Внеклассное мероприятие
методическая разработка по теме

Шалапинина Татьяна Ивановна

Всемирный день прав ребёнка - 20 ноября

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc75 КБ
Файл prava_rebenka.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

    Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. компьютерная презентация;
  2. календарь правовых дат

XXI - Век ребенка.

2001-2010 гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня - Международный день защиты детей.

4 июня - Международный день защиты детей - жертв агрессии.

20 ноября - Всемирный день прав ребенка.

10 декабря - День прав человека.

12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

  1. компьютер и диски с мультфильмами.

Ход мероприятия:

Учитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям». А если в сильные морозы таких людей не оказывалось поблизости? Сегодня вы живете с родителями или с бабушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами и поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Разговор мы построим в форме устного журнала. Он будет состоять из нескольких страничек:

*  информационная,

*  литературно-правовая,

*  дискуссионная.

 Сегодня члены творческих групп представят подготовленные ими странички.

Информационная страничка

Я обращаюсь к ребятам, которые готовили первую страничку под названием

«Информационная».

Расскажите нам об организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

1-й учащийся

  1. В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и

кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская
Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней,
разрушила множество городов, сел и деревень...

Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.

2-й учащийся

  1. В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав

человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих
- независимо от
национальности и цвета кожи.

3-й учащийся

  1. Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем

говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться
о своих малолетних гражданах.

Учитель.

Ребята, о каких же правах идет речь в конвенции? Давайте посмотрим м/ф о правах ребёнка.

Права ребёнка.

Учитель.

Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже

имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится

сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность

заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства,

детях? Помните как в Спарте? Сбросил слабого ребенка со скалы, и никаких проблем. А

ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким. Разве

это выход из положения? (Ответы учащихся).

А как наше государство заботится о таких детях? (Ответы учащихся).

В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя! Назовите, пожалуйста, свои имена. (Дети по очереди называют свои имена.)

Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. (Показ свидетельства)

Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека. но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами,  какой страны вы являетесь? (Ответы учащихся.)

Следовательно, о вас заботится правительство России. Россия подписала Конвенцию о правах ребенка.

Какие основные права ребенка вы знаете? (Ответы учащихся.)

Самое главное, я хочу вам напомнить, если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конституции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать». Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны «Социальной службы». В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия - телефон доверия. Благодарю ребят из первой группы  и предлагаю перевернуть страничку нашего устного журнала.

Литературно-правовая страничка

  1. Отрывок из сказки Шарля Перро «Золушка» (просмотр отрывка из мультфильма). Итак, мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?                                                                                         (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
  2. Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька».  «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. - (Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать.) -А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на недели хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейною мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребенок ихней плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру. ..(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул...) »

Статья 32. Нарушается закон о недопустимости детской эксплуатации.

3        Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Просмотр отрывка) Все ли обитатели птичьего двора  имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на них)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи,

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кои, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

Права литературных героев.

После просмотра мультфильма и нашей беседы, вы должны постараться назвать законы, которые были нарушены в жизни литературного героя.

Дискуссионная страничка

Однако существуют ситуации, когда дети необоснованно заявляют о своих правах. Совсем как в песне Е. Крылатова на слова Ю. Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими

правами? Совсем недавно я была у своей знакомой в гостях. Она мне пожаловалась, что ее

дети стали слишком грамотные. В доме звучат постоянно такие диалоги:

  • Сходи за хлебом в булочную!
  • Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
  • Вымой посуду!
  • Не имеешь права использовать детский труд.
  • Помой руки!
  • Это насилие над личностью.
  • Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу!
  • Это проявление жестокости.

Вот такая неразбериха. Но я надеюсь, что вы будете свои права применять уместно, по

назначению.

Сейчас перед вами будут разыграны небольшие сценки, когда ребенок заявляет о своих

правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы

зарвавшегося ребенка или подискуссировать на затронутую тему.

Ситуация 1.

Ученик: Марья Иванна! Я к вам на химию больше ходить не буду. Зачем она мне, если я

шофером буду? Да и сами вы химию не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не

интересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по

всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от

него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в

кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он

виноват во всех наших бедах. Но тем не менее прав ли ученик? На чьей стороне закон?

(Ответы учащихся).

Ст. 13 гласит: «Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация

других людей».

Ситуация 2.

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая

служит препятствием в получении образования.

Как вы разрешите подобную ситуацию? (Ответы учащихся)

Ст. 32 говорит не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,

приеме на работу и условиях труда детей. А самообслуживание не может быть

препятствием в получении образования.

Ситуация 3

  Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

   Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

   

   Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

   Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Ситуация 4

    Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

    Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

    Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

    Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Ситуация 5

   Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

   Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

   

   Учитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

   Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Ситуация 6

  Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

  Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

   Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?

   Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Ситуация 7

   Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

   Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

   Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

-   Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

-   Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

   Учитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

   Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

   Учитель. А чего они совершенно не знают?

   Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

   Учитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

-   Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

-   Нельзя свои права ставить выше прав других людей

Заключение

Учитель. Вот и перевернули мы последнюю страничку устного журнала.

Давайте подведем итоги.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

-   Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе,

-   Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

-  Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.            

4-й учащийся

Чтение стихотворения

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой 

Пользуйтесь везде, ребята.

Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно- 

Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родимом языке».

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано. 

Я прошу всех ребят ответить письменно на один вопрос: «Для чего ты должен знать свои права?»

Наш серьезный разговор я бы хотела закончить на оптимистической ноте.

Устный журнал заканчивается песней «На крутом бережку» (музыка В. Шаинского, слова А.Хайта) в исполнении группы учеников.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому – то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Информационная страничка

Слайд 3

права ребенка Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки .

Слайд 4

Литературно-правовая страничка

Слайд 5

Сказка Шарля Перро «Золушка»

Слайд 6

Рассказ А.П.Чехова «Ванька».

Слайд 7

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Слайд 8

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Слайд 9

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

Слайд 10

Дискуссионная страничка Песня Е.Крылова на слова Ю. Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключение Электроника»

Слайд 11

Ситуация 1 Ученик: Марья Иванна! Я к вам на химию больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы химию не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее. Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый. Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее прав ли ученик? На чьей стороне закон?

Слайд 12

Ситуация 2 Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын: Мама, у меня завтра контрольная. Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак. Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Слайд 13

Ситуация 3 Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой! Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав . Ситуация 4 Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Слайд 14

Ситуация 5 Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли! Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием! Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Слайд 15

Ситуация 6 Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу? Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! Правильно ли рассуждает Петров? Ситуация 7 Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей! Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Слайд 16

Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде, ребята. Есть еще такое право- Помнить, думать и творить

Слайд 17

и другим свои раздумья, если хочешь, подарить. Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно- Есть у нас такой закон. Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь

Слайд 18

Тоже право детворы. Чтоб с наукой подружиться , С книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь «учиться На родимом языке». Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас.

Слайд 19

Я могу свой детский праздник, Как и взрослый, отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать . Будь ты слабым или сильным , Белым, черным - все равно! Ты родился быть счастливым, Это право всем дано.

Слайд 20

Зная права, не надо забывать об обязанностях: соблюдение Устава Школы; добросовестное обучение; бережное отношение к имуществу школы; соблюдение правил поведения обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...