"Проектная технология"


Предварительный просмотр:

«Проектная технология в обучении и воспитании  детей с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель Борисова И.В.

Этот метод возник  еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов и воспитателей  специальных (коррекционных) школ состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.  

Предназначение образовательной области «Технология» – это воспитание целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Данная цель особенно актуальна в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому аномальному ребенку реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации. Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка (в условиях инклюзивного образования) возможно, с применением в практике обучения проектного метода.

Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность именно на уроках технологии, которая позволяет:

овладевать организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели;

– активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;

– повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;

– развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;

– возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.

Проектная деятельность обладает большим потенциалом для развития креативности, творческой активности школьников с ограниченными возможностями здоровья

Под проектной деятельностью понимается целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (Е.С.Полат). Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации;

-целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

-элементам самоанализа;

 -представлению результатов своей деятельности и хода работы;

-презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных ситуациях.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются следующие типы проектов:

Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Эффективность применения проектного метода обусловлена:

  • Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат.
  • Достаточно высокой эффективностью уроков, ученики и учитель видят результат труда, некий «продукт», как отмечают учителя.
  • Развитием речевых навыков учащихся (каждый член группы должен уметь выражать свое мнение, слышать мнение других, соглашаться, возражать, вступать в дискуссию).
  • Развитием и поддержанием интереса к предмету, о чём свидетельствуют отзывы детей и уровень обученности по предмету.
  • Практическим применением приобретённых знаний, умений, навыков в новых ситуациях.
  • Развитием коммуникативных навыков учащихся
  • Созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и учащихся (способность интегрировать активность каждого и коллегиальность принимаемых решений группой; рейтинговая система оценивания - оценка проектанта, оценка слушателей, оценка педагога; исключает стрессовую нагрузку, т. к. позволяет избежать педагогического субъективизма).
  • А еще она имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и навыков.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставлю, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».

Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, необходимо побуждать учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения.

Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому).

Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети. Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Поэтому учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий. «Банк проектов» должен сопровождаться темами примерных проектов с оформлением, с соответствующим обеспечением.

Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды:

По уровню творчества : исполнительские, конструктивные, творческие;

 По содержанию: монопредметные, межпредметные, надпредметные (вне школьной программы);

По назначению: учебные, личные (семейные), общественные, производственные;

По базе для выполнения: школьные, внешкольные (выполненные на базе учреждений дополнительного образования; в семье; на производстве), комплексные;

По количественному составу исполнителей: индивидуальные, групповые,

коллективные;

По возрастному составу исполнителей: одновозрастные, разновозрастные;

По продолжительности выполнения: мини-проекты, четвертные, полугодовые, годовые, многолетние.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально - технического обеспечения

Основными этапами учебного проектирования являются:

  1. Поисковый. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.
  2. Конструкторский. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).
  3. Практическое решение поставленной задачи начинается в процессе выполнения технологических операций.

По завершении изготовления проводятся испытания и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам.

  1. Защита проекта - итог работы над проектом.

Совместная разработка проекта, по словам учащихся, позволяет «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет». При разработке проекта 85-90% учеников одобрительно оценивают результаты своей деятельности. Большая часть школьников оценивает своё участие в разработке проекта как активное.

. Но самое большое достижение – это, конечно, познание своих возможностей, собственных результатов, самого себя.

Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.

Заключение

Таким образом, обучение проектным методом возможно и необходимо в коррекционной школе, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Реализуя компетентностный подход через проектную деятельность, удается успешно решать задачи по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды, повышая тем самым качество образования.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1)        Название проекта.

2)        Руководитель проекта.

3)        Консультант(ы) проекта.

4)        Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)        Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)        Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)        Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8)        Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)        Заказчик проекта.

10)    Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)    Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12)    Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13)    Необходимое оборудование.

14)    Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15)    Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16)    Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17)    Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Литература:

  1. Воронкова В.В., С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с.
  2. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. Изд. Дом Федорова, 2006.
  4. Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.
  5. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
  6. Косарев В.В. Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения.// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2008.
  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  8. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
  9. Селевко Г.К.   «Альтернативные педагогические технологии» М.: НИИ  школьных технологий, 2005  (Серия «Энциклопедия образовательных технологий.



Предварительный просмотр:

Проект «Осень


Познавательно-творческий проект для детей с ОВЗ.
Данный материал будет полезен воспитателям и другим педагогам образовательных учреждений интернатного типа для проведения экскурсий, классных часов на осеннюю тематику, уроков природоведения, рисования.
Автор: Борисова И.В., воспитатель МКОУ ШИ школы-интерната.  Город КОРОЛЕВ М.О.

Тип: познавательно-творческий.
Возраст участников: 9-14 лет
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-октябрь)
Актуальность .
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский В.Г. считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, она лучше, чем что-либо, обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус.
Цель.
Воспитание эмоционального отношения к природе как к неиссякаемому источнику красоты и творческого вдохновения.
Задачи.
-Развивать наблюдательность и любознательность у детей в процессе ознакомления с осенними изменениями природы.
-Пробудить у воспитанников чуткость к окружающему посредством созерцания ярких красок осенней природы и восхищения ею.
-Воспитывать любовь и интерес к природе.
Ожидаемый результат
Приобретение воспитанниками опыта ценностного отношения к природе как к источнику красоты, гармонии, обогащения духовного мира и эстетического развития личности ребенка.
Подведение итогов - бор и оформление гербария, создание фотоальбома .
Мероприятия в рамках проекта:
-Экскурсии «Природа осенью», «Красота осенней клумбы».
-Игровые занятия «Мир природы», «Вот и лето прошло», «Правила поведения на природе».
- Тематические прогулки-наблюдения «Перелетные птицы», «Краски листопада».
-Творческая деятельность- рисунки на тему «Приметы осени», изготовление поделок из природных материалов для участия в конкурсах, выставках.
-Проведение внеклассного занятия «Золотая осень» в школе