"Игровая технология"


Предварительный просмотр:

«Игровая  технология в воспитании учащихся ОВЗ школьного возраста»

 Г.К. Селевко

Пояснительная записка

1.В современных условиях обучения в истории всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, интернетом..

Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития.

Недостаточное использование элементов игры в образовательном процессе замедляет процессы развития умственной деятельности и восприятие изучаемого материала.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

 Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни

 2.Игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями. В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов различных времен. Исследованием игры занимались Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков Д.Б. Эльконин и др. (16, с. 131). Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. В современной педагогической литературе практически не рассматривается вопрос, связанный с особенностями использования игровых технологий в старшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

-Уточнить основные понятия - «игра», «игровые технологии»;

-Определить сущность воспитательного потенциала игровых технологий;

-Изучить психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.

-Выявить особенности применения игровых технологий в процессе воспитания

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1.в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

3. в качестве технологии урока (занятия), или  его фрагмента , (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4.как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок", КТД и др.).

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный  материал используется в качестве ее средств;

-в учебной  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным.

 Спектр целевых ориентаций

•   Дидактические:

расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: 

воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: 

развитие внимания, памяти, речи, мышления

 -мнения  сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,  эмпатии, рефлексии;

 -умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: 

приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотрапия

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов происходит по следующим направлениям:

- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

- успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Таким образом, под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. 

Учебное задание и дидактическая игра - это средство организации учебных действий. Их основное назначение - создание трудной (иногда проблемной) ситуации, сооружение «полосы препятствий». Шаги ученика, через эти препятствия и составляют процесс учения. Важно, что ученик, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решает определенную задачу. Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.

* К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

* Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

* Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

* Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей

Структура игры как процесса:

1. Роли, взятые на себя играющими.

2. Игровые действия как способ реализации этих ролей.

3. Игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми - условными.

4. Реальные отношения между играющими.

5. Сюжет, содержание - область действительности условно воспроизводимой в игре.

Структура игры как деятельности:

1. Мотивация, которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.

2. Целеполагание.

3. Планирование.

4. Реализация цели.

5. Анализ результатов, в которых личность реализуется как субъект деятельности.

В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

* в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

* как элемента более обширной технологии;

* как технологии внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

* педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

* в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

* учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

* учебный материал используется в качестве средства игры;

* успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

* игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в учебном процессе:

* по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

* по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, осмысление, поисковые, закрепления, контрольные.

Воспитательный потенциал игровых технологий

Однако, говоря об игре в учебной деятельности младших школьников и подростков, мы должны учитывать ее косвенное влияние на развитие психики и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства. Оптимальность использования игры определена следующими условиям, если:

происходит включение познавательной активности,

ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Дидактические свойства игры:

* Двойственность - сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

* Неопределенность исхода - возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока - переходит из потенциального состояния в актуальное;

* Добровольность - способствует росту внутренней организованности;

* Полифункциональность - воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

Игровая технология может выстраиваться по следующему алгоритму:

– выбор игры;

– предложение варианта игры потенциальным участникам;

– подготовка игрового оборудования и оснащения;

– распределение ролей, создание групп;

– рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций;

– развитие игровой ситуации;

– отслеживание хода игры, внесение необходимых корректив;

– завершение игровой деятельности;

– подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры в решение поставленных образовательных проблем.

К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие, как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные и т.д.

Принципы конструирования учебных игр:

* определение педагогических целей использования игры;

* соотнесение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;

* определение необходимости применения в данном конкретном случае именно игры, а не другого педагогического средства;

* выбор учебных задач, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;

* планирование организационной структуры игры;

* выбор и последующая адаптация к имеющимся конкретным условиям правил учебной игры;

* создание игры на основе той или иной игровой схемы, формулировка условий игры Игры ребенка, на каждом возрастном этапе, отличаются своеобразием. Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

* игровые технологии в дошкольном возрасте;

* игровые технологии в младшем школьном возрасте;

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-в качестве  технологии урока ,(занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок", КТД и др.).

Воспитательная система нацелена на то, что нашему обществу нужны современно образованные, нравственно полноценные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за свои дела и за судьбу своей страны.

Для ребёнка игра - средство самореализации, самовыражения. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать различные стремления и желания. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.

Место и роль игровой технологии в учебном и воспитательном процессах,

Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации человека в игре;

- коммуникативная игра;

- диагностическая функция игры;

- игротерапевтическая функция игры;

- функция коррекции в игре;

- развлекательная функция игры

Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Чтобы управлять процессом воспитания, надо отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ,

свидетельствующей о проявлении тенденцией в формировании гражданственности В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

- осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

- радость овладения более совершенными способами деятельности;

- удовольствие от процесса познавательной деятельности;

- чувство собственного достоинства;

- гордость за успех товарища.

Выводы

Игра - это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности. Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка.

Групповые игры делят на сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры.

Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:

  1. Сюжетно-ролевые
  2. Подвижные
  3. Театрализованные или постановочные
  4. Дидактические

Сюжетно-ролевая игра. П. Ф. Каптерев относил эти игры к подражательным. А для развития таких игр, отмечал он, «громадное значение имеют прежде всего, наблюдательность ребенка и его способность запоминать.  Далее П. Ф. Каптерев отмечает необходимость творчества для таких игр: «Для развития подражательной игры нужны не только наблюдения, но и умение отображать их, воплощать в известном материале, способность переработать впечатления внутри себя и потом вынести его наружу в игре. Здесь требуется в малом виде художественный талант» (С.130).

Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи: научить детей играть активно и самостоятельно;

  • вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
  • способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Личностными результатами»

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму
  • Познавательные УУД:
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Таким образом, анализируя возможности игровой технологии, следует отметить ее потенциал для полноценного развития личности, становления профессиональной позиции и интериоризации разнообразных ценностей в атмосфере свободного, эмоционально привлекательного взаимодействия, одухотворенного творчества.

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

2.    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

5    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

6   Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

7    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

8.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.

9.      Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

10.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

11.     Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

12.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

13.     Пидкасистый  П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

14.     Спивакоаский  А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.



Предварительный просмотр:

1.Сюжетно-ролевые игры.

Тема: «Столовая», «Кафе»

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с профессиями повара, кулинара, официанта. Знакомить с правилами правильного питания. Дать информацию о вредной и здоровой пище.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Заботливое отношение друг к другу. Заботиться о себе, о своем организме (здоровое питание) .

Активизация словаря: повар, официант, администратор, посетители, здоровое питание.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за работой  няни.
  2. Наблюдение за приготовлением еды дома  мамой на кухне.
  3. Беседа о труде работников столовых, кафе. О том, что готовит мама.
  4. Чтение художественной литературы: «Кем быть? »
  5. Использование  ИКТ - технологий познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
  6. видеофильм о работе сотрудников столовой.
  7. Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо»
  8. Рисование «Кто готовит вкусную еду»
  9. Ручной труд: изготовление .
  10. Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о приготовлении блюд.

Роли: повар, кулинар, грузчик, официант, посетители кафе, столовой.

Предметно-игровая среда:

Колпак белый  -  2 шт., фартук  -  2 шт,  посуда  кухонная детская,  посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.

Игровые действия и ситуации:

В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.

На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.

Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек.

В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.

Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют.

Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.

Тема: «Семья», «Дочки-матери».

Задачи:

Образовательные:

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Развивающие:

Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные:

Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Активизация словаря: родственники.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1. Задание детям: узнать дома о труде родителей.

2. Наблюдение дома за родителями, труд, взаимоотношения.

3. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

4. Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.

5. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

6. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся».

7. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.

8. ИКТ - технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

9. Заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе.

10. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас? ».

11. Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий

12. Рисование: «Моя семья»

13. Аппликация: «Цветы для мамы»

14. Лепка: «Подарок папе»

15. Ручной труд: Изготовление с детьми атрибутов к игре.

16. Работа с родителями: проект «Родословная»-  древо- моей семья.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Предметно-игровая среда: предметы домашнего обихода, куклы.

Куклы -  мальчики и девочки  

(несколько, коляски детские кукольные, посуда).

Мебель для кукольной комнаты,

 Сумочки, одежда для ряженья,  

(шляпки, галстуки, косынки, пелеринки, бытовые приборы)  (игрушечные) –

 холодильник, стиральная машина, утюг, пылесос.

Игровые действия и ситуации:

 «Когда мамы и папы нет дома»

Забота о младших, выполнение посильной домашней работы.

 «Мы готовимся к празднику»

(совместные дела с семьей)

«Встречаем гостей»

(правила приема гостей, поведение в гостях).

«Наш выходной день» и др.  

Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

Тема: «Парикмахерская»

«Салон красоты»

Задачи:

Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты».

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Активизация словаря:

 парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
  2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
  3. Рассматривание журналов, альбома с образцами причесок.
  4. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
  5. Экскурсия в парикмахерскую (с родителями).
  6. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».
  7. Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.
  8. Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
  9. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем» «Для чего эти предметы». «Причешем куклу красиво»
  10. Просмотр видеофильмов, слайдов о работе парикмахерской, салона красоты (использование ИКТ-технологий)
  11. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.
  12. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)

Роли: 

Парикмахеры:

 – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты, мастер маникюра, мастер косметического кабинета,

Предметно-игровая среда:

-Накидка для посетителей, халат  для  парикмахера,

-расчески с тупыми зубьями, ножницы  пластмассовые,

-фен маленький   или игрушечный, флаконы из-под духов,  

-дезодорантов, баночек  пластмассовых  от кремов, красок, бигуди, машинка для стрижки волос,   зеркало,  набор  расчесок,  бритва,  ножницы,  лак для волос, одеколон, лак для ногтей,  детская косметика,  альбом с образцами  причесок,   краска для волос, касса, чеки,  деньги, швабра,  ведро).

Игровые действия:

Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги.

Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Мастер вежлив с клиентами. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.

Мастер мужского зала – стрижет, бреет, освежает одеколоном. Разговаривает вежливо, приветливо. Клиент платит деньги в кассу.

Мастер детского зала - стрижет, причесывает, заплетает девочкам косы. Клиенты благодарят за работу.

Парикмахерская для зверей – стригут собачек, причесывают. Готовят зверей для выступления в цирке, делают им прически, завязывают бантик.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Погоня”.

В игре участвуют две команды. По жребию одна строится в шеренгу за линией старта, а вторая – в нескольких метрах сзади. На расстоянии 20 м за линией старта прочерчивается вторая линия, на которой с интервалом 1,5-2 м устанавливаются флажки. В 2 м от каждого флажка кладется по маленькому мячу. По сигналу ведущего игроки обеих команд бегут вперед. Игроки первой команды огибают флажки и устремляются к финишу, игроки второй команды, минуя флажки хватают лежащие за ними мячи и стараются попасть ими в убегающих. За каждое попадание получают по очку. После этого команды меняются ролями.

Салки на одной ноге.

Назначается водящий – салка, все остальные свободно размещаются на площадке. Салка, прыгая на одной ноге, старается догнать и осалить игроков, а те тоже прыгая на одной ноге, увертываются. Если салка догнал и коснулся игрока, они меняются ролями. Время от времени можно менять ногу, на которой прыгаешь, но переходить на бег запрещено.

Чехарда”.

Две команды соревнуются в беге с прыжками через партнера, стоящего, наклонив вперед голову и опираясь руками на бедра. Начинают стоящие сзади номера. Как только задний в колонне перепрыгнул через последнего, тот бежит вперед и тоже прыгает и т. д. Дистанция произвольная.“

Вышибалы”.

Водящий с мячом (волейбольным) – вышибала, остальные произвольно размещаются на площадке. По сигналу вышибала начинает бросать мячом в играющих, которые стараются увернуться или убежать подальше. Вышибала тоже может бегать по площадке, и его задача - запятнать мячом как можно больше игроков. Когда это удается, он считает вслух: “Раз, два, три…” и т.д. Игроки могут ловить брошенный в них мяч и, когда им это удается, становятся вышибалами. Когда высоко летящий мяч попадает в голову игрока, он не выбывает из игры. Иногда даже приходится отбить головой мяч, если вовремя не удается от него увернуться. Побеждает игрок, осаливший мячом большее число участвующих школьников.

Не давай водящему”.

 Один из играющих – водящий.  Находится внутри круга, а все остальные – вне, стоящие вне круга перебрасывают во всех направлениях мяч, а водящий старается до него дотронуться. Бросать нужно не выше головы, можно катать мяч по полу. Если водящему удается мяча, он входит в круг, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч

Вариант. В игру вводят два мяча и в кругу находятся двое водящих.



Предварительный просмотр:

Театрализованные игры

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта.  Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации школьников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие..  

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).

Кукольный театр

Кукольный театр существует очень давно. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей

 - настольный кукольный театр, (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

 - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

 - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

 - верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

 - напольные куклы (марионетки, конусный театр);

 - театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок).

Виды кукол

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры).

 Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

 Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой.

   Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы.     Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелеграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона и т.п.

Организация уголка театрализованной деятельности……………

Театрализованное представление воспитанников группы по ПДД.

Сценарий праздника для первоклашек

«Как колобок правила дорожного движения учил»

                                                               

Цели:

  • Закреплять знание и назначение дорожных знаков.
  • Продолжать закреплять знания правил безопасного поведения на дороге.
  • Создать эмоционально положительное  настроение, развивать воображение и творческие способности.

Действующие лица: Лиса, колобок, зайчики, волк, медведь.

ЛИСА:

Одну простую сказку,

А может и не сказку,

А может, не простую,

Мы сможем рассказать.

Её мы помним с детства,

А может, и не помним

Но будем вспоминать.

Однажды бабке с дедкой

Съесть захотелось репку,

А может и не репку,

Им тоже невдомек  (выходит колобок)

Сварить они решили

Не плов и не картошку

А вот они решили

Пожарить колобок.

И на окно в тарелке,

Чтоб остудить маленько,

Поставили горячий

Румяный колобок

КОЛОБОК:

А он сидел и охал,

И думал «Как не плохо,

Запрыгать по дорожке»

Он спрыгнул и побёг.

ЗАЙЧИКИ:

И тут ему из леса

Два зайчика навстречу

Идут и повторяют

Сегодняшний урок.

Куда ты, милый мальчик?-

Вдруг спрашивает Зайчик,-

И как же твоё имя?

КОЛОБОК:

Конечно, колобок.

ЗАЙЧИКИ:

Чтобы ходить по лесу,

Тем паче по дороге,

Знать правила дорожные

Ты должен назубок.

КОЛОБОК:

- Тогда Вы расскажите,

А лучше научите,

Чтоб быть мне осторожней,-

Ответил колобок

ЗАЙЧИКИ: (поют частушки)

1.Все, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить, нужно знать

2. Кто бежит через дорогу

Напрямик накажем строго!

Что бы знали наперёд:

Есть подземный переход. (Один зайчик показывает знак «Подземный переход»)

1.Торопиться, не годиться!

Нужно здесь остановиться!

Пешеходный переход

От беды тебя спасёт. (Второй  зайчик показывает знак «Пешеходный переход»)

2.Ох, широкая дорога,

Не попасть бы мне в беду!

Мне зеленый свет милее –

На зеленый перейду. (Показывает зеленый сигнал светофора)

1.У меня на рюкзаке

Белоснежны лебеди.

Я автобус обхожу

Не сзади и не спереди договаривает – «Я жду, когда он отъедет от остановки

ОБА  ЗАЙЧИКА:

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни, правила везде

А иначе быть беде!

ЛИСА:

Вдруг из-за поворота

Здесь выезжает кто-то-

Лохматый и суровый,

Большой и серый волк.

ВОЛК:

Кто ходит по дороге

И не глядит под ноги?

Ты в правилах движения

Совсем не знаешь толк?

КОЛОБОК:

Ах, вы меня простите

И к бабке с дедом отпустите.

Я честно, честно буду

Все правила учить.

Вы только мне скажите

А лучше – покажите,

По правилам дорогу

Как мне переходить?

ВОЛК:

А в этом всем поможет

И обо всём расскажет

Строгий, справедливый

Инспектор наш Медведь.

МЕДВЕДЬ:

Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины.

Мы спустились в переход,

Там хозяин – Пешеход!    (показывает знак «Пешеход»)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Ну-ка правильно ответим:

Знак гласит, что это – «Дети»!   (показывает знак «Дети»)

Предупреждает этот знак,

Что у дороги есть зигзаг

И впереди машину ждёт

Крутой«Опасный поворот»!   (показывает знак «Опасный поворот»)

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни, правила везде

А иначе быть беде!

ЛИСА:

Идею этой сказки,

А может и не сказки,

Поймёт не только взрослый,

Но даже Колобок.

Не выходи на улицу,

Пока ты не научишься

И знать не будешь правила

Движенья на зубок.

КОЛОБОК:

Какое бы ни было время сейчас –

В стремительный транспортный век,

Берегите себя!

Себя береги, человек!

ВОЛК:

Придумают люди не мало ещё,

Грядёт электроники век,

Но только в огромном потоке машин,

Себя береги, человек!

ЗАЙЧИКИ:

Внимательным будь, на дорогу смотри,

Себя береги, человек!

МЕДВЕДЬ:

Взгляни, красота-то, какая вокруг!

Подвластен ей времени бег.

Во все времена, повсюду всегда

Себя береги, человек.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для первоклашек

«Как колобок правила дорожного движения учил»

                                                               

Цели:

  • Закреплять знание и назначение дорожных знаков.
  • Продолжать закреплять знания правил безопасного поведения на дороге.
  • Создать эмоционально положительное  настроение, развивать воображение и творческие способности.

Действующие лица: Лиса, колобок, зайчики, волк, медведь.

ЛИСА:

Одну простую сказку,

А может и не сказку,

А может, не простую,

Мы сможем рассказать.

Её мы помним с детства,

А может, и не помним

Но будем вспоминать.

Однажды бабке с дедкой

Съесть захотелось репку,

А может и не репку,

Им тоже невдомек  (выходит колобок)

Сварить они решили

Не плов и не картошку

А вот они решили

Пожарить колобок.

И на окно в тарелке,

Чтоб остудить маленько,

Поставили горячий

Румяный колобок

КОЛОБОК:

А он сидел и охал,

И думал «Как не плохо,

Запрыгать по дорожке»

Он спрыгнул и побёг.

ЗАЙЧИКИ:

И тут ему из леса

Два зайчика навстречу

Идут и повторяют

Сегодняшний урок.

Куда ты, милый мальчик?-

Вдруг спрашивает Зайчик,-

И как же твоё имя?

КОЛОБОК:

Конечно, колобок.

ЗАЙЧИКИ:

Чтобы ходить по лесу,

Тем паче по дороге,

Знать правила дорожные

Ты должен назубок.

КОЛОБОК:

- Тогда Вы расскажите,

А лучше научите,

Чтоб быть мне осторожней,-

Ответил колобок

ЗАЙЧИКИ: (поют частушки)

1.Все, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить, нужно знать

2. Кто бежит через дорогу

Напрямик накажем строго!

Что бы знали наперёд:

Есть подземный переход. (Один зайчик показывает знак «Подземный переход»)

1.Торопиться, не годиться!

Нужно здесь остановиться!

Пешеходный переход

От беды тебя спасёт. (Второй  зайчик показывает знак «Пешеходный переход»)

2.Ох, широкая дорога,

Не попасть бы мне в беду!

Мне зеленый свет милее –

На зеленый перейду. (Показывает зеленый сигнал светофора)

1.У меня на рюкзаке

Белоснежны лебеди.

Я автобус обхожу

Не сзади и не спереди договаривает – «Я жду, когда он отъедет от остановки

ОБА  ЗАЙЧИКА:

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни, правила везде

А иначе быть беде!

ЛИСА:

Вдруг из-за поворота

Здесь выезжает кто-то-

Лохматый и суровый,

Большой и серый волк.

ВОЛК:

Кто ходит по дороге

И не глядит под ноги?

Ты в правилах движения

Совсем не знаешь толк?

КОЛОБОК:

Ах, вы меня простите

И к бабке с дедом отпустите.

Я честно, честно буду

Все правила учить.

Вы только мне скажите

А лучше – покажите,

По правилам дорогу

Как мне переходить?

ВОЛК:

А в этом всем поможет

И обо всём расскажет

Строгий, справедливый

Инспектор наш Медведь.

МЕДВЕДЬ:

Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины.

Мы спустились в переход,

Там хозяин – Пешеход!    (показывает знак «Пешеход»)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Ну-ка правильно ответим:

Знак гласит, что это – «Дети»!   (показывает знак «Дети»)

Предупреждает этот знак,

Что у дороги есть зигзаг

И впереди машину ждёт

Крутой«Опасный поворот»!   (показывает знак «Опасный поворот»)

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни, правила везде

А иначе быть беде!

ЛИСА:

Идею этой сказки,

А может и не сказки,

Поймёт не только взрослый,

Но даже Колобок.

Не выходи на улицу,

Пока ты не научишься

И знать не будешь правила

Движенья на зубок.

КОЛОБОК:

Какое бы ни было время сейчас –

В стремительный транспортный век,

Берегите себя!

Себя береги, человек!

ВОЛК:

Придумают люди не мало ещё,

Грядёт электроники век,

Но только в огромном потоке машин,

Себя береги, человек!

ЗАЙЧИКИ:

Внимательным будь, на дорогу смотри,

Себя береги, человек!

МЕДВЕДЬ:

Взгляни, красота-то, какая вокруг!

Подвластен ей времени бег.

Во все времена, повсюду всегда

Себя береги, человек.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают учащимся научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Ребята садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Далее описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Ребята просто называют слова, дети подбирает нужную карточку.

3.Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель  называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако и т.д

  Узнай по контуру. Дидактическая игра для детей.

Узнай по контуруИгра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  Расскажи сказку по картинкам.

 Мнемотаблицы для детей.

Расскажи сказку по картинкамВажно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители  и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Я предлагаю  вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране.



Предварительный просмотр:

Театрализованная викторина   для детей 2 класса.

Цель:
развивать умение детей активно участвовать в совместных мероприятиях, воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.
Оборудование:
бубен, набор фигур настольного театра для русских народных сказок.

Ход викторины:

Ведущая:
Жили-были три славных гнома — Загадалка, Забывалка, Путалка.

 Загадалка прочитал много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные истории и задания.
Забывалка читал не меньше, но быстро забывал их содержимое.
Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное и вечно всё путал.
И конечно с гномами часто случались разные необыкновенные истории. С некоторыми из них мы познакомимся.
История первая.
Однажды гном Забывалка говорит:
- А я сегодня три сказки прочитал, а как они называются не помню.
- А кто там был?
- В первой сказке — дед, бабка, внучка, жучка, кошка и ещё кто-то, ну и они её вытащили. (Как называется сказка, кого из героев не назвали, что вытащили?)
- Во второй сказке были старик со старухой, а ещё зайчик, лиса, медведь и лиса его съела.
- Медведя?
- Нет, другого, маленького и кругленького. (Как называется сказка, кого из героев не назвали, кого съела лиса?)
- А из третьей сказки я всех зверюшек помню: мышка, зайчик, лисичка, волк, а медведь его развалил. (Как называется сказка, кого ещё не назвали, что развалил медведь?)
История вторая:
А Путалка похвастался:
- Я тоже сказки прочитал. Первая - «Серебряное яичко».  Жили мальчик и девочка и у них был крокодил. Снёс себе крокодил яичко: не простое, а серебряное. Мальчик бил-бил, не разбил. Девочка била-била, не разбила. Слониха бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Мальчик и девочка плачут, а крокодил кудахчет: «Не плачь мальчик, не плачь девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное, а простое». (Как называется сказка, что в ней перепутано?)
- А в другой сказке подружился лев с гномом. И вздумали они морковь вместе сеять. Гном сказал: «Мне корешки, а тебе лев вершки». Выросла морковь, гном взял корешки, а лев вершки. Поворчал лев, а делать нечего. На другой год посеяли горох. Гном взял вершки, а лев корешки. Обиделся лев и с тех пор дружба с гномом у них врозь. (Как называется эта сказка, что в ней перепутано?)
- В третьей сказке жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить и дошли до реки, как перейти реку? Тростинка перетянулась с берега на берег, ботинок пошёл, тростинка обломилась и ботинок упал в воду, а шарик хохотал-хохотал, да и лопнул. (Как называется сказка и что в ней перепутано?)
История третья:
Теперь я вам буду давать задания — сказал Загадалка: вспомните, кто из героев сказал так:
1). Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
2). Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок.
3). Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
4). Ловись рыбка мала и велика.
5). Эх, куманёк, у тебя хвоста нет, а у меня все мозги вылезли.
6). Расти, репка, крепкая, да сладкая.
7). Несёт меня Лиса за тёмные леса.
8). Мы пойдём далеко, голоса твоего не услышим.
9). Вот славная находка.  Будет моей старухе воротник  на шубу.
10)  Я из Сибирских лесов к вам прислан,  - воеводою.
11). Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
12). Емеля, отпусти меня в воду, я тебе ещё пригожусь.

- А кто пел такие песенки?
1). По амбару метён, по сусеку скребён, на сметане мешан, в печку сажен.
2). Битый не битого везёт.
3). Люди бежали, орехов насыпали, куры клюют, петухам не дают.
4). Трень-брень гусельки, золотые струночки.
5). Сяду на пенёк, съем пирожок.
6). Ку-ка-ре-ку, иду на пятах, несу косу на плечах.
7). Вижу-вижу, не садись на пенёк, не ешь пирожок.

- Во многих сказках персонажи беседуют друг с другом. Скажите, кто здесь с кем говорит?
1). Здравствуй, кумушка, хлеб да соль. Я ем свой, а ты подальше стой.
2). Отдай утку. Не отдам. Ну я сам отниму. А я скажу Котофею Ивановичу.
3). Напьюсь я из копытца. Не пей, козлёночком станешь.
4). Отпусти меня на денёк в деревню, я дедушке с бабушкой гостинцев отнесу. Нет, в лесу ты заблудишься, гостинцы я сам отнесу.

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины



Предварительный просмотр:

ИГРЫ – стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

«Умываемся»

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

«Кошки-мышки»

Эта ручка — Мышка,

 Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит     

 И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

 Убегает в норку.

 Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»



Предварительный просмотр:

Викторина

(для начальной школы)

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

                                                                                                                 Борисова И.В.

 Цель Викторины:

 формирование интереса, повышение познавательной активности участников викторины, вовлечение наибольшего количества детей в  мероприятии.

 Задачи Викторины:

1.Стимулирование интереса детей к получению новых знаний путем участия  в мероприятиях;

2.Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;

3.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся.

Ведущая

 Дорогие ребята! Сейчас мы с вами совершим космическое путешествие.

В полете каждый космонавт должен выполнять наши космические правила.

(Юные гагаринцы называют их).

( по очереди)

Космонавтом хочешь стать -

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут 

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолет 

Может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых 

Не возьмем мы на орбиты.

(хором)

Ждут нас быстрые ракеты 

Для полетов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Если в космос мы хотим,

Значит скоро - полетим!

Самым дружным будет наш, -

Наш веселый экипаж.

Вопросы викторины:

1 . Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер-самолет.)

2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)

3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)

4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет.)

5. Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)

6. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)

Ведущая: Только ловкие, смелые и выносливые могут полететь в Космос.

И сейчас команды – экипажи космических кораблей покажут насколько хорошо они подготовились к полету.

Вопросы викторины:

1 . Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)

2. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов.)

3. Первый космонавт. (Гагарин.)

4. Источник жизни на Земле. (Солнце.)

5. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.)

6. У какой из планет есть кольца? (Сатурн.)

7. Одежда космонавта. (Скафандр.)

(Проводятся Космические старты)

                                                                     «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Для капитана команды 1: (помощь команд)

Как звали отца Ю. Гагарина? (Алексей Иванович Гагарин.)

Сколько братьев и сколько сёстер у Ю. Гагарина? (Два брата и одна сестра.)

Как назывался космический корабль, на котором полетел Ю. Гагарин? (Восток-1.)

Кого космонавты (и не только они) называли «главный конструктор»? (Сергея Павловича Королева).

Как звали дочерей Ю. Гагарина? (Елена и Галина.)

Как называлась книга Юрия Гагарина, которую он стал писать, как только вернулся из полёта? («Дорога в космос».)

Какова была скорость Востока-1? (28 км/сек.)

Какое воинское звание получил Юрий Гагарин, находясь в космосе? (Майор авиации.)

Юрий Гагарин учился в школе в годы Великой Отечественной войны. На чём он учился писать? (На старых газетах.)

Как называлось родное село Юрия Гагарина? (Клушино.)

Для капитана команды 2: (помощь команд)

1. Как звали мать Ю. Гагарина? (Анна Тимофеевна Гагарина)

2. Город детства Юрия Гагарина сейчас называется Гагарин. Как он назывался раньше? (Гжатск)

3. Как звали жену Ю.Гагарина? (Валентина)

4. Кого космонавты называли «отец русской авиации»? (Николая Егоровича Жуковского).

5. Как связан город Люберцы с именем Юрия Гагарина? (там Ю.Гагарин учился в ремесленном училище).

6. В каком городе находился Индустриальный техникум, который окончил Ю.Гагарин? (В Саратове)

7. Как звали сестру Ю.Гагарина? (Зоя).

8. Сколько ступеней имела ракета-носитель «Восток»? (Три ступени)

9. Сколько времени (в минутах) занял полет Гагарина?(108 минут)

10.Один из любимых писателей Ю.Гагарина и его жены Валентины был французский писатель, летчик. Назовите его имя (А. де Сент-Экзюпери)

                                                     Космическая викторина

- Можно ли назвать Гагарина пионером?

Почему?

- Когда он полетел в космос?

- Сколько времени был в полёте?

- Кто ещё до человека побывал в космосе?

- Кого из женщин- космонавтов вы знаете?

- Как называется российский космодром?

- Как называется городок космонавтов?

- Зачем нужны скафандры?

От чего они защищают?

- Можно ли принять ванну в доме на орбите?

- Как моются космонавты?

- Почему у космонавтов особая пища в тюбиках?

- Почему хлеб в виде крошечных буханок?

- Какие летающие объекты встречаются в русских народных сказках?

Вопросы о космосе.

1.Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды.)

2.Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит.)

3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

4.Спутник Земли. (Луна.)

5.Планета гигант. (Юпитер.)

6.Как назвали самый большой Астероид? (Церера.)

7. Самая главная часть кометы. (Ядро.)

8. Расположите планеты в Солнечной системе. Ближайшая к Солнцу планета: – Меркурий, далее – Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят 

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

(Песня «Мы – Гагаринцы»)