Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Фразеологии"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Внеклассное мероприятие содержит в себе презентацию, музыкальное сопровождение и разработку .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход.

1.Организационный момент.

  Команды рассаживаются на подготовленные места.

2.Основная часть:

-Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по стране Фразеология. Это путешествие поможет нам обобщить и повторить полученные знания. Путешествие мы совершим в форме игры. Давайте  познакомимся с правилами нашей игры.

Правила:

У нас две команды. Капитаны представьте свои команды (выходят капитаны, представляют команды).

Ребята, на столах у вас лежат флажки. Я буду давать задания, если вы знаете правильный ответ, капитан поднимает флажок. Кто первый поднимет, та команда получает право на ответ. Если ответ неверен, право ответа переходит к другой команде. За правильный ответ вы получаете фишку. У какой команды в конце игры будет больше фишек, та и победила. Начнем игру.

Для проведения игры мне понадобятся помощники, но для начала давайте их отгадаем.

Первый помощник -  раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)

Второй помощник –раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания , цельные по своему значению.(Фразеология)

Лексика. Начинаем нашу игру  знатоков русского языка.

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой! Навострите свои уши, смотрите  в оба – я учреждаю свой «фразеологический» приз! Достанется он тому, кто перечислит наибольшее количество фразеологизмов, употребленных мною за конкурс! В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Лексика. Сначала разминка! Фразеология, твои вопросы!

Фразеология. Спешу со всех ног!

1. Почему никто не может определить, сколько слов в русском языке?

2. Какие слова считаются общеупотребительными  и необщеупотребительными?

3. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?

Лексика. Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капитанов. Определите, прямое или переносное значение имеют слова в словосочетаниях. Отвечайте по очереди! А кто будет отвечать первым , мы сейчас узнаем, ответьте на вопрос – Что находиться посередине Земли?

Фразеология. Подумайте только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса.

1. Замените фразеологизмы одним словом .

2. Восстановите фразеологизмы 

Лексикология . А теперь я,  предлагаю и тебе, Фразеология, поучаствовать в конкурсе! Разрешаю выбрать из каждой команде по 2 человека помощников. Разгадать фразеологизмы по картинкам

Фразеология. Ну, что ж, засучу рукава и я! Предлагаю тебе, Лексика, тоже не бить баклуши, а отвечать на мои вопросы! Помощников можешь взять себе и ты! Ответь на мои шуточные вопросы.

Фразеология. Ух, устала! Дайте дух перевести!

Лексика. Осталось всего два задания. Найдите слова, лексическое значение которых указано неверно.

Фразеология. А я дам второе, последнее.  Супер-конкурс на фразеологический приз! Какие фразеологизмы я употребляла во время игры? Запишите! Посчитаем!

Пока жюри подводит итоги, давайте заглянем в историю фразеологизмов.


Подведение итогов.

Лексика. Начинаем нашу игру  знатоков русского языка.

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой! Навострите свои уши, смотрите  в оба – я учреждаю свой «фразеологический» приз! Достанется он тому, кто перечислит наибольшее количество фразеологизмов, употребленных мною за конкурс! В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Лексика. Сначала разминка! Фразеология, твои вопросы!

Фразеология. Спешу со всех ног!

1. Почему никто не может определить, сколько слов в русском языке?

2. Какие слова считаются общеупотребительными  и необщеупотребительными?

3. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?

Лексика. Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капитанов. Определите, прямое или переносное значение имеют слова в словосочетаниях. Отвечайте по очереди! А кто будет отвечать первым , мы сейчас узнаем, ответьте на вопрос – Что находиться посередине Земли?

Фразеология. Подумайте только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса.

1. Замените фразеологизмы одним словом .

2. Восстановите фразеологизмы 

Лексикология . А теперь я,  предлагаю и тебе, Фразеология, поучаствовать в конкурсе! Разрешаю выбрать из каждой команде по 2 человека помощников. Разгадать фразеологизмы по картинкам

Фразеология. Ну, что ж, засучу рукава и я! Предлагаю тебе, Лексика, тоже не бить баклуши, а отвечать на мои вопросы! Помощников можешь взять себе и ты! Ответь на мои шуточные вопросы.

Фразеология. Ух, устала! Дайте дух перевести!

Лексика. Осталось всего два задания. Найдите слова, лексическое значение которых указано неверно.

Фразеология. А я дам второе, последнее.  Супер-конкурс на фразеологический приз! Какие фразеологизмы я употребляла во время игры? Запишите! Посчитаем!


Лексика. Начинаем нашу игру  знатоков русского языка.

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой! Навострите свои уши, смотрите  в оба – я учреждаю свой «фразеологический» приз! Достанется он тому, кто перечислит наибольшее количество фразеологизмов, употребленных мною за конкурс! В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Лексика. Сначала разминка! Фразеология, твои вопросы!

Фразеология. Спешу со всех ног!

1. Почему никто не может определить, сколько слов в русском языке?

2. Какие слова считаются общеупотребительными  и необщеупотребительными?

3. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?

Лексика. Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капитанов. Определите, прямое или переносное значение имеют слова в словосочетаниях. Отвечайте по очереди! А кто будет отвечать первым , мы сейчас узнаем, ответьте на вопрос – Что находиться посередине Земли?

Фразеология. Подумайте только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса.

1. Замените фразеологизмы одним словом .

2. Восстановите фразеологизмы 

Лексикология . А теперь я,  предлагаю и тебе, Фразеология, поучаствовать в конкурсе! Разрешаю выбрать из каждой команде по 2 человека помощников. Разгадать фразеологизмы по картинкам

Фразеология. Ну, что ж, засучу рукава и я! Предлагаю тебе, Лексика, тоже не бить баклуши, а отвечать на мои вопросы! Помощников можешь взять себе и ты! Ответь на мои шуточные вопросы.

Фразеология. Ух, устала! Дайте дух перевести!

Лексика. Осталось всего два задания. Найдите слова, лексическое значение которых указано неверно.

Фразеология. А я дам второе, последнее.  Супер-конкурс на фразеологический приз! Какие фразеологизмы я употребляла во время игры? Запишите! Посчитаем!


Урок 2

Тема: Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын.

Цель: рассмотреть в сравнении двух бояр изображение русского барства, развитие т/ч: грамотности, выразительности, беглости; развивать умение работать с текстом.

Ход урока:

 I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров 
Беседа
Беседуем по вопросам к соответствующим главам (с. 240 в.1,4,5) 
Глава I 
— 
Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? 
«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
— 
Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).
«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.
Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:
— 
Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»
Охарактеризуйте двух соседей-помещиков, выделите их сходство и различие.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
— 
Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
— 
Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 168 учебника).
— Какой способ мести избрал Троекуров?
— Что было главным законом Кирилы Петровича? 
Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
— 
Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова? 
Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Глава II 
Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
— 
Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?
Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.
«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

 I. Отец и сын
Комментированное чтение
Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.
Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.
Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.
Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:
— 
Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

Домашнее задание 
Прочитать главы III—VI. Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 175—191).
Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 146 — проверка слов с орфограммами по цепочке.)

III.        Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

—        Как опознать фразеологизмы? Как отличить их от обычных словосочетаний в потоке речи, в тексте?

(Обсуждение.)

Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений подсказывает их единство, неразложимость. Нельзя, например, задать вопрос: передай (что?) привет, держи (что'!) слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке» (цикл •38 попугаев»), где удав передал мартышке через слонёнка привет Распознать фразеологизмы можно ещё и с помощью подбора синонимов и антонимов.

2. Практическое задание

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

кожа да кости

худой

полный, толстим

кот наплакал

мало

много

кровь с молоком

здоровый

болезненный

медвежий угол

глушь

людное, бойкое мо

кот наплакал кровь с молоком медвежий угол

IV. Закрепление изученного материала

1Упр 144

Синонимы к фразеологизмам: упасть в грязь лицом, рука об руку, кот наплакал, изобрести велосипед, тёртый калач, спусти

рукава.

2Упр 145

V. Подведение итогов урока

—        В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом

в предложении?

—        Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 29.

Урок 4 4. Источники фразеологизмов

Цели: дать представление о происхождении фразеологизм развивать навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями.

Планируемые результаты: представление о происхождении фразеологизмов; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах,

объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

III.        Самоопределение к деятельности

— Вы только что прослушали сообщения о происхождении некоторых фразеологизмов. Какой вы можете сделать вывод? Как появляются фразеологизмы? (Ответы детей.) В— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Разобраться, как в языке появляются фразеологизмы, каково их происхождение.)

IV.        Работа по теме урока

1.        Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 84-86).)

2.        Слово учителя

Многие фразеологизмы возникли ещё в древнерусском языке, а то и раньше. Например, выражение под горячую руку есть и в русском, и в белорусском, и в украинском языках, т. е. оно возникло ещё до разделения этих восточнославянских языков. К исконно русским относятся фразеологизмы с головы до пят, на воде вилами писано, попасть как кур в ощип, душа в пятки ушла, кричать во всю Ивановскую и т. д.

Но далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Многие заимствованы из разных европейских языков: латинского (за и против), французского (ищите женщину), английского (знание — сила), немецкого (вот где собака зарыта). большая группа фразеологизмов заимствована из Библии: козёл отпущения, притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень и т. д.

Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный Иприктер (см. примеры из Библии).

По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональном или социальном происхождении: топорная работа, , играть первую скрипку, ставить в тупик, держать нос ПО ветру, привести к общему знаменателю.

V. Закрепление изученного материала

1.        Работа по учебнику

        Упр. 149 — коллективный подбор фразеологизмов, состав-
ление предложений в группах (три группы - каждая составляет
по два предложения).

Упр. 151 - устное выполнение.

Практическое задание

—        Составьте из каждого набора слов фразеологизм и обычное словосочетание. Прокомментируйте ответ.

Деньги, слово, дать. (Дать деньги — дать слово.)

Лицо, руки, умывать. (Умывать лицо — умывать руки.)

3)        Книги, свои, обратно, взять, слова. (Взять свои книги обратно —
взять свои слова обратно.)

VI. Подведение итогов урока

Какие источники фразеологизмов вам известны?

В чём отличие фразеологизмов книжного характера?

Как найти фразеологизмы в словарях?

Домашнее задание

1.        Учебник: § 30, контрольные вопросы и задания (с. 86),

упр. 15о

2.        Подготовиться к словарному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

внеклассное мероприятие по русскому языку СТРАНА ЛИНГВИНИЯ

Внеклассное мероприятие направлено на развитие логичесих и творческих навыков учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”Цели и задачи: прививать учащимся интерес к русскому языку; развивать речь учащихся, находчивость , сообразительность....

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”

Внеклассное мероприятие по русскому языку “Тайны фразеологии”...

Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....