Диагностика метапредметных результатов в 6-7 классах

Панова Любовь Васильевна

6-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015-rekomend.docx18.07 КБ
Файл 2015-specifikacia.docx24.08 КБ
Microsoft Office document icon 2015-tekst.doc42.5 КБ
Файл 2015-zadanie_k_tekstu.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по оценке выполнения заданий

Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.

К проверке работ учащихся целесообразно привлечь учителей русского языка и литературы (задания  4, 8, 9),  математики (задания  6, 7), истории.

№ задания

Ответы (образец ответа / правильный ответ/ описание ответа) и критерии оценивания

1

Ответ. № 2. 24 июня 1941 года

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

2

Ответ. № 3. 54

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

3

Ответ. Обведен абзац. Уже в начале июля на территории области началось строительство оборонительных сооружений. По берегам Днепра и вдоль других естественных преград возводили противотанковые рвы, линии окопов, огневые точки. На лесных дорогах делали завалы. Жители Смоленска опоясали свой город с юго-запада 10-километровой полосой земляных укреплений, оборудовали узлы сопротивления на улицах города. Часто приходилось работать под бомбежками, а иногда под артиллерийским огнем. Все это – подвиг во имя Отечества, во имя свободы и независимости.

1 балл – выделен данный фрагмент

0 баллов – выделен другой фрагмент

Х – не приступал(а) к выполнению задания

! В случае, если ученик выделил фрагмент не полностью, ставится 1 балл

4

Предполагаемый ответ. Противник превосходил войска Западного фронта в людях, артиллерии и самолетах в два раза, а в танках в четыре раза. Отошедшие из приграничных районов ослабленные и разрозненные дивизии не смогли выдержать натиск врага. Необходимо было провести переформирование, укрепить инженерную составляющую дивизий и т.п.

2 балла – правильно выбран ответ из текста, который дополнен личными комментариями (собственным видением данной проблемы);

1 балл – правильно выбран ответ из текста. Комментарии отсутствуют;

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

5

Ответ. Западный фронт 

1 балл – выбран правильный ответ

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

6

Ответ. 53 %

2 балла – получен верный ответ;

1 балл – допущена ошибка при округлении;

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

7

Ответ. 2914 км + схема.

2 балла – получен верный ответ, условие задачи изображено на схеме, соблюдена соразмерность данных;

1 балл – получен верный ответ, условие задачи изображено на схеме, но не соблюдены размерности данных;

0 баллов – другие ответы

Х – не приступал(а) к выполнению задания

8

Предполагаемый ответ. «Смоленщина в годы ВОВ».

1 балл – текст озаглавлен;

0 баллов – текст озаглавлен, но не соответствует тематике, например, «Салют в Смоленске»;

Х – не приступал(а) к выполнению задания

9

Предполагаемый ответ. Прошло уже много лет, но события военного времени не забыты — они живы в воспоминаниях, запечатлены на страницах книг. Память о трагических днях передается из поколения в поколение.  Главный праздник - 9 Мая впереди. Немало мероприятий патриотической направленности пройдет в этот день. Важно вспомнить и осознать все, что проходило в те далекие годы. Я считаю, что выполнение предложенной работы очень важно для меня, так как поможет мне понять, какой ценой был завоеван МИР на Земле.

3 балла – получен верный ответ, при этом следует отметить творческий подход к ответу, оригинальность мышления, неординарный подход к рассуждениям. Культура письменной речи (грамотность, отсутствие стилистических ошибок, правильное написание терминов, имен и иных названий).

2 балла – получен ответ на вопрос. Ученик на верном пути, но при этом допускает стилистические ошибки;

1 балл – ответ на вопрос не получен, но при этом ученик пытается рассуждать;

0 баллов – однозначный ответ, например «Это хорошо»;

Х – не приступал(а) к выполнению задания



Предварительный просмотр:

Спецификация

комплексной работы для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с исторической и математической информацией) для учащихся 6-х и 7–х «пилотных» классов

  1. Назначение работы.

Комплексная работа направлена на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать текст; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  1. Содержание работы.

Измерительные материалы включают исторический текст, посвященный событиям 1941-1945 г. г., происходившим на Смоленщине. Наряду с исторической информацией. Текст содержит математические данные. При работе над текстом кроме метапредметных результатов, возможно отследить сформированность предметных компетентностей: по истории, литературе и математике.

Учащемуся предлагается прочитать текст  и выполнить задания, связанные непосредственно с данной информацией, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать один или несколько ответов, в других требуется дать свободный краткий или развернутый ответ.

В работе оценивается сформированность трех групп умений.

1-я группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентация в тексте. Среди основных умений, которые необходимо прдемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

2-я группа умений также включает в себя работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания текста. Основные умения, которые необходимо продемонстировать при выполнении заданий, включают анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

3-я группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

  1. Характеристика заданий.

При работе с текстом используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

- задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведенном месте или подчеркнуть или обвести часть текста);

- задания со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок или схему).

Количество заданий – 9.

Максимальный балл – 14.

4. Время выполнения работы.

На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут).

При проведении работы следует обратить внимание на учащихся с медленным темпом работы. Если за отведенное время эти учащиеся не успели приступить к выполнению всех заданий работы, то рекомендуется зафиксировать объем,  выполненный за отведенное время. После этого можно дать им дополнительное время (15 минут), если учащиеся могут продолжить работу. При подведении итогов этот момент необходимо учесть.

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Каждое правильно выполненное задание с выбором одного ответа оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если учащийся выбрал (обвёл) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Задания с выбором нескольких правильных ответов и заданий со свободным ответом оцениваются в зависимости от содержания и уровня сложности задания от 1 до 3 баллов.

На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение работы.

При анализе и интерпретации результатов полезно учитывать следующие критерии сформированности умений: минимальный критерий сформированности умений 50%. Если получен результат ниже, значит существуют проблемы в освоении общеучебных умений. В связи с этим необходимо дать рекомендации по проведению дополнительной работы с учащимися и с учителями.

  1. Использование результатов выполнения комплексной работы.

Результаты можно использовать в качестве индикаторов сформированности метапредметных результатов в области осознанного чтения и работы с информацией, при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся, а также для организации в рамках разных предметных областей коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими низкий уровень читательской грамотности.

  1. План комплексной работы.

№ задания

Группа умений. Описание группы умений

Проверяемое умение

Тип задания

Баллы

1

1 – Общее понимание текста, ориентация в тексте

Ответить на вопросы, используя явно заданную информацию

ВО

1

2

1 – Общее понимание текста, ориентация в тексте

Ответить на вопросы, используя явно заданную информацию

ВО

1

3

1 – Общее понимание текста, ориентация в тексте

Выявить (найти) информацию в тексте

ВО

1

4

2 – Глубокое и детальное понимание содержания

Использовать информацию из текста для выражения и обоснования собственного мнения

РО

2

5

1 – Общее понимание текста, ориентация в тексте

Ответить на вопросы, используя информацию, представленную в таблице

КО

1

6

3 -  Использование информации из текста для различных целей

Применить информацию из текста для решения задачи практико-ориентированного содержания

РО

2

7

3 - Использование информации из текста для различных целей

Преобразовать информацию из текста в схему и выполнить решение задачи практико-ориентированного содержания

РО

2

8

2 – Глубокое и детальное понимание содержания

Озаглавить текст

КО

1

9

2 – Глубокое и детальное понимание содержания

Определить основную цель (зачем написан текст)

РО

3

! ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом.

 

Для описания достижения учащихся в области сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией целесообразно установить следующие 4 уровня:

- недостаточный (для обучения в основной школе) – менее 3 первичных баллов;

- пониженный – 3 - 6 первичных баллов;

- базовый –  7 - 10 первичных баллов;

- повышенный – 11 - 14 первичных баллов.

Примечание. Обращаем ваше внимание, что предложенная  работа позволит отследить сформированность предметных  компетентностей учащихся:

  • по литературе

- определять тему и основную мысль произведения;

- объяснять свое понимание исторической проблематики;

- выражать личное отношение и аргументировать свою точку зрения;

  • по математике

- оперировать числовыми объектами, в том числе с десятичными дробями;

- выполнять арифметические действия;

- выполнять сравнения чисел, отрезков;

- уметь проводить математические рассуждения при решении задач;

- выражать отношения в процентах;

- находить приближенные значения десятичных чисел с требуемым числом разрядов до или после запятой;

- работать с таблицами, со схемами;

- соизмерять данные величины с изображением на бумаге;

  • по истории

- определять место исторических событий во времени;

- проводить поиск информации в историческом тексте;

- объяснять причины ключевых событий;

- давать оценку событиям.



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания.
              Тяжелейшим испытанием для всех смолян, как и для страны в целом, стала Великая Отечественная война. Уже в первые недели войны в «Смоленские ворота» (междуречье Днепра и Западной Двины) устремились фашистские силы группы армий «Центр». 13 июля 1941 года фашистские войска вступили в пределы Смоленской области. Для нападения на СССР было выделено 190 дивизий Германии и её союзников, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных. Общее число войск составляло 5,5 млн.  человек, на вооружении которых находилось около 40 300 танков, 47 200 орудий и минометов.

             В этот период на территории западных приграничных военных округов Советского Союза находилось 167 дивизий и 9 бригад, общей численностью 2 млн. 900 тыс. человек. На вооружении этой группировки войск Красной Армии насчитывалось 38 000 орудий и минометов, 14 200 танков различных типов.

            Уже в начале июля на территории области началось строительство оборонительных сооружений. По берегам Днепра и вдоль других естественных преград возводили противотанковые рвы, линии окопов, огневые точки. На лесных дорогах делали завалы. Жители Смоленска опоясали свой город с юго-запада 10-километровой полосой земляных укреплений, оборудовали узлы сопротивления на улицах города. Часто приходилось работать под бомбежками, а иногда под артиллерийским и минометным огнем. Все это – подвиг во имя Отечества, во имя свободы и независимости.

             24 июня 1941 г. гитлеровская авиация совершила первый налет на город, затем они стали систематическими. В ночь на 29 июня при массированном налете на Смоленск было сброшено около 2 тысяч зажигательных и 100 крупных фугасных бомб, разрушена центральная часть города, сгорело свыше 600 жилых домов.

8 июля немецко-фашистское командование поставило группе армий "Центр" задачу окружить советские войска, оборонявшие западный рубеж Двины и Днепра, овладеть городами Орша, Смоленск, Витебск и открыть кратчайший путь к Москве.
Противник превосходил войска Западного фронта в живой силе, артиллерии и самолетах в два раза, а в танках в четыре раза. С целью не допустить прорыва немецко-фашистских войск к Москве 10 июля началось Смоленское сражение, которое продолжалась до 10 сентября 1941 г. Людские потери в Смоленском сражении представлены в Таблице

Наименование объединений и сроки их участия в операции

Людские потери в операции (чел.)

Безвозвратные (убитые)

Санитарные (раненые)

Западный фронт (весь период)

309959

159625

Цетральный фронт (26.7 -- 25.8.41 г.)

79216

28009

Резервный фронт (30.7 -- 10.9.41 г.)

45774

57373

Брянский фронт (16.8 -- 10.9.41 г.)

50972

28603

Пинская военная флотилия (весь период)

250

193

После ожесточенных боев в ночь на 29 июля советские войска оставили город. Гитлеровцы установили в Смоленске жестокий оккупационный режим, создали несколько концлагерей и гетто. За время оккупации Смоленска уничтожили в городе и его окрестностях свыше 135 тысяч советских военнопленных и мирных жителей. Свыше 80 тысяч советских граждан было угнано на принудительные работы в Германию.

2 года и 3 месяца на смоленской земле полыхал огонь войны. Партизаны и подпольщики начали вооруженную борьбу с первых дней оккупации. К концу июля 1941 г. в области было сформировано 54 партизанских отряда общей численностью 1160 бойцов. В годы оккупации было сожжено и разрушено 1880 школ на 260 тыс. мест, 73 больницы на 4056 коек, 115 амбулаторий и поликлиник. Уничтожены библиотеки, дома культуры, избы-читальни, клубы, 155 зданий детсадов, театры, кинотеатры, музеи, здания ВУЗов, памятники старины, русского церковного зодчества.

Гитлеровцы на Смоленщине расстреляли, повесили, сожгли, отравили газом в «душегубках», взорвали на минных полях 151319 чел., угнали в рабство 169630 чел. От рук фашистов на Смоленщине погибли 230137 военнопленных.

В период с 7 августа по 2 октября 1943 года войска Западного и левого крыла Калининского фронта провели наступательную операцию с целью разгромить левое крыло немецкой группы армий «Центр», воспрепятствовать переброске ее сил на юго-западное направление и освободить Смоленск.

В ходе Смоленской операция были разгромлены 7 дивизий противника и 14 потерпели тяжелое поражение. Советские войска продвинулись на запад на 250 км в полосе шириной до 400 км и очистили от немецкой оккупации часть Калининской и Смоленскую область, положили начало освобождению Белоруссии. Проведение Смоленской операции сковало значительные силы противника, что способствовало успешному завершению контрнаступления советских войск в Курской битве.

Расстояние от Бреста до Москвы 1067 км. От Москвы до Берлина на 780 км больше. Советские солдаты, освобождая свою Родину, километр за километром за 4 года преодолели этот путь.

 

9мая 1945года в честь народа-победителя в Москве был дан салют 30 залпами из 1000 орудий.



Предварительный просмотр:

Задания к тексту

  1. Когда был совершен первый  налет гитлеровской авиации на  Смоленск?  Обведите номер выбранного ответа.

1. 29 июня 1941 года

2. 24 июня 1941 года

3. 8 июля 1941 года

4. 10 июля 1941 года

  1. Сколько партизанских отрядов было сформировано в Смоленской области к концу июня 1941 года?

Обведите номер выбранного ответа.

1. 73                2. 30                         3. 54                                 4. 14

  1. Найдите и выделите (обведите) в тексте фрагмент (абзац), в котором говорится о строительстве оборонительных сооружений на территории Смоленской области.

  1. Как вы думаете, почему в ночь на 29 июля 1941 года советские войска оставили город Смоленск? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используя Таблицу, ответьте на вопрос:  какие объединения, участвующие в Смоленском сражении,  понесли наибольшие потери?

_____________________________________________________________

  1. Как соотносилась в процентном отношении численность бойцов Красной Армии и солдат фашистской Германии в июле 1941 года?  Ответ округлите до целых.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

  1. Какое расстояние (в км) преодолели бойцы Красной Армии с июля 1941 года, отступая от Бреста до Москвы, а затем наступая от Москвы до Берлина. Изобразите схематически, соблюдая соразмерность данных.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:________________________________________________________

  1. Как, по-вашему,  можно озаглавить текст?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Как вы считаете, почему для работы над текстом выбрана такая тематика?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.