ШМО


Предварительный просмотр:

МБОУ Школа – интернат№30

ШМО 05.02.2015 №3

Город Владимир воспитатель

 Борисова И.В.

«Коллективные и групповые формы работы с детьми»

«Только безмятежное, доброе детство соединяет ребенка со взрослыми, ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о стране».

( Януш Корчак)

Увлекать школьников полезными делами, побуждать их к ответственному поведению - такова задача взрослых. Им надо научиться принимать самостоятельные решения. Если растущему человеку приходится многое в жизни решать самому, у него вырабатывается твердый характер. Проявлять по отношению к детям мелочную опеку, обрекать их на роль беспрекословных подчиненных, которым предоставляется право лишь на одно мнение — совпадающее с мнением родителей и учителей,— это не только устаревшая, но и вредная позиция, которая подавляет личность, не дает ей развиться в полной мере.

Живя изолированно от нужд и забот людей, общества, ребенок не приобретет чувства причастности ко всему, что происходит вокруг. Поэтому так важен для воспитания детей круг общения ребенка, выбор друзей. И конечно, уровень духовного развития родителей и учителей. Все это ребенок может получить через коллективные формы работы.

Цель работы: Изучение позитивного влияния коллективно – творческих дел на развитие личности и сплочение детского коллектива.

Задачи: показать,

  • Как коллективные формы работы влияют на развитие личности?
  • Чем понятие «личность» отличается от понятия «индивид»?
  • Как научить учащихся делать добрые дела?
  • Почему важно участвовать в акциях и проектах?

Начнем с определений:

Индивид – один из людей, отдельный человек.

Личность – «лик», «лицо», «облик». Понятие «личность» связано с существованием общества. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значительными, важными, необходимыми. Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются; личностью становятся в процессе социализации.

Призвание, назначение, задача всякого человека – развивать свои способности, творить добро. Сознание собственной необходимости людям, оценившим ваш реальный вклад в общее дело, - высшее счастье для человека.

К сожалению, в настоящее время ни одна телевизионная программа не зовет к созиданию, не воспевает человека труда, не учит жизненному успеху посредством дела всей жизни. Отдых как образ жизни задается общей направленностью культуры и общества в эру «потребления»; пропагандируется всей мощью СМИ, в особенности телевидения и Интернета; поддерживается миллиардными бюджетами рекламных кампаний. Интересно взглянуть на возможность самореализации в серьезном деле глазами самих учащихся.

Оказывается, многие дети предпочитают дело. Некоторые ребята ездят коллективно в летние экспедиции по деревням изучать природу, обычаи, фольклор народов России. Смысл таких поездок сохранять и передавать следующим поколениям традиции, песни, обычаи. Другие проводят лето в совместных экологических лагерях. Ключевыми мероприятиями проекта стали культурно-просветительные акции, направленные на воспитание у молодежи бережного отношения к окружающей среде и развитие скаутского движения в России. Есть ребята, которые помогают реставрировать храмы и церкви, посещая православные лагеря труда и отдыха.

Важную роль в воспитании патриотов играют школьные музеи, уголки боевой славы, а также мероприятия, как: «Зарница», «Вахта Памяти», поездки на погранзаставу. Идея добра и взаимопонимания, гордость за наше героическое прошлое и настоящее лежат в основе военно-патриотического воспитания молодежи.

Вот как высказываются о своих делах дети: «Общее дело объединяет нас, за время экспедиции мы становимся одной большой семьей», «Совместная работа обогащает нас», «Такие общие дела действенны и интересны».

Отношения сотрудничества должны распространиться и на семью! Самой природой родителям предназначено быть опорой своему ребенку, наставником, советчиком.

Самый большой пробел в воспитании молодежи — она не приучена трудиться. Именно труд дает удовлетворенность жизнью. Без него нет ни самоуважения, ни чувства собственного достоинства.

«Есть один способ заставить ребенка что-то сделать — добиться, чтобы он сам захотел этого. Вдумчивые учителя и родители используют одновременно два стимула — интерес к выполняемой работе и чувство долга. Пусть необходимое, полезное дело повернется к ребенку своей привлекательной стороной, чтобы он начал работу без неприязни к ней, будучи хотя бы немного заинтересованным тем, что предстоит выполнить. Потом вступает в силу стремление достичь успеха, преодолеть возникшие трудности. Побуждает к завершению начатого радость от первых достигнутых результатов».

Растущему человеку нужно общение с людьми более опытными, умными, благородными, честными, способными расширить его познание жизни. Живя изолированно от нужд и забот людей, общества, ребенок не приобретет чувства причастности ко всему, что происходит вокруг. Поэтому так важен для воспитания детей круг общения ребенка, выбор друзей. И конечно, уровень духовного развития родителей и учителей. Все это ребенок может получить через коллективные формы работы.

М. Твен говорил, что больше всего надо опасаться общения с людьми, которые подрывают нашу веру в себя. Если школьник общается с учениками, учителями и родителями, которые уважают его, у него крепнет самооуважение, а оно основа гражданского мужества. Одно присутствие человека, верящего в ребенка, придает ему силы.

Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок и приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Повседневная индивидуальная деятельность ребенка не обладает, как правило, такой силой влияния, очень часто соприкосновение с миром в текучей повседневности происходит по касательной, не затрагивает глубинных структур личности, в то время как групповое дело, инициируя духовные силы школьника, оставляет яркий след в его истории личностного становления.

Многие формы групповой деятельности детей носят камерный характер, когда работа протекает в обстановке теплой душевной близости каждого каждому и массовый характер, когда совместная или коллективная деятельность охватывает большую группу детей и проходит в обширном пространстве.

Необходимо и то, и другое: сопричастность ребенка к миру рождается в его расширяющейся сопричастности к группам людей: семье, друзьям, школе, городу, родине, земле…

Важно учитывать один аспект – наличие для подростка элемента игры в восприятии работы. Подросток играет во взрослых. Как только момент игры пропадает, подростки начинают терять интерес, азарт к начатому делу.

Многие формы групповой деятельности детей имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Это не случайно. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренять или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни.

«Не надо стыдиться играть. Детских игр нет. Зря взрослые говорят:

«Такой большой, а играет, как маленький... Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода...».

Игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального «я».

Работая с данным коллективом с 5 класса мы выбираем те формы работы, которые принесут пользу, заинтересуют наших детей. Детский коллектив - это живой подвижный организм, он терпеть не может однообразия и скуки. И наша задача - помочь сделать жизнь детей яркой, наполненной фантазией и творчеством, вселить уверенность в своих силах. Все мы являемся творцами интересных для детей и разнообразных форм работы, но предпочтение отдаем следующим современным формам:

  • концерты,
  • праздники,
  • игры,
  • КВН,
  • акции,
  • проекты,
  • поездки,
  • походы

Особое внимание хотелось бы обратить на коллективные формы организации воспитательных мероприятий, которые имеют много положительных моментов.

Назовем то, что мы в процессе совместной работы открыли для себя:

  • всегда найдется дело, поручение каждому, даже самому тихому, скромному;
  • неспособных детей нет вообще, каждый уникален и талантлив по-своему;
  • перестаешь комплексовать, преодолеваешь барьер выступления перед своими товарищами, перед зрителем;
  • ощущаешь поддержку, взаимопомощь, дружбу и сопереживание.

Каждый ученик и родитель в меру своих сил и способностей участвует в общей работе, берет на себя ответственность за определенные участки любой деятельности. Нельзя сказать, что коллектив наш идеален. В нем есть свои лидеры и просто исполнители. Но если мы готовимся к серьезному делу, в процессе работы никто не остается в стороне.

В своей работе мы используем разнообразные методы, такие как: наблюдение, беседа, консультации, анкетирование, социологический опрос, диагностические методы, эксперимент, моделирование, проектирование.

Наиболее важными моментами коллективного дела являются формирование у ребенка самооценки, умение оценить свою работу и работу товарища. И поэтому мы обращаем внимание на развитие коммуникативных навыков: умение работать в паре и группе, слушать и слышать другого человека и принимать существование другой точки зрения, уметь принимать порученную группой роль, адекватно в связи с этим реагировать и действовать.

Проанализировать работу нашего классного коллектива за прошедшие три года и наметить планы на будущее нам помог опрос детей и их родителей.

Учащимся и родителям был предложен перечень вопросов:

  1. Назовите самые важные для вас формы работы для сплочения коллектива.
  2. Что по вашему мнению дает совместная/коллективная деятельность учащихся, родителей и классного руководителя?
  3. Какие черты характера формируются у детей в ходе коллективного дела?
  4. Какие слова ассоциируются у вас со словами «коллективная деятельность»?
  5. Какое «дело» вам запомнилось больше всего?
  6. Какую еще форму работы по сплочению коллектива вы бы предложили?
  7. Какие слова могли бы стать девизом нашего коллектива?

По мнению родителей, самыми важными формами работы для сплочения коллектива явились совместные поездки/походы, проекты и акции. Совместная деятельность способствует сплочению коллектива, поддержке друг друга, общению, достижению общей цели, пониманию друг друга, пробуждению лидерских качеств, организованному времяпрепровождению. В ходе коллективного дела дети общаются и сотрудничают с родителями и с другими детьми на принципах доверия, уважения и взаимовыручки/взаимопомощи. Работа в коллективе требует развития таких черт как ответственность, активность, коммуникабельность и терпение. «Коллективная деятельность» ассоциируются со следующими словами «команда», «совместная деятельность/дело», «нужное дело», «круг единомышленников». Самым значимым, запоминающимся мероприятием стала акция «Сюрприз» и поездка в Шушенское. К списку совместных дел следует добавить патриотическое мероприятие, субботник/уборку. Девизом коллектива могли бы стать слова: «Один за всех и все за одного!», «Мы – команда!», «Пока мы вместе, мы сильны!», «Делай как я, делай как мы, делай вместе с нами!».

По мнению учащихся, самыми важными в становлении коллектива явились праздники, поездки/походы и акции. Совместная коллективная работа способствует формированию и развитию у подростков трудолюбия, взаимопонимания, взаимоуважения, упорства, доброты, поддержки и взаимовыручки. Коллективное дело сплачивает и сближает детей и взрослых, дает возможность общаться, приобретать опыт работы в большом коллективе и в группах, способствует хорошему настроению. С коллективной деятельностью созвучны такие слова, как дружба, друзья, общение, взаимопонимание, уважение, доброе дело. Больше всего учащимся запомнились акции «Веселый автобус» и «Сюрприз», поездка на турбазу «Кедр» и проект «Дети Саяногорска выбирают спорт!». Для проведения совместного дела ребята предлагают субботник и День самоуправления. В качестве девиза должны стать слова: «Один за всех и все за одного!» или «Вместе делаем добро!».

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, мы пришли к выводу:

наш классный коллектив – одна команда, живущая под девизом «Один за всех и все за одного!» и чья миссия – творить добро.

Если мероприятие интересно, то обязательно следует его продолжение. Каким оно будет, зависит только от нас самих. Какой настрой в коллективе, такой и продукт деятельности. После совместного мероприятия мы анализируем свою деятельность, делимся мнениями; обсуждаем, что удалось лучше, а что хуже, благодарим всех участников общего дела.

Таким образом, только взаимодействуя, объединяя усилия и творческий потенциал учащихся, их родителей, учителей, т.е. команды единомышленников, - можно добиться положительного результата для максимального развития каждого ребенка, сохранения его неповторимости, раскрытия и развития его потенциальных талантов, а также добиться сплоченности школьного коллектива.

Участвуя в акциях Милосердия, «Открытка», «Улыбка», Неделе Добра учащиеся нашего класса совместно с родителями собирают игрушки, одежду, канцелярские товары для детей из малообеспеченных семей; изготавливают открытки ко Дню пожилого человека, помогают животным из республиканского зоопарка, раздают листовки с рисунками – улыбками жителям нашего города.

В ходе акций «Застава», «Добрая книга», «Сюрприз» ребята и взрослые собирают книги для городской детской библиотеки и посылки для служащих погранзаставы республики Тыва, проводят праздничные вечера для ветеранов Великой отечественной войны микрорайона.

Все мероприятия способствуют формированию у учащихся эмпатии и милосердия; воспитывают их добрыми и отзывчивыми людьми. С другой стороны подобные дела сближают детей и их родителей, классного руководителя, сплачивая всех в дружный единый коллектив.

Пропаганда здорового образа жизни, привлечение подростков к занятию физкультурой и спортом – неотъемлемая часть в воспитании личности каждого ребенка. Не случайно было участие нашего класса во Всероссийском конкурсе социально – значимых проектов «Сто спортивных проектов» (проводимом компанией РУСАЛ). В течение 5 месяцев наша школа стала центром физкультуры и спорта микрорайона и города в целом. На деньги гранда в сумме 250 000 тысяч рублей, полученных за классный проект «Дети Саяногорска выбирают спорт!» были проведены покрасочные и ремонтные работы на школьном стадионе, установлены тренажеры и спортивные снаряды, подготовлены волейбольная и баскетбольная площадки, закуплен спортивный инвентарь для проведения спортивных праздников, соревнований и тренировок.

Почти полгода шла работа по подготовке и реализации проекта. И все это время в одной команде трудились дети, их родители, классный руководитель, учителя физической культуры.

Совместная работа и отдых учащихся и их родителей - лучший пример единения, взаимопонимания, взаимоподдержки детей и взрослых. Главное, что все эти добрые дела делаются не только для учащихся класса и школы, но и для детей разных возрастных категорий микрорайона, города, республики.

Участие в совместных классных проектах и акциях имеют свое продолжение в индивидуальном самовыражении и самореализации школьников.

Через подготовку и проведение таких городских и республиканских мероприятий как «Марш парков», «Спорт против наркотиков», «Неделя добра», «Сто классных проектов», «Кот и пес» и др. идет более глубокое понимание важности совместного дела, осознание значимости участия каждого.

За победы и активное участие в социально – значимых проектах и акциях дети получают грамоты, благодарственные письма, сертификаты, призы. О них пишут статьи и рассказывают в средствах массовой информации. Все это является хорошим материалом для «Портфолио» каждого ученика, моральным удовлетворением и чувством ощущения собственной значимости и востребовательности.

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом». Пережитый вместе опыт, совместная работа, отдых, общение, радости и улыбка – все это роднит людей.

«Только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе, но это происходит благодаря специально организованной заботе воспитателей о создании и развитии коллективистских, нравственных, воспитательных отношений».

Групповое дело, организуемое педагогом - это единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребенка, а также функций самого ребенка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью.

Через все формы коллективной работы мы учим детей совершать хорошие поступки, творить добрые дела. Ведь не зря существует так много поговорок и пословиц, которые учат добру: «Учись доброму – худое на ум не пойдет», «Жизнь дана на добрые дела», «Делай другим добро, будешь сам без беды», «Доброе дело питает душу и тело», «Спеши делать добро, и оно к тебе вернется».

В любом групповом деле каждый ребенок в поле внимания всех. Его индивидуальность - ценность для каждого. Вовлеченный в интересное дело, ребенок замечает, что его «я» лишь в союзе с другим «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью.

Список использованной литературы

  1. Иванов И.П. «Воспитание коллективистов», Педагогический поиск, Москва, «Педагогика», 1989г., с.374.
  2. Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание», Москва «Просвещение», 2005, с.41.
  3. Кузнецова Л.И. «Воспитание гражданственности в семье», Воспитание школьников, Москва, «Педагогика», №3, 1990г., с.66.
  4. Левкина М.А. «Влияние коллективных форм организации воспитательных мероприятий на сплоченность школьного коллектива», научно-методический журнал «Методист», №6, Москва, 2008г., с.34.
  5. Макаренко А.С. «О воспитании», Москва, Издательство политической литературы, 1988г., с.4.
  6. журнал «Народное образование», Москва, 2008, №3с.144.
  7. Щуркова Н.Е. «Собранье пестрых дел», Москва, «Новая школа», 1994г., с.5.
  8. Януш Корчак «Как любить ребенка», Москва, Издательство политической литературы, 1990г., с.235.



Предварительный просмотр:

МБОУ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ  30

 город Владимир 

30.10.2014

Протокол №2 ШМО.

Педагог Борисова И.В.

Тема: «Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и организаций с круглосуточным пребыванием».

Сегодня граждане России всерьез заинтересованы проблемой пересмотра подходов и принципов в воспитании и образовании, поскольку они находятся в качественно изменившихся условиях жизни. Современная семья часто ориентирована на приобретение материальных благ, а не на нравственное воспитание подрастающего поколения.  

На сегодняшний день можно только наблюдать бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся больше в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция и другие. Одной из форм девиантного поведения являются самовольные уходы несовершеннолетних.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из одну из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, так как безнадзорность ребенка или его самовольный уход является самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома. Безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

Такие отечественные ученые, как О. С. Васильева, представлено А.Е. Личко, К.Э. Комаров, Ю.А. Клейберг, Р. А. Ковалев, Ф.Р. Филатов и др. активно занимались вопросом самовольных уходов несовершеннолетних.

Ни один ребенок без веских причин не покинет свой дом, где ему тепло и уютно. Редкие случаи таких уходов свидетельствуют о патологических нарушениях личности. Тогда с данным ребенком должен работать психиатр. Однако, в стране наблюдается склонность к увеличению случаев самовольных уходов несовершеннолетних из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений.  

Исследователи выделяют следующий ряд причин, которые толкают несовершеннолетних на совершение побегов из дома:

1. Невнимание со стороны родителей. Подростки начинают искать развлечения за пределами своего родного дома, когда чувствуют дискомфорт и равнодушие со стороны взрослых. Родители дают ребенку деньги на мелкие расходы, но сами занимаются собственными проблемами. Например, сходить в компьютерный клуб, не задаваясь вопросом, степени, а не грозит ли ему игровая зависимость?!

2. Детская ревность. Это явление выражается по-разному. Допустим, что в семье появился второй ребёнок, поэтому внимание переключилось на него. У старшего ребенка радость о том, что появились братик или сестричка, длится недолго. Сразу после того, как он чувствует, что его права ущемляются, возникнет ревность.

3. Пренебрежение мнением ребёнка. Когда ребёнок также начинает делиться мыслями, но в ответ не получает должного внимания со стороны родителей, его перебивают или вовсе не замечают. Это показатель того, что мнение их сына или дочки интереса не вызывает. Демонстрируется неуважение к ребенку.  

4. Обман. А именно неисполнение обещаний, которые мама и папа дают своему ребенку, безо всяких объяснений. Родители дали слово, что купят ребёнку дорогую игрушку за отличные оценки, но не сдержали слова. А на вопрос: «Почему? Ты этом же обещал», - мама и папа отвечают также равнодушно: «А что такого? Обещал, но не удалось. Учиться ты и так должен хорошо». В этом случае появляется вероятность оттолкнуть ребёнка от себя и вернуть обратно расположение ребенка будет сложно.

5. Чужой человек в доме. Как только в дом приходит чужой человек, для ребёнка все меняется – больше требований и меньше внимания. К примеру, от отчима или мачехи в семье появился другой ребёнок. Это возможно внутренней фактор для появления стресса. Ревность и обиды могут проявляться очень сильно. Дерзость со стороны ребенка, демонстративные уходы из дома, поиск общения с чужими людьми – все это последствия данного явления.

6. Размолвки родителей. Родителям ни в коем случае нельзя выяснять отношения при детях. Ссоры создают дискомфорт, а также травмируют детскую психику. В душе ребёнка может надолго поселиться неуверенность в завтрашнем дне.

7. Отсутствие контроля со стороны родителей. Когда взрослым некогда заниматься воспитанием детей, все обязанности по воспитанию они перекладывают на дедушку или бабушку. При это родители не интересуются жизнью своего ребёнка. Бабушка помогает с домашним заданием, собирает ребёнка в школу, сопровождает на секцию, отпускает гулять, однако вечером уходит, а родители все еще остаются постоянно заняты. Ребенку становится неуютно, и он уходит на улицу.  

Несовершеннолетние, которые самовольно покидают свой дом, принадлежат к категории детей с отклоняющимся поведением, а также считаются особым объектом социально-педагогической деятельности. В процессе социально-педагогической возникает множество проблем с детьми с девиантным поведением, которые требуют участия разных специалистов. Однако главная роль принадлежит социальному педагогу. Выявление детей, склонных к уходам из семей, диагностика их проблем, подготовка программ индивидуально-групповой деятельности работы и создание условий их осуществления входит в социально-педагогическую деятельность.

Социально-педагогическая работа включает следующие направления:

1. Аналитико-диагностическое. Это направление охватывает изучение личности ребенка, анализ и систематизацию при получении сведений для постановки социального диагноза и координации работы.

2. Социально-правовое. При этом направлении делается акцент на выявлении и поддержании подростков, которые нуждаются в социально-педагогической поддержке.

3. Консультативное. Здесь главным является не только консультирование подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и консультирование родителей, а также педагогов в целях решения социально-педагогических проблем ребенка. Немаловажным в данном направлении считается и профессиональное самоопределение несовершеннолетних.

4. Профилактическое. Одно из главных направлений - профилактическое. Оно помогает выявлению и предупреждению первоначальных случаев отклоняющегося поведения несовершеннолетних при формировании потребностей в ведении здорового образа жизни. В этот же раздел входит проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на внутришкольном учете, на учете в отделении по делам несовершеннолетних, что способствует повышению уровня правовой культуры у несовершеннолетних и родителей.

5. Методическое. Заключительная роль отводится методическому направлению социально-педагогической деятельности. С целью повышения педагогического мастерства проводится анализ социально- педагогической деятельности. Акцентируется внимание на участии в работе педагогических советов школы, школьных факультетах повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей.

Оказание социальной помощи дезадаптированным подросткам выступает как проблема, которая также обострилась в настоящее время. Необходимо создать комплексную систему помощи несовершеннолетним, с момента обнаружения такой категории подростков до полного и всестороннего восстановления.

Одним из таких видов помощи является социальная реабилитация. Процесс социальной реабилитации содержит множество направлений работы, таких как: педагогическое, психологическое и другие, в тех случаях, когда комплексные нарушения личности несовершеннолетнего затрагивают все сферы его жизнедеятельности. При этом указанная деятельность должна носить интенсивный, системный, комплексный характер. А для достижения цели по ресоциализации подростка и реадаптации его к существующим условиям жизни необходимы согласованные действия всех специалистов системы профилактики.  

Для формирования оптимального формата жизнедеятельности подростков необходима организация и внедрение системы социальной реабилитации. Это необходимо ради того, чтобы в первую очередь, родители осмыслили всю серьезность и опасность возникшей проблемы побегов из дома и возможно изменили качество детско-родительских отношений.

В связи с вышесказанным, социальная реабилитация включает следующие виды:

1. Социально-медицинская реабилитация. Она направлена на оказание несовершеннолетнему своевременной медицинской помощи.

2. Социально-психологическая реабилитация. Этот вид социальной реабилитации предполагает коррекцию системы ценностей и ориентаций несовершеннолетнего, представлений и предпочтений, усовершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи, то есть главным является внутренний мир подростка.

3. Социально-педагогическая реабилитация. Она помогает повышению интеллектуального уровня несовершеннолетнего. Формирует систему ценностных ориентаций и представлений, соответствующих окружающим условиям несовершеннолетнего.

4. Социально-правовая реабилитация. За определенные процедуры и операции, которые приводят процесс жизнедеятельности подростка в соответствие с существующими нормами закона и права, отвечает социально - правовая реабилитация.

5. Социально-средовая реабилитация. Этот вид реабилитации помогает несовершеннолетнему пробудить в себе чувство социальной значимости, что способствует ориентированию внутри новой для него социальной среды.

6. Социально-трудовая реабилитация. Она отвечает за комплекс реабилитационных средств и методов, которые направлены на подготовку несовершеннолетнего к трудовой деятельности.  

Таким образом;

 социально-педагогическая работа с несовершеннолетними, которые склоны побегам из дома, позволяет подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, преодолеть отрицательные тенденции девиантного поведения, обрести ресурс в решении повседневных задач.  Поэтому, немаловажным условием подлинной адаптации детей в обществе, кроме повышения уровня жизни семей и создания условий для интеграции несовершеннолетних в обществе – это предоставление возможностей для самообразования подростков, а также раскрытия их личностных особенностей. Проблема самовольных уходов частично решается при создании несовершеннолетним условий для реализации их активности и занятости во внеучебное время.

Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

В данном методическом пособии речь идёт о профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в детских домах и домах – интернатах (далее: учреждениях интернатного типа), то есть в учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников.

ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ  УХОДОВ

ПОНЯТИЕ «САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ»

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

КЛАССИФИКАЦИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).

  1. Эмансипационные побеги.

Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега.

Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.

  1. Импульсивные побеги.

Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

  1. Демонстративные побеги.

Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

  1. Дромоманические побеги.

Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.

Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.

Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:

1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное

внимание со стороны близкого окружения;

3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;

4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и

мечтательности.

 ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ.

Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа. Дети, проживающие в учреждениях данного типа, характеризуется:

- Дефицитом эмоционально-волевой сферы.

Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

- Низкой коммуникативной компетентностью.

Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.

- Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать

решение, проявлять заботу о себе и других).

Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение.

Дети и подростки, проживающие в учреждениях интернатного тип, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум.

Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.

Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.

Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:

I. Потребности ребенка не удовлетворены.

1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

- ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками;

- жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).

2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

4. Ищет среду, где будет более успешным.

5. Поиск развлечения и удовольствия.

6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).

II. Влияние взрослых на уход ребенка:

1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.

2. Незнание всего его круга общения.

3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам).

К таким причинам могут относиться:

- похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком;

- вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

Отрицательные последствия для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения интернатного типа:

1. Создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая

нормальный ход воспитательного процесса;

2. Вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;

3. Существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;

4. Социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ

УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей,

проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении.

Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Основными задачами интернатного учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:

  1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.
  2. Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников.
  3. Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства».
  4. Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий.
  5. Реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

В каждом интернатом учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска».

Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в интернатном учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.

В интернатном учреждении должен быть предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.

По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов воспитанников, а также несвоевременного информирования о них.

Для сотрудников учреждения проводится инструктаж о порядке действий,  в случае самовольного ухода воспитанников,  принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения.

Также необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.

 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.

2.Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных ходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.

3.Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление.

4. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.

 ПОРЯДОК РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА ВОСПИТАННИКА ИЗ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение.

При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника или воспитанников из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно:

1. Выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит в учреждении служебное расследование по данному факту;

2. Незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел муниципального образования;

3. Незамедлительно направляет информацию о детях, самовольно покинувших учреждение в адрес учредителя;

4. Обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел муниципального образования по месту возможного нахождения ребенка;

6. Фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.

Воспитателям не стоит забывать и игнорировать опыт известных советских педагогов:

В.П.Кащенко (система трудового обучения и воспитания + огромное внимание умственному развитию детей); А.С.Макаренко (развитие принципов самоуправления, дисциплина и формирование общественного мнения как ведущего регулятора межличностных отношений, развитие традиций, построение воспитательного процесса на основе соединения обучения с производительным трудом); С.Т.Шацкого (идея народности воспитания в сочетании с трудовым обучением); А.А.Католикова (многопрофильный сельскохозяйственный труд в основе воспитательного процесса, система трудового, экономического и экологического обучения, воспитания и развития личности ребёнка).

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.

В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с

несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний

соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.

Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью. Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.

Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права.

Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…».

Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности

. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия.

Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации.

Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с несовершеннолетними используя игротерапию, можно дополнять ее арт терапевтическими методами, в том числе сказкотерапией.

Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к ответам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.

Различают несколько видов арт- терапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библио терапия, драм терапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды

искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

По мнению психолога О.А. Карабановой, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре.

По данным ученых, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих несовершеннолетнему реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют несовершеннолетнему, в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет несовершеннолетнему преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символическую.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода.

Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Ознакомившись с методическими рекомендациями, важно понять, что профилактика самовольных уходов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общей системы работы в интернатном учреждении, направленной на ликвидацию асоциального поведения подростков.

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.

Список литературы: 

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/ Василькова Ю.В – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 23 с.

2. Воронина Е.А. Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с органами внутренних дел по профилактике ухода детей из семей / Е.А. Воронина, Т.А. Крылова– Вологда: 2014. - 64с.

3. Давыдова О. М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России / Давыдова О. М. — М.: Молодой ученый, 2016, №27. – 40 с.

4. Дементьева. И. Ф. Семейное воспитание в современном мире/ Дементьева. И. Ф. – М.: Социальная педагогика, 2012, №3. – 51 с.

5. Гайдай М.Н. Педагогическая диагностика – основа индивидуализации и коррекционно-развивающей педагогической помощи детям/ Гайдай М.Н. – Армавир: Вестник Адыгейского государственного университета, 2013, № 4. – 17 с.

6. Клейберг Ю.А. Девиантология: Словарь / Клейберг Ю.А. - М.: ООО «Тверской печатник», 2014. – 28 с.

7. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. Монография/ Клейберг Ю.А. - СПб: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2014. – 76 с.

8. Никитская Е.А., Маркова С.В. Исследование проблематики копинг-стратегий подростков с девиантным поведение в процессе социализации В сборнике: Социальная педагогика в современных социальных практиках Сборник научных статей V Международного симпозиума. Научные редакторы А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. 2015. С. 166-172.

9. Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением / Паатова М.Э.—М.: Человек и образование, 2013, № 4. – 43 с.

10. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка/ Рожков М.И. - М.: Владос, 2011. – 115 с.

11. Сухова Е.И. Социальная педагогика/ Сухова Е.И. - М.: Юрайт, 2015.-9

12. Markova S., Nikitskaya E.A COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOUR, International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Т. 22. № 1. С. 36-46.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-интернат№30» 

 город Владимир

ШМО 03.03.2016. протокол №4

 Воспитатель Борисова И.В.

Доклад на тему: «Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся»

Современное информационное общество, тенденции глобализации меняют привычную картину мира. Способы вхождения в этот новый мир, обусловленные методами обучения, должны подготовить ученика к этой реальности.

Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призвано решать предпрофильное и профильное обучение. Их предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся.   Профессиональное самоопределение сложный процесс. Его экономическая и социальная значимость возрастают в условиях кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда, появления новых профессий и усложнения требований к личности как следствие изменения рынка труда. Уже перед учениками 9-х классов стоит проблема выбора способа продолжения образования после основной школы, ориентация в профиле его направления и будущей профессии после окончания полной средней школы.

Социальная проблема профориентации ученической молодежи.

Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. Интересы значительной части учеников крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».

Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности.

На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда

 На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления.

В последнее время  немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.

Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.

В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:

  • Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом
  • Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности
  • Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.

Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.

В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. Замечу, и это стало уже привычным, что высшее образование повышает престиж. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Так, в нашей школе, да и в других наверное то же имеет место достаточно серьёзная проблема невозможности поступления в ПТУ с низким средним баллом документа об образовании. Данная ситуация усугубляется и тем, что при не достижении учащимся 16-летнего возраста, он не может посещать курсы Центра занятости, а следовательно вернётся в школу, где будет в дальнейшем «мучить» и себя и учителей полным отсутствием желания учиться.

Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.

Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это вряд ли повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское) это дело», - может больно задеть самолюбие ребенка.

Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей, знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.

Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводит к реакции протеста и ли росту тревожности Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься. И, конечно, считает, что все профессии делятся на «плохие» и «хорошие».

Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это уход от мучительных колебаний. Впоследствии это, скоре всего, приведет к разочарованию.

Диагностика профессиональных интересов учащихся.

«Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9 -х классов» предназначена для индивидуальной и групповой диагностики мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-9-х классов, стоящих перед выбором профессии и профиля обучения. В данной методической рекомендации представлен алгоритм проведения групповой психологической диагностики в 8-9-х классах в целях уточнения профиля дальнейшего обучения и приведены методики диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, существенных для выбора профессии. Пособие адресовано школьным психологам и специалистам, ответственным за профориентационную работу в школе.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Профильное обучение, которое призвано помочь учащимся в обоснованном и реалистичном выборе профессии и путей ее получения, при всей его актуальности не имеет достаточного теоретического обоснования и методического обеспечения.

Поэтому особое значение приобретает поиск эффективных методов профдиагностики, не сводимой к одной констатации некоторых произвольно выбранных параметров, как это происходит сейчас. «Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9-х классов» восполняет пробел в методическом обеспечении психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и будущей профессии учащимися. Его содержание составляют отечественные и зарубежные методики, тщательно отобранные, модернизированные и успешно апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010гг).

2.Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании учащихся 8-9-х классов в целях диагностики:

1.профессиональных интересов и склонностей;

 «Матрица выбора профессии», «Профиль», «Одно из двух»;

 2.особенностей мышления; 

«Тест  интеллектуального потенциала», «Эрудит» (модификация методики ШТУР), тест Беннета («Определение технических способностей»;

 3.особенностей психоэмоциональной и коммуникативной сферы

Определение уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»).

4 .Выбор методик определяется целями и задачами диагностики, однако для сужения поля выбора целесообразно начать с уточнения профессиональных интересов. При подборе методик необходимо соблюдать следующие принципы:

  • избытка информации или дублирования тестов;
  • оптимального количества тестов;
  • оптимальной последовательности предъявления тестов.

Принцип избытка и перекрытия информации требует подбора разноплановых, но близких по целям методик. Так, склонность к определенному виду деятельности можно выявить с помощью «Матрицы выбора профессии», методики «Одно из двух» и методики «Профиль». Исследуя мыслительные способности, целесообразно сочетать методы диагностики вербального и невербального интеллекта, например, тест интеллектуального потенциала П. Ржичан и методику «Эрудит». Принцип оптимальности подбора методик заключается в нахождении баланса между необходимой и достаточной информацией. Соблюдая его, мы снижаем временные затраты на проведение тестирования, сохраняя его высокое качество.

 Оптимальная последовательность предъявления тестов предполагает чередование опросников и рисуночных методик, бланковых и компьютерных форм. Оптимальное время работы с одной методикой 10-15минут.

В ходе одной групповой консультации не рекомендуется использовать более трех методик. На результаты тестирования влияют психоэмоциональное состояние человека, его самочувствие, настроение. Поэтому психолог должен сделать все, чтобы снизить напряжение и тревожность учащихся. Необходимо объяснить учащимся и их родителям цели психологической диагностики и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей. Соблюдение этих условий делает психологическую диагностику более достоверной и комфортной. По итогам диагностики готовится справка с рекомендациями учащимся по выбору профиля обучения.

 Целесообразно ознакомить родителей с результатами этой работы, условиями приема и спецификой учебы в профильных классах. Заполненные анкеты, бланки и тетради самодиагностики являются отчетным материалом, который необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.



Предварительный просмотр:

.

 МБОУ Школа-интернат №30

 город Владимир

20.02.2017. Протокол№30  ШМО

Воспитатель Борисова И. В.

 Тема: « Развитие творческих способностей посредством участия детей с ОВЗ в мероприятиях различного уровня».

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» — Константин

Георгиевич Паустовский

 Эти слова как нельзя точно отображают, по моему мнению, основу работы каждого преподавателя и руководителя кружка.

Отсюда следует, что если не поддерживать творческое начало учеников, не развивать, то эти качества, данные природой, можно легко утратить. И поэтому, задача каждого педагога заключается прежде всего в том, чтобы не только поддерживать, но и развивать творческие способности детей.

Творчество — деятельность, которая порождает что-то качественно новое, никогда ранее ещё не существовавшее, это продукт человеческого созидания, это результат деятельности, которая воплощается в реальную действительность.

Творческие способности не могут развиваться самостоятельно и, следовательно, требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

 Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и особенно сам процесс творения, создания, изобретения чего-то нового. Поэтому на нас лежит огромная ответственность — развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек как личность.

 В настоящее время общество в котором мы живём, испытывает огромную потребность в активной, творческой личности, которая обладает индивидуальными творческими качествами так необходимыми для решения этих проблем.

 Детское творчество также даёт материал для изучения возрастных особенностей, закономерностей формирования личности. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Если говорить о видах творческой деятельности, то они, по моему мнению могут быть представлены двумя основными группами: деятельность по выдвижению принципиально новых решений; деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, сделать лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Творческая личность: − обладает, широким кругозором; − комбинирует различные находки; − работа приносит ей удовольствие; − не останавливается на достигнутом. Необходимо осознавать, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.

Основные же проблемы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно в начальных классах в большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому творчеству, нужно учить ещё с начальной школы.

 Одним из важных средств развития творчества учащихся является по моему мнению техническое детское творчество, которое способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Учащиеся вовлекаются в творческую работу в связи с изучением наук, знакомством с промышленным производством, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов. Этот вид деятельности осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий, а также на уроках технологии. В процессе технического детского творчества проявляются несколько основных направлений: постановка технической задачи, сбор информации, поиски конкретного решения для реализации творческого замысла. Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности.

 Истинная цель обучения — это, прежде всего развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Развивать творческие способности: − это развивать наблюдательность, активность, общительность, память, привычку анализировать и осмысливать факты; − это самовыражение учащихся; − это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

 В настоящее время в рамках образовательного процесса ФГОС педагоги осознают, что основная цель обучения — это, прежде всего развитие творческой личности, а не только овладение определёнными знаниями и навыками.

 Зачатки основного творческого потенциала наблюдается уже в раннем возрасте, поэтому крайне важно дать «пищу» не только для его поддержания, но и для его развития. Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.

 Это такие технологии как: игровые; технологии развивающего обучения; проблемные технологии; развитие мышления; технологии современного проектного обучения. Внеурочная деятельность, особенно по технологии, создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности.

 Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

 Основная цель внеурочной деятельности по технологии — воспитывать интерес и любовь к ручному труду, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

 Основными задачами внеурочной деятельности, на мой взгляд, по технологии являются: − научить учащихся основным технологиям изготовления изделий; − развить творческие способности и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности; − воспитывать трудолюбие, самостоятельность и аккуратность; − обучать специфике технологии изготовления изделий с учетом возможностей и материалов; − организовать участие в творческих выставках, презентациях, конкурсах, олимпиадах. В процессе внеурочной деятельности раскрываются большие возможности для развития творческих способностей, развивается кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы, появляется больше возможностей для проявления творческой инициативы.

 Каждый ученик в большей или меньшей степени способен к творчеству, которое является постоянным и естественным спутником формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

 Творчество — это создание нового, оно разрушает шаблоны, побуждает потребность в знании, заставляет работать мысль, искать, и в результате творить. В чём же суть творчества? Ответ на этот вопрос как нельзя точно высказан в изречении французского писателя Ж. Ренара: «Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества», и особенно это касается детей. От преподавателя зависит очень многое. Достигнуть желаемого результата он сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Поэтому преподаватель сам должен быть человеком увлечённым, участвовать в экспериментальной работе, творчески планировать свою работу, свободно ориентироваться в современных педагогических идеях, уважать личность ученика, побуждать к постановке познавательных вопросов, содействовать в творческом  самопроявлении.

 Включая учащихся в творческую деятельность, развивая мотивацию обучения, познавательные интересы, стараясь вовлекать их в поиск ответов на вопросы, мы повышаем качество их знаний, умений, уровень самостоятельности, развиваем мыслительную деятельность, речь, и, конечно же творческие способности, которые порождают новые идеи, заставляя мыслить не традиционно. Все эти качества можно и нужно развивать на внеурочных занятиях особенно тех, которые связанны с технологической деятельностью учащихся. Дети очень любят трудиться, делать что-то своими руками, прежде всего для того, чтобы увидеть результат своей деятельности. Но для того, чтобы увидеть этот результат, они должны пройти через несколько этапов, чтобы достичь желаемого результата. На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь ввиду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками — поделку, макет, проект, второй, самый важный — педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

 И вот, после того, как все этапы практической работы пройдены, где учащиеся, порой сами не осознавая, проявляли творчество, видят плоды своей работы, особенно того изделия, которым можно ещё и пользоваться, или поиграть, всё это стимулирует их к дальнейшему труду, поиску чего-то нового, интересного, необычного, и, возможно, более сложного, а следовательно, развивают свои творческие способности, получают новые знания, умения, и многие другие качества, которые так необходимы человеку. Чтобы оценить работу, выполненную учениками, необходимо, я считаю, провести презентацию, не только для того, чтобы оценить качество их изготовления, но прежде всего и для того, чтобы сами ученики оценили своё изделие, рассказали о всех пройденных этапах изготовления, о своих впечатлениях от проделанной работы, а также увидели презентацию других выполненных работ, сделали выводы, высказали своё мнение. В связи с этим, защита проектных работ приобретает особую значимость. Это необходимо, так как в работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность, ценность собранного материала, структура работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Кроме того, необходимо отметить работы по номинациям: за самый интересный проект, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, и т. д. Презентация работ станет праздником для учащихся, на котором получат оценку своего труда. Предполагаемый результат такой работы: − формирование мировоззрения учащихся; − расширение кругозора учащихся в предметных областях; − вооружение универсальными способностями учебной деятельности; − развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию; − формирование опыта в труде и общении. Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить не только в учебной, и во внеклассной работе. Именно здесь раскрываются уникальные способности, данные каждому ребенку.