не реальный человек, а художественный образ. Но читателям кажется, что он обладает всеми чертами реального человека.

— Какими чертами обладает образ повествователя в сказах П. П. Бажова?

Дети вспомнят, что читателям кажется, будто рассказчик — старый опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду, в которую одевались мастеровые люди. Когда он рассказывает свои истории, то немного грустно улыбается.

— Какой сказ П. П. Бажова мы читали в классе? Интересно ли вам было его читать?

— Какие сказы П. П. Бажова вы читали самостоятельно?

— Вернемся к теме урока. История о косом левше и хромой блохе — это сказ. Что мы можем предположить, зная жанр произведения?

Мы можем предположить, что произведение написано Н. С. Лесковым на основе легенды, услышанной им от какого-то человека. Эта легенда, в свою очередь, возникла на основе реально происходившего события. И в первом издании «Левши» автор указывал на якобы существовавшего человека, от которого он услышал легенду о мастере, подковавшем блоху.

Но тем и удивителен сказ Лескова, что ни сказителя, ни народной легенды не существовало. Была только одна прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».

Образ повествователя и образы героев, созданные Лесковым, оказались настолько убедительными, что после публикации этого сказа в Туле возникла легенда о левше, который подковал блоху.

Говоря о героях произведения, будем иметь в виду, что повествователь (рассказчик) такой же герой. У него особая речь и свое, особое отношение к событиям, о которых он рассказывает.

III. Изображение Александра I и атамана Платова

Комментированное чтение 

Учитель читает вслух первые три главы «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н. С. Лескова, стараясь передать особую интонацию сказа и попутно комментируя непонятные ученикам слова. Дети отметят необычные слова и выражения, которые употребляет рассказчик, и схожесть первых трех глав со сказкой: можно выделить зачин и повторы эпизодов.

— Где и когда происходит действие первых трех глав?

— Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

Домашнее задание 

Выписать из первых трех глав цитаты, характеризующие императора Александра Павловича и атамана Платова.

 



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА: Страницы жизни Н.А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Картины подневольного труда.

Цели урока:

  1. Закрепить понятие «эпиграф».
  2. Познакомить учащихся с важными вехами детства и юности Некрасова.
  3. Рассказать учащимся о роли поэта Некрасова в русской литературе.
  4.  Обозначить главную тему его поэзии.
  5. Показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

Ход урока

Индивидуальная работа

Ι. О Некрасове: 

1) Вступительное слово учителя. Некрасов. Что вызывает в вашей памяти это имя? Вспомним поэму «Мороз, Красный нос», «На Волге», «Крестьянские дети», о которых говорили в 5 классе.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

В ней крепко и ясно сознанье.

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде. 

2) Пересказ статьи учащимися.

3) Эпиграф к статье на с. 215. Этот эпиграф относится к жизни самого поэта, говорит о его воле и труде.

4) с. 217 (вопрос)

5) Какие черты личности проявились у молодого Некрасова? Самостоятельность, решительность – наперекор отцу строил свою жизнь сам; упорство, трудолюбие; любовь к людям и родной природе; умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном.

6) См. с. 314. (Село Карабиха) – чтение.

7) Роль поэта Некрасова в русской литературе.

  1. Дар большого поэта – первым почувствовать и выразить самое главное, чем живут его современники. Таким поэтом был Некрасов.

  1. Он открыл для русского питателя нового героя, мужика, ремесленника, солдата, заговорившего непривычным для тогдашней поэзии языком о своей жизни, о своих нуждах.

  1. Из второстепенного персонажа мужик в поэзии Некрасова стал центральной фигурой.
  2. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством.

  1. Эпоха Некрасова – нарастающее народное движение, которое привело к отмене крепостного права.

  1. Некрасов видел зависимость простого народа от тех, кто имел власть (власть имущих). Это главная тема в поэзии Некрасова. Он не наблюдатель, не созерцатель. Некрасов – один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодёжи, на его поэзии современники учились любить родину, бороться за счастье народа.

  1. В 1862 он написал стихотворение «Железная дорога». Познакомимся с его историей. Заглянем в то время, когда создавалось это стихотворение.
  2. Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой происходило между 1842 – 1851 гг. Но поэма писалась в 1865 г. Жестокие порядки, господствовавшие в 40-е гг. во времена Клейнмихеля уже никто не осуждает. Так Александр ΙΙ, взойдя на престол, переименовал «Санкт-Петербургско-Московскую железную дорогу» в Николаевскую. Таким образом отрешил Клейнмихеля от всех должностей и отнял у него официальное право именоваться строителем этой дороги. Таким образом, её строителем был объявлен только что скончавшийся царь Николай Ι. Это произошло за 10 лет до напечатания стихотворения «Железная дорога».

     За 10 лет всё население привыкло называть эту дорогу Николаевской, так что когда в 1865 г. в «Современнике» было напечатано стихотворение «Железная дорога», современники, прочитав в эпиграфе. Что дорогу строил граф Пётр Андреевич Клейнмихель, не могли не понять, что Клейнмихель – только заслон для цензуры и что на самом деле должно было быть названо другое лицо.

  1.  Кто? Николай Ι, Александр ΙΙ? Как и всякий революционный боец, Некрасов бил по живому врагу, по фактам современной действительности. Во имя чего он стал бы выступать против давно умершего деспота? Александр ΙΙ громко прославился якобы «освободителем» от крепостного права. И при нём строительство железных дорог было сопряжено с таким же угнетением крестьян

  1.  Таким образом, стихотворение направлено против либеральной эпохи Александра ΙΙ. В нём обличаются новейшие буржуазные методы порабощения крестьян, свойственные эпохе Некрасова.

  1. Некрасов реформы Александра ΙΙ считал ограблением народа. Стихотворение направлено во многом против либеральной эпохи Александра ΙΙ. Мирные реформы, по мнению Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу, а единственное спасение народа – революция. Революционным пафосом полно стихотворение «Железная дорога». Не столько к случайному спутнику Ване обращено стихотворение, а ко всему молодому поколению:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только – жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся – ни мне, ни тебе.

ΙΙ. Чтение «Железная дорога».

ΙΙΙ. Анализ стихотворения.

  1. ΙΙ. Эпиграф. Цитаты, пословицы, изречения, отрывки из стихотворений, которые автор помещал после заглавия произведения или перед отдельными главами, стремясь пояснить их замысел, идею.

     - Чтение эпиграфа на с. 218. А здесь не цитата, а разговор, который состоит из вопросов мальчика и ответа отца-генерала. Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор.

  1. Что же возмутило автора в ответе отца? (Чтение сноски 2, 3 на с. 218)

  1. Перечитываем 1 часть.
  1. Как называют картины природы в художественном произведении? Пейзажем.

  1. Каким настроением он проникнут? 2 раза «славная осень!»; последняя строфа «Всё хорошо под сиянием лунным». Бодрый, радостный пейзаж. Состояние умиротворённости.

  1. Какая фраза настораживает? «Нет безобразья в природе…»

  1. Зачем «безобразие» поставлено рядом с таким прекрасным словом, как «природа»? Это слово – сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Если нет безобразья в природе, значит, где-то оно есть.

  1. Обратим внимание на эпитеты: воздух «здоровый, ядрёный» речка «студёная», Русь «родимая». – Есть ли сходство в окраске этих слов?

  1. Что можно сказать о человеке, который так говорит?
  2. Мог бы так сказать генерал?

  1. В чём особенность осеннего пейзажа? Поэтичны кочки, мох, болото, пни? Нет, на первый взгляд. (Пни – обрубки бывших деревьев) Ими едва ли приятно любоваться. Говорят: «глуп, как пень», а болотом именуют обывательщину, застой. Но подлинный поэт найдёт всему этому место в мире красоты.

  1. В чём же видит поэт красόты? Представим себе: лёд, похожий на тающий сахар, жёлтые листья, как ковёр. Всё такое обычное.

  1. Где же здесь красота? Всё залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием. Всё это «хорошо». Ведь это «родимая Русь»! «родимая» носит просторечный оттенок, выражает народное чувство.

  1. Осень увидена человеком-творцом, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Поэт любит родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его родина. Как любят мать.

  1. Каким именем он её называет? Не громким «Россия», а старинным и ласковым «Русь».

  1. А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»?
  2. Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Это труженик, уставший от тяжёлой работы. И в этом он тоже частица того народа, о котором написано стихотворение.

  1. Так, ещё ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, труде, народе, красоте, творчестве.

  1. В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый искусной аллитерацией:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

2-я усечённая строка как бы отделяет вступительную часть стихотворения от главной.

  1. 2 глава (перечитываем).

  1. Часть начинается с авторского обращения к «папаше» - как отклик на его ответ Ване (см. эпиграф)

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Обаяние – в стихе Н. – нечто близкое к заблуждению.

  1. Кучерский армяк – дань славянофильской моде 40-50-х гг. – деталь, намекающая на взгляды генерала: славянофилы проповедовали гармонию царской власти с народом. Кучерский армяк лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

  1. Кто построил эту дорогу? Один ответ содержится в эпиграфе.

  1. А есть ли другой ответ? И каков он? Кто подлинный строитель железной дороги? «массы народные», «русских племён и пород представители».

  1. Лунный пейзаж преображается? Больше мрачных красок. Родная сторона прекрасна, но и печальна.

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать. – Путеводная нить урока.

  1. Почему поэт просит разрешения «показать» Ване правду? (не рассказать) (показать – правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги). Перед нами художник, рисующий жизнь в картинах, обращённых к сердцу и разуму собеседника.

  1. Части главки:

1) царь голод;

2) песнь мертвецов;

3) белорус;

4) мысли о будущем народа.

     На самом деле строили дорогу «массы народные» (братья артельщики, моряки, крестьяне, каменотёсы, ткачи), а подвúг их на это царь Голод. Грандиозная символическая фигура: Голод правит миром. Понуждаемые Голодом, люди нанимались строить железную дорогу в нечеловечески тяжёлых условиях, и многие «гроб обрели здесь себе»;

  1. Как прочитать строки о царе-голоде? Торжественно и твёрдо, или печально, с горечью?

  1. Где сделать логические ударения в строках «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»?

  1. Заметили ли вы, как слова «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты», сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колёс? Дорога сейчас такая красивая («насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты»), А под ковром жёлтых листьев ему чудятся «косточки русские», им же нет счёту.  Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины.

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стёкла морозные.

Что там? Толпа мертвецов!

«Чу!» - междометие, по значению близкое к призыву «слушай!».

  1. Какие картины подневольного (принудительного) труда рисует поэт?

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой… (219 стр., предпоследняя)

  1. Кто выделяется в толпе мужиков, погибших при строительстве железной дороги? (Описание белоруса – с. 220) Почему поэт просит Ваню приглядеться к нему? Русоволосый и измождённый лихорадкой – обрисован особенно подробно, упоминается даже колтун в его волосах (болезнь, при которой слипаются и склеиваются волосы на голове; возникает в антисанитарных условиях, может быть следствием инфекции).

  1. Как понимаете вы слова «Всё претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? (С. 220, строфа верхняя). Почему называет строителей дороги ратниками, т. е. воинами? Но добавляет к этому другое определение «мирные дети труда»?

  1. Почему в стихотворении с предыдущими соседствуют строки «Любо нам видеть свой труд»? Нет ли здесь противоречия? Есть, но это противоречие не поэта, а самой жизни. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины. И тем большей славы достоин народ – не Кленмихель и им подобные, а те, кто в крови и муках создавал все блага земли, кто построил железную дорогу, те, чьи жертвы оказались не бесплодны. Преклонением перед величием народного труда Некрасов нам особенно дорог.

  1. Рельсы чугунные как называет? (стр. 219, 4-я строфа) «дороженькой». Издавна дороженька в сознании народа связана с горем, страданиями, бедой: по дороженьке угоняли молодых парней в рекруты; по дороженьке крестьянин нёс на базар последние свои пожитки; по дороженьке мужики уходили в город на заработки, прощаясь – нередко навсегда – с родной стороной; по дороженьке пролегал скорбный путь в ссылку, в далёкую Сибирь. Вот почему, рисуя бедствия народные, Некрасов употребляет полное горького смысла слово дороженька. 

  1. Заметим, что слово железный, по Далю, среди других значений имеет такой смысл: немилосердный, бездушный. Именно это значение всплывает в нашем сознании, когда читаем строки:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную…

  1. Какие правдивые картины превращаются в фантастические? В тени, набежавшей на стёкла морозные, Ване чудится толпа мертвецов, в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, звуками песни-плача. Стены вагона словно раздвигаются, исчезают совсем – и возникает широкая панорама Руси.
  2. Найдите фантастические образы в стихотворении (царь-голод, толпа мертвецов).

  1. Итак, автор показывает правду «при лунном сиянии», а свет луны высвечивает такие грани, что реальное смешивается с фантастическим. И когда это происходит, изменяется и жанр произведения.

  1. Черты какого жанра появляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады) Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Как в балладах – мертвецы встают из могил. Выходцы из могил преследуют мчащийся поезд; мертвецы не просто бегут, но поют песню, в которой опять-таки упоминается лунная ночь – время, самое подходящее для контакта живых с призраками, которые, по обыкновению, должны исчезнуть перед рассветом. Они поют о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как их обижали десятники, то есть старшие над группой рабочих.
  2. Доска:

Сочувствие

Жалость

Восхищение

Возмущение

негодование

Гордость

Горечь

Печаль

поэтичность

- При чтении 2, 3-го отрывков найти нужную интонацию. Выберите слова, которые помогут это сделать.

  1. Как должны прозвучать заключительные строки? Не забудьте, что это слова, обращённые к ребёнку. Он славит «мирных детей труда», их привычку к «труду благородному», великую «работу народную», достойную благословения и самого высокого уважения.

  1. Каково значение слова «дорога» в выражении «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?

  1. Что же даёт основание Некрасову выразить твёрдую веру в будущее народа? Вынесет всё – и широкую, ясную грудью проложит дорогу себе») Именно безмерная стойкость, титанический труд и воля масс народных.

  1. Дороженька – дорога железная – дорога в светлое будущее, - таковы образы, определяющие движение поэтической мысли стихотворения.

  1. Заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся - ни мне, ни тебе».

Д. з.