Проект «Ладушки-ладушки». «Развитие речи детей первой младшей группы, средствами театрализованной деятельности».
Цель: овладение речью как средством общения и культуры.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Развивать воображение и способности к творчеству
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ladushki-ladushki.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Проект «Ладушки-ладушки».
«Развитие речи детей первой младшей группы, средствами театрализованной деятельности».
Подготовили воспитатели:
Ахунова А.З.
Белянцева И.Р.
Калтасы 2020 г.
Раздел | Содержание | |
1. | Название | «Ладушки-ладушки». |
2. | Направленность проекта | «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности» |
3. | Сроки | 6 месяцев |
4. | Тип проекта | Образовательный |
5. | Аннотация | Проект «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности» - долгосрочный, предполагает продолжительность реализации 6 месяцев. Проект включает в себя три этапа: 1 этап - Погружение в проект. - Определение темы, цели. - Определение системы задач. - Создание методической базы. - Сбор информации. -организация деятельности. - Создание перспективного плана. - Накопление ресурсов. 2 этап - Осуществление деятельности. - Проведение игровых занятий. - Работа с родителями (родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей). 3-этап. Итог, анализ работы. |
6. | Ресурсы | Нормативно–правовая база: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Методическая база: Методика развития речи детей дошкольного возраста. В.В .Гербова О.Э.Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста». Методика обследования связной речи по Ушаковой.О.С. Методики обследования словаря детей; Методики обследования звуковой культурыречи. Методика Е.В.Колесникова «От звукоподражания к словам». Технические и материальные ресурсы: Книжки – игрушки с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, СД – диски музыкальные с играми – потешками для детей раннего возраста, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки – игры для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленькие гении», дидактические игры «Моя семья», дидактические игрушки, словесные игры «Кто в домике живет». Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков; театр-матрёшка; магнитный театр; кукольный театр; |
7. | Цель | -Овладение речью как средством общения и культуры. |
8. | Задачи | -Обогащать словарь детей. - Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь. - Развивать интерес и любовь к фольклору. -Развивать воображение и способности к творчеству - Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми. |
9. | Предполагаемый результат | - Заинтересованно рассматривают иллюстрации, - слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, - активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, - более мягко проходит адаптация к детскому саду, - дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, -малыши стали подвижны, раскрепощены. |
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
В повседневной работе мы заметили, что дети с большим удовольствием слушают стихи, сказки, если разыгрывать их в лицах. Более того, через некоторое время они сами повторяют слова персонажей. Этим они, сами того не подозревая, стимулируют речевую деятельность. Также формируется уважение друг к другу, реже звучат слова: «У меня не получается». Рождается уверенность в себе, дети становятся более подготовленными к смене обстановки, к появлению чего-то нового, а ещё отлично импровизируют и не теряются в сложных ситуациях.
Программа реализации этапов проекта
Этап | Содержание |
1. | Погружение в проект: Цель: выявление особенностей речевого развития детей. Подбор литературы, методик для диагностики речевого развития детей младшей группы. |
2. | Организация деятельности: Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность. |
3. | Контрольно-оценочный Цель: Определение результатов проекта. Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика особенностей речевого развития детей. Оформление продукта проекта. |
Этапы реализации проекта
1 этап | Задачи: 1. Подобрать и проанализировать литературу по теме проекта. 2. Выбрать инструментарий диагностики. 3. Использовать диагностические методики. 4. Обработать полученные результаты. Используемые методики: Цель: выявление особенностей речевого развития детей. Методика обследования связной речи Ушакова.О.С. (игровые упражнения). Методика Е.В.Колесникова. «От звукоподражания к словам». Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей. Методика О.Э.Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста». Цель: развитие внимания и памяти ребёнка. Методика В.В.Гербова «Развитие речи детей младшего возраста». Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств. Показатели результата: -подобрана и проанализирована методическая литература по теме проекта. -выявлен уровень речевого развития детей на начальном этапе реализации. - сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта. |
2-этап | Основной. Задачи. 1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию развития речи детей. 2.Создать благоприятную атмосферу для формирования коммуникативных навыков у детей. 3. Включить воспитательный процесс родителей дошкольников. 4. Провести завершающее мероприятие. Шаги реализации. 1. Чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». 2. Рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок. 3. Голосовые упражнения «Кто как кричит», «Кто что услышит». 4. Игровые упражнения «Покажи животное, какое я назову», «Угадай животное». 5. Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений «Пошел котик на Торжок», «Киска», стихи А. Барто «Бычок», «Лошадка» и другие, «Тили - бом, тили-бом». 6. Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе. 7. Подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Зайка беленький сидит», «Кот и Мыши», «Вышла курочка гулять». 8. Упражнения на развитие силы голоса «Кто как кричит», «Как мяукает маленький котенок», «Как лает большой пес», «Как рычит сердитый медведь», «Покатаемся на лошадке». Показатели результативности. Педагоги: - перспективный план. - конспекты игр- занятий. - дидактические разработки, учебное пособие. - картотека игр-потешек на все случаи жизни. Дети: Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощены. |
3 этап | Заключительный. 1. Выбрать инструментарий диагностики. 2. Использовать диагностические методики. 3. Обработать полученные результаты. 4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. 5. Составить отчет о проделанной работе. Используемые методики: Методика обследования связной речи Ушакова.О.С. (игровые упражнения). Методика Е.В.Колесникова. «От звукоподражания к словам». Методика О.Э.Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста». Методика В.В.Гербова «Развитие речи детей младшего возраста». Показатели результативности: 1. Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба» «Колобок» «Репка» 2. Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка». |
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизации |
Риск 1: слабая заинтересованность детей и родителей. | Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности. |
Риск 2: часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. | Индивидуальная работа с детьми и родителями. |
Риск 3: недостаточная разработанность проекта. | Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь. |
Критерии и показатели результативности
Критерии | Показатели |
Познавательный | Обогащение словарного запаса. |
Эмоционально-волевой. | Доброжелательны по отношению друг друга и взрослых. |
Деятельностный. | Умение работать в группе. |
Продукт проекта:
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию
развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
2. План мероприятий, способствующих развитию речи.