Внеклассная работа

Зубарева Ольга Викторовна
6541
 

Как много замечательных дней проводим мы со своими учениками, когда готовимся к очередному внеклассному проекту! Сколько сил и терпения забирают они у учителя! Зато сколько улыбок на лицах юных участников, сколько приятных сюрпризов ожидают всех впереди!

Пусть наш труд будет всем в радость!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн-ринг, посвященный 200-летию Н.В.Гоголя
« Ночь перед Рождеством»

Для учащихся 6-8 классов.

Литература (6 класс)

Учебник:

Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

Оборудование.
1. Книжная выставка «Н.В.Гоголь».
2. Выставка рисунков учащихся к повести «Ночь перед Рождеством»
3. Лист ватмана с названием команд.
4. Карточки-сигналы.
5. Одинаковые карточки-задания «Угадай героя», «Художественные средства», «Словарик».
6. Предметы для черного ящика.
7. Чистые листы ватмана, маркеры, повязки для глаз.
8. Музыкальный центр, диски.

Вводная часть:

Описание игры:
Команды за разными столами, на каждом столе – карточки- сигналы. Отвечает та команда, которая первая поднимет сигнальную карту.
За каждый правильный ответ команда получает «звезду», которая заносится помощником ведущего на счет команды.

Основная часть:

I. Вступительное слово ведущего (учителя).

В один из жарких дней августа лет этак 180 тому назад «дорога, верст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку…Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашней поклажей…» Солопий Черевик с женой и дочерью-красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придется пережить немало приключений да ещё и дочку замуж выдать.
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», - писал А.С.Пушкин.
Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе.
Было молодому и враз ставшему известным Н.В.Гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров…» то ли в самих Сорочинцах, то близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.
Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь купил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой вышло как нельзя удачнее: «Вечера…» принесли Гоголю настоящую славу.
Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий - все это сделало книгу занимательной и одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.

П. Вопросы командам.
1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звезды).
2. Как ведьма и черт попали в хату? (Через трубу).
3. Кто и зачем украл месяц? (Черт, чтоб устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по имени Чуб- отец Оксаны никуда не уйдет из дому и свидание не состоится.)
4. За что черт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни поподя.)
5.Какай продарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)
6. Как звали ведьму и кем она приходиласт кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)
7. Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство держал порядке, хоть и не молод был, но ещё в добром здравии, а самое главное – был вдовец.)
8. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Кузнец был раздражен тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущенный резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)
9. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)
10. Что такое колядование? (Праздничный обряд под рождество: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, медом, колбасами и т.д.)
11. Кто угодил в мешки в избе у Солохи? (Черт, голова, дьяк, Чуб.)
12. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.)
13. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».)
14. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (Галушки, вареники со сметаной.)
15. Как можно укротить черта? (Крестным знамением.)
16. О чем думал кузнец, попав в царский дворец? («Важная работа!...Чистая выделка!», поражался красоте картин, паркета, даже ручек на дверях, как мастер, которого интересует сама работа.)
17. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина П и Потемкин.)
18. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? (Ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца, да и собой он был статен и пригож.)
19. Как запорожцы назавали царицу? (Мама.)
20. Какой слух прошел после исчезновения кузнеца? (Пошли слухи о его смерти.)
21. Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что «к утру влюбилась в кузнеца по уши».)
22. Как кузнец сватался? (Принес Чубу новехонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: «Помилуй, батько! Не гневись! Вот тебе и нагайка, бей, сколько душа пожелает… Отдай, батько, за меня Оксану».)
26. Как кузнец «отблагодарил» черта? (Отвесил черту три удара хворостиной.)


Ш. Задание «Словарик».

Команды получают карт очки со словами, значения которых должны объяснить.
Гопак домовина свитка
Кораблик оселедец лысый дидько
Парубок цибуля кавун
Галушки очипок тесная баба

IV. «Угадай героя»

Задание на карточках (выбирает капитан команды):

1. а) Ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру… Ленив, к тому же, говорят, водится с нечистой силой.
б) Молод и красив, настойчив в достижении цели, хитёр, предан в любви, ценит красоту, набожен.
2. а) Хитра, сметлива, привлекательна, умеет «причаровать» любого казака, мечтает выйти замуж за Чуба, но соседки-старухи её не любят, считают ведьмой.
б) «Лучшей девки не было ещё никогда, и не будет никогда на селе…» кокетка с «невыразимо приятой усмешкой, прожигавшей душу…», «…капризна, как красавица…».

V. Музыкальная пауза.

Песня в поддержку своей команды (в исполнении подготовленной группы болельщиков).

VI. Задание «Черный ящик»

1. Вещь, от которой желательно побыстрее избавиться. (Красная свитка.)
2. Предмет, без которого обходился Пацюк во время обеда. (Ложка.)
3. «Волшебное стекло», предмет туалета красавиц. (Зеркало.)
4. Условие для брака. (Черевички)

VII. Супер-блиц «Художественные средства».

Карточки-задания:
1. а) «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».
б) «Месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу…»
в( «Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».

2. а) «Снег загорелся широким серебряным полей и весь обсыпался хрустальными звездами».
б) «… спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру…»
в) « Они (косы), как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы…»

VIII. Задание-шутка «Вне конкурса».

Игроки команд договариваются между собой о том, кого из героев или какой предмет из повести они будут рисовать. Рисуют все участники команд, завязав глаза, по очереди.
Дополнительное очко: что нарисовали соперники?

IX. Задание «Рисунок».

Используются рисунки с выставки (по усмотрению ведущего).
- Рассказать, какой момент из повести «Ночь перед Рождеством» иллюстрирован, назвать имена героев, озаглавить.

Х. Задание на эрудицию.

Назовите музыкальные произведения, созданные по произведениям Н.В.Гоголя.
Кто автор?

Завершающая часть:

XI. Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются сувенирами участники игры.