Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности
статья на тему

Шалапинина Татьяна Ивановна

Выступление на МО учителей предметников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_urovnya_motivatsii_na_urokah_matematike.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности»

Личность-звено между мотивацией и её реализацией.

                                                                                                               З. Фрейд

      Проблема качества математического образования была и остаётся приоритетной  в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились. С интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Отношение школьников к учебе, результат их учебной деятельности во многом зависит от того, что побуждает эту деятельность, то есть от мотивации. Мотивация – важнейший компонент  учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.  Выделяют пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, четвертый уровень – низкая школьная мотивация, пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

 Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; отношение учителя к ученику, личная значимость предмета, умственное развитие ученика, продуктивность учебной деятельности, непонимание цели учения, страх перед школой.  

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками);  в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

В своей практике применяю разнообразные приемы активизации учебной деятельности, создающих положительную мотивацию: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу обучающимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности.

В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала; доброжелательность, улыбка, умеренные жесты; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного. На этом этапе просматривается, как обучающиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивации класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.

При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных обучающихся, привлекаю обучающихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока задания творческого характера.

 Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика. При этом оценка деятельности обучающихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами. Достижения обучающихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.

У старших подростков появляется потребность – быть популярным, им важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал. Главнейшей задачей, которая стоит передо мной – это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной системы положены следующие принципы: принцип воспитывающего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность; принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше; принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке; учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; принцип диалога и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. “Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции” (Выгодский Л.С.). Таким образом, получается, что каждый ученик “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал , я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Тема “Масштаб”, и объявляется конкурс на лучшую планировку дома . Задумки ребят просто поражают. Вектора – это метод познания физических процессов; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой и астрономией.

Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование обучающихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого обучающегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий;

Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации; терапевтическую; диагностическую; коррекционную.

Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивают умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывают умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.

Технология деловых игр состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. Включает разработку сценария игры: учебная цель занятия, характеристика проблемы, объяснение поставленной цели, план деловой игры, описание ситуации, характеристика действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновывается обстановка проблемы. Выдается пакет материалов, правил, инструкций.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий может корректировать действия участников.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

В результате учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует итог занятий.

Применение элементов игровой технологии, позволяет обучающимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.

Чтобы у обучающихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами обучающиеся, готовя доклады и сообщения.

Через рассказы о "нематематической" деятельности великих ученых привлекаю внимание обучающихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. После прочтения и разбора сказки "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона.

Обычно при введении нового математического термина рассказываю обучающимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров: «Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» - лён, льняная нить, шнур, верёвка,  «Сфера» - латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч, «Конус» - это латинская форма греческого слова «конос», означающего сосновую шишку, «Цилиндр» - латинская форма греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».При желании таких примеров можно отыскать много. В 7 классе предлагаю обучающимся нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по-гречески "параллелос" - это идущие рядом.

       Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках.
  2. Снижение положительной мотивации обучающихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
  4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

 Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания обучающихся, не оставив в нем и следа.

Список литературы:

  1. Афанасьев, В.В. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов [Текст] / В.В.Афанасьев, М.А.Суворова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с
  2. О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова, Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 200 с.
  3. Т. А. Капитонова. Методика и технология профильного обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль подготовки – Математическое образование) / Т.А.Капитонова – Саратов, 2012. – 115 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формы организации практической работы в преподавании информатики и ИКТ с применением проектных технологий в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся"

В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметност...

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

По теме самообразования «Развитие технических творческих способностей учащихся на уроках физики» я работаю с 2002 года. Тема была определена мною не случайно, ведь на сегодняшний день очен...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности.

Проанализированы уровни учебной мотивации и предложены пути их повышения...

Семинар: Разнообразные приемы, которые способствуют повышению уровня мотивации школьников на уроках географии

Выступление на семинаре учителей географии: Разнообразные приемы, которые способствуют повышению уровня мотивации школьников на уроках географии...