2.2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Съедина Людмила Ивановна

2.2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2_psihologo_ped_poderzhka.docx670.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА»

694500, Сахалинская область, п.г.т. Южно-Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 21

тел. (факс) 2-19-24   e-mailalenka_yk@rambler.ru

____________________________________________________________________________________ Аналитическая справка

об обеспечении психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

      Психолого-педагогическая поддержка семье, повышение педагогической компетентности родителей подразумевает проведение различных мероприятий, в рамках которых проводится диагностика, профилактика, просвещение и консультации родителей.

    Свою работу осуществляю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

     Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

     Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

     В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:

1)    Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2)    Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4)    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1)    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2)    Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3)    Сотрудничество, а не наставничество. Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4)    Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5)    Динамичность.Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

      Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в логопедической группе. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Я пользуюсь наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей. Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

       Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

       Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Я заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать, то в глаза бросаются многие особенностивзаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения.

       Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

- совместный труд (приглашаю родителей для оформления группы к новогодним конкурсам и праздникам, подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам)

- провожу совместные досуги, развлечения, викторины;

-выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаю принять участие в смотрах-конкурсах.

     Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мною подбираются наиболее эффективные методы работы с воспитанниками,учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

     Создание сайта педагога и использование сайта учреждения, считаю наиболее эффективной инновационно - просветительской формой работы. Наличие сайта и его наполняемость позволяет родителям оперативно получать необходимую и интересующую их информацию, о жизни детей в ДОУ, о проводимых мероприятиях, о методах обучения и воспитания о здоровьесбережении детей и многом другом.