"Работа с родителями"


Предварительный просмотр:

«Эффективные формы взаимодействия школы и семьи»

                                                                                                Педагог Борисова Инна Валентиновна

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности . Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

- поддержка физического здоровья учащихся,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях  и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.  Воспитателю  необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

В.А. Сухомлинский  “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. 

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей от родительской общественности,
  • отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
  • страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
  • нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )

Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.
  • Формирующая.
  • Охранно-оздоровительная.
  • Контролирующая.
  • Бытовая.

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации
  • агрессивность
  • страхи
  • проблемы общения со сверстниками
  • не усвоение программы и другие

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  • праздники
  • родительские собрания
  • спортивные мероприятия
  • походы

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

Содержание и формы работы с родителями.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие родителей в управлении школой.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы и нетрадиционные формы.

1.Коллективные:

2.Индивидуальные:

3.Творческие дела.

4.Родительское собрание

5.Семейные традиции.

6.Общешкольная конференция

7.История моей семьи.

8.Родительский лекторий

9.Талисман семьи. Гороскоп семьи.

10.Вечер для родителей

11.Семейная книга рекордов.

12.Родительские чтения

13.Географическая карта моей родословной.

14.Семинар

15.Долгожитель” семьи (книга, игрушка,фо-то).

16.Практикум

17.День рождения в семье.

18.Заседание

19.Праздники семьи.

20.“Круглый стол”

21.Семейные увлечения.

22.“Педагогическая гостиная”

23.“Четыре способа обрадовать маму”.

24.“Устный журнал”

25.Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).

26.Тренинг

27.Мой семейный альбом.

28.Спортивные соревнования

29.Известные люди семьи.

30.Акция “Милосердие”

31.Папа может все, что угодно.

32.Акция “Книжка”, “Игрушка”

33.Наш дом театр, музей, оранжерея….

34.Трудовой десант

35.Песни (сказки) моей бабушки.

36.Субботник

37.Самое ласковое мамино слово.

38Творческий концерт

39.Мое любимое блюдо.

40.Выставка

41.Я горжусь своим дедом!

42.Вернисаж

43.Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

Формы познавательной деятельности:

- общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

 Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности:

-оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

Формы досуга:

-совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей;

- соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

 В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребёнка, роль которых невозможно преувеличить.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Рекомендации

1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.

3. Активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.



Предварительный просмотр:

«Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ»

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. 

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей от родительской общественности,
  • отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
  • страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
  • нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа .

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

  1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
  2. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

  1. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, БЕСЕДЫ. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ ( не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения

  1. Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные формы

1.Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.

2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса .

3.Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся

для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и , придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5.Тематические консультации

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

  1. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.



Предварительный просмотр:

Темы бесед с родителями

  1. Растите детей заботливыми.
  2. Природа в воспитании добрых чувств у детей.
  3. Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес).
  4. Развитие наблюдательности во время прогулок по парку (лесу).
  5. Посильная помощь в уходе за комнатными растениями.
  6. Участие ребенка в оформлении интерьера дома.
  7. Право на любящих и всё понимающих родителей, или Прежде чем воспитывать ребенка.
  8. Что должен знать ребенок о съедобных и ядовитых грибах?
  9. Привлечение детей к посильному труду на садовом участке.
  10. Нужно ли иметь домашних животных?
  11. Изготовление игрушек из природного материала – одна из форм общения с природой.
  12. Природа и умственное воспитание ребенка.
  13. Традиции русского народа.
  14. Воспитание у ребенка доброты средствами художественных произведений.
  15. О поощрениях и наказаниях ребенка.
  16. Чтобы ребенок не обманывал.
  17. Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
  18. Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры.
  19. Если Ваш ребенок – левша.
  20. Книга в семье. Семейное чтение.
  21. Каким должно быть питание ребенка?
  22. Развитие музыкальности ребенка в условиях семьи.
  23. Труд – серьезная форма воспитания.
  24. Физкультура и спорт в семье.
  25. Отец и мать – воспитатели.
  26. Приобщаем ребенка к изобразительному искусству.
  27. Игры с детьми в адаптационный период.
  28. Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения.
  29. Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
  30. В воспитании надо знать меру.
  31. Влияние взрослых на формирование характера ребенка.
  32. Богатство словаря – показатель интеллектуального развития ребенка.
  33. Роль лекарств и витаминов.
  34. Закаливание детского организма в условиях семьи.
  35. Если ребенок заболел …
  36. Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребенка.
  37. Почему необходимо читать с детьми книги.
  38. Если в семье – ребёнок левша.
  39. Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровый образ жизни детей.
  40. Почему ребенок грызет ногти?
  41. Как с пользой провести выходной день с ребёнком?
  42. Детские фантазии и страхи.
  43. Добрые мультики, которые помогают воспитывать.
  44. Капризы и упрямство.
  45. Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу.
  46. Леворукий ребенок.
  47. Воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
  48. Как провести выходной день с детьми.
  49. Важность рисования в жизни ребенка.
  50. Ребенок и книга.
  51. Правильное питание ребенка дома.
  52. Гиперактивный ребенок.
  53. Детское упрямство.
  54. Вежливый ребенок.
  55. Игровая деятельность в семье.
  56. Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей.
  57. О воспитании безопасного поведения дома и на улице.
  58. Роль театрализованных игр в развитии детей.
  59. Обучение культурно-гигиеническим навыкам.
  60. Воспитание с учетом их гендерных особенностей.
  61. Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.
  62. Роль пап в воспитании детей.
  63. Влияние родителей на воспитание девочек и мальчиков.
  64. Воспитание и развитие детей с учетом пола ребенка.
  65. Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста.
  66. Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников.
  67. Агрессивный ребёнок.
  68. Грипп и его профилактика.
  69. Игра и здоровье детей.
  70. Какие игрушки необходимы детям.
  71. Зимние травмы у детей.
  72. Если ребёнка ужалила пчела.
  73. Первая помощь при обморожениях.
  74. Игрушка в жизни ребёнка.
  75. Играйте вместе с детьми.
  76. Воспитание навыков самообслуживания у детей.
  77. Как победить застенчивость у ребенка Сенсорное развитие дошкольников.
  78. Организация двигательной активности у ребенка дома и на улице.
  79. Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  80. Счастье – это когда тебя понимают.
  81. Как победить застенчивость.
  82. Зачем нужно развивать мелкую моторику.
  83. Профилактика простудных заболеваний.
  84. Воспитание ответственности у дошкольников.
  85. Ребенок и компьютер.
  86. Ваш ребенок становится манипулятором.
  87. Воспитание в неполной семье.



Предварительный просмотр:

Темы бесед с родителями

  1. Растите детей заботливыми.
  2. Природа в воспитании добрых чувств у детей.
  3. Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес).
  4. Развитие наблюдательности во время прогулок по парку (лесу).
  5. Посильная помощь в уходе за комнатными растениями.
  6. Участие ребенка в оформлении интерьера дома.
  7. Право на любящих и всё понимающих родителей, или Прежде чем воспитывать ребенка.
  8. Что должен знать ребенок о съедобных и ядовитых грибах?
  9. Привлечение детей к посильному труду на садовом участке.
  10. Нужно ли иметь домашних животных?
  11. Изготовление игрушек из природного материала – одна из форм общения с природой.
  12. Природа и умственное воспитание ребенка.
  13. Традиции русского народа.
  14. Воспитание у ребенка доброты средствами художественных произведений.
  15. О поощрениях и наказаниях ребенка.
  16. Чтобы ребенок не обманывал.
  17. Воспитание культуры здоровья в условиях семьи.
  18. Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры.
  19. Если Ваш ребенок – левша.
  20. Книга в семье. Семейное чтение.
  21. Каким должно быть питание ребенка?
  22. Развитие музыкальности ребенка в условиях семьи.
  23. Труд – серьезная форма воспитания.
  24. Физкультура и спорт в семье.
  25. Отец и мать – воспитатели.
  26. Приобщаем ребенка к изобразительному искусству.
  27. Игры с детьми в адаптационный период.
  28. Как помочь детям овладеть правилами дорожного движения.
  29. Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей.
  30. В воспитании надо знать меру.
  31. Влияние взрослых на формирование характера ребенка.
  32. Богатство словаря – показатель интеллектуального развития ребенка.
  33. Роль лекарств и витаминов.
  34. Закаливание детского организма в условиях семьи.
  35. Если ребенок заболел …
  36. Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребенка.
  37. Почему необходимо читать с детьми книги.
  38. Если в семье – ребёнок левша.
  39. Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровый образ жизни детей.
  40. Почему ребенок грызет ногти?
  41. Как с пользой провести выходной день с ребёнком?
  42. Детские фантазии и страхи.
  43. Добрые мультики, которые помогают воспитывать.
  44. Капризы и упрямство.
  45. Супружеские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу.
  46. Леворукий ребенок.
  47. Воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
  48. Как провести выходной день с детьми.
  49. Важность рисования в жизни ребенка.
  50. Ребенок и книга.
  51. Правильное питание ребенка дома.
  52. Гиперактивный ребенок.
  53. Детское упрямство.
  54. Вежливый ребенок.
  55. Игровая деятельность в семье.
  56. Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей.
  57. О воспитании безопасного поведения дома и на улице.
  58. Роль театрализованных игр в развитии детей.
  59. Обучение культурно-гигиеническим навыкам.
  60. Воспитание с учетом их гендерных особенностей.
  61. Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.
  62. Роль пап в воспитании детей.
  63. Влияние родителей на воспитание девочек и мальчиков.
  64. Воспитание и развитие детей с учетом пола ребенка.
  65. Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста.
  66. Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников.
  67. Агрессивный ребёнок.
  68. Грипп и его профилактика.
  69. Игра и здоровье детей.
  70. Какие игрушки необходимы детям.
  71. Зимние травмы у детей.
  72. Если ребёнка ужалила пчела.
  73. Первая помощь при обморожениях.
  74. Игрушка в жизни ребёнка.
  75. Играйте вместе с детьми.
  76. Воспитание навыков самообслуживания у детей.
  77. Как победить застенчивость у ребенка Сенсорное развитие дошкольников.
  78. Организация двигательной активности у ребенка дома и на улице.
  79. Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  80. Счастье – это когда тебя понимают.
  81. Как победить застенчивость.
  82. Зачем нужно развивать мелкую моторику.
  83. Профилактика простудных заболеваний.
  84. Воспитание ответственности у дошкольников.
  85. Ребенок и компьютер.
  86. Ваш ребенок становится манипулятором.
  87. Воспитание в неполной семье.



Предварительный просмотр:

 Особенности воспитательной работы в коррекционной школе-интернате

"Задача педагога - постараться сохранить природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, их стремление быть самостоятельными и ответственными в жизни."

М. Монтессори

Содержание:

1.Введение

2.Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате                    

3.Формы  совмеcтной  работы учителя и воспитателя                                     

4.Социальная адаптация учащихся – основное направление работы спецшколы-интернаты                                                                                      
5.Выпускник спецшколы и реальная жизнь.         

6.Заключение

 Введение.   

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания – формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.  Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.

Особенности воспитательной работы в школе-интернате.                    

Основные формы руководства школы-интерната те же, что во всех школах системы просвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с детьми с ОВЗ, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания, определяют ряд специфических сторон руководства ею.

Успех работы школы – интерната во многом определяется уровнем управления, способностью администрации координировать усилия коллектива, направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекцию дефектов речи детей, должную организацию их трудовой подготовки, заботу об их социальной адаптации.

Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровня управления.

Педагоги спецшколы – интерната должны быть нацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих  учеников на протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизические особенности могут  своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте.

Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю приходится учитывать влияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им  практического жизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение и воспитание.

От того, как в спецшколе – интернате организована ежедневная жизнь воспитанников, зависит успех учебно-восстановительной работы. Значительное место в деятельности по руководству спецшколой – интернатом  следует отводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, особенностями учебного плана, с учетом материальной базы спецшколы – интерната.

 Особое внимание необходимо обратить на организацию специальных коррекционнных занятий и общественно полезного труда с тем, чтобы они не вызывали переутомления воспитанников, а также не производились  в ущерб другим занятиям.

 Распорядок дня  должен предусматривать сочетание труда, отдыха и досуга детей,  причем следует варьировать интенсивность нагрузки в течение недели в целом.

Формы совмеcтной работы учителя и воспитателя                                     

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I – Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы; ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

II – Обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.

III – Совместная работа с родителями

IV – Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.

V – Обсуждение единых требований к учащимся по предмету,

Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся.Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.

Учителя и воспитатели готовят и проводят   совместно  родительские собрания.  Изучают:

- домашние условия учащихся;

- устанавливают с родителями хорошие деловые отношения;

- согласовывают индивидуальный подход к детям;

- ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей;

- проводят индивидуальные беседы;

- принимают участие в общешкольном всеобуче родителей)

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации, оказывает дневник взаимосвязи. В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.


Социальная адаптация учащихся – основное направление работы спецшколы-интернаты                                                                                      
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы  среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться  к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы – интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива.

Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников,  живущих с родителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом. Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучением и воспитания в школе. Поэтому большое значение в школе придаётся занятиям по социально – бытовой ориентировке.

Социальная адаптация – это непрерывный  коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы  взаимодействия на учащихся,  складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке.

Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка (формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям).

Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.

Программа по социально – бытовой ориентировке должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований.

Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников. Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Формы работы по этим направлениям различны: как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.

Выпускник спецшколы и реальная жизнь.         

Устроиться на работу учащимся очень трудно т.к. рынок труда мало что предлагает. Наличие ограниченных возможностей здоровья учащихся коррекционной школы очень усложняет адаптацию к самостоятельной жизни. А также у большинства таких детей неблагополучные семьи.

Трудоустройство выпускников и включение их в жизнь общества – конечная цель всей учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы.

Заключение

Интернат для детей с ОВЗ способен комплексно решать образовательно-воспитательные  и оздоровительные задачи и работать по адаптации детей в общество. Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как  строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы  вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают  важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так  и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения  в его активном воздействии на воспитанников.В воспитателе дети ценят человечность, справедливость и требовательность, доброжелательность.

Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого – это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, стержень коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Воспитание детей с ОВЗ должно быть направлено на становление личности ребёнка с адаптацией его в общество.



Предварительный просмотр:

Проект на тему:

"Я и моя семья"

Цели проекта: познакомиться с историей и традициями своей семьи, развивать познавательный интерес и творческие способности, научиться пользоваться дополнительной литературой, прививать навыки исследовательской работы; познакомить с членами своей семьи, их профессиями, интересами.

Задачи проекта: расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи);

помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;

воспитать у детей заботливое отношение к близким детям, желание помогать им.

План:

1. Введение.

2. Семейное дерево. Родословная

3. Моя семья.

4. Близкие, дорогие люди нашей семьи.

5. А вот и я!

6. Мои друзья.

7. Пословицы и поговорки.

8. Вывод.

Актуальность.

Актуальность проблемы, выбранная для разработки реализации проекта "Моя семья" с детьми младшего школьного возраста и их семьями, состоит в следующем: в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Между тем, именно в этом возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И о того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров, мы выяснили, что большинство детей ничего кроме имени не знают о своих мамах, папах, бабушках и дедушках. Хотелось, конечно же, исправить эту ситуацию, тем самым мы придумали создать этот проект "Моя семья!".

Мы считаем, что проект это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развитие детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Наш проект о том, что объединяет всех нас - о семье. Счастье создают те, у кого в семье царят мир, уважение и любовь.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Время реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017

Промежуточные этапы:  25 ноября, 7 марта

Участники проекта: ученики 2 "А"

Предполагаемый результат:

1. Владеть понятием семья

2. Знать информацию о своей семье, профессию родителей

3. Составлять рассказы о своей семье

4. Проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи

Продукт проектной деятельности:

1. Фотовыставка "Моя семья"

2. Организация выставки "Семейное хобби"

3. Презентация проекта.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди, родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

Составление паспорта проекта, работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Дидактические, сюжетно-ролевые игры

2 этап. Выполнение проекта.

Проведение с детьми бесед, рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет.

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность, составление рассказов по темам:

"Моя дружная семья", "Папа - мой лучший друг", "Моя мама лучшая в мире" и др.; рассматривание и подбор семейных фотографий.

 Игровая деятельность: дидактические игры ("лото "Моя семья""),

сюжетно-ролевые игры ("Семья", "Дочки-матери", "день рождения"),

строительные игры ("Дом для кукол", "Мебель для дома"),

театрализованные игры (драматизация русских-народных сказок, например, "репка");

творческая деятельность, выставка рисунков ("Моя мама", "Мой папа");

стенгазеты ("Какая у меня мамочка", "Папа - мой лучший друг");

художественное творчество с детьми по теме проекта

Культурно-досуговая деятельность, праздники ("День матери", "День защитника Отечества", "Международный женский день")

Спортивно-семейный досуг ("Веселые старты", прогулки-походы)

Сотрудничество с семьей: консультации для родителей: "Родословная - моя гордость", рекомендации для заботливых родителей, права ребенка, родительское собрание "Игры всей семьей"

Создание альбомов ("Моя семья", "Генеалогическое древо моей семьи", "Профессии моих родителей", "Мои домашние питомцы", "На службе России")

Участие в конкурсах

3 этап. Результаты.

Фотовыставка "Моя семья", выставка "Семейное хобби"

4 этап. Защита презентации "Я и моя семья"

Мероприятия и задания

12.09.2018

Беседа на тему: "Моя дружная семья"

20.09.2018

Организовать фотовыставку на тему: "Моя дружная семья"

04.10.2018

Провести беседу на тему: "Папа – мой лучший друг"

18.10.2018

Нарисовать рисунки на тему: "Мой папа"

24.10.2018

Домашнее задание. Моя родословная "Семейное древо"

28.10.2018

Проверка домашнего задания. Дети принесли фотографии своих ближайших родственников (бабушки, дедушки), и все вместе оформляли семейное древо

14.11.2018

Написать письмо маме на тему: "Моя мама лучше всех"

17.11.2018

Сделать поделки на тему: "Подарок маме". Отправить лучшие работы на конкурсы

20.11.2018

Нарисовать стенгазету на тему: "Наши милые мамы"

24.11.2018

Беседа на тему: "Наши семейные традиции"

07.12.2018

"Моя бабушка и дедушка". Кем работают бабушки и дедушки? Что любят бабушки и дедушки?

14.12.2018

Домашнее задание: фотографии на тему: "Наши увлечения".

23.12.2018

Проверить домашнее задание на тему: "Наши увлечения".

16.01.2019

Организовать фотовыставку на тему: "Как я помогал дома"

Нарисовать рисунки на тему: "Совместный отдых с родителями – выходной всей семьи"

19.01.2019

Профессия моего папы

26.01.2019

Нарисовать рисунки на тему: "Мой папа"

08.02.2019

День Защитника Отечества. Рисунки, конкурс

21.02.2019

Сделать поделки на тему: "Подарок маме". Отправить лучшие работы на конкурсы

06.03.2019

Промежуточный этап защиты проекта

07.03.2019

Организовать фотовыставку на тему: "Семейное хобби"

22.03.2019

"Моя помощь семье". Тест (мою, подметаю, убираю)

10.04.2019

Нарисовать рисунки на тему: "Я - помощник"

19.04.2019

Беседа на тему: "Мои домашние питомцы"

27.04.2019

Фотографии на тему: "Мои домашние питомцы"

17.05.2019

Беседа-викторина на тему: "Моя дружная семья"

22.05.2019

"Наша дружная семья"

"Мама, папа, я"

26.05.2019



Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия
образовательных учреждений с родителями.

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании»  и  др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 49 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление».

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

  1. ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  2. социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  3. личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  4. глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и школьного учреждения.

Задача школьного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школьное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в школе? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно. Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ШКОЛА + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для этого сначала необходимо выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью можно провести анкетирование родителей, беседы. Анализ результатов дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

По результатам предварительной работы составляется перспективный план, в котором прописываются задачи по нескольким направлениям: интеллектуальному и физическому, социально-нравственному, экологическому, здоровьесберегающему. Работа с родителями строится на основе диалога. За основу берется принцип партнерства: "Родители не ученики, а партнеры по общению".

В соответствии с этим принципом, как показывает исследование Н.В. Самоукиной, работа проводится в разных формах, в том числе и нетрадиционных: круглые столы; мастер-классы; семинары-практикумы; психологические и деловые игры; конкурсы семейного творчества, творчества с детьми; театрализованные представления, которые вызывают живой отклик и интерес со стороны родителей. Проводятся родительские собрания в форме деловой игры, например на тему "Познай себя как родителя", с просмотром видеозаписей совместных занятий, праздников, где родители взаимодействуют с детьми в различных ситуациях. Видеозаписи позволяют проанализировать, скорректировать и совместными усилиями найти верное решение проблемы детско-взрослого взаимодействия и общения .

В нашей  школе организуются совместные мероприятия и праздники: конкурс "Вместе - дружная семья", «Спортивные состязания», «Дары осени», «Выставка-ярмарка «Что нам осень принесла»», совместное интегрированное физкультурное занятие "На лесной полянке", "Морское путешествие", в которых принимают участие дети, родители и педагоги.

Совместные мероприятия с родителями превращаются в праздник. Ребенок своего родителя видит в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы и на мгновение самому стать ребенком.

Такая работа с семьей  осуществляемая в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и педагогов , по мнению И.В. Дубровиной, позволяет научить родителей понимать и чувствовать душу ребенка, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером, так как ребенок - зеркало семьи и выносит в жизнь как хорошее, так и плохое - все, что заложено в семье.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Рассмотрим некоторые из них:

  • Презентация школьного учреждения.

Цели: познакомить родителей с школьным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

  • Открытые занятия с детьми в школе  для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий.. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов) .

  • Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей .

  • Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме .
  • Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
  • Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
  • Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме Посещение семьи. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

  • Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

  • Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям .
  • Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, педагогов; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. "Круглый стол" с родителями.
  •  Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
  • На заседание "круглого стола",  приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
  • Конференция с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами .
  • Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего школьного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих. Планирует и проводит общее родительское собрание директор школы  совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году
  • Наглядная пропаганда. В работе школьного  учреждения  рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению школы с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями учащегося, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями школы. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в школе осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в школе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей,  исполнением режимных моментов. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями

В организации работы с родителями необходимо также использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными в воспитании ребенка.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания в  школе.

В основе принципов, по которым строится общение педагогов и родителей лежит диалог, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в семье.

Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие родителей и педагогов носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам.

Главное,  не останавливаться на достигнутом,  а продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Литература

1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-пресс, 2001.-224с.

2. Иванов Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А.Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. -32с.

3. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд. / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2006. – 192с.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.


Предварительный просмотр: