Дидактические материалы по литературе для 10 класса

Панова Любовь Васильевна

материалы к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бальзак «Шагреневая кожа»

Бальзак «Гобсек»

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Бальзак – звучит помпезно и заумно. Шагреневая кожа – звучит шершаво и грубо. Вот два заблуждения, что застили мне глаза - по одному на каждый. Преодолев страх перед скучным и заумным чтивом, я выяснила, что гадатель по фамилиям и названиям из меня слабый.

Не буду трогать сюжет, ведь его либо знают и так, либо предпочтут узнать из книги. Потрогаю лучше Рафаэля (главного героя, одаренного и обокраденного зловещим талисманом), быт Франции XIX века и шагреневую кожу.

Банально, но неоспоримый факт – Рафаэль – фигура неоднозначная. Было бы странно, если бы было не так у признанного мэтра литературы. Рафаэль, безусловно, вызывает интерес – что же случилось с ним? Не может же он сейчас взять и утопиться, ведь книга только началась. Что повернет его судьбу? Как он с этим подарком распорядится? Но и слаб, очень слаб Рафаэль. Это действует на нервы. Он слаб, видя безвыходную ситуацию там, где живут целые пласты его современников – ему просто посчастливилось чуть удачнее родиться. Он не желает погибнуть в борьбе, предпочитая блаженно возложить голову на плаху. Он только что, в конце-то концов, был готов умереть, но его покормили – и что же? Он вдруг затрясся от угрозы его обесцененной жизни, когда разглядел вдруг истинную природу своей скатерти-самобранки. Малодушен. Оттого и мертв (не суть важно, духовно или физически).

Франция. После сверкающих картинок Дюма так сложно было принять такую Францию. Или ее так разложило за прошедшие годы? К своей стране Бальзак, я бы сказала, беспощаден. Возможно, впечатление персональное, но оно тягостное и полно брезгливости. Эти пустые оболочки теток в ложах… Эти оргии…

Шагреневая кожа. Какой тонкий и глубокий символ! Кто-то (ага, Википедия) говорит о ней как о средстве втолкнуть неискушенного человека в пучину порока, дабы посмотреть, что будет. Ну, может быть. Но почему символ расплаты за бездумные желания? Почему не поиск истинных чаяний в потемках души в условиях неограниченных ресурсов и ограниченного времени? Почему не изощренное наказание за малодушие? Или мое любимое – почему не символ переоценки значимости событий и ценности жизни в банальной зависимости от наполненности желудка? Все пройдет, да-да. И это тоже пройдет.

Задумчивое, задумчивое произведение. И очень хорошо написано.

Роман «Анна Каренина» создавался в период с тысяча восемьсот семьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и их имена. Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной. 
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых, в конечном счете, она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство - два великих чувства – остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить. Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное, что на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем своем страшном облике. 
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. 
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны. 
В поместье Вронского разыгрывается, в сущности, заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной. 
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива. В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь - подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне. 
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», то есть умереть. Такой конец романа легко можно было предвидеть. 
Роман «Анна Каренина» - пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини, пример того, как тонко он может предать ее психологию.



Предварительный просмотр:

Тест для 10 класса.А.Н.Островский. «Бесприданница»

  1. «Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам».

Эти слова принадлежат:

А)Кнурову

Б)Вожеватову

В)Робинзону

Г)Паратову

  1. Вожеватов:  «Да ведь она простовата.

             Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и   скажет, что не надо».

             Это характеристика:

             А) Хариты Игнатьевны  

             Б) тетки Карандышева

             В) Ларисы

  1.  «Раз  застрелиться  хотел,  да  не

           вышло ничего, только насмешил всех»

       Речь идет о

       А) Робинзоне  

       Б) Илье-цыгане  

       В) Карандышеве  

       Г) Гавриле

  1. Кнуров сравнивает Ларису с

             А) Красным рубином    

             Б) дорогим бриллиантом    

             В) елизовским гранитом    

             Г) белым мрамором

  1. «Сердца нет, оттого он так и смел». Так Карандышев высказывается о Паратове оттого, что тот

А)Стрелял в Ларису  

Б) Переплывал Волгу  

В) Пил плохое вино Карандышева  

Г) продал «Ласточку»

   6) «Что такое "жаль", этого я не знаю.  У  меня…

ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что  угодно».

           Это самохарактеристика  

            А) Хариты Игнатьевны  

            Б) Кнурова  

            В) Паратова

            Г) Ларисы

7)Кнуров.  «Ведь в Ларисе Дмитриевне  …нет»

А) порядочности ,  чести  

Б) земного, житейского  

В) мечтательного, романтического  

Г) хорошего, привлекательного

  1. «В  таких  случаях  доброго  друга,

солидного, прочного иметь необходимо».

              Кнуров имеет в виду  

              А) Вожеватова  

              Б) Паратова  

              В) Карандышева  

              Г) себя

  1. «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!  Пусть  хоть  посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш

             был свободен»

             Сказанное принадлежит  

             А) Карандышеву  

             Б) Ларисе  

             В) Паратову  

Г) Проворовавшемуся кассиру.

  1. «Я,  Лариса  Дмитриевна,  человек  с

правилами, брак для меня дело священное. Я этого  вольнодумства  терпеть  не могу».

            Паратов под вольнодумством разумеет

      А)Брак  

       Б) Обручение  

       В) Вольные связи с женщинами  

       Г) Неверность Карандышева Ларисе

13) Паратов получает приданое за невестой  

           А) миллион  

           Б) миллиард  

           В) полмиллиона    

           Г) сто тысяч

14) «Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на   каждом сучке удавиться  

      можно,  на  Волге  -  выбирай  любое место, если есть желание

       да сил достанет».

     Эти слова произносит  

          А) Катерина Кабанова  

          Б) Лариса Огудалова  

          В) Варвара Кабанова    

          Г) Мокий Парменыч Кнуров

  1. «Наконец слово для меня найдено, вы нашли его».

Это слово  

А) жена      

Б) распутница      

В) вещь      

Г) человек



Предварительный просмотр:

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

      а) Н.Г.Чернышевскому

      б) Н.А.Некрасову

      в) Н.А.Добролюбову

      г) В.Г.Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

 в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство        б) мещанство         в) разночинцы        г) крестьянство

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова     б) смертью Кирсанова          в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический                      б) социальный

в) психологический                   г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

б) последовательная

в) параллельная

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

 в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка        б) Евдоксия Кукшина      в) Катя Лаптева       г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что <спокойствие все-таки лучше всего на свете»

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому                               б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу                             г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм          б) сентиментализм

в) романтизм           г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха

б) Ясная поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

а) дворянином

б) мещанином

в) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

б) март 1849 г.

в) май 1859 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е. В. Базарова

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

а) прогресс

б) либерализм

в) романтизм

г) «принсипы»

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость»             б) низкое происхождение

в) цинизм                                         г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

26. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство        б) мещанство         в) разночинцы        г) крестьянство

28. Какова авторская позиция по отношению к Павлу Петровичу Кирсанову?

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

г) герой антипатичен автору

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...

а) эстетическую

б) социальную

в) философскую

г) психологическую

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. г
  2. б
  3. в
  4. в
  5. в
  6. а
  7. б
  8. б
  9. г
  10. в
  11. г
  12. б
  13. а- б             б- в       в-г         г- а
  14. а
  15. в
  16. а
  17. в
  18. в
  19. г
  20. б
  21. в
  22. в
  23. б
  24. а
  25. б
  26. б
  27. в
  28. в
  29. б



Предварительный просмотр:

E:\Школа\Презинтации\бесприданница\2800afc87cb4.jpg


А.Н. Островский «Бесприданница» литература 10 класс

урок – исследование «Искушение – мотив драмы «Бесприданница»

Урок – исследование

Литература 10 класс

Тема: «Искушение – мотив драмы Островского «Бесприданница»»

Цели: иследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушение  является лейтмотивом, соотнести финальную сцену с христианским пониманием искушения. Повторить некоторые литературоведческие понятия, продолжить формирование интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества; совершенствовать навыки работы с текстом произведения. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия.

Оборудование:Портрет А.Н. Островского, текст произведения, фрагмент фильмаЭ. Рязанова «Жестокий романс», интерактивная доска, презентация к уроку, переносная доска.

Тип урока: урок – исследование

Формы организации учебной деятельности: Работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа с интерактивной доской,  исполнение романса под гитару, просмотр эпизода к/ф, «микрофон», «дискуссия», сенкан, викторина

Искушение ни есть зло, но добро,
  оно хороших делает лучше
 Это горнило для очищения золота…

(И. Иоанн Златоуст)

Ход урока

  1. Орг. Момент

  Звенит звонок весёлый

  Мы снова на уроке в школе,

  Гостей сегодня мы встречаем,

  Счастье, радости желаем!

  Урок пройдёт отлично,

  Не сомневаюсь в этом лично.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

(с опорой на проверку д/з)

1.Викторина

    Учитель: Мы продолжим знакомство с одним из лучших творений Островского драмой «Бесприданница»

На прошлом уроке мы говорим об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы. Насколько хорошо вы это усвоили, мы сейчас выясним с помощью викторины.

(викторина проводится с помощью интерактивной доски)

1.В каком году написана драма «Бесприданница»?

а) 1860б) 1873в) 1879г) 1886

 2.Какая тема является основной в пьесе «Бесприданница»?

а) пьеса о судьбе актёровб) изображение купечества

в) тема «горячего сердца»г) разоблачение новыххозяев жизни

 3.По жанру пьеса «Бесприданница»

а) Комедияб) Драмав) Романг) Трагедия

4.Найдите лишнего героя пьесы «Бесприданница»

а) Карандышевб) Ларисав) Катеринаг) Паратов

5.В какое время происходят события пьесы?

а) в настоящее для автора (70г. ХIXв.)б) XXв.в) XVIIIв.г) XVв.

6.Кто по социальному статусу Вожеватов и Кнуров?

а) дворянеб) крестьянев) мещанег) купцы

7.Какое основное достоинство имеет Карандышев?

а) деньгиб) любовь к Ларисев) властьг) положение

8.Бесприданница – это…

а) невеста на выданиеб) богатая невестав) старая дева

г) невеста без приданного

9.Кто это говорит: “В любви равенства нет, это уж не мной заведено…”?

а) Вожеватовб) Паратовв) Кнуровг) Лариса

10.Кому принадлежат слова: “Топите вы меня, толкаете в пропасть”?

а) Паратовуб) Ларисев) Харите Игнатьевнег) Карандышеву

11.Как называется х/ф по пьесе «Бесприданница», режиссёр    

 Э. Рязанов?

а) «Мохнатый шмель»б) «Жестокий романс»в) «Горячее сердце»

г) «Бесприданница»

12.Что в переводе с греческого означает имя Лариса?

а) чайкаб) ласточкав) жемчужинаг) цветок

13.Какими цепями скован Паратов?

а) женатб) беденв) боленг) Обручен

14.Какой первый романс исполняет Лариса в пьесе?

а) «Матушка – голубушка»б) «Мохнатый шмель»в) «Не искушай меня»

г) «А напоследок я скажу»

15. Сколько дочерей было у Хариты Игнатьевны?

а) 2б) 1в) 4г) 3

16.О чём заботилась мать Ларисы?

а) желает, чтобы она вышла замуж по любви. б) боится потерять дочь

в) ищет выгоду для себяг) не хочет выдатьзамуж Ларису

17. Что движет Кнурова и Вожеватова по отношению к Ларисе?

а) любовьб) расчетв) завистьг) месть

18.Что хочет найти Лариса в конце пьесы?

а) любовьб) покойв) золотог) уважение

2. Просмотр «Афиш» к пьесе «Бесприданница» в форме ассоциативных рисунков         (высвечивается слайды текста на интерактивной доске, портреты учащихся)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

   (звучит песня на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды» но фоне её    учитель говорит )

1.Слова учителя: Пьеса Островского «Бесприданница» до сих пор является одной из самых востребованных для театров, она до сих пор остаётся актуальной. Что у вас, читателей XXIвека, вызвало больше всего вопросов? Может, пьеса показалась вам слишком простой?

2. Метод «микрофон» - ответы учащихся.

3.Просмотр эпизода к/ф «Жестокий романс»                                                                                         Посмотрим заключительный фрагмент к/ф Э. Рязанова «Жестокий романс» и сравним его с финальной сценой драмы Островского «Бесприданница», - Что осталось за кадром?

4. «Микрофон» - ответы учащихся.

  1. Объявление темы, представление её содержания и ожидаемых результатов.

  1. Слова учителя: два современных критика так толкуют слова Ларисы…

(на интерактивной доске высвечиваются высказывание в виде двух столбцов)

  1. ВО всём этом – и в смерти рядом с циганским разгулом, и в словах прощения и в любви есть какое-тосвятотатство”(В.Я. Лакимин)
  2. “Сознание спасительной силы христианской любви звучит впрощальных словах Ларисы”(Ю.В.Лебедев)

Слова учителя: Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского?

  1. Дискуссия (1-2 минуты)                                                                                                                                                         (учащиеся  высказывают свои позиции)

Учитель: Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами?

Ответ: Да

Учитель: Поможет ли  ? социальных причин понять трагедию Ларисы?

Ответ: Нет.

  1. Значит должен быть другой путь.  Русский религиозный философ XXв. Н. Бердяев заметил что

(на интерактивной доске высвечивается портрет Н. Бердяева с высказыванием)

E:\Школа\Презинтации\бесприданница\4b16e57d89f2db896f93a3f4e82.jpg“Вся наша литература XIXв. Ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”

Учитель: Возможно, эта мысль поможет нам, возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой Островского звучат дополнительные, которые ? главную. Как они называются?

Ответ: Мотивы.

Учитель: Назовите их.                                                                                                                          (По ходу ответов учащихся на интерактивной доске высвечиваются опорные схемы со всеми мотивами)

  1. - Мотив пространства

- Мотив человека – вещи

 - Мотив блеска

 - Мотив искушения

 - Мотив одиночества

Учитель: Какой из этих мотивов близки у словам Бердяева?

Ответ: Мотив искушения

Учитель: Обозначим тему нашего урока: Искушение – мотив драмы Островского и Бесприданнице. Главной задачей работы на уроке определим: исследование этого мотива.

  1. Осмысление знаний и умений

1.Метод «Сенкан». Составим «Сенкан» согласно правилу:

(на интерактивной доске высвечивается )

       Сенкан

1.Понятие

2.Определение (какое понятие)

3.Действие, производимое понятием (глагол)

4.Высказывания, связанные с понятием (цитата, пословица)

5.Ассоциативный образ

(Учащиеся в группах составляют Сенкан к искушению, затем это же выносят на доску)

Примерный ответ Сенкан

1.Искушение

2.соблазнительное, заманчивое

3.противостоять, уничтожить.

4.Искушение не есть зло, но – добро…

5. Змей – искуситель, дьявол.

2. «Микрофон»

Вопросы: Вы подвержены соблазнам?

Они мешают вам жить?

3.Работа в группах

Вопрос:   Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушения?

(Учащиеся должны рассказать об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова,   Вожеватова, Карандышева, Паратова)

Учитель: Каков характер этих искушений? (Материальный)

                  - Соблазны, искушения персонажей Островского, так или иначе, связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким её качествам, данным?                (красота, талант – внешние атрибуты)

VI.Систематизация и обобщение изученного материала.

  1. Учитель: Итак, звучит мотив человека – вещи, который дополняет мотив искушения (Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, на которой высвечивается логически – смысловая схема)

Мотив пространства        Мотив искушенияМотив блеска

Харита Игнатьевна

(выгодно сбыть дочь)

2.Просмотр эпизода х\ф «Жестокий романс»(Исполнение романса

«Мохнатый шмель»)

Учитель: А с чего начинается искушение для Ларисы? (С приезда Паратова)             Какого характера её искушение(Духовного)

3.Работа в группах                                                                                                                                                               (учащиеся обьединяются в 2 группы, каждая получает карточку с заданием)

Карточка

-Соблазняется ли Лариса положением, блескам?

-Чем же соблазняется Лариса?

-Почеме Паратову удаётся роль искусителя?

-Почему лариса так идеализирует Паратова?

-Лариса поёт романс: «Не искушай меня без нужды» - случаен ли он?

4.Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайно слова Лермонтова в устах Ларисы:                 «В глазах – как на небе, светло...

    Вот полная Лермонтавская строка: ( на интерактивной доске показано   четверостишье)

Хранит молодое чело

По воле и радость, и горе.

В глазах – как на небе, светло,

В душе его – тёмно, как в море.


Учитель: Человек с темной душей. Кто это? (Дьявол)                                                               - Заканчиваются ли искушения для Ларисы Признанием  Паратова? (Нет)

5.(Инсценировка Д.IV, явл 11, монолог Ларисы)

6.Учитель: Искушения какого порядка начинаются? (материального)                                                - Мотивы, которые вы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения.

(Учитель вновь обращает внимание учащихся на интерактивную доску к схеме с мотивами)

Значит это центральный мотив, лейтмотив.Т.о.темы урока трансформируется в тему: Искушение – лейтмотив драмы Островского«Бесприданница».  Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам             Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение.

(Учащийся читает эпиграф к уроку)

  1. Систематизация изученного материала

Учитель: Как по – вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы: «Вы все хорошие люди, я вас всех… всех люблю»?

(ответы учащихся)

Учитель: Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь?

(ответы учащихся)

Учитель: Кто же на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине

(ответы учащихся)

  1. Итоги урока

Слова учителя: Т.о лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня,  нравственной силы, то они впадают во власть искушения, соблазнов.                                                            Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все сомневаются с выводами урока, поэтому д/з позволит обосновать иные позиции.

IX.Домашнее задание

  1. Сочинение – миниатюра:«Как бы сложилась судьба Ларисы, если бы пистолет Карандышева дал осечку?»

  2)Спорим с критиками, высказать свою точку зрения, по теме урока.

В заключении исполняется под гитару романс «А напоследок я скажу».



Предварительный просмотр:

Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в таблицах

«Война и мир»

1. История создания романа

2. Особенности жанра

3. Смысл названия

4. Жизненный путь и искания героев

5. Мысль "семейная" в романе

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.

• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)

• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.

• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.

• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.

• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

 

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

 

2. Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

 

3. Смысл названия

Война

Мир

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

Разъединение.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Это смерть.

Это жизнь.

 

4. Жизненный путь и искания героев

«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»

и «положительных». Автор предлагает другой подход:

герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся

неизменяемые

изменяющиеся

Анна Шерер

Андрей Болконский

Анатоль Курагин

Пьер Безухов

Элен Курагина

Наташа Ростова

князь Василий

княжна Марья

маленькая княгиня

 

 

? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».

? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».

? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

 

Князь Андрей Болконский

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели

готов принести в жертву

«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

 

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие

богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Встреча

с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года

В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился ... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.

 

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Масонство

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

 

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Масонство

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда - знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

 

Наташа Ростова

Особенности характера героини

Как проявляются

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность

Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа - воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

 

5. Мысль "семейная" в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

• В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «выходят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Князь Василий

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера.

Анатоль Курагин

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен Курагина

Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

Ростовы

Стиль отношений в семье

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

 

Болконские

Гпава семьи

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Княжна Марья

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Николай Ростов и Марья Болконская

Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.

Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.

Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

 

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви - супружество, семья и дети.

Интуитивное понимание близкого человека.

Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.



Предварительный просмотр:


Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 1

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

1. Согласно первоначальному замыслу,

А. роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г. Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е. Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

2. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А. был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б. часто посещал распивочные.

В. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г. был строен и хорош собою.

Д. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

3. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А. может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б. была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В. была злой и больной старушонкой.

Г. бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д. составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е. недостойна жить, по мнению собеседников.

4. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А. является дальним родственником Марфы Петровны.

Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В. учится в университете на юридическом факультете.

Г. предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д. поедет скоро в Москву по делам.

Е. ей очень понравился.

5. Согласно теории Раскольникова,

А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

Б. обыкновенные люди совершают преступления.

В. все люди имеют право совершать преступления.

Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

6. На поминках у Мармеладовых

А. Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

Б. Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

В. Раскольников подрался со Свидригайловым.

Г. Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

Д. Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

Е. Раскольников был арестован.

7. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А. бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б. вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В. должна была встретиться со священником.

Г. умерла от горлового кровотечения.

Д. решила жить по «жёлтому билету».

Е. бросила детей и ушла в монастырь.


8. Аркадий Иванович Свидригайлов приехал в Петербург сразу же после смерти своей жены, чтобы встретиться с Раскольниковым и

А. рассказать ему о том, как умерла его жена.

Б. уличить его в убийстве старухи-процентщицы.

В. поговорить с ним о его сестре Дуне.

Г. попросить его передать сестре Дуне известие о том, что его жена завещала ей 3 тысячи рублей.

Д. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и убедить её не выходить замуж за Лужина.

Е. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и предложить ей 10 тысяч рублей.

9. При второй встрече с Соней Раскольников

А. просит её выйти за него замуж.

Б. просит её не оставлять его.

В. признаётся ей в убийстве старухи-процентщицы.

Г. объясняет её , почему он убил старуху.

Д. раскаивается в совершении преступлении.

Е. говорит, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

10. В эпилоге романа мы узнаём, что

А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е. Соня и Раскольников поженились  сразу же после суда.


Запишите ответы в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 2

Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента

А. университета юридического факультета.

Б. университета философского факультета.

В. университета факультета словесности.

Г. духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился


А. в распивочной.

Б. в церкви.

В. на похоронах его жены.

Г. на улице.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых

А. поваром.

Б. няней.

В. экономкой.

Г. гувернанткой.

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она

А. вызывала у него отвращение.

Б. не любили его сестру.

В. оказалась свидетелем другого убийства.

Г. не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом

А. убитой им старухи-процентщицы.

Б. умирающей Катерины Ивановны.

В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

6. В газете «Периодическая речь»

А. был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Б. была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».

В. была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».

Г. было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.


7. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о

А. Давиде и Голиафе.

Б. великом потопе.

В. воскресении Лазаря.

Г. сотворении мира.

8. Согласно теории Лужина,

А. жениться нужно в преклонном возрасте.

Б. все люди делятся на два сорта: умных и глупых.

В. всё на свете основано на личном интересе.

Г. главное в жизни человека – любовь и милосердие.

9. В конце романа Свидригайлов

А. женился на Соне Мармеладовой.

Б. умер от тяжёлой болезни.

В. уехал в Америку.

Г. застрелился из револьвера.

10. За своё преступление Раскольников был


А. приговорён к смертной казни.

Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

В. сослан на остров Сахалин.

Г. подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

Запишите ответы в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 3.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?

А. Амалия Фёдоровна

Б. Алёна Ивановна

В. Дарья Францовна

Г. Марфа Петровна

2. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении?

А. Соне Мармеладовой

Б. своей сестре Дуне

В. следователю Порфирию Петровичу

Г. своей матери Пульхерии Александровне

3. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании?

А. прислуга Настасья

Б. квартирная хозяйка

В. квартальный надзиратель

Г. дворник

4. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?

А. Она очень любила этого человека.

Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.


5. Как описывается в романе внешность Лужина?

А. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «...» Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «...» Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

Б. «...он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «...» Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

В. «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «...». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

Г. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

6. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту?

А. Он упал с моста в Неву и утонул.

Б. Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

В. Он спас девочку от нападения разбойников.

Г. Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

7. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным?

А. Лужин был оскорблён Раскольниковым.

Б. Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

В. Раскольников спустил Лужина с лестницы.

Г. Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

8. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем?

А. Заметов

Б. Разумихин

В. Лужин

Г. Свидригайлов

9. Чем закончились поминки у Мармеладовых?

А. Лужин дал пощёчину Раскольникову.

Б. Лебезятников избил Катерину Ивановну.

В. Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

Г. Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.


10. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?

А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

Г. Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.


Запишите ответы в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Ключ к тесту по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А,Г

В,Г,Д

А,В,Г,Е

А,Б,Г,Е

А,Г,Д,Е

Б,Г

А,Б,Г

В,Г,Д,Е

Б,В,Г

Б,Г,Д


Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

А

Г

В

Б

Б

В

В

Г

Б


Вариант 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

А

Г

Г

В

Г

А

Б

В

В



Предварительный просмотр:

                     Тест

       на проверку знания текста содержания произведения

 «Леди Макбет Мценского уезда»

I.  Указать жанр произведения «Леди Макбет Мценского уезда»

            1. рассказ

            2. повесть

            3. новелла

II. Указать, из скольких глав состоит это произведение

  1. 13 глав
  2. 12 глав
  3. 15 глав

III. Указать фамилию главной героини произведения

  1. Изрекова
  2. Измайлова
  3. Извекова.
    IV. Указать, сколько убийств совершила Катерина Львовна
  1. 4
  2. 3
  3. 2
    V. Указать, кто были эти герои:
  1. Борис Тимофеевич
  2. Зиновий Борисович

а) муж Катерины Львовны

б) свёкор Катерины Львовны.

VI. Указать, кому принадлежат слова:

       «Пришёл к вам, Катерина Львовна, попросить, нет ли у вас какой-нибудь книжечки почитать»

  1. Кухарка
  2. Сергей
  3. Машинист.
    VII. Указать, кто из героев произведения первый  догадался об измене Катерины Львовны
  1. Борис Тимофеевич
  2. Зиновий Борисович
  3. Кухарка.
    VIII.  Указать, кто из героев был убит таким образом:
  1. «Поел… на ночь грибков с кашицей, и началась у него изжога; вдруг схватило под ложечкой; рвоты страшные поднялись, и к утру он умер»
  2. «… сел на хозяина, придавил обе его руки коленами… застонал и уронил голову. По виску и щеке … тоненьким шнурочком бежала алая кровь»
  3. «… взял … за ноги и за руки, а Катерина Львовна  одним движением закрыла личико страдальца большою пуховою подушкою, а сама навалилась на неё своей… грудью»

а) Федя

б) Борис Тимофеевич

в) Зиновий Борисович

IX. Указать, как раскрылась цепь преступлений Катерины Львовны

  1. Катерина Львовна вечером не пошла в церковь
  2. После раскрытия её связи с Сергеем
  3. Машинист крикнул: «Братцы мои, голубчики! душат кого-то здесь, душат! »

X.  Указать, как вёл себя на допросах Сергей

1. отказался от участия в убийствах

2.Чистосердечно признался

XI.  Указать, что ответила Катерина Львовна на вопрос, зачем она убивала

  1. «Мечтала о  наследстве»
  2. «Для него»
  3. «Не любила »

XII. Определить, какое наказание определил   суд убийцам

  1. Пожизненное наказание
  2. Ссылка на север
  3. Каторжные работы.

XIII. Указать, что сказала  Катерина Львовна о своём новорожденном ребёнке

  1. «Какая радость!»
  2. «Ну его совсем!»
  3. «Что же сделать?»

XIV. Указать, как определилась судьба этого ребёнка

  1. Отдали в приют
  2. Отдали на воспитание старушке,   сестре Бориса Тимофеевича
  3. Отдали в другую семью.

XV. Указать, кто такая Сонетка

  1. Арестантка
  2. Знакомая Катерины Львовна
  3. Работница в доме Катерины Львовна

XVI. Указать, почему Катерина Львовна   решилась ещё на одно убийство

  1. От собственного бессилия
  2. От  ненависти к людям
  3. От того, что Сергей теперь с Сонеткой.

XVII. Назвать двух героинь – участников этой сцены:

           «…вдруг вся закачалась, не сводя глаз с тёмной волны, схватила … за ноги и одним махом перекинулась с него за борт парома»

  1. Катерина Львовна – Фаина
  2. Катерина Львовна – Сонетка.

XVIII. Назвать автора произведения ««Леди Макбет Мценского уезда»

  1. Н. А. Некрасов
  2. А. Н. Островский
  3. Н. А. Лесков.

                             Ключи

  1. 2  
  2. 3
  3. 2
    IV. 1
    V.   1 б
  1. а
    VI. 2
    VII.  1
    VIII. 1 а

  2 б

  3 в
IX.   3
X.    2
XI.   2
XII.  3
XIII. 2
XIV. 2
XV.  1
XVI. 3
XVII. 2
XVIII. 3