Разработки уроков

Зубарева Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

 Тема:            Закрепление по теме  «Односоставные предложения»

Цели:           Закрепить представление об односоставных предложениях;                                               совершенствовать навыки различия двусоставных предложений и односоставных предложений;

                     развивать речевую культуру учеников;

                     осуществлять межпредметные связи.

Методические

приемы:       ответы на вопросы, повторение, работа с поэтическим текстом,

                     со схемой, самостоятельная работа, реализация межпредметных связей, элементы лингвистического анализа текста.

Ход урока.

  1. Лингвистическая разминка.

Вопросы по теории:

 1.  Раздел науки о языке, изучающий звуки, буквы   (фонетика).

 2.  Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексика).

 3. Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы (морфология).

 4. Раздел науки о языке, изучающий правила написания слов (орфография).

 5. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис).

 6. Раздел науки о языке, изучающий расстановку знаков препинания (пунктуация)

 7. Предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го              

     лица, называются … (определенно-личными).

8. Предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа, называются … (неопределенно-личными).

9. Предложения, в которых сказуемое выражено безличными глаголами или инфинитивом, реже наречиями, называются …(безличными).

10. Предложения, которые могут иметь значение обобщенного лица, называются …(обобщенно-личными).

     II. Проверка домашнего задания.

     

   а) ученики читают подобранные из художественных произведений примеры односоставных произведений;

    б) определить тип каждого односоставного предложения (устно).

           Дополнительные задания.

1. а) Учись у них – у дуба и березы.

        Кругом зима. Жестокая пора!

     

    б) Ель рукавом мне тропинку завесила.

        Ветер. В лесу одному

        Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

        Я ничего не пойму.

    в) Шепот, робкое дыханье,

        Трели соловья,

        Серебро и колыханье

        Сонного ручья,

        Свет ночной, ночные тени,

        Тени без конца,

        Ряд волшебных изменений

        Милого лица,

        В дымных тучках пурпур розы,

        Отблеск янтаря,

        И лобзания, и слезы,

        И заря, заря!

                 Вопросы:  Какой тип односоставных предложений преобладает?

                                   В чем особенность назывных предложений? В каком стиле

                                   они чаще используются?

                 

2. Пословицы.

         

         а) Из одних слов шубы не сошьёшь.

         б) Словами, как лаком, дела покрываешь.

         в) Сладко бает, да дела не знает.

         г) Словами города строят.

              Вопросы:  Докажите, что эти предложения имеют значение            

                                обобщенного лица.

                                Что объединяет эти пословицы?

                                Какие пословицы со значением обобщенного лица помните вы?

                                Приведите примеры.

III.  Закрепление пройденного.

     

   Работа с текстом.

Рассвет.

1) Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

2) Сумрак ночи прячется в лесах.

3) Из долин зеленых утром веет.

4) Веет юной радостью с полей.

5) Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье…

6) Разгорайся, новый день, светлей!

7) Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять во всей земле,

Что вся жизнь – день радости и счастья!

И.Бунин

                   Задания:

  1. Выразительной чтение.
  2. Определить тему, идею стихотворения.
  3. Переписать, выделить главные члены предложения, указать чем они выражены.
  4. Определить тип односоставных предложений (после каждого в скобках).
  5. Выполнить синтаксический разбор предложения № 5.
  6. «Собрать» и графически обозначить орфограммы.
  7. Объяснить пунктограммы.
  8. Выделить художественные средства в стихотворении.

   IV.    Итоги  урока.

              1. Заполнение и пояснение схемы:

Односоставные предложения

с главным

членом-сказуемым

с главным

членом - подлежащим

определенно-личные

безличные

неопределенно-

личные

назывные

                   

      2. Домашнее задание 5,6,7 к стихотворению «Рассвет» И.Бунина.



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе

«Путешествие по книге сказок»

(конспект урока с презентацией)

Ход урока:

l  Организационный момент:

Слово учителя: (сл.1) Звучит мелодия «Сказки Венского леса» Штрауса.

Страна сказок – самая удивительная из всех на свете.  Где еще можно увидеть бочку, плывущую по  волнам океана?  А золотую рыбку, исполняющую все желания? Волшебное зеркальце? Этот удивительный мир открыл перед нами известный всем поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы еще раз вспомним эти сказки, окунемся в их волшебный мир…

Посмотрим, какие страницы «Книги сказок» нас ждут. ( Знакомство с содержанием урока. Сл. 2)

ll  Основная часть:

Сл. 3

Александр  Сергеевич   Пушкин  родился в 1799 году в Москве. Рано научился читать, выучился французскому языку. Но особенная любовь была к речи русской.

Сл. 4  Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, и няня, Арина Родионовна, были самыми близкими его сердцу людьми. Они рано познакомили Сашу с русским фольклором. Песни и сказки няни он запомнил на всю жизнь. Сюжеты ее сказок, торопливо записанные пером, Александр Сергеевич сохранил.

Сл. 5  А.С. Пушкин писал:

в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела  в шушуне,

В больших очках и  с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух  напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Сл.6  Годы шли, поэт вырос, стал знаменит.

   Им создано много произведений, которые до сих пор считаются шедеврами русской литературы.

   Его сказки читаются и безумно нравятся и взрослым и детям.

Вспомним сказки?

Сл. 7       

  Три девицы под окном

     Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица,-

     Говорит одна девица…

Сл.8   А вы знаете, что …

      первоначально Пушкин хотел чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.                  «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований.

Сл. 9   

    Негде в тридевятом  царстве,

В тридесятом государстве,

         Жил-был славный царь Дадон…

Сл. 10   А вы знаете, что …

    про «Сказку о золотом петушке» было написано немало работ. Большинство исследователей творчества Пушкина сошлись во мнении, что это произведение было навеяно автору «Легендой об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и «Историей о Золотом Петухе» Фридриха Максимилиана Клингера.

     Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»)

Сл. 11

Царь с царицею  простился,

                                                                В путь-дорогу снарядился,

                                                                И царица у окна

                                                                Села ждать его одна.

     Ждет-пождет  с утра до ночи...

Сл.12   А вы знаете, что …

«Спящая красавица» — традиционная европейская сказка. Хрестоматийным стал вариант сказки, который опубликовал в 1697 году Шарль Перро. Известна также редакция сказки братьев Гримм. Сюжет очень похож: долгожданная дочь, пир, предсказанный сон…  Проходит 100 лет, появляется принц, проникает в замок — и принцесса пробуждается (никакого поцелуя нет, она пробудилась только потому, что пришло время чарам отступить). Затем — тайная помолвка. Принц каждый день наведывается к жене, и у них рождаются дети — сын по имени День и девочка по имени Заря…

Сл. 13  

Жил старик со своею старухой

                                                              У самого синего моря.

                                                              Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года…

Сл. 14     А вы знаете, что …

сюжет этой сказки основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» (нем. Vom Fischer und seiner Frau) из сборника Братьев Гримм, с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево).   В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой. В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне!

Сл. 15

Жил – был поп, толоконный лоб.

                                                           Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого  товару…

Сл. 16     А вы знаете, что …

«Сказка о попе и о работнике его Балде»  при жизни поэта не печаталась. Написана в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.   Пушкин читал эту сказку летом 1831 года Гоголю в Царском селе. Гоголь писал Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 года), что Пушкин читал ему «сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила“, но совершенно русские»

 

Игра:

Кого из героев известной сказки вы узнали?  А, может быть, и строчки из сказки вспомним?

Сл. 17   Бесенок

Сл. 18  Молодая царевна и мачеха

Сл. 19  Гвидон., царевна Лебедь

Сл. 20  Старуха (столбовая дворянка) и старик

Сл. 21  Лукоморье

Словарная работа


Сл. 22              «Что ты, баба, белены объелась?»

                  Что такое белена?

Сл.23             «Есть же мне давай вареную полбу…»

                 Что такое полба?

Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке:

Сл.24 

 1. Царь с царицею простился

     В путь-дорогу снарядился

     А царица у окна

     Села ждать его одна…

2. «Коль старушка, будь нам  мать,

                                                               Так и будем величать…

3. И царевна к ним сошла,

    Честь хозяям отдала…

4. Вмиг по речи те  спознали,

Что царевну принимали…

5. … белолица, черноброва,

   Нраву кроткого такого.

   И жених сыскался ей,

   Королевич Елисей…  

Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и постоянные эпитеты:

Сл. 25    1. К красну солнцу наконец

                   Обратился молодец…

2. «Братец мой, -

                   отвечает месяц ясный,-

                       Не видал я девы красной.

  1. И царевна очутилась

                   В светлой горнице…

4. Подождать она хотела

До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

     К алым губкам поднесла,

  Потихоньку прикусила

     И кусочек проглотила…

   5. Ждет-пождет  с утра до ночи,

       Смотрит в поле инда очи

       Разболелись глядючи

       С белой зори до ночи…

Игра «Исправь ошибку!»

Сл. 26  

1. «Вынырнул  подосланный поросенок.

Замяукал он, как  голодный котенок...»

2. «Раз, два, три!   Догоняй-ка.

                                                              Пустились бесенок  и  зайка:

                                                              Бесенок по дну морскому,

А зайка в лесок к знакомым...»

3. «Пошел Балда в  ближний ларек,

Купил двух зайков  да в мешок.»

4. «Вылез бесенок:

«Хватит, мужичок,

              Вышлем тебе весь оброк –

                                   Только слушай. Видишь ты эту палку?»

                     Выбери себе любую монету…»

Сл. 27

5.   Там на невиданных   тропинках

       Следы невидимых зверей…

6.    Ветер по морю гуляет

     И кораблик погоняет;

        Он бежит себе в волнах

        На размытых парусах…

Из какой сказки сей волшебный предмет?

Сл 28      Яблоко. Зеркало.    «Сказка о мертвой царевне…»

Сл. 29     Орех     «Сказка о царе Салтане..»

               Веревка  «Сказка о попе и работнике Балде»

Сл. 30    Прялка  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки Пушкина глазами детей.

Просмотр иллюстраций  (слайды 31-33)

Сл. 34     Для многих людей на Земле произведения Пушкина были самыми любимыми, самыми значимыми в жизни. Вот как писал об этом украинский поэт Ростислав Братунь:

Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил.

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил.

Львов утопал в осенней ночи,

И дождь, и снег, и мрак густой ...

Мне виделись Татьяны очи,

Полтавы полдень золотой ...

Олег дружинников сзывает,

В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет

Мне детство Пушкин – чародей.

А «буря мглою небо кроет..»,

Но солнце- верилось – взойдет...

День брезжит новою зарею -

К нам Русь на выручку идет!

Та книга до сих пор со мною,

Меня отец учил по ней

Любить Россию всей душою,

Ее язык, ее людей.

                  Вот и вспомнили мы сказки, которые нам так хорошо знакомы. И  сейчас мне хочется прочитать следующие строчки:

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И светлой дружбой дорожите

Её, как свет звезды, неся.

Как Пушкин, пламенно живите,-

Жить нам без Пушкина нельзя!

lll  Итоги урока. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок-семинар по литературе. 9 класс.

Тема: Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Цели: обзор-осмысление Родины в лирике  поэта; обучение анализу стихотворения; закрепление навыка самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Реализация домашнего задания

Выступление учащихся (участники других групп пишут конспект, задают вопросы, возникающие во время выступления).

Родина – тема лирики  поэта, развивающаяся на протяжении всего творчества. В ней можно выделить 3 грани, над которыми работали группы.

1 группа: Прославление героического прошлого. (Стихотворения «Два великана», «Бородино», «Кто видел Кремль…», строфы из «Сашки»).

Стихотворения глубоко патриотичны. Поэт восхищается защитниками Родины, их единством, готовностью пожертвовать собой:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Русские встречают французов,проявляя ловкость, силу, умение:

…Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

Для «Бородино» характерен высокий стиль описания:

…Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

что  не оставляет сомнений в любви Лермонтова к России.

2 группа: Неприятие самодержавно-крепостнической России. (Стихотворения: «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «Тучи»).

В аллегорической форме в стихотворении «Жалобы турка» поэт говорит:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Этот край… моя отчизна!

«Прощай, немытая Россия» - отношение поэта к российским порядкам. Осуждается действительность, поэт называет родину «страной рабов, страной господ», в которой «преданным народом» управляют «голубые мундиры».

Несвободной России Лермонтов противопоставляет Кавказ. Возникает мотив бегства, но жизнь вдали тяготит. Стихотворение «Тучи». Сосланный поэт не желал бы себе участи странниц-туч (Россия – «милый север»).

3 группа: Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа. (Стихотворение «Родина»).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

В чем же заключается странность любви к России? Прежде всего в том, что поэт не приемлет современных условий жизни в ней.

Любовь («отрадное мечтанье») Лермонтов понимает как нечто противоположное рассудку.

Рассказ поэта о том, что он любит в России начинается с бескрайних просторов ее: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». В этом безграничность, ширь, сила, мощь России.

Особенности народной жизни – вот что более всего влечет Лермонтова.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Образ Родины складывается из деталей пейзажа и типичных примет жизни крестьян.

Таким образом, «странная любовь» поэта к Родине состоит в том, что он, не принимая государственного и общественного устройства, любит русскую природу и простых русских людей.

  1. Анализ стихотворения “Монолог» (тема и идея, лирический герой, эмоциональная окраска, особенности ритмики, размера, рифмы, особенности поэтического языка).
  2. Итоги урока

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина».



Предварительный просмотр:

Урок литературы

 «Гражданская лирика Н.А. Некрасова»

(10 класс)

Цель урока:

 развитие   представлений о понятии «гражданственность» в России  ХIХ  и ХХI веков через художественный текст (стихотворения Н.А.Некрасова) и тексты научного стиля (толковые словари, справочники, Интернет-источники, учебники обществознания)

Задачи:

Образовательная:

1) познакомить с  гражданской лирикой Н.А.Некрасова (на примере стихотворений «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Зине»).

 2)сопоставить две трактовки термина «гражданственность» в произведениях поэта (ХIХв.) и на современном этапе (ХХI в.)  через обращение к словарям, справочникам, учебникам обществознания.

3) активизировать познавательную активность учащихся

Развивающая: 

 развитие навыков анализа стихотворного текста,  понимания идейного содержания произведения; навыков работы с  различными источниками (художественным текстом,  словарями, справочниками, Интернет-источниками),  развитие умения  анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков алгоритмизации  путей получения знания (метапредметный аспект); развитие  коммуникативных навыков при работе в парах.

Воспитательная:

 воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции  старшеклассников,  привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа, отраженному в лучших произведениях русской классики

Вид урока: урок-исследование

Межпредметные связи: литература - изобразительное искусство, история, обществознание, языкознание, информационно-коммуникационные технологии.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран, презентация
  2. Тексты  стихотворений «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Зине», «Н.Г.Чернышевский»
  3. Толковые словари, учебники обществознания

Ход урока

  1. Оргмомент.  Представление. Сообщение темы . Целеполагание

Сегодня говорить мы будем о гражданской лирике Некрасова. На прошлом уроке вы познакомились с биографией поэта, изучили некоторые особенности его лирики,  на дом получили задание  прочитать  ряд стихотворении: «Поэт и гражданин» и др.

Работать будем в группах. Первая группа обратится к анализу  стихотворений Н.А.Некрасова, чтобы понять, какой смысл вкладывал  великий поэт в слово «гражданин», как понимал «гражданственность», почему в 60-е годы 19 века эта тема была столь злободневной. Вторая группа обратится к словарям, третья – к учебникам обществознания за курс 5-9 классов,  чтобы уточнить значение слов «гражданин» и «гражданственность»  сегодня.

Как вы думаете, какова цель  сопоставления  двух трактовок понятий «гражданин», «гражданственность»?

Зачем нам уточнять значение слов «гражданин» и «гражданственность» в сознании человека ХIХ-ХХI веков?  

 (  нужно проследить,  как развивались гражданско-демократические принципы в России,  сделать вывод о том, современна ли поэзия революционера-демократа Некрасова сегодня, актуальны ли те вопросы, над которыми он так мучительно размышлял на протяжении всего творческого пути, понять, как следует трактовать понятие «гражданин» на современном этапе и есть ли в этом современном понимании та составляющая, которая заложена великим поэтом еще в девятнадцатом столетии).

  1. Актуализация знаний.

Работа с эпиграфами.

Актуализация знаний учащихся в обозначенной области. Для этого целесообразно обсудить ключевые высказывания русских поэтов о гражданственности:

 «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» (М.В. Ломоносов),

«Я ль буду в роковое время / Позорить гражданина сан…» (К.Ф. Рылеев),

«...Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

  1. Сравнительный  анализ понятий «гражданственность» и «гражданин» в XIX и XXI вв.

  1. Основные формы правления в разные исторические периоды - ХIХ и ХХI век

« Россия: век XIX  и   XXI»

          Девятнадцатый век:

 официальная форма власти в России  – монархия 

 /монархия- это форма правления,  при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству;  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа; отсутствует  юридическая  ответственность  монарха  как  главы  государства (Николай II: «Российская империя держится не законом, а самодержавием»).

  Вне зависимости от сословной принадлежности, все россияне   назывались подданными с разным объемом прав и обязанностей. Понятие «гражданин» в современном понимании  не было закреплено юридически и существовало только как устремление, мечта наиболее прогрессивных представителей дворянства.

         Россия сегодня – правовое государство (полупрезидентская республика)

Президент РФ  является главой государства и  выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность  он приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства,  верно служить народу».

  1. Путь становления демократического государства, запечатленный в произведениях отечественной литературы

Мы прошли долгий путь становления демократического государства.

 А в начале этого пути стояли лучшие представители дворянской интеллигенции, борцы за народное счастье:

Радищев Александр Николаевич

(1749 — 1802)

 

    В  его главном произведении — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) - резкое обличение самодержавия и крепостничества.  

Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении в своих проектах юридических реформ (1801 —1802) вновь выступил за отмену крепостного права.

 Именно Радищеву приписывается введение современного значения слова «гражданин»

Декабристы

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

Восстание было совершено группой дворян-единомышленников (при поддержке военных частей) и ставило целью либерализацию российского общественно-политического строя и недопущение вступления на трон Николая I.

В Проекте конституции Северного  общества планировалось объявить об отмене крепостного права о даровании свободы печати, вероисповедания. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам. После этого должен был быть созван Всенародный собор (Учредительное собрание), которое должно было решить вопрос о форме правления - конституционная монархия или республика.

Восстание было подавлено. Пятеро  декабристов – повешены, остальные – сосланы в Сибирь.

В обстановке ужесточившейся реакции борьба за светлые идеалы свободы, равенства и братства становилась практически невозможной.  Журнал «Современник», возглавляемый Некрасовым, стал трибуной передовой общественной мысли.

  1. Работа с текстами стихотворений Н.А. Некрасова

По ходу анализа стихотворений учащиеся заполняют таблицу, состоящую из двух колонок «Цитата» и «Синоним (абстрактное существительное)».

"Поэт и гражданин"

   В стихотворении "Поэт и гражданин", открывшем сборник 1856 года,  Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Сторонники "чистого искусства" были его идейными противниками. Некрасов заявил: "Нет науки для науки, нет искусства для искусства - все существует для общества, для облагорожения человека..." 

Эта тема не случайно возникла на заре 1860-х годов, в предчувствии грядущего общественного подъема. Новое время требовало возрождения утраченной в период «мрачного семилетья» высокой гражданственности, основанной на «всеобъемлющей любви» к Родине.

Стихотворение написано в форме поэтического диалога

 Лирический герой Некрасова – «сын больной больного века», он «угрюм и полон озлобленья», в нем нет цельности характера человека декабристского поколения. Он подавлен и разочарован, однако его Муза, хотя и украдкой, «шепчет пламенные речи», поэт «песни гордые».

Главное, в нем сохраняется убеждение, что «гражданина сан» (Рылеев) выше звания поэта. От  лица Гражданина в стихотворении произносятся пламенные речи, содержанием которых является требование, обращенное к творческому человеку, быть, прежде всего, «гражданином  достойным».

Итак, что  вкладывает Некрасов в понятие гражданин?

Цитаты из стихотворения

«…кто сердцем неподкупно прям..»

«..сердца благие, которым родина свята..»

«И не иди во стан безвредных

Когда полезным можешь быть…»

«Не будет гражданин достойный

 К Отчизне холоден душой…»

«Иди в огонь за честь Отчизны,

…Иди и гибни безупречно…»

«Для блага ближнего живи…»

Слова – синонимы

Правдивость

Патриотизм

Полезность

Неравнодушие

Мужество, отвага

Самопожертвование, страдание.

Работа со стихотворениями

«Памяти Добролюбова (1864)», «Н.Г.Чернышевский» (1874)

Ученики читают текст,  «вырывают» из стихотворения цитату, характеризующую  некрасовский идеал  общественного деятеля,  проникнутого  беспредельной любовью к родине, готового  отдать во имя нее  жизнь, подбирают синоним – абстрактное существительное, записывают его в опорный конспект.

  Комментарий:  Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен до конца.

Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Так сложилась жизнь Некрасова , что он терял друзей одного за другим. Одних  уносила смерть (Белинский, Добролюбов), других – ссылка и тюрьма (Михайлов, Чернышевский).

  В этих испытаниях Некрасов проявил истинный талант дружбы. Он умел быть верным своим великим друзьям: бесстрашно посещал их в тюремных казематах,  писал вдохновенные гимны о людях, чьи имена были под запретом.

  Пафос гражданственности, революционный настрой - главное отличие таких стихотворений.  В них –  некрасовский идеал  общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, готов отдать во имя нее  жизнь.

  Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения  родине мы видим в стихотворении  «Памяти Добролюбова» (1864)  

    Безвременная кончина Добролюбова  (от туберкулеза легких в возрасте 25 лет) потрясла Некрасова. Он высоко ценил  своего коллегу, сразу после института возглавившего  критический отдел «Современника»:

 «В Добролюбове во многом повторился Белинский… то же влияние на читающее общество, та же проницательность и сила  в оценке явлений жизни, та же деятельность».

Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

    Н.Г. Чернышевский с  1854 работал в журнале «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии.  В 1862 Чернышевский арестован по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».  7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет. Н.Г. Чернышевский вообще не представлял без гражданственности воспитание рядового человека, не то что просвещенного россиянина, и писал: "Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера".

Стихотворение «Пророк» («Н.Г.Чернышевский») – далеко не только о нем, хотя судьба этого человека явно стояла за образом, созданным в стихотворении. Образ пророка – высший тип героизма, духовности, подвижничества, ни за кем персонально не закрепленный.

«Памяти Добролюбова»

1864

«…умел рассудку страсти

                                  подчинять…»

«Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

                             Ты отдал ей…»

«Сокровища душевной красоты…»

«…жить для свободы…»

«Пророк»  1874

(посвящено Н. Чернышевскому)

«В его душе нет помыслов

                                         мирских…»

« …  он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой..»

«Жить для себя возможно

                                    только в мире,

Но умереть возможно для других»

Создавая  образ действительно жившего прекрасного человека, Некрасов не стремится к портретной точности. Тщательно работая над фактическим материалом, он создавал образ общественного деятеля своего времени (типизация).

 В период с 1861-1864 годов он приходит к убеждению, что главное качество такого деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал.

«Зине» (1876)

«Последние песни» (март, 1877)

Некрасов  писал, будучи смертельно больным.

        

Именно тогда создаются стихи, обращенные к женщине, ставшей его женой.

Ему было 49 лет, когда он встретил  23-летнюю девушку из «простых людей»  -  Феклу  Анисимовну Викторову - и полюбил её.  Друзья и знакомые сразу приняли Зиночку (так называл ее Николай Алексеевич).

Под влиянием общения с ним она стремительно развивалась, разделяла все его заботы и увлечения, любила и знала наизусть многие его стихи, вникала во все,  со временем взяла на себя даже хлопоты по  сдаче корректур журнала.

Счастье было недолгим – 7 лет. А за ними – 200 тяжелейших дней и ночей.

Ты еще на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру - моя померкнет слава,

Не дивись - и не тужи о ней!


Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моем,-

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет...
                (18 мая 1876)

Это поэтическое завещание, некрасовский вариант пушкинского «Памятника» (Нет, весь я не умру…) «Только тот себя переживет», кто служит «великим целям века».

В результате работы со стихотворениями «Поэт и гражданин», «Пророк» («Н.Г. Чернышевский»), «Памяти Добролюбова», «Зине» выделяются понятия «долг», «правдивость», «неординарность», «патриотизм», «полезность», «неравнодушие», «мужество/отвага», «самопожертвование», «страдание».

ВЫВОД: Н.А. Некрасов убежден, что главное качество поэта-гражданина, общественного деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал.

 

  1. Результат работы с учебниками  обществознания

В учебнике за курс 5 класса вводится понятие «гражданин»: 

    ГРАЖДАНИН – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо  Отечества, на благо своего народа. Это человек активной жизненной позиции

В учебнике 7 класса приводятся данные о том, что в  античной Греции и Риме гражданами считались только СВОБОДНЫЕ жители. Дается уточнение, что «гражданин признает КОНСТИТУЦИЮ  данной страны, пользуется предоставленными ему ПРАВАМИ и выполняет конституционные ОБЯЗАННОСТИ.

  Государство обязуется сохранять жизнь имущество, безопасность, труд и отдых своих граждан. Далее приводятся  права граждан, включая политические (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров и др.) и виды  обязанностей (соблюдение законов государства, защита отечества, сохранение природы, забота о детях и нетрудоспособных родителях и др.).

В учебнике 9 класса  дано определение гражданского общества.

  Гражданское общество – общество свободных СУВЕРЕННЫХ личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.

VII. РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ

  «Гражданин

           1) лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей в соответствии с существующими ЗАКОНАМИ  государства;

           2) субъект гражданских прав и обязанностей или принадлежность к гражданству РФ».  

 

VIII.   Итоги урока. Рефлексия деятельности на уроке:

  1. Сегодня я узнал…
  2.   Было трудно…
  3.   Теперь я могу…
  4.   Я почувствовал, что…
  5.   Я научился…
  6.   Меня поразило…
  7.   Мне захотелось…
  8.   Я попробую…
  9.   Урок дал мне…

Формулировка выводов.

"Иди в огонь за честь  отчизны,

за убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром.

Дело прочно, когда под ним

струится кровь!"