Олимпиада по русскому языку

Панова Любовь Васильевна

Школьный этап 2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_5kl_2018.docx16.27 КБ
Файл russk_6kl_2018.docx18.5 КБ
Файл russk_7_kl_2018.docx19.22 КБ
Файл russk_8_kl_2018.docx21.03 КБ
Файл russk_9kl_2018.docx20.6 КБ
Файл russk_10kl_2018.docx25.44 КБ
Файл russk_11kl_2018.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 5 класс

Задание 1. Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.

А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Задание 2. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Задание 3. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].

Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Задание 4. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Болельщики активно поддерживали свою команду.

Задание 5. Выпишите из предложения все словосочетания.

Робко засветились на небе первые звездочки

Задание 6. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 7. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:

чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 8. С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.

Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:

адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год ( школьный тур) 5 класс

Задание 1. Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.

А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.

Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Задание 2. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Задание 3. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].

Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Задание 4. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Болельщики активно поддерживали свою команду.

Задание 5. Выпишите из предложения все словосочетания.

Робко засветились на небе первые звездочки

Задание 6. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 7. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:

чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 8. С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.

Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:

адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5 класс

1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

2: казак

3: учтем, помочь

4: повествовательное

5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

6. Большое поле без цветка

7. чело — лоб

ланиты — щеки

уста — губы

очи — глаза

выя — шея

8. красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

9. среда, слово, кайма, насос

27-20 баллов – победитель

19-14 баллов - призёр



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 6 класс

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, свекла, каталог, торты, цыган, щавель.

Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, пианино, боец, дуэт, каучук, шпион.

Задание 3. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ. Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

Задание 4. Замените заимствованные слова русскими: антракт, хобби, сюрприз, финал, триумф.

Задание 5. Как называются жители этих стран: Германия, США, Италия, Франция, Бельгия, Россия.

Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению.     Б) У куба шесть … .       В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти.          Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревнями.             Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

Задание7.Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания, указав часть речи.

Печь, жгут, три.

Задание 8. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 3 предложения, продолжив текст.

А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!».

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 6 класс

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, свекла, каталог, торты, цыган, щавель.

Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, пианино, боец, дуэт, каучук, шпион.

Задание 3. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ. Дочка, почка, внучка, штучка, печка.

Задание 4. Замените заимствованные слова русскими: антракт, хобби, сюрприз, финал, триумф.

Задание 5. Как называются жители этих стран: Германия, США, Италия, Франция, Бельгия, Россия.

Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению.      Б) У куба шесть … .       В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти.     Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревнями.      Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

Задание7.Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания, указав часть речи.

Печь, жгут, три.

Задание 8. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 3 предложения, продолжив текст.

А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!».

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 6 класс

Задание 1. КиломЕтр, свЁкла, каталОг, тОрты, цыгАн, щавЕль.

По 1 баллу за каждое слово, всего 6 баллов.

Задание 2. Театр, пианино,  дуэт, каучук, шпион.

По 1 баллу за каждое слово, всего 5 баллов.

Задание 3. Почка. В этом слове  -к – входит в состав корня, в других словах –к-  является суффиксом.

1 балл за правильное слово, 2 балла за обоснование ответа,

всего 3 балла.

Задание 4. Антракт -  перерыв, финал -конец, сюрприз - подарок,  хобби - увлечение, триумф – победа.

По 1 баллу за каждое правильно подобранное слово, всего 5 баллов.

Задание 5. Немцы, американцы,  итальянцы, французы, бельгийцы, россияне.

6 баллов.

Задание 6.А) Есть предел  и моему терпению.

 Б) У куба шесть граней .

В) Раненый солдат находился на грани  жизни и смерти.

Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа .

Д) Небольшая речка служила естественной границей  между деревнями..

 Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках  приличия.

6 баллов.

Задание7. новая печь(сущ.), печь (глаг.)пироги;   медицинский жгут (сущ.) жгут (глаг.)  костры; три (глаг.)сильнее, три (числит.) тетради.

6 баллов за словосочетания + 6 баллов за правильное название части речи.

Задание 8.  ГАБВД.

5 баллов + 3 балла за продолжение текста.

Максимальное количество баллов – 51 б.

25 б -35б.-  призёр,

36 б. – 51 б. - победитель



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 7 класс

Задание № 1. Расставьте ударения в следующих словах:

Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.                                             (Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Макс. балл – 5)

Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.                          (Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Макс. балл – 3)

Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза – слепить игрушку;   Скупить книги – скупой на ласку.

(Оценка: Разбор – 2 балла. Объяснение значений слов – 2 балла. Макс. балл – 4)

Задание № 4. Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Оценка: За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл. Максимальный балл – 6)

Задание № 5.  Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация, миссия, имитация.

(Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 3)

Задание № 6. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

(Оценка: 3 балла)

Задание № 7. Запишите, каким членом предложения является инфинитив в данных примерах:

1. Учиться полезно.

2. Мы договорились встретиться.

3. Охота странствовать напала на него.

4. Мы пришли в библиотеку заниматься

(Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 4)

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 7 класс

Задание № 1. Расставьте ударения в следующих словах:

Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.                                             (Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Макс. балл – 5)

Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.                          (Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Макс. балл – 3)

Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза – слепить игрушку;   Скупить книги – скупой на ласку.

(Оценка: Разбор – 2 балла. Объяснение значений слов – 2 балла. Макс. балл – 4)

Задание № 4. Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Оценка: За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл. Максимальный балл – 6)

Задание № 5.  Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Ситуация, миссия, имитация.

(Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 3)

Задание № 6. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

(Оценка: 3 балла)

Задание № 7. Запишите, каким членом предложения является инфинитив в данных примерах:

1. Учиться полезно.

2. Мы договорились встретиться.

3. Охота странствовать напала на него.

4. Мы пришли в библиотеку заниматься

(Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 4)

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

7 класс

Задание № 1. Расставьте ударение в следующих словах:

Ответ: Балова′ться, догово′р, заржа′веть, положи′ть, облегчи′ть, кварта′л, краси′вее, ку′хонный, позвони′т, фено′мен.

(Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Максимальный балл – 3)

Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.

Ответ: ноль, люк.

Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Максимальный балл – 3

Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение? Слепить глаза – слепить игрушку;  Скупить книги – скупой на ласку.

Ответ: По своему строению и значению слова разные:

Слеп-и-ть глаза – с-леп-и-ть игрушку. Слепить (глаза) употреблено в значении «ярко освещать», а слепить (игрушку) – «сделать игрушку из какого-либо материала (пластилина, глины)».

С-куп-и-ть книги – скуп-ой на ласку. Скупить (книги) – «купить много в разных местах», скупой (на ласку) – прилагательное, выступающее в роли существительного, означающего «жадный, бережливый, сдержанный».

Оценка: За правильно выполненный морфемный разбор – 2 балла. За правильное объяснении е значений слов – 2 балла. Максимальный балл – 4

Задание № 4. Замените данные слова фразеологизмами. Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Ответ: Опытный – собаку съел, плачущий – глаза на мокром месте,  молчать – воды в рот набрать, хвалить – петь дифирамбы, обманывать – обвести вокруг пальца, исчезать – как сквозь землю провалиться.

Оценка: За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1,5 балла. Максимальный балл – 9

Задание № 5.  Подберите к заимствованным словам русские синонимы.Ситуация, миссия, имитация

 Ответ: Ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств.

Миссия – представительство, задание, роль.

Имитация – подражание, подделка.

Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 3

Задание № 6 . В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Ответ:Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан. Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
(Оценка: 3 балла)

Задание № 7. Запишите, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:

Ответ 1. Учиться полезно.               подлежащее

2. Мы договорились встретиться.                      дополнение

3. Охота странствовать напала на него.               определение

4. Мы пришли в библиотеку заниматься.               обстоятельство

  (Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 4)

28-20 баллов – победитель

19-14 баллов - призёр



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 8 класс

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Задание 2. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах.            Скучный, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

Задание 3. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?      Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

Задание 4. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова:  происхождение.

Задание 5. Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Задание 6. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

       Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Задание 7. В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Задание 8. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)

Задание 9. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 8 класс

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Задание 2. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах.            Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

Задание 3. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?      Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

Задание 4. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова:  происхождение.

Задание 5. Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Задание 6. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

       Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Задание 7. В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Задание 8. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс)

Задание 9. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 8 класс

Ответ на задание 1.:СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекЩтно, много директорОв, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспечЕние                                                                         5 баллов

Ответ на задание 2:Шн; ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.                                   3 балла

Ответ на задание 3:Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа. Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.                                                   2 балла

Ответ на задание 4:Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-. Слово происхождение образовано суффиксальным способом.                                                                  2 балла

Ответ на задание 5:Между приведёнными словами существуют следующие различия:  Невежа — грубый, невоспитанный человек.  Невежда – необразованный, несведущий человек.  Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный – сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.                                                 5 баллов

Пример ответа на задание №6:Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).                                                                  2 балла

Пример ответа на задание № 7. Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству. Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) дает комический эффект высказывания.                                                                          3 балла

Пример ответа на задание №8 Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.

Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся.

Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса-тельн-

Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; оттугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-

                                                                                                    3 балла

Пример ответа на задание № 9 Эгоизм — себялюбие, иждивенец — нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный — исключительный, инъекция — укол, аккорд — созвучие.

                                                                                                6 баллов

Всего 31 балл

Победитель – 22-31 балл

Призёр – 16-21 балл



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 9 класс

1.Найдите неправильный вариант произношения.

     Компьютер[т`] , берет[р`], академия[д`], лазер[з] (1балл)

2.Найдите слово с ударением на последнем слоге.

Феномен, камбала, статуя, ломота, жалюзи, дремота, искра(1балл)

3.Какими словообразовательными морфемами старославянского происхождения

характеризуются следующие слова?

Хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать,

низвергать, чрезмерный, презирать, горение, освещение, упоение (4балла)

4.Укажите общие составные части в следующих парах иноязычных слов и их значение: 

1) Архипелаг - архитектор; 2) Амфитеатр – амфибрахий; 3) Бинокль -  биплан; 4) Фонограмма – телефон; (4балла)

5.  Определите, какой художественный приѐм лежит в основе данных фразеологизмов.  

     Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное  увядание(1балл)

6.  Определите в данных предложениях вид омонимов.

       1) я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.        2) несет меня лиса за темные леса.

       3) не хочет косой косить косой.        4) дремлет старая сосна и скрипит со сна.

       5) снежное покрывало покрывало все поле. (5баллов)

7. Словарь  С.И. Ожегова дает следующие значения прилагательного сухой:

       а) не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный;

       б) лишенный влажности, не сырой;

       в) лишенный воды, грязи;

       г) лишенный или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высохший или

высушенный;

  д) лишенный питательных соков, омертвевший, безжизненный;

      е) совершающийся, действующий или производимый при отсутствии влаги,

жидкости;

      ж) лишенный мягкости, доброты, безучастный, неласковый;

      з) скупой, лаконичный;

      и) о звуках: лишенный мелодичности, мягкости.

Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях: сухая рубашка, сухие корки хлеба, сухие листья, сухие цветы, сухая фигура, сухое русло, сухой воздух, сухое молоко, сухой прием, сухой голос, сухой отчет, сухое дерево, сухой ответ, сухие листья, сухая дорога, сухие волосы, сухой старик. (17баллов)

8. Определите существительные женского рода. Придумайте к выбранным вами существительным  женского рода по три прилагательных.

    Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви (3балла)

9. Сколько слов и словоформ в предложении:

Мне было жаль, что он работает без отдыха? (2балл)

10. Укажите, какой частью речи является слово мимо в предложениях: 

    1) Он прошел мимо, не заметив меня.

    2) В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.

    3) Граждане, не проходите мимо. 3(балла)

11. Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными? (2балла)

12. Отредактируйте текст, заменив навязчиво повторяющиеся слова синонимами.

     Мы расположились на берегу красивого озера. От красивого пейзажа захватывало дух.  Из-за кустов показалась красивая мордочка какого-то зверька. (3балл)

13. Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом как

поставить запятую. Объясните, почему.

    1) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

   2) Вчерашний день прошел как обычно.

   3) Как град посыпалась картечь. ( М.Ю. Лермонтов)

   4)  Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. ( А.С. Пушкин)

   5) Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют. ( А.С. Пушкин)

  6) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (А.П. Чехов) (6баллов)

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 9 класс

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сумма

Макс. балл

1

1

4

4

1

5

17

3

2

3

2

3

6

62

Балл

Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку           9 класс 2018-2019

1.Компьютер  [т] Оценка: 1балл. 2.ЖалюзИ Оценка: 1балл.

 3.Словообразовательные элементы старославянского происхождения:

а) суффиксы существительных:

- тель: хранитель, властитель, утешитель; - ени: горение, освещение, упоение;

б) приставки:

воз-, низ-, чрез-, пре-: воздать, низвергать, чрезмерный, презирать;

в) суффиксы прилагательных и причастий:

-айш, -ейш, -ущ, -ющ, -ащ, -им, -ом: добрейший, гонимый, грядущий, ведомый. Оценка: 4 балла.

4.Архипелаг – архитектор (греч. Arche – начало, главенство); амфитеатр – амфибрахий (

греч. Amhi – вокруг, около, с обеих сторон); бинокль – биплан (лат. Bi – двух, дважды) –

приставка, обозначающая: состоящий из двух частей, имеющий два признака, фонограмма

– телефон (греч. Phone – голос, звук, гимн, речь, слово) – первая или вторая составная

часть сложных слов, соответствующая по значению слову звук. Оценка: 4 балла.

5. Оксюморон. Оценка: 1 балл.

6. Омоформы: совпадение только отдельной формы слова.

Не хочет косой косить косой. Снежное покрывало всѐ поле.

Омофоны: так называемые фонетические омонимы – слова, совпадающие по написанию и

значению. Несѐт меня лиса за темные леса. Я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз. Дремлет старая сосна и скрипит со сна. Оценка: 5 баллов.

7. а) сухая рубашка;

б) сухой воздух;

в) сухое русло, сухая дорога;

г) сухие корки хлеба, сухое молоко;

д) сухие цветы, сухие листья, сухое дерево, сухие волосы;

ж) сухая фигура, сухой старик;

з) сухой прием, сухой отчет, сухой ответ;

и) сухой голос. Оценка: 17 баллов.

8. Салями – вкусная, аппетитная, сочинская.

Фрау – красивая, разговорчивая, темноволосая.

Иваси – соленая, вкусная, бочковая. Оценка: 3балла.

9. В предложении 8 слов и 8 словоформ.                  Оценка2балла.

10. 1) Наречие. 2) Предлог. 3) Наречие. Оценка: 3балла.

11. Слова луковка, лучник, излучина однокоренными не являются. Это слова с

омонимичными корнями.                                               Оценка: 2 балла.

12. Мы расположились на берегу живописного озера. От прекрасного пейзажа

захватывало дух. Из – за кустов показалась симпатичная мордочка какого – то зверька.

Оценка: 3балла.

13. 1) В ее глазах, как и во всем лице, было что – то необычное. 2) Вчерашний день

прошѐл как обычно. 3) Как град посыпалась картечь. 4) Богат, хорош собою,  Ленский

везде был принят как жених. 5) Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. 6)

Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. Оценка: 6 баллов.          

Общая сумма баллов: 62

56-62 балла – победитель

32-55 баллов - призёр



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 10 класс

1.  В книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро.  Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и дайте толкование значени я.

Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого-л.), фрагментировать идиота,

абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, не в пони фастфуд, выносить утиль из

офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал.

Схема ответа:

«переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

(по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего за задание: 7 баллов)

2.Как можно объяснить правописание О в слове крыжовник? Предложите версию, соответствующую правилам современной русской орфографии.

( За аргументированное объяснение 5 баллов)

3.Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –  ложный)). Объясните выбор проверочного слова.  

брОшюра       доскОнальный                 кАдриль                лЯгушка                             (  4 балла)

4. Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы волнами:

1) она является дополнением;  2) она является обстоятельством образа действия;

3) она является составной частью именного сказуемого;  4) она является определением;

5) она является частью подлежащего, имеющего значение совместного деятеля                (  5 баллов)

5.Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться. В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ словообразования.

Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом купать, так и со словом купить.                      ( За каждую полную и правильную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов)

6.Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?  2. Мы не знаем, как решать задачу. 3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.    4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.    5.Как хорошо в лесу весной!       6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.                

(За правильное определение части речи - 1 балл. За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов)

7.Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный? (1 балл за кажд. правильный ответ. 2балла)

8.Переведите текст на современный русский язык:

Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят. Как в утел мех лити, так безумнаго учити; псом бо и свиниам не надобе злато, ни сребро, ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнаго наказати. Коли пожреть синиця орла, коли камение въсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку лаяти, тогды безумный уму научится. (Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)  

Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.  Почему слово житницю написано с ю, а синиця – с я после ц?

 Выпишите слово(-а) с неполногласием.

(За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу)

Всего за работу 54 балла

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10 класс

1.1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».

2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность

заработать или заработок».

3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым,

непонимающим».

4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с

раннего возраста, запомнить на всю жизнь».

5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого

результата».

6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях,

касающихся узкого круга людей».

7. Куда Джон муфлонов не экстрадировал – куда Макар телят не гонял – «очень далеко».

КритерииПо 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкованиеВсего: 7 баллов.

2.Слово заимствовано в XVII в. из польского языка, где krzyzownik — неточная словообразовательная калька с нем. Krisdohre (Kris–«крыж», т.е. крест; Dohre–«тёрн»). В польском, а также и в русском языках оно осмысляется носителями как имеющее суффикс -ОВНИК (по модели тёрн – терновник). Работает правило правописания ударного О в суффиксах имён существительных, образованных от имён существительных.

Критерии: 5 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

3.БрОшюра – брошь (оба слова восходят к французскому brocher – «накалывать»,

«скреплять»);

доскОнальный – окончить (оба слова находятся в одном этимологическом

гнезде со словом конец);

кАдриль – кадр, эскадра (кадриль восходит к латинскому quadrum – площадь

(кадриль – танец на площади), а quadrum – к латинскому quadro – четыре).

Кадр – (изначально) четырёхугольная рамка, эскадра – четырёхугольный

боевой строй.

лЯгушка – ляжка (оба слова в одном этимологическом гнезде с лягать).

Критерии:  4 балла.

4.1) Пароход накрыло большими волнами (1 балл).

2) Туман волнами накрыл поле и речку (1 балл).

3) Весной льдины стали волнами (1 балл).

4) Актёр вышел в своей знаменитой тоге волнами (1 балл).

5) Ветер с волнами нанесли ущерб побережью (1 балл). Критерии:  5 баллов

5.

1. Купать – купать-ся (суффиксальный/ постфиксальный) – пере-купаться (приставочный).

2. Купать – пере-купать (приставочный) – перекупать-ся (суффиксальный/ постфиксальный).

3. Купить – пере-купить (приставочный) – перекуп-а-ть (суффиксальный/ постфиксальный) –

перекупать-ся.

Критерии: За каждую полную и правильную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов.

6.1. В первом предложении как – это вопросительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие), его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

2. Во втором предложении как – относительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие) (союзное слово), его функция – служить средством связи для

придаточного изъяснительного (или является средством связи в сложноподчиненном

предложении с придаточным изъяснительным и является членом придаточного предложения).

3. В третьем предложении как – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных, в которых подчёркивается динамический аспект действия (возможно без указания на динамический аспект).

4. В четвёртом предложении как – союз, близкий по смыслу к соединительному, но с

дополнительным смыслом «в качестве», его функция – присоединять добавление-характеристику(или приложение) к тому же предмету или лицу (к существительному или местоимению).

5. В пятом предложении как – определительное наречие. Иногда его рассматривают как

усилительную частицу, его функция – служить для усиления смысла сказуемого.

6.В шестом предложении как – сравнительный союз, его функция – служить средством связи в

сравнительных оборотах или придаточных сравнительных.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

7.Слово - выкаченный – причастие от глагола выкатить, а выкачанный – причастие от глагола  выкачатьКритерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

  1. Ибо (потому что) глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не собирают, но (они) сами себя родят (рождаются / родятся). Как в дырявые меха лить, так и глупого учить, ибо (потому что) псам и свиньям не нужно ни золота, ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли (если) пожрёт синица орла, коли (если) поплывёт камень по воде и коли (если) начнёт свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

Оратай (пахарь). Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.


Всего за работу 54 балла

Победитель  38-54

Призёр       28-37



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2018/2019 учебный год (школьный тур) 11 класс

Задание 1. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Задание 2. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт.

Задание 3. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль:

украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Задание 4. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

Задание 5. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

Задание 6. Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 7. В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Задание 8. Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 9. Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 10. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчет короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.             («Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

                                               (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ключи к заданиям для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 11 класс

Ответ на задание 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)                                                 2 балла

Ответ на задание 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт.                           6 баллов

Ответ на задание 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.                         2 балла

Ответ на задание  4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.  

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами                                                           4 балла

Ответ на задание 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.                                                                 3 балла

Ответ на задание 6. Пошутитель — человек, который шутит (пошутил).пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин. аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло. недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот. базарник—человек, работающий на базаре. приметаллить — припаять. заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.  4 балла 

Ответ на задание7. 1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»

                                                                                                        4 балла

Ответ на задание 8

1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.                                                 3 балла

Ответ на задание 9

Псинки образовано от «пёс» (псы). Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.

Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.                                                                          3 балла

Ответ на задание 10. Языковой каламбур создается следующими способами:

А) Созвучие слов – бездельник – без дела.

Оксюморонность сочетания бездельник деловой.

Б) Игра с многозначностью слова.

Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.

Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».

В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

                                                                                                        4 балла

Всего – 35 баллов

Победитель – 26-35 баллов

Призёр – 98-26 баллов