Шалапинина Татьяна Ивановна

Сайт учителя математики, информатики и химии

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Активизация познавательного интереса, внедрение в обучение школьников здоровьесберегающих технологий.

Увлечения: Выращиваю цветы

Регион: Курская область

Населенный пункт: с. Гнилое, Тимский район

Место работы: МКОУ "Гниловская ООШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shalapinina-tatyana-ivanovna
“Уча других – учишься сам”
Сенека

Сайт учителя математики, информатики и химии

О себе

Я родилась в селе Введенка, Тимского района, Курской области. В 1986 году окончила Введенскую восьмилетнюю школу. Затем училась в Тимской средней школе, окончила в 1988 году и поступила в Курский Государственный  педагогический институт. С 1 августа 1993 года  работаю в Гниловской ООШ.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Иванов "Вечный зов", Н.И.Алексеев "Испытание"

Моё портфолио

Занимательное мероприятие

 для учащихся 8 класса

Химическая сказка

 «Колобок»

Цели:

Вызвать интерес к науке, показать роль химии в окружающем мире, значение химии в повседневной жизни.

Формировать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать фантазию, образное мышление, творческие способности.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуй, дружок, устраивайся по удобнее, настало время сказки. Сегодня в гостях у нас Колобок, да непростой Колобок, а химический, и сказка тоже не простая.

     Итак: “КРИБЛИ-КРАБЛИ-СЕРНЫЙ ГАЗ мы начинаем наш рассказ”.

Жили-были дед и баба. Жили не тужили, с химией дружили.

( сидят дед с бабой, в руках книга “ХИМИЯ”, они о чем-то спорят)

Ведущий: Вот, однажды, просит дед ………..

Дед: Испеки-ка, баба, колобок.

Баба:

Да из чего испечь-то, муки в доме нет.
И амбары я мела, и сусеки я скребла,
Нет ни горсточки муки
На колобок и пирожки.

Дед: А ты на базар пойди, да муки прикупи.

Баба:

Я бы рада прикупить,
Только нечем заплатить.
Вот последний пятачок,
Да и тот ведь медячок.

(баба достает из кармана медный пятак)

Дед:

Не печалься, дай сюда.
Это вовсе не беда
Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.

Опыт № 1 “Посеребрение монеты”.

В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой.

Был пятачок, а теперь серебряничек.

(дед показывает зрителям посеребренную монету)

Баба:

Вот спасибо, старичок,
Куплю муки на колобок.

(берет авоську, пятак и уходит)

Дед:

Пока старуха на базар,
Разведу огонь в печи,
Чтобы печь там калачи….

(ищет спички)

Спичек нет и вот досада,
А огонь добыть мне надо.
Это чудо по плечу, я ведь химию учу.

Опыт №2 “Зажигание костра без спичек”.

На дно фарфоровой чашки насыпать горкой перманганат калия и смочить его концентрированной серной кислотой. Спиртовку маскировать в виде костра. С помощью стеклянной палочки, намоченной смесью перманганата калия и серной кислоты, прикоснутся фитилю спиртовки.

Баба: (приходит с базара, выкладывает продукты на стол)

Вот сметана, вот мука…
Вроде все для колобка…
И добавить молока не мешало бы сюда.

Опыт № 3 “Получение молока”

В двух склянках растворы соли серной кислоты и соли бария. Соединив их, получим  осадок, похожий на молоко.

Ведущий: Замесила баба тесто на сметане, скатала колобок и посадила его в печь. Вышел колобок ладненький да румяненький.

Опыт №4 “Проявление портрета колобка”.

На круглом листе нарисована фенолфталеином  смеющаяся рожица колобка. Предварительно высушенный лист показываем зрителю, а за тем из пульверизатора распрыскиваем по листу раствор пищевой соды. На листе проявляется рожица.

(баба с дедом любуются на портрет колобка, радуются)

Ведущий: Да только не простой колобок вышел, а химический, и песенка у него тоже химическая.

(из печи выскакивает колобок, весело танцует и задорно поет)

Колобок:

Я, румяный колобок,
Славненький, химический,
Преподам я вам урок
Очень синтетический.

Всем вам голову вскружу, я ведь с химией дружу.

Ведущий: Непоседа-колобок вышел на крылечко, спрыгнул со ступеньки и покатился по дорожке. Катится, а навстречу ему заяц

(звучит музыка “В темно-синем лесу…” выходит заяц и поет)

Заяц:

А мне все равно, а мне все равно…
Просто я косой с химией дружу.
По лесу скачу, по лесу брожу,
Чудеса для вас здесь я нахожу.

Заяц:

Колобок, колобок,
Погулять зайди в лесок
После снега, после вьюги,
Встретим радостно друг друга

Колобок:

Я в лесу гулять боюсь,
Ну, а вдруг там заблужусь.
Из-под пней, из-под коряг
Змеи черные глядят.
Змей, конечно, укрощу, я ведь химию учу.

(демонстрирует опыт “Змеи”)

Опыт № 7 “Змеи”

Для опыта потребуется сухое горючее и таблетки НОРСУЛЬФАЗОЛА. Сухое горючее истолочь до порошка и насыпать горкой на асбестовую сетку. Таблетки положить в горку с разных сторон. Поджечь горючее. Через некоторое время из таблеток начнут появляться черные «змеи». Они извиваются и увеличиваются в длину. Число змей зависит от числа таблеток.

Ведущий: И покатился колобок дальше, катится, а навстречу серый волк.

Зубами клацает, глаза огнем горят.

Волк:

Я серый волк, зубами щелк,
Я в колобочке знаю толк…Р-Р-Р-Р-Р-Р
Вулкан сейчас огнем зажгу,
И колобка заворожу.

Опыт № 8 “Вулкан” Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы: - кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан); - тарелка; - уксусная кислота;- питьевая сода; - жидкость для мытья посуды; - краситель.

Описание работы:

  1. Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 – 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке - устанавливаем макет вулкана в тарелку.
  2. Теперь переходим к следующей части - приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать пищевые красители, детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка извержение вулкана в природе.
  3. Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе химической реакции соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию соли угольной кислоты, которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.

 

Пока искрился мой вулкан
Для колобка готов капкан
В мешок, и в лес его стащу,
А там волчат им угощу.
Румян и славен колобок,
Я в колобочке знаю толк… Р-Р-Р-Р-Р-Р

(накидывает мешок и уводит колобка)

Ведущий: Но тут лиса из-за куста….

Лиса:

Все это, братцы, не спроста.
Волк колобка украл у нас,
И что ж, закончился наш сказ?
Ну, нет, на помощь колобку
Я деда с бабой позову
И зайца приведу сейчас,
И так продолжится рассказ…

Ведущий:

Вот стали спорить да рядить,
Как колобка освободить.

Опыт: № 9 “Дым без огня”

Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.

(опыт выполняют одновременно дед, баба, заяц)

Дед:

Дым без огня наполнит лес,
И от химических чудес
Завоет волк и в тот же час
Нам колобка злодей отдаст.

Ведущий:

Но зря старались баба, дед,
От волчьих лап простыл и след.

(выходит на сцену лиса, оглядывается, красуется, любуется собой, находит чистый лист, поднимает его, разглядывает, показывает зрителям)

Лиса:

Тут сыщик нужен и тогда
Отыщем, может, колобка..
Лиса хитра, лиса мудра
И с химией она дружна

(нагревает лист бумаги на огне спиртовки)

Опыт № 10 “Проявление следов”.

На небольшом листе белой бумаги, с помощью разбавленной серной кислоты, заранее делается отпечаток ступни босой ноги. При проведении опыта этот лист показывают зрителям, а затем  нагревают. После этой процедуры показывают  лист и на нем ясно виден отпечаток стопы.

(показывает зрителям проявленный отпечаток следа)

Лиса:

Следы я волчьи отыщу, не зря же химию учу.
Вот след, он к логову ведет,
Там волк - разбойничек живет.
Отдай нам, серый , колобка,
Прошу по-дружески пока…
Не то стрельбой наполню лес…
Таких не видывал чудес.
Отдай, последний раз прошу….
Раз, два, стреляю, оглушу….

“Взрыв” проколоть воздушный шар

 (волк выскакивает из логова, держит за руку колобка)

Волк:

Простите серого, друзья,
Войну затеял с вами зря
Враги нам нынче не нужны,
Ведь все мы с химией дружны.

(все берутся за руки и приветствуют зрителей )

Ведущий:

А нашей сказочке конец
И кто нас слушал – молодец.

Все вместе: Сказка – ложь, да в ней намек. Науки ХИМИИ – УРОК.

 

 

Мои публикации:
Алгебра
Внеклассная работа
Классное руководство
Математика
Материалы к аттестации
Материалы методических объединений
Разное
Сценарии праздников
Химия
Экология
Публикации моих учеников:
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы