Главные вкладки

    1.5. Построение развивающей предметно-пространственной среды.

    Съедина Людмила Ивановна

    1.5. Построение развивающей предметно-пространственной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.5_postroenie_rprs.docx825.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА»

    694500, Сахалинская область, п.г.т. Южно-Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 21

    тел. (факс) 2-19-24   e-mailalenka_yk@rambler.ru

    Аналитическая справка об особенностях развивающей предметно пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ воспитателя МБДОУ д/с «Алёнка»пгт. Южно-Курильск Сахалинской области Съединой Людмилы Ивановны.

          Предметно – пространственная среда группы является одним из основных

    средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и

    социального опыта.  Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

            Поэтому созданная в моей группе предметно – пространственная среда многогранно влияет на развитие моих воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. В построении предметно - пространственной среды группы опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

           В соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями в моей группе была создана следующая предметно-развивающая среда:

         Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников в группе создан речевой центр, который включает в себя следующие уголки – речевой, логопедический, книжный, театрализованный и уголок ряженья.

        Уголок речевого развития «Речевичок»- представлен собой специальное оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, индивидуальных занятий, а так же занятий организованной образовательной деятельностью. Уголок находится рядом с книжным и театрализованным уголками. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

    - формирование фонематического восприятия и слуха

    - правильное звукопроизношение

    - развитие мелкой моторики

    - развитие связной речи

    - формирование лексеко-грамматических категорий

    - развитие словарного запаса.

         Игры подобранны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющую психическую базу речи. Дидактическое оснащение речевого уголка удовлетворяет потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития.

         В книжном уголке собрана небольшая библиотека: книги для чтения детям, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы по лексическим темам, журналы. Что позволяет расширять знания детей об окружающем мире, пополнять их словарный запас.

         Театральный уголок– важный объект развивающей среды.Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки воспитанников. Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Я вместе с воспитанниками готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям, так же нам помогают родители.

         Уголок ряженья стимулирует интерес к сюжетно-ролевым играм, формирует коммуникативные навыки в процессе игры и создаёт положительный эмоциональный настрой. В уголке имеются костюмы для сюжетно-ролевых игр, костюмы животных и для праздников. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

         Я считаю, что, организованная мной  предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в организованной  образовательной деятельности, но и в свободной деятельности. Стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

         В группе имеется центрпознавательной и исследовательской деятельности. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что в конечном счёте  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

          Создан уголок «Эксперементирования» для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.В уголке имеются :

     - картотека опытов,

    - наборы для экспериментов,

    - лупа,

    - магнит,

    - весы,

    - микроскоп,

    - природные материалы(мел, песок, камни, ракушки, уголь и т. д.).

         В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Стараюсь, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастнымособенностям детей, а полученные результаты и практическая деятельность приносили положительные эмоции, не вызывая переутомления.

         В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.

        При оформлении  уголка математики учитывала следующие задачи:

    - обогатить развивающую среду материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.

    - упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике,что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Это позволяетвидеть, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить.

    - наполнение уголка ярким, занимательным материалом, которое привлечёт внимание даже тех воспитанников, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП.

    - способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового - игры, которые «опережают» возраст воспитанников.

    - формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).

    - развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость.

        В уголке математика имеются следующие дидактические и развивающие настольные игры:

    -Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рабочии тетради к ним;

    - Дары Фребеля,

    - игры Тангамм, Колумбово яйцо и др.

    - конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами.

    - математическая лесенка,

    - настольно-печатные игры,

    - различный раздаточный материал,

    - математические прописи,

    - плоскостные геометрические фигуры,

    - пазлы и лабиринты.

    - часы,

    - счеты и др.

        Уголок природы. В этом уголке мы вместе с воспитанниками ведем календарь природы, который  помогает нам решать важные задачи как :

    - Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.

    - Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.

    - Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

         Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры и дидактический материал  на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

    - о диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака

    -  друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).

    - о растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).

    - об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.

    - о представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.

    - о растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).

    - о связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.

    - о влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.

    - о природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

          В патриотическом уголке имеются: портрет президента  РФВ.В. Путина;символика нашей страны и Сахалинской области; куклы, одетые в народные костюмы;дидактический материал «Народы России», «День Победы», «Защитники Отечества», «Великая Отечественная Война».

        Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы.Чтобы занятия конструированием и моделированием в уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, учитываю такие моменты:

    - безопасность. Для самостоятельного творчества воспитанникам предлагаю материалы, которые не представляют опасности.

    - соответствие возрасту детей.

    - доступность и удобство для детей. Конструктор хранится в открытых ящиках (с колёсиками или без), в пластиковых контейнерах, куда воспитанники сами могут его сложить. Более тяжёлый и крупный строительный материла храню ниже, чем маленький и лёгкий.

    - функциональность.

    - разнообразие,

    - развивающая ценность. Стараюсь пополнять уголок новыми видами конструкторов, природного материала, забавными игрушками для обыгрывания построек, а также рисунками и фотографиями различных строений, поделок из бумаги и природного материала, чтобы интерес воспитанников к этому виду деятельности не угасал, а возрастал и давал толчок к познанию нового.

    В уголке имеется:

    - Деревянный строительный конструктор «Город».

    - Пластмассовый строительный конструктор «Город».

    - Пластмассовый большой конструктор;

    - Различный пластмассовый конструктор

    - Напольная мозайка

    - Конструктор «Лего»;

    - Плоскостные конструкторы

    - Схемы построек для различного конструктора.

         Уголок рисования – способствует развитию творчества, фантазии, мелкой моторики, закрепляет полученные навыки. Ему отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В доступном для детей пространстве расположено многообразиеизобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель, формочки для лепнины,трафареты, шаблоны и т.д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритм последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи, и декоративно-прикладному искусству: «Народные промыслы», наглядный материал;

        Музыкальный уголок находится в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности и представлен набором детских музыкальных инструментов и дидактическим материалом «Музыкальные инструменты».

        Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В уголке имеется различное оборудование: большие и маленькие мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки и ленточки, гимнастические палки, кольца, баскетбольное кольцо, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик,

    побудка и гимнастика после сна.

         Задача воспитателей не только познакомить детей с правилами личной безопасности в быту, правилам дорожного движения, но и уметь предвидеть последствия неправильных действий, научить правильно, действовать в опасной ситуации. В этом помогает уголок безопасности.

           В уголке размещены макеты: дороги, двора, светофора, телефон, атрибуты к сюжетно ролевой игре по ПДД, машинки (специальный транспорт, пожарная часть, настольные дидактические игры, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели, идактический материал и игры по пожарной, дорожной  и личной безопасности, картотека бесед с детьми по технике безопасности во всех режимных моментах и опасных ситуациях.

         При создании развивающего пространства в группе учитывала ведущую роль  игровой деятельности. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская",«Маленькая хозяйка», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.  В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме:  халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;  магазин –муляжи фрукты и овощи, фартук, кассовый аппарат, деньги, корзинки для покупок; для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки, для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у воспитанников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

          Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект и  соответствует "зоне ближайшего развития".Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от периода обучения. Среда группы содержательно-насыщенная,трансформируемая, доступная.

    На протяжении двух лет мной наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы и приемной комнаты.Это орнаментальные украшения на окнах и стенах, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги.

      Я считаю, что проявление авторского творчества в оформлении группы  помогли создать своеобразную, неповторимую развивающую среду, которая