Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
классный час (русский язык, 7 класс) по теме

Омарова Ольга Александровна

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, которую называли путеводной.  Позднее   сверяли свой путь с положением Полярной звезды, которая неизменно находилась на севере. Со временем выражение «путеводная звезда» стало означать указатель цели, признак верного  направления в какой- либо деятельности.     

Вот так и появился фразеологизм ,  которым и назван наш корабль.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по морям и континентам Знаний. Путь наш лежит в удивительную  страну. Называется она Фразеология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку:

« Путешествие в страну Фразеология»

                               Выполнила:

                                               учитель русского языка

                                                                                              и литературы

        Мязина Т.А.

        Астрахань 2012г.

Ход мероприятия:

Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на своём корабле с необычным названием« Путеводная звезда».

А знаете, что оно означает? Нет? Тогда слушайте.

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, которую называли путеводной.  Позднее   сверяли свой путь с положением Полярной звезды, которая неизменно находилась на севере. Со временем выражение «путеводная звезда» стало означать указатель цели, признак верного  направления в какой- либо деятельности.         

Вот так и появился фразеологизм ,  которым и назван наш корабль.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по морям и континентам Знаний. Путь наш лежит в удивительную  страну. Называется она Фразеология.

 Цель нашего путешествия ( слайд №2)

Итак, в путь. Хочется пожелать вам  весёлого ветра.

( Слайд № 3. Звучит песня « Весёлый ветер»)

    (Слайд 4) Л. Н. Толстой говорил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело».

Используя в своей речи фразеологизмы, мы делаем её насыщенной, образной и красочной. Самое главное, чтобы эти выражения были употреблены правильно.

Как называются такие выражения? (Слайд 5)

Правильно, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ или по-другому ИДИОМЫ.  Это устойчивые сочетания слов,  которые невозможно перевести отдельно, так как смысл их теряется. Для этого и следует знать ее точное значение.

Раздел языкознания занимающийся изучением фразеологических оборотов называется фразеология. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Учитель. В игре участвуют две команды.

Команда №1- Рубаха парень. ( Простой, открытый в обращении человек.)

Команда №2 – Закадычный друг.  (Это тот, кто был с тобой на протяжении долгого времени, прошёл с тобой огонь и воду, и с кем можешь поговорить о чём угодно.)

Чтобы  успешно доплыть до пункта назначения, мы должны преодолеть множество препятствий. И вот первое из них. ( Слайд №6)

 Мы подплыли к мысу

« Найди фразеологизм». Ваша задача - найти среди предложенных вашему вниманию предложений такие, в  которых используются фразеологизмы.

Учитель.  Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие выражения- фразеологизмы. Наш корабль приближается к острову « В двух словах»  (Слайд №7). 

Перед  вами описание различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

Учитель. Задание командам (Слайд № 8)

Найди фразеологизмы в рассказе « Попались на удочку».

    ( зачитывается рассказ, внимательно послушать, выписать фраз- мы ).

                                            Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял(Попав в затруднительное положение,)

от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы  попались на удочку. (простодушно верить кому-л., во что-л., доверяться кому-л.,) Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. (на одном дыхании,) А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.!

У братишки слёзы в три ручья. (Горько, долго и безудержно плакать.)Я, конечно, тоже не  в своей тарелке. (неуютно, дискомфортно; не на должном месте,)

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать.( Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном)

Задания для болельщиков (релаксация)

7. Шуточные вопросы ( зачитываются  предложения. Необходимо угадать слово, назвать к нему  фразеологизмы).

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают , зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. ( Нос ).

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают любопытные ( Уши ).

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь  бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит ( Ветер )

4. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников (Каша ).

5. Её толкут в ступе; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей (Вода )

6. Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего ( Язык  )

Учитель.  Не устали?

Тогда продолжаем наше путешествие  и посетим порт

«Загадки-складки» ( каждой команде даётся загадка в стихотворной форме.) (Угадайте  фразеологизм.)  (Слайд 9)

1. Дружнее этих двух ребят                   2.  Товарищ мой просит украдкой

    На свете не найдёшь.                                       Ответы списать из тетрадки.

    О них обычно говорят:                                    Не надо! Ведь этим ты другу

    Водой не разольёшь.                                Окажешь медвежью услугу.

   

3.Мы исходили городок                              4.Фальшивят, путают слова

   Буквально вдоль и поперёк.                       Поют кто в лес кто по дрова.

   И так устали мы в дороге,                          Ребята слушать их не станут:

  Что еле волочили ноги.                               От этой песни уши вянут.

5. За домом едва                                            6.Оказался молодцом

    Пожелтела трава.                                         Смог осилить ношу.

    Два брата рубили дрова.                             Не ударил в грязь лицом

    Один это делал спустя рукава.                   И не сел в калошу.

    Другой засучив рукава.

                                                   ( Слайд № 10)

Но высадиться мы не сможем , если не выполним одно из условий жителей  этого порта. Порт  «Фразеология в картинках».( Слайд 11).

Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает.

Учитель.  Блиц-опрос . ( Слайд №12,13 ) Каждой команда по-очереди будет зачитываться фразеологизм, который она должна будет объяснить.

 1. Кот наплакал- очень мало.  

2. Собаку съел-  опыт в делах.

3. Хоть пруд пруди- очень много.

4. Зарубить на носу- запомнить.

5. В мгновение ока- мгновенно.

6. Мозолить глаза- надоедать.

7. Рубаха парень- общительный

8. Шевелить мозгами –думать.

9. Шаром покати – ничего нет.

10. Спустя рукава- плохо.

11. Водить за нос- обманывать.

12. Засучив рукава- хорошо.

13. Сизифов труд- бесполезная  работа.                              

14. Кровь с молоком- здоровый.

15. Закадычный друг- близкий друг.

Учитель.

Помощь иностранцам ( Фразеологические обороты  иностранцам не понятны, потому что они переводят слова буквально.  Нам нужно внимательно послушать  рассказанные истории  и дать объяснение фразеологизму). ( Слайд №14,15,16 )

1. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас  семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим  воскресенье, когда у нас нет уроков.

Семь пятниц на неделе-  так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет своё мнение. ( В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них  семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя ).

2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём!  И наш учитель сказал, что им всё  как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда  чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.

Как с гуся вода -  это часть древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители , купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки)  худоба» Люди верили, что от этих слов  болезнь сойдёт так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей  покрыты жирной смазкой , поэтому  вода не смачивает  не смачивает их, а скатывается каплями.

Учитель Задания для болельщиков (релаксация)

Предлагаю вам «Продолжить фразеологизмы» ( Слайд №17)

Учитель Задание командам

В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов. Попытайтесь подобрать синонимические фразеологизмы к следующим выражениям. Указать фразеологизмы    со значением (таблица)

Молодцы! Я нисколько не сомневалась в ваших знаниях. (Слайд №18)

Учитель. Путешествие наше приближается к концу.

И нам осталось выполнить последнее задание. Оно тоже непростое.

( Слайд № 19)

Станция «Речевая ошибка» Я привык отдавать себе полный отчет.( Полностью понимать, осознавать что-либо.) Всё возвращается на круги своя. (возвращение чего-либо или кого-либо на обычное место, к исходному положению, а также то, что ничего нового на земле нет..) Исправьте ошибки, допущенные учениками.

 Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по стране Фразеология. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового, пополнили свой запас  знаний о фразеологизмах и будете их успешно применять в жизни. Песня « Веселый ветер» Слайд 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Фразеология

Слайд 2

Цель мероприятия: Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся. Развитие речевых навыков; Закрепление знаний о фразеологизмах. Привитие любви к русскому языку, воспитание чувство гордости за родной язык.

Слайд 3

Счастливого плавания!

Слайд 4

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л. Н. Толстой

Слайд 5

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора . фразеологизмы или по-другому идиомы- это устойчивые сочетания слов, которые невозможно перевести отдельно, так как смысл их теряется. фразеология- раздел языкознания, занимающийся изучением фразеологических оборотов .

Слайд 6

Найди фразеологизмы 1.Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. 2.Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами. 4. В двух словах он допустил ошибки. 5.В двух словах изложите просьбу. 6. Путешественники изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье 3,5,6

Слайд 7

В двух словах 1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? Редко, но метко. 2. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? Свалился как снег на голову. 3. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. Как говорят об этом? Вышел сухим из воды. 4. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно назвать дядю Мишу? Мастер на все руки.

Слайд 8

Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. - Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.! У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать.

Слайд 9

«Загадки-складки» Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: … Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, что еле… За домом едва Пожелтела трава. Два брата рубили дрова. Один это делал… Другой… Товарищ мой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … Фальшивят, путают слов Поют кто в лес кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни… Оказался молодцом Смог осилить ношу. Не ударил в … И не сел в ... .

Слайд 10

«Загадки-складки» Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что еле волочили ноги. За домом едва Пожелтела трава. Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой засучив рукава. Товарищ мой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу . Фальшивят, путают слов Поют кто в лес кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши вянут. Оказался молодцом Смог осилить ношу. Не ударил в грязь лицом И не сел в калошу. .

Слайд 11

«Фразеология в картинках» Посадить в калошу Водить за нос Задирать нос Принцесса на горошине Кот в мешке

Слайд 12

Объясните значение фразеологизмов 1. Кот наплакал- 2. Собаку съел- 3. Хоть пруд пруди- 4. Зарубить на носу- 5. В мгновение ока- 6. Мозолить глаза- 7. Рубаха парень- 8. Шевелить мозгами – 9. Шаром покати – 10. Спустя рукава- 11. Водить за нос- 12. Засучив рукава- 13. Сизифов труд- 14. Кровь с молоком- 15. Закадычный друг-

Слайд 13

Объясните значение фразеологизмов 1. Кот наплакал- очень мало. 2. Собаку съел- опыт в делах. 3. Хоть пруд пруди- очень много. 4. Зарубить на носу- запомнить. 5. В мгновение ока- мгновенно. 6. Мозолить глаза- надоедать. 7. Рубаха парень- общительный 8. Шевелить мозгами – думать. 9. Шаром покати – ничего нет. 10. Спустя рукава- плохо. 11. Водить за нос- обманывать. 12. Засучив рукава- хорошо. 13. Сизифов труд- бесполезная работа. 14. Кровь с молоком- здоровый. 15. Закадычный друг- близкий друг.

Слайд 14

1 . У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков. 2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.

Слайд 15

1 . У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков. 2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.

Слайд 16

Семь пятниц на неделе- так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет своё мнение. ( В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя ) . Как с гуся вода - это часть древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители , купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба» Люди верили, что от этих слов болезнь сойдёт так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой , поэтому вода не смачивает не смачивает их, а скатывается каплями. (Выйти сухим из воды)

Слайд 17

Продолжите фразеологизмы: Как с Луны … Кашу маслом… Тянуть кота… Свалиться … Витать… Свалиться Не испортишь За хвост На голову В облаках

Слайд 18

«Бездельничать» «Обманывать» «Быстро» Указать фразеологизмы со значением Сломя голову сидеть сложа руки втирать очки во все лопатки лодыря корчить бить баклуши водить за нос во весь дух вводить в заблуждение высунув язык со всех ног «Сидеть сложа руки» «Лодыря корчить» «Бить баклуши» «Втирать очки" «Водить за нос» «Вводить в заблуждение» «Сломя голову» «Во все лопатки» «Высунув язык» «Со всех ног»

Слайд 19

Станция «Речевая ошибка» 1. Я привык отдавать себе полные отчеты. 1. Он постоянно сидит сложив руки. 2. Пора уже тебе взяться за свой ум. 2. Все возвращается на спирали своя! 3. Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. 3. Со дня на день он делал одну и ту же работу. Я привык отдавать себе полный отчет. Пора тебе уже взяться за ум. Эти и другие вопросы играют большую роль ( имеют значение)… Всё возвращается на круги своя. Он постоянно сидит сложа руки. Изо дня в день он делал одну и ту же работу.

Слайд 20

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. Анна Ахматова.

Слайд 21

Спасибо всем участникам!!!

Слайд 25

Ресурсы: 1. А.Т. Арсирий . « Материалы по занимательной грамматике». 2. Большой фразеологический словарь для детей. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

Цели: 1.     Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся.2.     Развитие речевых навыков;3.     Закреп...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в страну Русского Языка для 6 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в страну Русского Языка для 6 класса...