Методическое пособие "Формы организации практической работы в преподавании информатики и ИКТ с применением проектных технологий в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся"
методическая разработка по информатике и икт на тему

Коваленко Елена Германовна

В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметность и межпредметность информатики в школе. Цель работы - оказание методической помощи учителям информатики, испытывающим сомнения в уровне собственной ИКТ-компетентности, в том числе в рамках введения и реализации ФГОС.

Состоит из трёх файлов. Имеется также возможность скачать все файлы архивом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Формы организации практической работы

в преподавании информатики и ИКТ

с применением проектных технологий

в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся

автор: Коваленко Е.Г.

учитель информатики и ИКТ

МБОУ СОШ №17

Г. Белая Калитва

Ростовская область

2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметность и межпредметность информатики в школе. Цель работы - оказание методической помощи учителям информатики, испытывающим сомнения в уровне собственной ИКТ-компетентности, в том числе в рамках введения и реализации ФГОС.


Специфика предмета информатика и ИКТ определяет требования к деятельности учителя и учащегося. Педагогу необходимо, по моему мнению, рассмотреть свои методы обучения через призму «портрета выпускника школы» [1], что позволит ему успешно реализовать требования ФГОС, реализоваться самому как педагогу, способствовать созданию единой информационной среды ОУ.

Традиционно, обучение ИИКТ основывается на теоретическом и практическом освоении материала учащимися. Практическая работа с использованием средств ИКТ выполняет роль контроля знаний, умений и навыков учащихся (текущего, тематического или итогового). Для качественного выполнения задания у учащегося должны быть сформированы мотивация, а также представление результата своей работы. Если какой-то из этих факторов выступает слабым звеном, то, даже при высоком знании теоретических основ, практическая реализация не будет качественной. И здесь педагогу необходимо проанализировать собственный опыт применения различных педтехнологий. Особое место среди информационных педагогических технологий занимают такие личностно-ориентированные технологии обучения как метод проектов, обучение в сотрудничествеобучение на основе Web-Quest.[3] Эти педтехнологии обеспечивают формирование универсальных учебных действий у учащихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Организованная педагогом деятельность с применением указанных педтехнологий позволяет реализовывать учащимся собственную ИКТ-компетентность через деятельность в близкой ему среде.

По опыту своей работы считаю, что педагогу следует пересмотреть соотношение содержания практических работ учащихся (заданий типа «выполни по образцу» и творческих). Практическая работа должна носить прикладной характер, где роль компьютера – универсальный инструмент для работы с информацией. То есть, учащийся сам может предложить содержание практической работы, связанное с окружающим его миром, и роль учителя здесь сводится к управлению учебным процессом. Практически каждый тематический раздел позволяет при креативном подходе, прежде всего учителя, организовать и реализовать исследовательскую или проектную деятельность.

Информационные и программные продукты этой деятельности должны иметь «жизнь вне урока и кабинета информатики»: в учебной деятельности – применение на уроках, в воспитательной работе – это оформление классных уголков, сопровождение классных бесед и часов общения и т.п. Сегодня возможности технического и программного обеспечения школ позволяют создать необходимые условия для перевода информационного продукта деятельности ученика на твёрдый носитель: бумагу, диски.

Создание ситуации успеха способствует повышению мотивации ученика. Например, в работе с мультимедийными информационными технологиями, которая предполагает демонстрацию своей работы учеником или группой учащихся, просторы творчества неограниченны. Конечно же, в оценке работы учитель должен предварительно ознакомить учащихся с требованиями и шкалой оценки информационного продукта. Но это, в тоже время, ограничивает творчество, креативное мышление учащихся, является сдерживающим фактором. В этом случае можно объявить этот этап работы в форме конкурса, где жюри - весь классный коллектив. По итогам голосования возможно присуждение «приза зрительских симпатий». Признание коллектива является на всех возрастных ступенях (особенно в средней и старшей школе) очень важным фактором, не меньшим, чем оценка учителя. Данная форма взаимодействия способствует развитию личности ученика. В приложении 1 я предлагаю разработанный мной оценочный лист, в который учащиеся выставляют свои баллы и на основе этих данных формируется рейтинг, выделяются победители. Возможно его использование для определения «Приза зрительских симпатий». Учитель также пользуется этим оценочным листом, что позволяет ему сформировать оценку обучающихся.  

В сотрудничестве с другими педагогами школы реализуются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Это может быть форма работы, когда другие учителя-предметники, классные руководители, администрация школы имеют возможность обратиться к учителю ИИКТ с заявкой на информационный продукт, а учитель рассматривает возможность ее реализации и сроки (в соответствии с рабочей программой). Эта форма одна из наиболее популярных у обучающихся, поскольку они видят значимость своей работы. Здесь они могут реализовать себя как успешная личность.

Проектная технология позволяет учителю информатики и ИКТ организовать учебную деятельность таким образом, чтобы уже в начале учебного года создать условия повышения мотивации у обучающихся не только по собственному предмету, но и по другим дисциплинам. Хотелось бы рассказать подробнее об опыте своей работы в данном направлении.

В нашем ОУ уже более десяти лет проектная технология находит свою реализацию, в том числе и в промежуточной аттестации учащихся по предмету информатика и ИКТ.

Этап 1: Согласование возможности реализации формы промежуточной аттестации в форме проектов в рамках работы с одарёнными детьми. Начинается эта работа ещё до начала учебного года с согласования и утверждения данной формы с администрацией ОУ.

Сроки: август

Этап 2: Погружение. Цель: мотивация обучающихся на качественное обучение, работа на удалённую перспективу.

Сроки: На первом уроке учебного года проходит ознакомление обучающихся с содержанием курса текущего учебного года и сообщение учителем о возможности выбора сдачи экзамена в форме проекта для учащихся.

Условия:

1. Наличие промежуточных (четвертных, полугодовых) оценок в течение этого периода «пять», и, в перспективе, окончат учебный год на отлично;

2. Сдача всех работ контроля уровня знаний. Цель: профилактика пропусков, мотивация обучающихся на непрерывное обучение.

3. В течение этого учебного года учащийся должен проявить себя как творческая личность в выполнении зачётных работ (которые имеют форму минипроектов).

Таким образом, уже на первом этапе учащийся получает возможность реализоваться как успешная личность, а значит, повышается его мотивация. Причём учащиеся в течение всего учебного года стараются организовывать свою учебную деятельность так, чтобы сохранить эту возможность выбора формы аттестации.

Этап 3: Знакомство с требованиями к работе. Организация консультаций с учащимися, выбравшими эту форму промежуточной аттестации.

Сроки: Целесообразно организовывать во втором полугодии, когда уже и учитель и обучающиеся видят свой уровень качества знаний.

На первой встрече, традиционно, мы просматриваем работы предыдущих лет. Я комментирую сильные и слабые стороны каждой работы. Учащиеся получают задание определиться со сферой (предметной областью) своей будущей работы. Ограничение -  эта разработка должна быть интересна не только самому учащемуся, но другим участникам образовательного процесса, поскольку информационные продукты деятельности учащихся в дальнейшем пополняют библиотеку мультимедийных ресурсов ОУ, используются на классных часах и уроках другими педагогами.

Технические требования: независимо от содержания курса и знаний программной среды реализации проекта (а он отличается на начальном уровне (8 класс) и в старшем звене (10 класс)) требования учитель предъявляет общие, что способствует созданию мотивации и условиям самообразования и саморазвития обучающихся, создаёт «ситуацию успеха» («Я применил то, что мы не изучали!»).

Здесь каждый учитель может применить свой набор технических (программных) требований к продукту (созданному обучающимся приложению (приложениям)).

Примерный набор требований:

  1. Содержание - Соответствие целей поставленной теме. Достижение поставленных целей и задач.
  2. Структура презентации:

1 слайд – «титульный»: название работы, представление автора (Ф.И., класс, ОУ, город, область, год, учителя)

2 слайд – «Оглавление или Содержание»: имеет элемент интерактивности, т.е. гиперссылки на разделы презентации (прямые и обратные, т.е. возращение в слайд содержания);

3 слайд – «Введение»: обоснование (актуальность) темы. Основополагающий вопрос (причём их будет два: 1. Тематический (из предметной области), 2 – Как использовать ИТ для представления своей работы?)

Последующие слайды – работа

Последний слайд – «Источники или Используемые ресурсы»: список используемых источников информации (здесь педагог объясняет правила оформления источников).

  1. Объекты презентации – презентация должна быть мультимедийной, т.е. содержать графический, звуковой, видео материал (по возможности). Кроме того приветствуется наличие работы обучающихся по структурированию информации (таблицы, схемы, графики).
  2. Эффекты. Наличие должно быть уместным и сбалансированным.
  3. Текст – размер шрифта не менее 18, заголовки не менее 24 пт. Отсутствие орфографических и стилистических ошибок.

В свободном доступе достаточно много материала по требованиям к презентации. В приложении 2 к разработке я прилагаю один из них (источник http://www.edu54.ru/node/104978). Его можно адаптировать под уровень собственных образовательных притязаний.

Этап 4: Работа над проектом.

Сроки: февраль-апрель.

На следующем этапе проходят индивидуальные консультации, где определяется направление, в котором будет развиваться проект, основополагающий вопрос. Если проект выходит за рамки информатики, имеет место договориться с педагогами других дисциплин о возможности консультации с их стороны. Во-первых, в проекте педагог-консультант выступает в этом случае также руководителем; во-вторых, он получает программный продукт по своему предмету; в-третьих, грамотный педагог понимает, что это повышение мотивации и по его предмету. Здесь проявляется и межпредметность, и  метапредметность деятельности.

На этом же этапе выбираются дополнительные программные средства для оформления результатов (текстовый редактор, издательская система, табличный процессор). Возможно объединение учащихся в минигруппы (не более 2-х человек).

На следующем этапе учащийся (группа) проводит самостоятельное исследование предметной области, оформляет результаты (традиционно учащиеся выбирают мультимедийные программные редакторы, но находит своё место и реализация в электронных таблицах, системах управления базами данных). Это самый долгосрочный период. На этом этапе проходят индивидуальные консультации, где педагог, изучая промежуточные результаты деятельности учащихся, вносит коррективы в направление их работы. Промежуточные результаты работы учащиеся сдают каждые две недели.

Этап 5. Финальный этап заключается в сдаче и защите своего проекта. Каждый учащийся (или группа) имеет возможность выступить с представлением своего проекта перед членами приёмной комиссии, которые выполняют роль жюри. Приглашаются все желающие педагоги. Учащиеся защищают свою работу, отвечая на вопросы как членов приёмной комиссии, так и других учащихся. Далее проходит обсуждение оценок, учитель информатики (здесь он руководитель проектов) зачитывает свою рецензию на каждый проект. Комиссия может внести свои коррективы, согласовывается окончательная оценка и объявляется учащимся. Объявление оценок, как результата деятельности учащихся, важный момент, способствующий повышению мотивации учащихся в дальнейшем, особенно если это первый подобный опыт деятельности учащихся. О каждой работе важно высказать мнение приёмной комиссии, замечания или пожелания. Все члены приёмной комиссии и желающие педагоги получают от меня диски, на которых хранятся работы учащихся.

Такая форма реализации проектной технологии на промежуточной аттестации учащихся позволяет достичь следующих результатов: воспитание у учащихся приёмов работы на перспективу; повышение мотивации в изучение предмета информатики и ИКТ и её стимулирование на протяжении всего учебного года; реализация метапредметности и межпредметности в преподавании информатики и ИКТ; развитие межличностных отношений в моделях: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель.

Да, данный подход к преподаванию требует и от педагога, и от школы своего рода инвестиций. Учитель информатики должен обладать креативным мышлением, творческим потенциалом, межпредметными знаниями. Но как же учитель может что-либо развить у учащихся или обучить их, если сам не стремиться развиваться и самообразовываться? Школа же должна создать условия для реализации личности не только своих учащихся, но и учителей (техническое и программное оснащение, доступность кабинета и средств ИКТ для всех участников образовательного процесса). Но при грамотном оценивании роли учителя информатики в школе, как администрацией, так и самим учителем, это на сегодняшнее время не является проблемой. 

Таким образом, при активном и грамотном подходе к организации образовательного процесса со стороны педагога, администрации школы, происходит создание и развитие той единой образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса чувствует свою значимость, а информационные технологии носят прикладной характер.

Список использованных источников

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения)
  3. Головко Т.Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 120 с.
  4. Герус Е.А., Толочко Г.П., Архипова А.И.. Использование игровой деятельности в процессе изучения информатики в основной школе // Школьные годы. – 2014. - №54
  5. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint /http://www.edu54.ru/node/104978



Предварительный просмотр:

Карта оценки презентации учащегося (группы учащихся)_________класса,  Тема_______________________

Расставьте баллы, подсчитайте и внесите в итоговую ячейку.

 (0 баллов – отсутствует или не соответствует требованиям; 1 балл – имеется, но с ошибками; 2 балла – хорошо, имеется с недочётами;  3 балла – отлично, оптимально)

№ п/п

Фамилия Имя

автора (авторов) презентации, название презентации

Содержание материала

Текст в презентации

Изображения в презентации

Дополнительные объекты

Защита презен-тации

Итог, балл

Мате-риал соот-ветст-вует теме

Материал интересен и понятен:

Соответс-твие структуре (титуль-ный, содержа-ние, осн.мате-риал, источни-ки)

Раз-мер шрифта

Цвет шрифта

(по отно-шению к фону)

Право-писание: 3- без ошибок, 2 б.- 1 ошибка, 1 б.- до 3-х ошибок, 0 б.– более 3-х ошибок)

Изображе-ния соответст-вуют теме (содержа-нию)

Размер и качество изобра-

жений

Таб-лицы

Ви-

део

Схе-мы

Аудио

Анима-ция (эффек-ты в презен-тации)

Гиперс-сылки



Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

  • Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
  • Таблица сочетаемости цветов в приложении.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки; границы, заливку;
  • штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

 

Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела

Дидактические и методические цели и задачи презентации

  • Соответствие целей поставленной теме
  • Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

  • Соответствие целям и задачам
  • Содержание умозаключений
  • Вызывают ли интерес у аудитории
  • Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

  • Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях 
  • Все заключения подтверждены достоверными источниками
  • Язык изложения материала понятен аудитории
  • Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

  • Графические иллюстрации для презентации
  • Статистика
  • Диаграммы и графики
  • Экспертные оценки
  • Ресурсы Интернет
  • Примеры
  • Сравнения
  • Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

 

  • Хронология
  • Приоритет
  • Тематическая последовательность
  • Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

  • От вступления к основной части
  • От одной основной идеи (части) к другой
  • От одного слайда к другому
  • Гиперссылки

Заключение

 

  • Яркое высказывание - переход к заключению
  • Повторение основных целей и задач выступления
  • Выводы
  • Подведение итогов
  • Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

  • Шрифт (читаемость)
  • Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
  • Элементы анимации

Техническая часть

  • Грамматика
  • Подходящий словарь
  • Наличие ошибок правописания и опечаток

  

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Параметры оценивания презентации

 

Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3)

Связь презентации с программой и учебным планом

 

Содержание презентации.

 

Заключение презентации

 

Подача материала проекта – презентации

 

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

 

Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office

 

Графический дизайн

 

Техническая часть

 

Эффективность применения презентации в учебном процессе

 

Итоговое количество баллов:

 

 На каждую представленную презентацию заполняется данная таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определённым уровням развития ИКТ-компетентности: 1 балл – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью, 2 балла – это средний уровень и, наконец, 3 балла – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью. Для определения уровней владения ИКТ-компетентностью воспользуемся таблицей 4.

Определение уровня владения ИКТ-компетентностью

Количество набранных баллов за представленный проект

Уровни владения ИКТ-компетентностью

От 27 баллов
до 18 балла

Высокий уровень

От 17 баллов 
до 9 баллов

Средний уровень

От 7 баллов

Низкий уровень

 

Источник: http://www.edu54.ru/node/104978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...

Применение здоровьесберегательных технологий в условиях ФГОС.

В материале рассматриваются основные элементы здоровьесберегающих технологий,цель здоровьесохраняющей технологии, технологические принципы разработки ЗОТ....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности.

Проанализированы уровни учебной мотивации и предложены пути их повышения...