Обмен опыта с педагогами

Белянцева Инна Равилевна

Консультация "Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов"

ТРЕНИНГ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ" (ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Консуьтация для педагогов на педсовет  : «Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации"

Консультация для педагогов на тему:  «Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель,чтобы не превысить своих полномочий»


 

Це

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.

(из опыта работы)

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность.

Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получении положительных результатов. Необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

В таких условиях особое значение придается изучению влияния нововведений на состояние профессиональной деятельности педагога и психологическому сопровождению инновационной педагогической деятельности. Иногда одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать инновацию как дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.

Психологическое сопровождение инновационного процесса основано также и на выводах о готовности педагогов к нему.

Психологическое сопровождение инноваций – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

диагностика существа возникшей проблемы;

информация о существе проблемы и путях ее решения;

консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

содействие педагогам в инновационной практической деятельности с учетом рекомендаций.

Диагностика. Цель ее – выявление уровня профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, которая включает в себя подготовленность: научную; методическую; психологическую.

Компонентами готовности педагогов с инновациям являются:

- компетентность педагога (представления об инновациях, о собственных функциях в условиях инноваций; сведения о методах психолого-педагогического исследования; знания в области психологии, педагогики, частных методик, теории управления);

- нравственность (бережное и грамотное отношение к участникам инновационного процесса; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность);

- инициативность (направленность на поиск и постановку педагогических проблем); потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении инновационной деятельности, завершение начатого;

- профессиональное мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности; способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные возрасту, экономичные методы в педагогическом исследовании; умения и навыки проведения исследования, получения срезов).

Психологическая подготовленность педагогов подразумевает:

- информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей (понимание закономерностей познания; ориентация в компонентах обучения, их сущности основ обучения, воспитание и развитие ребенка разного возраста);

- информированность о психологических особенностях детей, основных этапах их развития (ориентация в психологических особенностях детей и необходимость их учета при отборе содержания, форм и методов воспитания и обучения; понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ; ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики дошкольников).

Неотъемлемая часть психологического сопровождения инноваций – это консультирование педагогов.

Консультирование различается двух видов:

-индивидуальное (по запросам педагога или руководителя инновации);

- групповое (совместно с руководителем инновации, например консультация для педагогов «Особенности общения с родителями вновь поступивших детей»).

Для изучения влияния инноваций на деятельность педагогов, рост их профессиональной компетенции мы используем анкеты, в содержание которых включены следующие вопросы:

Какое влияние оказало на вас лично участие в инновационной деятельности?

Какое влияние оказала инновация на обстановку в педагогическом коллективе?

Какое участие в инновационной деятельности отразилось на вашей профессионально-педагогической квалификации?

Какое влияние оказала инновация на протекание образовательных процессов?

Также проводится анкетирование на выявление способностей педагогов к развитию (приложение 1)

Анализ анкетных данных может показать, насколько адекватны требованиям педагогов нововведения в образовательном учреждении. На основе результатов анкетирования планируется адресная помощь педагогам: проводятся тренинги и семинары –практикумы, на заседаниях «Школы профессионального мастерства» решаются проблемы построения программ для детей с отклонением в развитии, на методических объединениях педагогов по актуальным проблемам обсуждаются вопросы реализации современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста. С педагогами, уровень готовности которых к нововведениям определяется как низкий, проводятся консультации, индивидуальные занятия, оказывается психологическая поддержка в совершенствовании профессиональной деятельности.

Входе осуществления инновационной педагогической деятельности важно сохранять благоприятный психологический микроклимат в коллективе, который гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда. С этой целью проводится анкетирование педагогов по изучению психологического микроклимата в коллективе (приложение 2)

Результаты данного анкетирования позволяют составить банк о педагогах, готовых к повышению уровня профессионального мастерства; составить план внедрения и обобщения позитивного педагогического опыта. Но главное, руководитель учреждения получает сведения о том, как меняется состояние здоровья педагогов, работающих в рамках нововведений, что позволяет оказать педагогу вовремя поддержку и помощь.

Таким образом, психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении поможет руководителю «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех положительных или негативных изменений, происходящих в коллективе. Позволит включить большинство педагогов в этот процесс с учетом их возрастных, профессиональных и психологических особенностей, а также получить реальные данные о возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему инновационной педагогической деятельности, которая будет востребована родителями и объективно подкреплена профессиональной компетентностью педагогов – основных участников инновационного процесса.

Приложение 1

Анкета

для выявления способностей педагогов к развитию

(на основе программы Н. В. Немовой)

Уважаемые коллеги!

Оцените по 5-бальной шкале приведение ниже утверждения:

1 – не соответствует;

2 – скорее не соответствует

3 – и да, и нет;

4 – скорее соответствует, чем нет;

5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Утверждения Балл

Я стремлюсь изучить себя

Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я широко дискуссирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами.

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я верю в свои возможности

Стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Благодарим за участие!

Анкета для педагогов ДОУ

«Психологический климат в коллективе»

(по материалам Р. Х. Шакуровой. Творческий рост педагогов.)

Уважаемые коллеги!

Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:

В какой степени Вы удовлетворены Оценка

Вашей работой в данном образовательном учреждении

Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом)

Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд

Готовностью коллег оказать помощь в работе

Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)

Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе

Тем в какой мере администрации прислушивается к вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения

Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом

Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа

Отношение коллектива к работе

Организованностью и порядком в работе

Творческой атмосферой в коллективе

Вашими взаимоотношениями с руководителем

Согласованностью и единством действий педагогов

Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе

Учебно-материальной и материально-технической базой

Отсутствием «показухи» и формализма в работе

Заработной платой

(Определяется средняя оценкака)

Благодарим за участие!



Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ

"ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ"

(ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение

групповой сплоченности активизация внутренних сил педагогического

коллектива для плодотворной работы.

Состав группы: педагоги.

Место проведения: музыкальный зал.

Форма тренинга: групповая.

Количество участников:10 человек

Структура тренинга:занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (знакомство и разминка).

2. Основное содержание занятия.

3. Заключительная часть.

Время проведения: 60 минут

Ход работы:

Прежде, чем мы приступим к тренингу, предлагаю Вам ознакомиться с

правилами тренинга.

1. Общение по принципу «здесь и теперь».

2. Принцип открытости, искренности.

3. Принцип конфиденциальности.

4. Недопустимость непосредственных оценок человека.

5. Активное участие.

6. Принцип «тренер всегда прав».

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для

человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда и

к чему стремится человек на протяжении всей жизни. В последнее время

много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание.

Так же установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее

подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности

осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми

(работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы и т. д.).

Педагоги, как никто другой, чувствуют это на себе, работа педагога

связана с детьми, которым нужна, порой, их помощь, но прежде чем помогать

детям стать психологически здоровыми, нужно научиться контролировать

свое эмоциональное состояние, создать благоприятный психологический

климат в коллективе.

И я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного

расслабиться, отдохнуть, поправить свое эмоциональное здоровье, поиграть и

попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить

радость встречи.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и

здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо

определенным образом.

- 1 хлопок – здороваемся за руку;

- 2 хлопка – здороваемся плечами;

- 3 хлопка – здороваемся спинами

Время проведения: 3 минуты

Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю…»

Материалы: мячик

По кругу передается мячик (или иной предмет). Каждый педагог

продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант: делать в

свободное время) …». Называет какой-то факт о себе, который большинству

неизвестен. Игра продолжается, пока каждый участник не расскажет о себе.

Время проведения :5 минут.

Упражнение «Передай маску»

Психолог: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на

меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое

выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице

какое-то выражение.)А дальше будет так: я повернусь к своему соседу слева,

чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в

точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это

получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом

выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Так же

делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица

соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и

«передаем» его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или

угрожающим, страшным или смешным.

Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Я, за то ты…»

Цель: психологическая поддержка участников группы.

Сейчас на листочке бумаги вы напишите о каком-либо своем недостатке

и передадите его по кругу. Получив листок своего соседа, вы указываете в

нем, то качество, которое вам нравится в этом человеке и так по кругу». В

результате каждый получает свой листок с положительными отзывами коллег.

Время проведения :15 минут.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Материалы: музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим

рисунком.

Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Психолог называет по

очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец

головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т. д.). участники

стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Время проведения :5 минут.

Упражнение «Копилка радости»

Одним из распространенных стереотипов является представление о том,

что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения,

любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства

людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых

условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много

других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Для этого

каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости».

1. Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10

повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть

список и добавить к нему еще 10 пунктов. Таким образом довести список до

40-50 дел. Оформления «Копилки» с помощью коллажа. Затем объяснить

педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую

помощь» для восстановления сил.

Время проведения: 10 минут.

Упражнение «Любимая работа»

Цель: включения участников в работу, снятие мышечных зажимов.

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам! (работа

руками);

- наша работа бесконечна (круговые движения руками);

- но мы любим свою работу (обхват себя руками);

- но мы, воспитатели детского сада (название садика, знаем, что вместе

мы сила (обхват за локти и наклон назад).

Время проведения: 5 минут.

Упражнение «Послание»

Каждому педагогу дается лист форматом А 4. Его надо разделить на 4

части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам круга.

Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность,

любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На

четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия –

это для психолога. Оно может иметь либо конструктивную, либо

эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

Время проведения: 4 минуты.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на педсовет:
«Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации
»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит, как поддерживать у детей индивидуальность и инициативу – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.

Рассмотрим определения самостоятельность и инициативность: Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит?
Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают данное личностное качество. Например, в младшем дошкольном возрасте (3–5 лет)

инициативность проявляется в выборе тематики игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. Иначе говоря, инициатива детей младшего дошкольного возраста проявляется в игре, продуктивной деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, ситуации.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет), инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

В старшем дошкольном возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно исследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Развитие детской инициативы является основой культуры познания, условием содержательного и радостного детства. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т.е. вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как? откуда? и др.) или риторических, как бы адресованных самому себе. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; • не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.

К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра. В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической  деятельности, нравственных и эстетических переживаний. На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Продуктивные виды деятельности. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность иинициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Самоорганизация- деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идѐт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать

его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность. Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы. Элементарные

формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Метод «проектов». Применение ―метода проектов способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания). При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также имотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Развитие коммуникативных качеств. В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырѐх блоков:

- развиваем умение сотрудничать;

- развиваем умение

- активно слушать;

- развиваем умение самостоятельно высказываться;

- развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию. Кроме этого, создана игротека на эту тему, содержащая речевые игры и упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий. В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребѐнка, уверенность в собственных силах, учить ребѐнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

 МР Калтасинский район Республики Башкортостан






Консультация для педагогов

на тему:

 «Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель,

 чтобы не превысить своих полномочий»





Провела воспитатель:

Белянцева И.Р.

        

с.Калтасы 2018 г.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО.

Но так как большую часть времени дети проводят с воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность. Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизнь дошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинских работников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что если медсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штате дошкольной образовательной организации? Разберемся, как следует воспитателю поступать в подобных ситуациях и где заканчивается зона его ответственности.

Имеет ли право воспитатель оказывать первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения. Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относится к мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средств образовательной организации:

1. Период обучения – 1 раз в три года

2. Порядок, форму и оформление результатов обучения также определяет работодатель

3.Согласно ст. 41 Федерального закон аот 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья детей обеспечивается в т. ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи. В тоже время, следует помнить, что находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОО: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены под подпись.

Какие ситуации требуют оказания первой помощи.

С детьми случаются разные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определенна законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни

4. Первую помощь оказывают только при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

- отсутствие сознания;

-остановка дыхания и кровообращения;

- наружные кровотечения;

- инородные тела верхних дыхательных путей;

- травмы различных областей тела;

- ожоги;

- отморожения;

- отравления.

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокая температура или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При неотложных состояниях предусмотрены следующие мероприятия первой помощи:

- оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;

- вызвать скорую медицинскую помощь;

- определить сознание;

- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;

- определить признаки жизни у пострадавшего;

- провести сердечно-легочную реанимацию;

-- остановить наружное кровотечение;

- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

- придать оптимальное положение тела пострадавшему;

- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;

- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимо оказывать в определенной последовательности

и варьировать в зависимости от состояния пострадавшего. Алгоритм действий педагога с учетом этой последовательности представлен в виде памятки.

Таким образом, ни применение лекарственных препаратов, ни обработка ран не входят в перечень

мероприятий первой помощи, и, значит, воспитатель не обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – это фактически назначение лечения, которое требует определенных медицинских знаний. Такое право имеет врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения,

зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Какую ответственность несет воспитатель за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года. При этом если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал

ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ). Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАПРФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов.

В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

В преддверии летнего периода, для которого характерно увеличение травмоопасных ситуаций, проведите с педагогами консультацию. Используйте материалы сайта «Все о первой помощи» –allfirstaid.ru. Он содержит информацию, которая соответствует действующему законодательству. Предложите педагогам оценить свои знания с помощью анкеты.

ВАЖНО Памятка для педагогов

 

«Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2.Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т.д.

Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.