Главные вкладки

    Классный час по русскому языку (7 класс) по теме:
    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

     

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка, как родного языка;

            вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского  языка.

    А самое главное, прививать любовь к родному языку. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriya_e_po_russkomu_yazyku.docx30.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в

    стран иностранных слов"

    Цель: воспитание речевой культуры школьников

    Задачи урока:

    1. продолжить ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной - ценности;
    2. способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации:
    3. показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка, как родного языка;
    4. вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

    При подготовке уроков о русском языке следует учесть возрастные особенности учащихся. Общая идея уроков о русском языке по различным параллелям классов может быть следующей:

    Эпиграф.

    Грубых слов не говорите,

    Только доброе дарите.

    С.Маршак.

    1. ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы предлагаем отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.
    2. ведущий: Мы поедем за границу?
    1. ведущий: Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника...

    (Сценка)

    Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

    Саша: Привет, Вова!

    Вова {небрежно). Салют, дерево!

    Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

    Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

    Саша. Я не корень, я парень... Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

    Вова. Отпад!

    Саша. Что???

    Вова. Ну, ништяк!

    Саша. Ой, а что это?

    Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

    Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

    Вова. Ну, убойная чувиха.

    Саша {испуганно). Она кого-то убила? Она что - киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

    Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

    Саша. Это что - в карты поиграть?

    Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

    Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

    Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

    Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

    Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

    Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

    Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

    Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

    Вова. Ты лох, что ли?

    Саша. Нет, я не оглох.

    Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

    Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

    Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит...

    Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

    Вова. Ты что - упертый?

    Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

    Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

    Входит Света.

    Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

    Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

    Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

    Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

    Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

    Света (непонимающе) Кто — потный?

    Вова. Нет, вообще ты классная.

    Света. А из класса я давно уже ушла.

    Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

    Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

    Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша.

    (Берет Сашу под ручку)

    Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

    Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

    Саша. Больше не будешь так разговаривать?

    Вова. Больше не буду.

    1. ведущий: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
    2. ведущий: Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг - искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.

    *

    1. ведущий: А я хочу прочитать стихотворение. В нем тоже рассказывается о том, как один мальчик не умел разговаривать по- человечески.

    “История о друге Илюшке ”

    Друг Илья - пацан не нудный,

    Но на стыд свой и позор В голове имеет скудный Наших русских слов набор Смотрим мы борьбу - армрестлинг.

    Я твержу: “Рука крепка”.

    И Илюша комплиментик Отпускает: “Ни фига-а-а!”

    Вот два друга неразлучных Спорят: - Ты, Илья, пенек! - А Илюша равнодушно:

    1. На фиг ты иди, Санек! - Тот Санек и на контрольной Продолжает приставать.

    А Илья самодовольно:

    1. Фиг тебе, а не списать.- Пусть Илья - пацан не нудный,

    Но, на стыд свой и позор,

    В голове имеет скудный Наших русских слов набор.

    1. ведущий: Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность.
    1. ведущий: Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как

    бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других

    1. ведущий: Помните, ребята, пролог к поэм A.C.Пушкина “Руслан и Людмила”

    У лукоморья дуб зеленый,

    Златая цепь на дубе том.

    И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.

    1. ведущий: Сатирик Р.Кривицкий в произведении “Дополнительные правила русского языка” в пародийной форме использует несоответствие между формой, в качестве которой он берет поэму A.C.Пушкина “Руслан и Людмила”, и содержанием, которым пародист критикует употребление слов-паразитов. Послушайте, как это звучит у пародиста:

    Как говорится, у лукоморья, типа того, ЧТО дуб, значит, зеленый,

    Такая история, златая, как ба, цепь на дубе ТОМ.

    Ну-у-у. И днем, и ночью кот, понимаешь, ученый,

    Вроде как, ХОДИТ, в смысле, по цепи, типа там, кругом.

    1. ведущий: Не правда ли, смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные заполнители пауз, сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь приводит к упрощению языка, “междометизации” речи.
    2. ведущий: А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

    “Лишние слова " (А. Хайт)

    1. Видит как-то гражданин,

    Что сарай пылает.

    Он звонит по “ноль один”

    Срочно сообщает:

    1. - Я не знаю, как начать,

    Но, как говорится,

    Я звоню вам, так сказать,

    Чтобы поделиться.

    Вообщем, значит, стало быть,

    Тут такое дело...

    1. Можно трубку положить

    Все давно сгорело.

    1. - Как проехать на вокзал? - Я спросил в трамвае.

    Пассажир один сказал,

    Что прекрасно знает

    1. - Вообщем, где-то, так сказать,

    Это близко очень.

    Просто тут рукой подать,

    Говоря короче.

    Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе...

    1. - Вы проехали давно Возвращаться нужно.
    2. Кот нахально влез на стол,

    Тянется к котлете.

    Тут хозяин подошел И коту заметил:

    1. - Вы, Василий, не того,

    Знаете ли, бросьте.

    Не для вас для одного Будут, значит, гости!

    Вообщем, я сказать хотел,

    Что терпеть не стану...

    1. Кот давно котлету съел,

    Взялся за сметану.

    1. ведущий: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
    2. ведущий: Еще, ребята, хочется поговорить с вами о такой серьезной проблеме в нашей речи, как сквернословие.
    1. ведущий: А нужно ли об этом громко заявлять? Так ли опасно распространение сквернословия?
    1. ведущий: Да, потому что оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. Поэтому и возникает острая необходимость решать эту проблему.
    1. ведущий: Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
    2. ведущий: Не стоит заменять ругательства словами типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этих фраз. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.
    3. ведущий: Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабляется, выплеснул наболевшее, а значит, успокоился. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя найти его ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном достижении, в музыке, рукоделии,коллекционировании.
    1. ведущий: А как быть с теми, кто сквернословит?
    1. ведущий: Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает.
    1. ведущий: Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но, надеемся, наши советы помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
    1. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
    2. Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учеба.
    3. Не засоряйте свою речь словами-паразитами. Если в нужный не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко, чем собирать целый букет лишних слов.
    4. Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.

    Гаснет устная словесность, Разговорная краса;

    Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.

    Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв,

    Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.

    Ты их выпусти оттуда,

    В быт обыденный верни,

    Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни. (В.Шефнер)

    Учитель: Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере текстов мастеров слова и на примере тех текстов, которые создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, что нужно постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать “волшебство” знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.

    Ах, как нам добрые слова нужны!

    Не раз мы убеждались с вами.

    А может не слова?

    Дела важны!

    Дела - делами,

    А слова - словами Они живут у каждого из нас На дне души до времени хранимы Чтоб их произнести в тот самый час,

    Когда они другим необходимы.

    “В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:

    Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того,

    Чем наделил их ты,

    Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.

    И Бунина:

    Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь Письмена!

    И нет у нас иного достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

    Наш дар бесценный - речь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

    Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

    Внеклассное мероприятие по теме : "Путешествие в страну рукоделия" .

    Ход мероприяти : театрализированное представление ,конкурсы....

    Разработка внеклассного мероприятия по математике "Путешествие в страну "Математика""

    Разработка внеклассного мероприятия по математике для уящихся для 5-7 классов на татарском языке....

    Открытое мероприятие по русскому языку «В стране «иностранных» слов» + презентация

    Данное мероприятие я использовала во время проведения Недели русского языка и литературы.Цель: воспитание речевой культуры школьников....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране невыученных уроков"

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 - 6 классов. В разработке представлены занимательные и творческие задания для учащихся....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку - деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Русский язык в школе"

    Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой...

    Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «В стране невыученных уроков».

    Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-х классов с целью закрепления учебного материала по темам: "Правописание бузударных гласных", "Правописание парных согласных"....