Поурочное планирование по русскому языку. 6 класс

Зубарева Ольга Викторовна
Предлагаю варианты поурочного планирования
в 6 классе.
( программа М.Т. Баранова)
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:   Жаргонизмы  

  Цели: ознакомить учащихся с понятием «жаргонизмы»; рассказать о сфере употребления жаргонизмов.

Ход урока

Индивидуальная работа

  1. Работа с эпиграфом.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» (К. И. Чуковский).

2. Словарная работа.

– На доске написаны слова:

Тщательнее, на локте, загодя, предприняла, сливовый, грушевый, айвовый, вишневый, свекла, уведомить, премируют.

Работа проводится так же, как и на предыдущих уроках.

– Тщательнее, пожалуйста, – попросил он, – и осторожно, а то у меня будут синяки на локте.

– Загодя ничего нельзя знать, – парировала она, – но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну а меня обязательно премируют! До свидания! И она стала ретироваться к выходу.

3. Работа с предложением.

– Исправьте ошибку, вызванную употреблением слова в несвойственном ему значении: «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».

– Что такое жаргон?

– Прочитайте на стр. 35 учебника о том, что такое жаргонизмы.

4. Упражнение 76.

– С одним из жаргонизмов придумайте предложение и составьте пару, где этот жаргонизм заменяется литературным словом.

– Сравните предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А какое лишь в определенному кругу людей?

5. Слово учителя с элементами беседы.

– Что означает выражение «типун тебе на язык»? 

По сведениям фразеологического словаря, типун – роговой бугорок на кончике языка у птиц. Он помогает птицам склевывать пищу. Твердые прыщики на языке у человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками.

По суеверным представления, типун появляется у лживых людей. Первоначально это выражение было магическим заклинанием, призванным наказать лжецов и обманщиков. Сейчас смысл этого заклинания несколько изменился: не говори того, чего не следует, а иначе – пусть у тебя на языке вскочит типун!

– Знаете ли вы, что в древней языческой Руси, когда люди еще поклонялись богу солнца, богу ветра, слова с отрицательной окраской в доме произносить было нельзя. Существовало поверие, что слово обладает магической силой. Считалось, что злое слово вызывает злого духа.

– Как называется это животное? (Учитель показывает рисунок с изображением медведя.)

– На самом деле исконное название этого животного нами уже забыто. Существует версия, что древние люди не произносили всуе этого имени, т. к. боялись его прихода. Поэты стали называть его «обманным» именем – медведь (т. е. тот, кто мед ведает).

– А как называется этот цвет? (Учитель показывает предмет красного цвета.)

– Отличается ли червонный цвет от красного?

– Сравните выражения: красный цвет – красный молодец.

– Почему можно утверждать, что этот цвет самый любимый у русских людей?

– Итак, каждое слово, произносимое нами, несет в себе культуру нашего народа, часть его быта. По словарному запасу человека можно определить уровень его культуры.

6. Упражнение 79.

7. Самостоятельная работа.

– Прочитайте мнение о жаргоне языковеда Л. И. Скворцова.

– Согласны ли вы с ним?

– Коротко запишите свое мнение в тетради и обоснуйте его.

8. Итог урока.

– Опираясь на эпиграф, ответьте на вопрос: можем ли мы судить о человеке по его речи?

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:   Гласные О и Е после шипящих

в суффиксах существительных

Цель: сформировать умение определять значение суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное).

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Устная проверка упражнения 252.

2. Опрос по теоретическому материалу § 45.

III. Изучение нового материала

Выполнение упражнений:

Домашнее задание:

 

       



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА:   Повторение изученного

об имени прилагательном в пятом классе

Цель: закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.

Ход урока

Индивидуальная работа

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Беседа.

— Вы в пятом классе начали изучение такой части речи, как имя прилагательное. Вспомните, что вы узнали об этой части речи.

Далее учитель задает вопросы, а учащиеся устно на них отвечают.

— Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета.)

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».)

— Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

— Какую форму могут иметь имена прилагательные? (Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму.)

— Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Приведите примеры. (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Они ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные. Например: сильный дождь.)

— Чем могут являться в предложении имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым.)

2. Распределительный диктант.

Учащиеся должны распределить словосочетания по двум группам: с прилагательными в полной форме и с прилагательными в краткой форме.

Прекрасная погода, день чудесен, сильный дождь, яркое солнце, вода холодна, фрукты полезны, огромный айсберг, широкая дорога, жизнь прекрасна, мокрая одежда, спелый апельсин, красный шарф, не красна изба углами, а красна пирогами; девушка красива и молода, знакомое лицо, красивый пейзаж, широка река.

3. Самостоятельная работа.

Учитель диктует прилагательные, учащиеся должны изменить их по родам и просклонять по падежам.

Хороший, лесная, тихое, привольное, робкий, белая, трусливый.

4. Выполнение упражнений 269, 273.

III. Итог урока

Учитель диктует небольшой текст. Учащиеся должны, услышав имя прилагательное в тексте, хлопнуть в ладоши.

Какого цвета листья осенью? Зеленые, красные, желтые, коричневые — вот неполный список цветов, которыми пестрит лес золотой осенью.

Домашнее задание. 

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Синтаксический разбор.

— Сделайте синтаксический разбор предложений, определите, каким членом предложения является имя прилагательное.

Прошел теплый летний дождь. На зеленых листьях деревьев появились крупные капли. Но высокая температура на улице совсем не снизилась. По-прежнему жарко. После дождя на голубом небе появилась яркая радуга с неизменными цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Асфальтовые дорожки, нагретые солнцем, быстро высохли. И можно снова идти гулять! Лето — хорошая пора!

2. Выполнение упражнений 270 (коллективно), 274 (самостоятельно), 247 (учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу).

III. Самостоятельная работа

(Задания см. в приложении 1.1.)

IV. Итог урока

Учитель диктует предложение. Учащиеся должны сделать его синтаксический разбор устно.

Красивая собака в голубом ошейнике бежала по дороге, когда я утром выглянул в окно.

О б р а з е ц   р а з б о р а

Это сложное предложение, так как состоит из двух простых и имеет две грамматические основы. Первая грамматическая основа — собака (подлежащее), бежала (сказуемое); вторая грамматическая основа — я (подлежащее), выглянул (сказуемое). Второстепенные члены предложения: красивая — определение, в ошейнике — дополнение, в голубом — определение, по дороге — обстоятельство, утром — обстоятельство, в окно — дополнение.

Домашнее задание:

 

       



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

ТЕМА: Анализ контрольного диктанта. Имя числительное как часть речи.

Цели: сформировать понятие об имени числительном; вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые имена числительные.

Ход урока

Индивидуальная работа

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

                  (см. приложение)

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Все вы каждый день сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Например, когда нам нужно куда-то поехать, мы идем на остановку и ждем автобус именно такого номера, который нам нужен. Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже не было.

Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр? (Ответы учащихся.) Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. Вы знаете, что чисел существует огромное количество, а как вы думаете, какие из всего этого многообразия являются самыми важными, без которых нельзя? Это цифры первого десятка, от одного до десяти. Ведь без них не было бы и остальных чисел, так как они все образованы из этих цифр первого десятка.

Как вы уже заметили, тема нашего сегодняшнего урока — имя числительное. Подумайте, от какого слова образовано слово числительное. Правильно, от слова число. В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а так же порядок предметов при счёте. Давайте запишем определение имени числительного.

2. Работа с учебником.

— Откройте свои учебники на странице 139 и прочтите, что такое имя числительное, на какие разряды делятся числительные и какими частями речи они могут быть в предложении. Запишите эти правила в свои тетради.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей.

Учащиеся заполняют таблицу, начерченную на доске.

Числительные,

обозначающие

количество

Числительные,

обозначающие

порядок при счете

Числительные,

обозначающие

число

Два, десятый, двое, трое, первый, три, седьмого числа, пять плюс девять, одним пальцем, пятнадцатый этаж, дважды два — четыре, одна голова хорошо, а две — лучше, семь раз отмерь, один — отрежь, три умножь на восемь, пятнадцать книг.

2. Коллективная работа.

Учитель диктует предложения. Учащиеся должны определить, какими членами предложений являются имена числительные.

Две девочки вошли в читальный зал. Прибавьте к двум семь, а потом отнимите один. Урок музыки будет сегодня на первом этаже. Он должен прийти в восемь часов.

V. Итог урока

На доске записаны числа и цифры. Учащиеся должны их записать словами.

35, 48, 117, 429, 5276, 2, 41876.

Домашнее задание:

Приложение

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тест 3

Прочитайте текст и выполните задания

 (1) Непостижима тайна стремления птиц на холодный север.

(2) С гостеприимного тёплого юга, одолевая пространство, стремятся крылатые путешественники на самый край земли.

(3) Как сурова, как холодна эта далёкая родина множества птиц! (4) Но и в этой суровости неповторимую видим мы красоту. (5) Жмурясь от нестерпимого света, стараюсь представить окружающие нас почти неведомые просторы. (6) Вижу безлюдную пустыню, выступы каменных гор, сохранивших необычайные очертания.

(7) Странный вид имеют здесь горы, вершины которых ярко подчёркнуты ослепительною белизной снегов.

(8) Точно опалённые пожаром, возвышаются над тундрой остовы разрушенных скал. (9) Многоцветный узор лишайников покрывает их выветренную поверхность. (10) Ветер свистит в их каменных вершинах. (11) По дну живописнейших каньонов текут холодные реки, струятся прозрачные ручьи...

(12) Странно чувствует себя путешественник, в полном одиночестве забравшийся на каменную вершину.

(13) Таинственные горы рисуются перед ним над горизонтом. (14) Призрачным светом озарены снежные вершины.  (15) Пересечённая розоватыми и синими тенями расстилается впереди снежная пустыня.  (16) Как бы подчёркивая окружающую тишину, отовсюду слышатся птичьи голоса.  (17) В кристальной чистоте воздуха сказочно звучат эти далёкие бесчисленные голоса.

                                                                                                        (По И. Соколову-Микитову)

ЧАСТЬ А

 А1 Укажите верную морфологическую характеристику слова многоцветный (предложение 9).

1) относительное прилагательное

2) качественное прилагательное

3) притяжательное прилагательное

4) превосходная степень качественного прилагательного

А2 Укажите предложение, в котором имеются однородные сказуемые.

1)2          2)3        3)6            4)17

А3  Укажите вариант ответа, в котором правильно перечислены все слова, пишущиеся с частицей НЕ слитно.

А. (Не)повторимая красота

Б. (Не)стерпимый свет

В. (Не)обычайные очертания

Г. (Не)ведомые  просторы

1)АБВ        2)БВГ          3)АВГ         4) АБВГ

А4  Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, пишущиеся с двумя буквами Н.

А. Таинствен. ..ые горы      Б. Призрачн...ый свет        В. Бесчислен...ые голоса     Г. Камен. .. ые утёсы

1) АБВГ       2) АБВ         3) АВГ        4) БВГ

А5 Каким членом предложения является слово необычайные (предложение 6)?

1) сказуемое      2) определение   3) дополнение   4) обстоятельство

ЧАСТЬ В

В1  Из 7 предложения выпишите прилагательное, в котором количество букв и звуков совпадает.

В2  Укажите способ образования слова гостеприимного (предложение 2).

В 3 Определите, из каких морфем состоит прилагательное бесчисленные (17). Напишите названия этих морфем.

В4  Замените прилагательное странный (предложение 7) синонимом. Напишите этот синоним.

В5 В предложениях 16— 17 найдите притяжательное прилагательное. Напишите это прилагательное.

В6  Из предложений 2—4 выпишите краткие качественные прилагательные.

В7 В предложениях 7— 11 найдите качественное прилагательное, имеющее превосходную степень сравнения. Напишите это прилагательное.

В8  Из предложения 14 выпишите словосочетания «существительное + прилагательное».

ЧАСТЬ С

С1 Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Как различать качественные и относительные прилагательные?» При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

 



Предварительный просмотр:

УРОК № _______________    ДАТА ________________

Тема: Род несклоняемых имен существительных

Цели: сформировать навыки правильного определения рода у несклоняемых существительных.

Ход урока

Индивидуальная работа

  1. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Устная проверка индивидуального задания и упражнения.

III. Изучение нового материала

На доске записаны слова:

Мисс, месье, конферансье, кенгуру, пальто, пенсне, мадам.

— Нам нужно определить род этих имен существительных. Как мы это будем делать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице 89 и прочитайте, как определять род несклоняемых имен существительных.

— А теперь давайте определим род существительных, написанных на доске.

— Таким образом, у нас получается, что слово мисс — женского рода, месье — мужского, конферансье — мужского, кенгуру — мужского, пальто — среднего рода, пенсне — среднего и мадам — женского рода.

— А теперь давайте повторим, как же определяется род у несклоняемых имен существительных. Несклоняемые неодушевленные имена существительные — среднего рода. К мужскому роду относятся такие слова, как пенальти, кофе и т.д. Запомните, что слово кофе — мужского рода. К женскому роду относятся такие слова, как кольраби (потому что кольраби — это капуста, а слово капуста — женского рода), авеню (потому что авеню — это улица, а слово улица — женского рода).

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения 225.

Для выполнения этого упражнения можно доску разделить на три столбца в один столбец вписывать предложения с несклоняемыми именами существительными женского рода, в другой — мужского рода, а в третий — среднего рода.

Выполнять данное задание выходят трое учеников. Остальные делают его самостоятельно.

2. Индивидуальное задание.

— Раскройте скобки.

Зимой, чтобы не простудиться, нужно одевать (теплый) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт (горячий) кофе. Кто-то играл на пианино, (который стоял) в большой комнате. Исход игры (решил досадный) пенальти. Дом, который нам нужен, находится на (пятый) авеню. Дверь (открыл пожилой) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожилой) конферансье. А вы любите (жареный) кольраби?

В то время, пока часть учащихся выполняет индивидуальное задание, остальные самостоятельно выполняют упражнение 227.

V. Итог урока

— Как же правильно определить род несклоняемых имен существительных? (Род несклоняем имен существительных определяется по слову, которое оно обозначает, или род таких имен существительных нужно запомнить.)

Домашнее задание: