Поурочное планирование по русскому языку. 8 класс

Зубарева Ольга Викторовна
Примерное поурочное планирование
по некоторым разделам курса.
( учебник С.Г. Бархударова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:       Интонация предложения. Порядок слов в предложении.

Логическое ударение

  Цели: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 88 — проверяем «по цепочке».

2. Упр. 89 — взаимопроверка, затем устный комментарий «по цепочке». Фонетический разбор слова («весь») — на доске.

III. Закрепление изученного о предложении

1. Умение выделять грамматическую основу. Разбор упр. 90: установить синтаксические функции существительных. Отработка умения различать именительный и винительный падежи, выделять обращение. Пояснение: сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе и не согласуется с обращением.

2. Синтаксический разбор предложения. Разбираем выделенные предложения из упр. 85 (II) по образцу на с. 47-48 (устно и письменно; письменный разбор — на доске и в тетрадях).

IV. Изучение темы «Интонация предложения»

1. Объяснение учителя.

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” — в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

2. Работа с учебником.

1) Прочитаем статью § 9. Потренируемся в интонации приведенных в статье примеров.

2) Задание: объяснить характер интонации в поэтических строчках (упр. 91).

Комментарий учителя

К № 1. В конце каждой строчки стоит наиболее значимое слово, которое выделяется интонацией. Повышение интонации в конце первого предложения поддерживается восклицательным знаком. После следует пауза, обозначенная многоточием. Два следующих предложения — вопросительные. Их интонация может быть и восходящей, и нисходящей, в зависимости от того, какое слово исполнитель, читатель считает необходимым выделить.

К № 2.   Первое, повествовательное, предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию. Это сложное предложение, поэтому интонация повышается дважды, смысловое ударение падает на глаголы. Второе предложение, восклицательное, осложнено обращением, которое интонационно подчеркивается (выделяется повторяющееся слово «друг»). Предложение содержит побуждение, просьбу, поэтому выделяется глагол («вспомни»).

К № 3. Вопросительное предложение с обращением требует восходяще-нисходящей интонации.

К № 4. Предложение побудительное, смысловое ударение падает на глаголы, поэтому восходящая интонация к концу предложения переходит в нисходящую, это поддерживается многоточием.

К № 5. Повествовательное предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, логическое ударение на местоимение «всё» объясняется ин версией (необычным порядком слов).

К № 6. Восклицательная интонация диктуется и восклицательным знаком, и обращением, которое выделяется восходящей интонацией (логическое ударение падает на слово «Русь»). Второе предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, так как является повествовательным.

III. Изучение темы «Порядок слов в предложении»

1. Объяснение учителя.

В русском языке слова в предложении могут занимать различные места. Это не значит, что порядок слов совершенно свободный. Порядок слов помогает говорящему выделить то или иное слово, подчеркнуть его значение.

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции:

1) служит для передачи, прояснения смысла предложения. Предложения (записываем на доске): «Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич» — различаются только порядком слов, причем одинаковых слов, В обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Но при изменении порядка слов смысл предложения несколько меняется.

Задание: Произнесите предложения вслух, попробуйте уловить изменение смысла и объяснить его.

2) может выполнять стилистическую функцию, придавая ему эмоциональную окраску.

Под небом голубым есть город золотой... (Прямой порядок: Под голубым небом есть золотой город.)

3) может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения. Например: Тополь перерос клен. (Тополь — подлежащее, клен — дополнение.) Клен перерос тополь. (Клен — подлежащее, тополь — дополнение.) Надо иметь в виду, что при определенной интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Например: Солнце заслонило облако. Понятно, что подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

IV. Изучение темы «Логическое ударение»

1. Объяснение учителя

Устная речь отличается от письменной, прежде всего, разнообразием интонаций, подвижностью логических ударений. При этом, не меняя порядок слов в предложении, можно усилением голоса (логическим ударением) выделять его смысловой центр, то есть наиболее важное в сообщении слово. В письменной речи логическое ударение проявляется в ответах на вопросы или по контексту.

2. Чтение теоретических сведений (с. 50) и разбор приведенных там примеров.

З. Задание. Прочитайте предложение Бобры строят хатки. (записано на доске) несколько раз так, чтобы логическое ударение падало на разные слова. Поставьте вопросы к каждому варианту.

Если логическое ударение на первом слове, вопрос: Кто строит хатки? Если на втором слове — Что делают бобры? Откуда у бобров жилье? Если на третьем — Что строят бобры?

4. Выполнение упр. 102, 103, 104 — устно.

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

Тема: Выражение именной части

составного именного сказуемого

Цели: : углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц

Ход урока

Индивидуальная работа

  1. Лингвистическая разминка

Подобрать синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)

Дополнительное задание: найти пароним (слово, сходное по звучанию) к слову кроткий. (Краткий.)

  1. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы.

Можно попросить учеников составить вопросы самостоятельно и задать их классу.

— Назовите

лексическое и грамматическое значения в составном именном сказуемом?

— Назовите группы глаголов-связок.

— Как отличить простое глагольное сказуемое «быть» от глагола-связки «быть» в составном именном сказуемом?

2. Упражнения 142 (II), 143 (I, II) проверяем устно, «по цепочке».

  1. Изучение темы «Выражение именной части сказуемого»

1. Работа с таблицей (с. 67 учебника).

1) Самостоятельное чтение таблицы и примечаний к ней.

2) Пояснения учителя. Чаще всего в роли именной части выступают имя существительное (в форме именительного или творительного падежа) и имя прилагательное. Наречия в этой роли выступают редко.

3) Задание: выполнить таблицу в тетрадях, подобрав свои примеры.

4) Вывод: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.

2. Тренировочные упражнения.

Упр. 144 — устно, 145 — письменно (дополнительное задание - устно).

3. Работа над речевыми нормами (синтаксические синонимы): упражнения 146 (I — устно), (II — письменно), 147 (письменно).

  1. Подготовка к сочинению-описанию

1. Упражнения 150 — устно.

Комментарий. I часть — портрет, сказуемые — составные именные; II — пейзаж, первое сказуемое — составное именное, остальные — простые глагольные; III — характеристика, сказуемые составные именные и простые глагольные.

Вывод: Составные именные сказуемые характерны для описания.

2. Рекомендации учителя.

Дома вы должны будете описать какого-нибудь хорошо знакомого вам человека. Форму описания выбираете сами: описание портрета, описание-характеристика, комплексное описание. Можно сделать описание-загадку, чтобы мы догадались, о ком идет речь. Сочинение не должно быть большим — примерно одна тетрадная страница. Важно, чтобы в описании вы использовали все известные вам виды сказуемых.

V. Словарная работа

Запишите слова в рамках: комиссия, комитет. Составьте с ними предложения с составными именными сказуемыми.

VI. Занимательная лингвистика

Правильны ли с точки зрения русского языка словосочетания:

1) коллега по работе;

2) реальная действительность;

3) памятный сувенир;

4) прейскурант цен;

5) сниться во сне?

Объясните свое мнение.

VII. Дополнительное задание

Если позволяет время, выполнить упр. 148.

Домашнее задание

Характеристика человека

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (Ахременкова «К 5 шаг за шагом…)



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

Тема: Дополнение

 

Цели: закрепить знания учеников о второстепенных членах предложения; расширить представления о дополнении, способах его выражения.

Ход урока

Индивидуальная работа

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осложненный словарный диктант.

Записать глаголы: преследовать, регулировать, олицетворять, удивлять, поражать, воплотить, выразить, осуществить. Образовать словосочетания, в которых эти глаголы были бы главными словами. (Например: преследовать цель, регулировать движение, удивлять мастерством.)

II. Повторение темы «Второстепенные члены предложения»

1. Слово учителя.

В прошлой четверти мы изучали главные члены предложения, его основу, подлежащее и сказуемое. Теперь логично обратиться к второстепенным членам. Как вы могли заметить, знакомые термины, известные, казалось бы, темы открывают все новые факты, ставят новые вопросы. Прежде чем заняться изучением этого нового, повторим пройденное.

2. Вопросы на повторение.

— Какие члены предложения называются второстепенными?

— Как определить, какой из второстепенных членов перед нами? Разберем конкретный пример: Электронная почта моментально доставила сообщение. (Второстепенные члены определяются по вопросам.)

— Как правильно задать вопрос?

3. Комментарий учителя.

Вопрос не должен «повисать в воздухе». Нельзя задавать вопросы так: «Что? — Сообщение». Иначе в данном случае слово «сообщение» можно принять за подлежащее, перепутав именительный и винительный падежи. Только один главный член предложения независим — подлежащее. От него ставится вопрос к сказуемому. Остальные члены предложения определяются в составе словосочетаний.

Итак, выделим грамматическую основу: почта доставила. Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная — определение; доставила (что?) сообщение — дополнение; доставила (как?) моментально — обстоятельство.)

4. Разбор примеров.

Рысь посадили в клетку. Ткань в клетку называют шотландкой.

Поставим вопросы, определим второстепенные члены этих предложений. (Предоставив сделать это ученикам, учитель лишь направляет процесс и комментирует ответы.)

1) Выделим грамматическую основу. Прежде всего, заметим, что в первом предложении нет подлежащего, основа состоит из одного сказуемого посадили. От слова «рысь» нельзя задать вопрос к глаголу-сказуемому, эти слова связаны по-другому: главное слово — глагол. Посадили (кого?) рысь — дополнение. Посадили (куда?) в клетку — обстоятельство.

2) Грамматическая основа тоже без подлежащего — называют. Называют (что?) ткань — дополнение. Ткань (какую?) в клетку — определение. Называют (как?) шотландкой — дополнение.

Нельзя задать вопрос ткань (во что?), а тем более ткань (куда?). То есть грамматическое значение второстепенного члена проявляется в словосочетании.

Если бы у нас было отдельное существительное с предлогом «в клетку», мы могли только догадываться, какой вопрос надо поставить. Как видите, без контекста, то есть без окружения, хотя бы минимального, в составе словосочетания, определить роль слова в предложении, да и его лексическое значение невозможно.

III. Изучение темы. «Дополнение»

1. Слово учителя.

Начнем подробно рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые означают признаки. Дополнение же обычно обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже — от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 161 (устно): здесь дополнения выражены существительными и местоимениями.

2) Упр. 162 (составить предложения и записать их в тетрадях): здесь дополнения выражены только существительными.

3. Способы выражения дополнений.

1) Слово учителя.

Вспомним пары примеров, которые мы рассматривали в теме «Порядок слов в предложении»:

«Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич».

Эти предложения различаются только порядком слов, причем одинаковых слов. Сомнений нет, что в обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Возьмем похожий случай:

Москвич обогнал «Фольксваген». «Фольксваген» обогнал «Москвич».

Порядок слов подсказывает, что подлежащее в обоих случаях находится на первом месте. Но при определенной интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Точно определить, кто кого обогнал, мы можем, только наблюдая происходящее, наблюдая конкретную ситуацию.

Другой сходный пример:

Тополь перерос клен. Клен перерос тополь.

Кто кого перерос? Если мы не видим «картинку», мы не можем этого определить, оба варианта возможны.

Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Например: Солнце заслонило облако. Облако заслонило солнце. Понятно, что по смыслу подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

Итак, если дополнение выражено формой винительного падежа существительного, совпадающего с формой именительного падежа, мы должны исходить из конкретной ситуации, из смысла предложения, формальный подход допускает два варианта: подлежащее и дополнение могут меняться ролями.

Посмотрим, возможно ли выражение дополнений другими частями речи.

2) Самостоятельное чтение теоретического материала (§ 16, с. 75).

3) Выполнение упр. 163 (устно).

4) Задание: придумать свои примеры выражения дополнения разными частями речи, не только теми, что приведены в учебнике. (После обсуждения лучшие примеры записываются в тетрадях.)

Ты опять за старое! (Прилагательное.) Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное.) Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие.) Интересно, кто пел о «прекрасном далеко» в фильме «Приключения Электроника»? (Наречие.) Врач посоветовал мне больше гулять. (Инфинитив.) Собака отлично поняла моё «фу!», но всё-таки колбасы не выпустила. (Междометие.) На льду мы увидели нескольких рыбаков. (Неделимое словосочетание.)

5) Вывод: кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимым словосочетанием.

IV. Тренировочные упражнения

Упр. 163, 165 — письменно.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:   Основные группы односоставных предложений

Предложения определенно-личные

Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — сказуемым; об определенно-личных предложениях.

Ход урока

Индивидуальная работа

 I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, красноречие, риторика, ораторский, пафос.

2. Запись предложений с выделением грамматических основ. Учащиеся определяют, односоставные предложения или двусоставные.

1) На небе гаснут облака... Уж поздно. (Ф. Тютчев.) 2) Я жду... Соловьиное эхо несется с блестящей реки. (А. Фет.) 3) Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет.) 4) Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я. (А. Фет.)

Делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

II. Объяснение нового материала.

Запись предложений с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого.

1) Люблю безмолвие полуношной при-                                

роды, люблю ее лесов лепечущие сво-                                

ды, люблю ее степей алмазные снега.                                  

(А. Ф е т.)                                                                              

— Что значит полуношная природа? Почему поэт говорит о ее безмолвии? Когда снега бывают похожи на алмазы? Как называется такое средство художественной выразительности? Подберите синонимы к слову алмазные (снега).

2) Что стоишь, качаясь, тонкая ряби

на? (Нар. песня.)

3) Выйду, сяду под рябиной, буду слу-                                

шать соловья. (Н. Рыленков.) -                                    

4) Выйдем с тобой побродить в лунном                              

сиянии (А. Фет.)                                                                  

5) Уходи, зима седая! (А. Майков.)                                        

6) Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

                                      (С. Есенин.)

7) Напиши мне письмецо!

Делается вывод о строении определенно-личных предложений. В них на первый план выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем и пр.

Внимание учащихся обращается на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сообщается, что в русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь определенно-личными.

Сфера их использования обширна (разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи).

III. Закрепление материала.

1. Запись под диктовку.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложений, определяют тип предложений.

На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.

(По Н. Сладкову.)

— От какого лица ведется рассказ? Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

— Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего?

— Подберите синоним к слову обнаженная.

Учитель дает понятие синтаксических синонимов (синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению).

Анализируя текст, учитель подводит учащихся к выводу, что определенно-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны: в них больше подчеркивается действие, чем деятель.

2. Работа с текстом.

Ознакомьтесь с тем, что рекомендует Всемирная организация здравоохранения детям.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм. Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти. Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».

— К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?

Выборочная запись предложений.

Домашнее задание.

 

       



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:   ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ. Однородные и неоднородные определения.

Цель урока: обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу V—VII классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов); 2) правильно ставить знаки препинания; 3) соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Орфографическая работа.

Диктуется слово, учащиеся определяют вид орфограммы и записывают свои три примера с такой же орфограммой в слове.

О б р а з е ц з а п и с и:

Увидел, увидит, увидевший, видящий, увиденный, увидел бы, спрятана, заклеенный.

— От чего зависит выбор гласной перед ? в суффиксе действительного причастия настоящего времени? в окончании глаголов в настоящем и будущем времени?

II. Знакомство с новым материалом.

  1. Однородные члены предложения.

Запись под диктовку текста с объяснением выбора орфограмм, постановки знаков препинания.

Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто кто задел колокольчик. И тотчас высокая трель ударила по черной воде и рассыпалась среди зарослей сусака и кувшинок.

Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке странные и смешные звуки, будто он полоскал себе горло ночной росой.

(К. Паустовский.)

(Суса́к — водяное зонтичное растение.)

— Какие средства выразительности использует для создания образной зарисовки писатель?

— Какие сочетания слов во 2-м и 3-м предложениях не являются словосочетаниями? Почему? Сравните две записи: ударила и рассыпалась — . Какой вид связи в каждой записи? (В первом случае связь сочинительная, однородные члены связаны равноправной связью, не зависят друг от друга. Во втором случае зависимое слово в словосочетании подчиняется главному, связь подчинительная. Делается вывод: между однородными членами связь сочинительная.)

— Какими частями речи выражены в предложениях однородные члены?

— Разберите по членам предложение Шар был матово-белый и медленно плыл по воздуху. Составьте его схему. ([        и    ].)

В ы в о д: однородные члены не всегда выражаются одной частью речи.

Учитель сообщает учащимся, что однородные члены могут быть распространены. Ср. два предложения: Профессия космонавта требует мужества и выдержки.— Профессия космонавта требует огромного мужества и колоссальной выдержки.

Разбор предложения Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берез.

О б щ и й   в ы в о д: однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего (но не всегда) выражаются одной частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов.

  1. Определения однородные и неоднородные.

Разбор предложения Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

Внимание учащихся обращается на то, что оба определения относятся к одному слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

Запись на доске.

Цвет

Размер

Вкус

Форма

Из чего сделан предмет

белый

синий

красный

большой

маленький

огромный

сладкий

горький

кислый

круглый

квадратный

прямоугольный

шерстяной

ситцевый

шелковый

— Прилагательные каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т. д. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Сравните примеры: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. — Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки.— Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

Но такие определения могут быть и однородными, если они объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием небо осеннее, невзрачное).

Определения однородны, если второе и последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.

Запись предложений и их анализ.

1) Наступила ясная, теплая (т. е. чудесная) ночь. 2) Широкая, ласковая (т. е. добрая) улыбка озарила ее лицо. 3) Косой, мерзлый (т. е. противный) дождь хлестал в лицо. (И. Гончаров.) 4) Его горячее желание — видеть жизнь свободной, разумной, красивой (т. е. счастливой). (М. Горький.)

Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: 1) Надвигался знойный, тяжелый день. (К. Паустовский.) (Знойный, поэтому тяжелый.) 2) Медленно исходила красная, угрюмая луна. (М. Горький.) 3) От земли поднимался душный, теплый запах. (М. Горький.) 4) Голубенький, чистый подснежник-цветок, а подле сквозистый, последний снежок. (А. Майков.)

Однородными бывают одиночные определения и стоящие за ними определения, выраженные причастным оборотом: 1) Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) 2) Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука. (К. Паустовский.) 3) В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка. (М. Горький.)

III. Закрепление материала.

Анализ предложений.

1) Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. (М. Ломоносов.) 2) Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом переда вал то, что чувствовалось. (К. Паустовский.) 3) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг. 4) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.5) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Л. Толстой.) 6) Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки. (И. Бунин.) 7) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. (М. Горький.) 8) Вот предо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы. (М. Горький.) 9) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. (М. Горький.)

Домашнее задание: