5.5. Дополнительная консультативно-методическая деятельность.

Съедина Людмила Ивановна

5.5. Дополнительная консультативно-методическая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx771.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Женя\Documents\для Даши на сайт\кружковая работа\Отсканировано 21.11.2019 21-31.bmp

Содержание

  1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………….

1.2 Целевые ориентиры и основные задачи…………………………………..

1.3 Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет……………

1.4 Возрастные особенности детей пятого года жизни……………………..

1.5 Планируемые результаты освоения программы…………………………

1.6 Модель развития взаимоотношений педагога, детей и родителей…....

II. Содержательный раздел        

2.1.Перспективно-тематическое планирование……………………………….

III. Организационный раздел

3.1Структура и формы проведения занятий…………………………………..

3.2 Списочный состав детей…………………………………………………….

3.3 Форма работы с детьми………………………………………………………

3.4 Информационный раздел для родителей…………………………………..

3.5 Методическое обеспечение…………………………………………………








I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

        Ребенок – самый важный для нас человек, которого так хочется от всего уберегать и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и становится более самостоятельным, а это значит, рано или поздно нам придется объяснить основы безопасного поведения в полном неожиданностей сложном взрослом мире. 

        Программа кружковой работы разработана на основе парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста под редакцией И.А.Лыковой. Эта программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.

        Цель: продолжить учить детей развивать социально-коммуникативные качества, способствовать проявлению любознательности в повседневной жизни, соблюдая элементарные правила поведения. Мы научим ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия адекватные возрасту.

В программе рассмотрены различные разделы поведения детей.

1. "Дома и во дворе".

2. "На дороге и в транспорте"

3. "В лесу и на воде".

Она охватывает следующие виды детской безопасности :

  • Витальная (жизнь и здоровье)
  • Социальная
  • Экологическая
  • Дорожная
  • Пожарная
  • Информационная и др.

Эти виды безопасности раскрываются через три вектора:

  • Безопасность личности
  • Безопасность общества
  • Безопасность государства

Приоритетным является первый вектор, связанный с формированием культуры безопасности личности ребенка дошкольного возраста.

       Программа в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими пособиями в т.ч. для профессионального самообразования педагогов.

       Основная часть программного материала направлена на формирование культуры безопасности личности. Содержание образовательной работы по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержание всех пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

            Название программы раскрывает ключевые идеи создания условий для безопасного вхождения ребенка в окружающий мир, становление гармоничной картины мира, формирование культуры безопасности, расширение опыта, предвосхищение опасности на основе традиций и ценности культуры.

           Программа кружковой работы поможет нам познакомить дошкольника с правилами поведения обеспечивающими, насколько это возможно, его безопасность дома и на прогулке с формированием культуры безопасности личности. Мы часто видим на улице детей, подвергающих себя опасности просто по не знанию. Конечно, многое зависит от индивидуальной особенности ребёнка: спокойный он или тревожный, послушный или сорванец, самостоятельный или не очень. Со временем мы сталкиваемся с необходимостью оставить ребенка дома или на улице ненадолго одного. Принятие такого решения зависит от нашей в нем уверенности в нем, от того, насколько он усвоил правила поведения в быту и вне дома.

           Кто-то спокойно оставляет на несколько минут пятилетнего ребенка, кто-то доверяет только школьнику, а некоторые беспокоятся даже за 15-летнего подростка. Разумеется, не стоит оставлять одного ребенка до трех лет, в этом возрасте дети еще не настолько сознательны, чтобы в достаточной мере следовать нашим предостережениям (не подходить к окнам, не играть со спичками и т.д.) Но, к сожалению, ситуации бывают разные.

           Современный дошкольник обычно не гуляют самостоятельно. Но ребенок может потеряться в многолюдном месте, залезть на дерево во время загородной прогулки, да просто заблудится в собственном дворе! Приучать малыша к самостоятельности можно с того времени, как он выучил цифры, хотя бы немного читает и, находясь дома вместе с вами, соблюдает технику безопасности (это касается розеток, и бытовой техники, и водопровода, и даже острых углов мебели).

            В любом случаи, прежде чем отлучаться из дома или отпускать ребенка одного на прогулку, надо подготовить его к этому, разъяснив элементарные ситуации, с которыми он  может столкнуться. Надеемся, что наши занятия помогут нам в этом.

            Мы поговорим с ребенком о порядке его действий в различных обстоятельствах, расскажем о возможных последствиях чрезмерного любопытства или невнимательности. Приведем примеры того, как следует себя вести, чтобы все закончилось благополучно. Помня, что, обучая ребенка правилам безопасного поведения, не надо его запугивать. Наша задача – научить малыша быть осторожным, а не превратить его в паникера.

             Для этого надо читать книги вместе с ребенком, рассматривать картинки, играть, изучать основные правила безопасного поведения и не забывать проявлять фантазию. В игре можно рассказать малышу о самых сложных вещах доступно и легко.

            Целесообразно, обучать ОБЖ не только детей, но и родителей дошкольников простейшим игровым занятиям, обыгрыванию различных ситуаций. Поэтому, дорогие родители, если вы проявите немного изобретательности, понимания и здравого смысла, с вами и с вашим малышом ничего опасного не случится.

           Эта программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Она поможет нам введению детей в мир общечеловеческой культуры, развитию содержательного общения и комфортного взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми. Программа гарантирует:

  • Охрану и укрепление здоровья детей (физического и психического)
  • Обеспечит эмоциональное благополучие детей
  • Создаст условия для развивающего вариативного дошкольного образования
  • Обеспечит открытость дошкольного образования


1.2 Целевые ориентиры и основные задачи.

Человек вырастет по мере того, как вырастают его цели

ЙоганнФридерих

Более важно знать то, куда идешь, чем попасть туда поскорее

Мейбел Ньюкамбер

             Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного образования регламентируют работу по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях.

              Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы включили в свою деятельность кружковую работу по ОБЖ, учитывая характерные и возрастные особенности детей, а так же кружковая работа будет направлена на развитие тех видов деятельности детей, которые недостаточно раскрыты примерной общеобразовательной программой.

             Одна из задач научить детей не только правильно оценивать создавшуюся обстановку, но и сохранять здоровье и жизнь. Реализуя поставленные задачи, ребенок научится быть внимательным и осторожным, даже тогда когда он спокойно гуляет по парку. Любая деятельность человека таит в себе опасность, проявляющаяся лишь в определенных условиях, она может возникнуть, как в силу стечения обстоятельств, так и по собственной вине.

            Содержание программы «Азбука безопасности дошколят» направлена на достижения целей и формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач.

Цели программы «Азбука безопасности дошколят» :

  • Становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности
  • Расширение социокультурного опыта растущего человека
  • Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Основные образовательные задачи:

  1. Создание условий для формирования условий безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира и самого себя.
  2. Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  3. Создание условий для системного ознакомления ребенка с разными видами безопасности.
  4. Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры.
  5. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношению к окружающему нас миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка ценностной картины мира. (опасно/безопасно; больно/приятно; слабый/сильный; и тд.)
  6. Развитие восприятия, мышления, воображения, как эмоционально-интелектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.
  7. Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных как уникальной особенностей каждого ребенка личности.

1.3 Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет:

  • Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе для эмоционально позитивного состояния каждого ребенка, комфортного и безопасного взаимодействия детей в разных видах деятельности.
  • Продолжать знакомить детей с разными видами безопасности – Витальная, Социальная, Экологическая, Дорожная, Пожарная, Информационная и др.
  • Расширять представления об опасности, как об угрозах жизни и здоровья человека. Учить выявлять причины опасностей, осваивать способы их предупреждения и преодоления (например, не играть со спичками, не входить в лифт без взрослых, не разговаривать на улице с незнакомыми людьми)
  • Дать представление о ценности жизни и здоровья. Воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью – своему и других людей. Поддерживать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
  • Поддерживать желание детей вести здоровый образ жизни, расширять представление о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, соблюдение режима дня, физических упражнений, сна, пребывание на свежем воздухе.
  • Продолжать формировать представления о частях тела и органов чувств человека, их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
  • Расширять представление о значении движений, двигательной активности. Физических качеств (ловкость, сила, скорость) для безопасности жизни и здоровья человека. Системно приобщать к физической нагрузке. Развивать интерес к физической культуре и спорту, поддерживать потребность в положительных эмоциях, активности и самостоятельности.
  • Поддерживать доброжелательное отношение с окружающими людьми, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать умение понимать и правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей, поддерживать стремление к доверительному общению со сверстниками.
  • Воспитывать культуру общения, желание выполнять общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии, умение описать словами свое самочувствие.
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами безопасности в помещении, на улице, на участке детского сада, в общественном транспорте и в общественных местах.
  • Помочь установить причинно-следовательные связи между действиями человека и состоянием природы.
  • Формировать у детей элементарные правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. Учить предвидеть последствияположительные или отрицательные) своего поведения по отношении к объектам природы.

                                      1.4 Возрастные особенности детей пятого года жизни

             На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным всемирной организации здравоохранения, средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109 см; девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности

            Дети пятого года жизни владеют всеми видами основных движений, постепенно приобретающие преднамеренный и целеустремленный характер. Им интересны достаточно сложные движения, требующие проявления координации, ловкости, точности выполнения. Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течении дня. На занятиях по физической культуре разного типы показатели двигательной активности детей 4-5 лет может насчитывать от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.

             Дети испытывают большую потребность в двигательных импровизациях, «открытии» возможностей своего тела. Они охотно берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не учитывают свои реальные возможности, не имеют опыта преодоления трудностей. Поэтому могут оставить дело незавершенным, переключившись на другое занятие. Поэтому воспитатель средней группы создает условия для развертывания разных видов детской деятельности и при этом ставит задачу формировать у детей ответственность за выполнение правил, освоение способа, достижение определенного результата.

Социальная ситуация развития характеризуется вхождением ребенка в мир социальных отношений с другими людьми. Общение ребенка с близкими и взрослыми развивается и совершенствуется, приобретая личностные формы: он стремится к обсуждению своего поведения, поступков и действий других людей с позиции нравственных норм. Общение с родителями и педагогами приобретает внеситуативный характер - ребенок интересуется событиями, выходящими за рамки той ситуации, в которой он находится в данный момент.

           Основной мотив общения – познание окружающего мира и осмысление того, что в нем происходит. Важнейшим условием развития личности ребенка является группа детей. Ребенок сравнивает себя с другими детьми, которые выступают своеобразным «зеркалом» для познания и оценки самого себя. В общении с другими детьми ребенок активно применяет предложенные взрослым социальные правила и нормы, начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по совместной деятельности.

           В детской группе наблюдается динамика: выделяются лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные нормы пока еще не устойчивы, поэтому с легкостью корректируются                             педагогом или психологом.

           Сюжетно-ролевая игра становится более разнообразной, развернутой, длительной. В основе игровых сюжетов- имитация отношений между людьми, активное использование разнообразных игрушек, предметов, материалов. В игре «зреет» личность ребенка, ярко и свободно проявляется его индивидуальность.

Психическое развитие.

           Ребенок пятого года жизни активно развивается во всех направлениях. Он способен к выполнению несложных трудовых поручений и к совместным действиям.

           Ощущение и восприятие постепенно утрачивают эффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные , эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным и целенаправленным. Совершенствуются все его виды. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов (форма, цвет величина) ребенок овладевает перцептивными действиями, выявляет наиболее характерные свойства объектов.

           Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Запоминание и воспроизведение происходят в естественных условиях и зависят от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, основной механизм которой- приемлемые способы проявления чувств и отношений. Воображение настолько хорошо развито, что с его помощью ребенок может найти и разработать творческий замысел , заменить реальные предметы воображаемыми, способен составить в уме алгоритм простейших действий.

Речевое развитие

            Наступает период словесного творчества, расширяется опыт словообразования и конструирования самостоятельных высказываний в форме описаний, повествований.

            Активный словарь обогащается словами, обозначающие качества предметов. Совершенствуются понимания смысловой стороны речи. Главное направление речевого развития – освоение связной монологической речи.

Внимание детей приобретает все более устойчивый и произвольный характер.

           Эмоциональная сфера становится все более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с близкими взрослыми или детьми. Ребенок начинает осознавать свои чувства, ощущения, настроение.

Основным механизмом развития личности остается подражания

            Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка.

            Ребенок оценивает себя более реалистично, чем год назад, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, у него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

            Происходит развитие важнейшего волевого качества – целеустремленности. Индивидуальная целеустремленность постепенно приобретает общественную направленность, что позволяет выявлять социально значимые мотивы деятельности.

                                  1.5 Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам ребенок:

  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.);
  • При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в общении с ними;
  • Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие (болит голова, болит живот, тошнит);
  • Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, пред едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде), часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых;
  • Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрастно-половым нормативам;
  • Проявляет стремление к обращению со сверстниками, пытается выстраивает взаимодействие (пока с разной степенью успешности);
  • Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме;
  • Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил;
  • Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло-лед тает; осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться; растению для жизни нужны свет, вода, земля и т.п.)
  • Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животных в уголке природы детского сада, полить растение;
  • Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действия могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно во время закрывать кран с водой, не бросает мусор на землю и т.п.

                       1.6 Модель развития взаимоотношений педагога, детей и родителей.

            Программа «Азбука безопасности дошколят» - это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализацией и гибкой индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста в разных видах общения и деятельности. Определяет целевые ориентиры и ключевые задачи развития, базисное содержание, формы организации взаимодействия педагога с детьми и друг с другом; прогнозируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, связанные с безопасностью личности растущего человека. Программа предполагает личностно-ориентируемый и гуманистический характер взаимоотношений детей и взрослых-педагогов, родителей. Максимально комфортно взаимодействие, поддерживающего у каждого ребенка чувства базового доверия к миру.

           Очень важно,  чтобы родители имели возможность принимать активное участие в образовательном процессе дошкольной организации, обсуждать с педагогами программу индивидуального развития ребенка су четом его особенностей, обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений.

Основная цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников -создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса плодотворно взаимодействуют друг с другом и находят возможности для своего личностного роста – самоактуализация , самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Для достижения данной цели следует сформировать круг взаимосвязанных задач:

  • Установление доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • Создание условий для разнообразного по содержанию и формам родителей в жизни детского сада;
  • Оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • Поддержание инициатив заинтересованных сторон, касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
  • Непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их компетенции в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;

При этом важно обращать внимание на следующие вопросы:

  • Поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;
  • Ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы;
  • Согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.

II. Содержательный раздел.

2.1. Перспективно-тематическое планирование.

I часть. «Будем здоровы» (сентябрь, октябрь).

Тема

Цели

Форма работы

1.

«Хорошо на свете жить!»

1.Дать представление о ценности жизни и здоровья.

2.Воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью – своему и других людей.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Чтение стихотворения В.А. Шипуновой «Жизнь»

Беседа «Что же такое жизнь?»

2.

«Здоровье и его помощники»

1.Поддерживать желание вести здоровый образ жизни.

2.Расширить представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур.

Дидактическая игра: «Что полезно, а что вредно для здоровья?»

Беседа: «Что такое здоровье?»

Чтение пословиц и поговорок о здоровье. Чтение загадок о воде. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто.

Рисование на тему: «Я счастливый ребенок»

3.

Волшебное слово «Здравствуй»

1.Учить детей быть вежливыми, приветливыми.

2. Побуждать к совершенствованию добрых поступков, которые влияют положительно на окружающих

Дидактическая игра «Поздоровайся с другом».

Конкурс «Как звучит приветствие?»

Беседа: «Что означает слово «Здравствуй»»?

Чтение стихотворения В..А.Шипуновой «Хорошее слово».

4.

Зачем режим необходим?

1.Поддерживать желание вести здоровый образ жизни, расширить представление о важности для здоровья режима дня.

2.Дать начальное представление о факторах, разрушающих здоровье человека (нарушение режима дня, недостаток сна, движений и свежего воздуха)

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Беседа: «Зачем людям нужно уметь узнавать время?»

Игра: «Режим дня».

Чтение стихотворения В.А.Шипуновой «Всем режим необходим».

Чтение пословиц о режиме дня.

5.

«Закаляться – с болезнями не знаться»

1.Поддерживать желание вести здоровый образ жизни, расширить представление о важности для здоровья закаливающих процедур.

2. Продолжить развивать интерес к своему телу и здоровью.

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника»

Беседа: «Что нужно делать, чтобы закаляться?»

Чтение стихотворения В.А. Шипуновой «Будем закаляться?»

Чтение пословиц и поговорок о закаливании

6.

«Начистоту про гигиену и чистоту»

1.Продолжать формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки.

2.Поддерживать стремление самостоятельно и качественно выполнять культурно -гигиенические навыки.

Пальчиковая гимнастика «Дружат наши пальчики…»

Беседа по картинкам о личной гигиене, чистоплотности и здоровье по мотивам сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Загадки о расческе, ножницах. И.А. Лыкова с.43

Чтение стихотворения В.А. Шипуновой «куча мала».

7.

«Себя береги и другим помоги»

1.Уметь детей описывать свое самочувствие.

2.Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии (головная или зубная боль, тошнота, слабость) или травме.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Прослушивание мелодии «Болезнь куклы».

Чтение художественной литературы: «Прививка» С.Михалкова

Беседа: «Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре?»

8.

Медицина на страже здоровья.

1.Познакомить детей с профессией врача.

2.Побуждать детей к совершению добрых поступков.

3.Помочь детям подобрать правильные слова, действия в ситуации.

Дидактическая игра: «Что умеем – мы не скажем, что умеем – мы покажем»

Беседа: «Почему не надо бояться докторов?»

Чтение стихотворения В.А. Шипуновой «Скорая помощь»

Игра: «Скорая помощь»

Чтение загадок с. 87 И.А.Лыкова


                                      II часть. «Азбука безопасного общения» (ноябрь).

Тема

Цели

Форма работы

1.

Один дома.

В дверь звонок? Смотри в глазок.

1.Научить детей узнавать такие ситуации, которые могут быть для них опасны.

2.Воспитывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

1.Дидактическая игра «Опасно-безопасно»

Игра «Вызов по телефону – 02».Чтение сказки «Волк и козлята на новый лад»

2.Беседа с детьми по сказкам «Семеро козлят, «Красная Шапочка».

2.

Осторожно- «добрый дядя».

1.Научить детей быть внимательными и осторожными в различных жизненных ситуациях.

2.Помочь детям разобраться в том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Дидактическая игра «Кто хороший, кто плохой?» Беседа по иллюстрации о безопасном общении и поведении по мотивам сказки К.И. Чуковского «Бармалей».

Дидактическая игра «В некотором царстве (хорошие и плохие герои).

Чтение стихотворения В.А. Шипулиной «За высокими горами», «Бабушкины сказки».

3.

Один не дома.

Надо уметь отказывать.

1.Учить детей правильному, безопасному поведию с незнакомцами.

2.Дать детям понять, что любой незнакомый человек, может иметь нехорошие намерения.

Дидактическая игра «Опасно-безопасно».

Коллективная беседа «Внешность человека может быть обманчива», рассматривание картинок.

Чтение художественной литературы: С. Маршак «О мальчиках и девочках».

Рисование на тему: «Злой и добрый человек».

Драматизация сказки «Красная шапочка».

4.

Один не дома.

Не бойся звать на помощь.

1.Научить детей узнавать такие ситуации, которые могут быть для них опасны.

2.Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

3.Воспитывать уверенность в своих силах, не бояться и не стесняться звать на помощь.

Чтение стихов В.А. Шипуновой «Зайчишка-трусишка»,«Ежик-храбришка».

Дидактическая игра «Помоги ребенку добраться до дома».

Отрабатывание защитного поведения в ходе специальных тренингов.

                                        III часть. «Огонь друг – огонь враг» (декабрь).

Тема

Цели

Форма работы

1.

«Огонь бывает разным»

1.Познакомить детей с огнем и его свойствами.

2.Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

Беседа по картинкам о пожарной безопасности и героизме спасателей по мотивам рассказа С.В. Михалкова «Дядя Степа».

2.

Не играйте с огнем.

1.Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

2.Закрепить знания об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара.

Сюжетно-ролевая игра «Наш номер – 01».

Опыт с зажженой плавающей свечой.

Чтение произведения о пожарных и их помощниках–стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Беседа по картинкам «Огонь в русских народных сказках».

3.

«Пламя, дым и запах гари. Сообщите о пожаре.

1.Научить детей грамотно действовать при пожаре, набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с пожарным по телефону (четко знать и называть свой адрес)

2.Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

3.Знакомить с профессией пожарных.

Беседа «От чего происходят пожары?»

Сюжетно-ролевая игра «Наш номер – 01».

Беседа по картинкам «Если в доме пожар». Правила поведения.

Чтение стихов В.А. Шипуновой «Спички».

Чтение «огненных пословиц и поговорок».

4.

«Елочка, не зажгись!»

1.Закрепить знания детей об опасных ситуациях.

2.Формировать чувство ответственности за свои поступки.

Беседа «Почему может загореться новогодняя ёлка?»

Подвижная игра «Тушите пожар»

Дидактическая игра «Мы украшаем новогоднюю ёлку»

Рисование на тему «Ёлочка».

Беседа «Не бойся и не прячься».

IV часть. «Опасные предметы, существа, явления».

(январь, февраль)

Тема

Цели

Форма работы

1.

«Опасные высоты», или «Не время летать».

1.Воспитывать у детей привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

2. Познакомить детей с различными чрезвычайными ситуациями.

Дидактическая игра «Можно и нельзя».

Беседа «У меня дома есть балкон, окна».

Беседа по картинкам безопасному поведению дома.

2.

«Порошки – не кашки, таблетки – не конфетки».

1.Знакомить детей с разными чрезвычайными ситуациями.

2.Развивать различные рефлексы и навыки самостоятельной взаимопомощи.

Чтение отрывков из «Книги для послушных детей».

Дидактическая игра «Съедобное – неъедобное».

Беседа «Все ли красивое – вкусное?»

Рассматривание домашней аптечки, какие бывают лекарства.

3.

«А у нас в квартире…»

1.Прививать умение грамотно общаться с окружающими ребенка предметами в домашней обстановке.

Дидактическая игра «Можно-нельзя», «Осторожно-горячо!»

Беседа с детьми о наших помощниках – бытовых приборах.

Чтение стихов их «Книги для послушных детей».

4.

Безопасность при общении с животными.

1.Познакомить детей-чем опасны контакты с незнакомыми животными.

2.Прививать детям гуманное отношение к животным (нельзя их дразнить, жестоко обращаться с ними).

3.Учить детей понимать состояние и поведение животных в разных ситуациях.

Творческий рассказ на тему: «У меня дома есть животное».

Рисование на тему: «Мой любимец».

Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная больница».

5.

Как гулять детворе зимой во доре.

1.Продолжать воспитывать привычку безопасного поведения во время прогулки зимой

2.Формировать сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих.

Беседа по картинке «Зима. Мороз, холод, снег.» Поведение на прогулке.

Дидактическая игра «Зимние развлечения»

Беседа «Какая одежда спасет нас от холода?»

Чтение стихотворения из «Книги для послушных детей по теме».

6.

Опасный лёд.

1.Продолжать формировать сознательное и бережное отношение к своей безопасности

2.Познакомить детей с тем, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей о холода.

3.Объяснить детям какую угрозу представляют сосульки, свисающие с крыш, карнизов, балконов.

Дидактическая игра «Чем похожи и не похожи?»

Опыт по приготовлению цветного льда.

Чтение загадок по теме.

Чтение стихотворения В.А. Шипуновой «Сосулька плачет».

Беседка по картинке «Снег, сосулька, гололед».

7.

Как гулять в жару.

1.Воспитывать привычку безопасного поведения в жару.

2.Познакомить детей с правилами поведения в жару.

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Беседа по картинке «Лето, солнце, жара. Безопасное поведение».

Чтение стихотворений В.А. Шипуновой «Ничего себе жара!» (небылица)

Рисование на тему «На что похоже солнышко?»

8.

Почему дует сильный ветер?

1.Познакомить детей с прохождением природного явления – ветра.

2.Закрепить правила безопасного поведения при сильном ветре, урагане.

Подвижная игра «Султанчики.

Беседа по картинкам по теме «Ветер, ураган. Правила поведения во время бури.»

Чтение загадок по теме.

                        V часть. «ПДД: Правила дружелюбной дороги» (март, апрель)

Тема

Цели

Формы работы

1.

«Зачем нужны правила дорожного движеия?»

1.Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге и транспорте, о причинах возникновения дорожно- транспортных происшествий (ДТП) и возможностях их предотвращения.

Экскурсия к проезжей дороге. Рассмотреть взаимодействие транспорта и пешеходов, движение, дорожные знаки.

Беседа по картинкам «Что такое дороги и зачем они нужны?»

Чтение загадок по теме.

2.

«Кто участвует в движении?»

1.Познакомить с основными элементами дороги.

2.Рассмотреть взаимоотношения участников дороги (дорога, транспорт, пешеход)

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Коллективная работа «Участники дорожного движения».

Дидактическая игра «А что будет если…»

Чтение стихотворений

В.А. Шипуновой «Стежки-дорожки»

3.

«Тротуар-территория вежливых пешеходов»

1.Уточнить, систематизировать и углубить знания о «Правилах дорожного движения», сформировать привычку их соблюдения.

2. Способствовать развитию осмотрительности и осторожности.

Беседа с детьми «Как правильно ходить по тротуару».

Подвижная игра «Шоферы».

Чтение стихов и загадок о правилах дорожного движения.

Дидактическая игра «Осторожно, дорога!»

4.

«Светоносный светофор»

1.Закрепить представление о сигналах светофора.

2.Способствовать развитию осмотрительности и осторожности.

Чтение художественной литературы: «Светофор»

Г. Цыферова, «Осторожные сказки» Т.А. Шорыгина.

Беседа по картинкам «Светофор – наш друг и помощник»

5.

«Зебра» (пешеходный переход)

1.Продолжить знакомить детей с основными элементами дороги (пешеходный переход)

2.Формировать навыки безопасного поведения и общения в играх, упражнениях и реальных жизненных ситуация.

Подвижная игра «Мы пешеходы».

Беседа по картинкам «Пешеходный переход «зебра».

Чтение стихотворений В.А. Шипуновой «Зебра» и «Сороконожка с дорожки»

6.

«Транспортные средства»

1.Систематизировать представления детей о транспорте, его видах и назначении.

2.Развивать восприятие внимания, логическое мышление.

Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает»

Шуточная викторина «Знаешь ли ты?»

Игры с наклейками. Чтение загадок о видах транспорта.

7.

«Дорожные знаки»

1.Познакомить детей с дорожными знаками, указателями, их местонахождении и назначении.

2.Развивать внимание, мышление.

Дидактическая игра «Дорога в детский сад».

Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Светофор», «Медицинский пункт».

Чтение стихов В.А. Шипуновой «Дорожные знаки».

8.

«Дорога в детский сад и домой»

1.Закреплять умение детей ориентироваться в уличном пространстве.

2.Учить детей распознавать левую и правую стороны своего тела.

Дидактическая игра «Мы идем в детский сад».

Беседа по картинкам «Дорога в детский сад».

VI часть. Мы и природа. (май)

Тема

Цели

Форма работы

1.

«В лесу и у воды»

1.Продолжить знакомить детей с правилами поведения во время прогулки в лесу.

2.Сформировать представление о том, что нельзя близко подходить к воде. Воспитывать чувство самосохранения.

Экскурсия в лес.

Игры, эстафеты.

Беседа по картинкам «По грибы, по ягоды».

Коллективная композиция «Природа наш» дом (рисование)

2.

«Растения вредные и полезные»

Познакомить детей в доступной форме с лекарственными растениями: поддорожник, ромашка, одуванчик.

Рассказывание сказки «Я лечебная трава» с использованием иллюстраций.

Рисование полезных цветов.

3.

«Как защищаться от насекомых»

1.Расширить представление детей о насекомых.

2.Дать детям понятие о том, что насекомые бывают разные, некоторых нужно опасаться.

Беседы: «Вредные и безвредные, «Я укусов не боюсь».

Разучивание народной заклички «Божья коровка».

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

4.

«Какие еще опасности подстерегают в лесу?»

1.Продолжить воспитывать у детей привычку безопасного поведения.

2.Знакомить детей с различными чрезвычайными ситуациями.

Беседа «Какие живые существа живут в лесу?»

Рассматривание картинок с изображением змей, клещей, пчел, шершней.

Чтение загадок по теме.

III. Организационный раздел

                                         3.1Структура и формы проведения занятий.

             Программа кружковой работы «Азбука безопасности для дошколят» составлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательный процесс кружковой работы осуществляется на основе учебно-методических пособий И.А. Лыковой и В.А. Шипуновой «Детская безопасность», «Безопасность жизни и здоровья», «Азбука безопасного общения и поведения», «Дорожная азбука», «Опасные предметы, существа и явления», «Огонь-друг, огонь-враг» и на основе учебно-методического пособия Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

- Курс занятий рассчитан на 9 месяцев – с сентября по май, 36 часов.

- Занятия по ОБЖ проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня (ворник или четверг).

- Занятия продолжительностью 20 минут.

- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

- Тема занятий, методы, приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от количественного посещения детей.

- В сюжете занятий используются рассказы, наглядно-демонстрационный материал, музыкальный центр, СD-диски, презентации, видео викторины, экскурсии.

- Всю работу разделяем на 3 этапа.

            Первый этап подготовительный. Основная задача на этом этапе подготовка и организация работы. На данном этапе очень важно найти с детьми эмоциональную волну, заинтересовать, мотивировать детей. Это должно быть интересное, непринужденное, доставляющее детям удовольствие действие.

- Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольные включения детей в деятельность после предварительной работы с родителями. Только так можно преодолеть все детские промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным и добрым. А для этого достаточно всего лишь быть просто ребенком и чтобы рядом был умный талантливый, добрый взрослый товарищ и друг.

- На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.

Второй этап основной. На данном этапе проводятся различные мероприятия в соответствие с планом по освоению программного материала.

Третий этап заключительный. На завершительном этапе предусмотрены подведение итогов усвоения программного материала. Проведение итоговых мероприятий и экскурсий совместно с родителями и педагогами для закрепления изученного материала (рефлексия).

3.2 Списочный состав детей

Количество воспитанников в группе 2 человек.

Возраст от 4 до5 лет

  1. Архипов Иан                                             15. Абдурохманова Ляйсан
  2. Астахова Диана                                         16. Городничева Ясмина
  3. Брагина Анна                                             17. Гунченко Никита
  4. Зеленухин Данил                                       18. Жаркой Виктор
  5. Косенко Кира                                             19. Заковырина Валерия
  6. Марсюков Марк                                         20. Карпейкин Евгений
  7. Палюшкевич Алёна                                   21. Кленцов Роман
  8. Подвигина Анастасия                                22. Купцов Матвей
  9. Пыхтин Кирилл                                          23. Медведева Анастасия
  10. Смольников Роман                                     24. Попова Екатерина
  11. Толстоброва Арина                                    25. Саломатова Анастасия
  12. Чернов Евгений                                          26. Стреплюк Алексей
  13. Шурупов Ерофей                                        27. Чучуева Раяна
  14. Юсупов Матвей                                          28. ШапановаМарьям

                           3.3. Формы работы с детьми

- Целевые беседы о соблюдении правил ОБЖ

- Целевые прогулки «Дорожные знаки», «Прогулки в лес», «К водоему».

- Рассказ педагога о правилах безопасного перехода улиц.

-Дидактические сказки

- Просмотр кукольного театра «Уважай светофор»

- Чтение произведений С. Михайлова, А. Дорохова, М.Дружинина, В.Сергеева

- Рассматривание альбома «Дорожные знаки»

- Рассматривание картины «Улицы города»

- Коллективное рисование на тему «Улицы нашего города»

- Разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»

- Дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»

- Сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»

- Театрализованная постановка «Дорога к теремку»

- Решение проблемных ситуаций а настольном перекрестке

- Игры на учебно-тренировочном перекрестке

-Просмотр тематических мультфильмов

3.4. Информационный раздел для родителей

          Ваш ребенок - самый важный для вас человек, которого так и хочется от всего оберегать и не отпускать ни на шаг. Но он растет и становится более самостоятельным, а это значит, рано или поздно вам придется объяснить ему основы безопасного поведения в полном неожиданностей в сложном взрослом мире.

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах и соблюдение всех правил ОБЖ.

          Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

         Нарушение родителями правил приводят к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, в транспорте, на воде, во время прогулок, которые впоследствии могут привести к непоправимой беде. Поэтому нам необходимо убедить Вас родителей в том, что Вы прежде всего отвечаете за безопасность своих детей и самое простое, что можете сделать – это быть хорошим примером для подражания.

3.5 Методическое обеспечение

1.Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста- СПб.: Детство-Пресс, 2016.

2.Авдеев Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка.-М.: Дар, 2008.

3.Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность ребенка на улицах города.- М.: ИД «Карапуз», 1999.

4.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет .- М.:Мозаика-Синтез, 2016.

5.Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная образовательная программа физитческого развития детей дошкольного возраста «Малыши-крепыши- М.: ИД «Цветной мир», 2016.

6.Богина Т.. Усова А. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей. Дошкольное воспитание-1994.-№6-С.9-10

7.Бурмитсрова Н. Правильная ли у детей осанка? Дошкольное воспитание.-1990-№9-С.30-32

8.Демидова В.Е., Сундукова А.Х. Здоровый педагог-здоровый ребенок. Культура питания и закаливания. Практическое руководство.-М.: ИД «Цветной мир», 2013.

9.Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. Охрана материнства и детства.-1989-№7.-С.24-26

10. Змановский Ю.Ф. Учеба и здоровье. Дошкольное воспитание-1988-№10-С.96-100.

C:\Users\Женя\Documents\для Даши на сайт\кружковая работа\Отсканировано 21.11.2019 21-32.bmp