Развитие деятельностной компетентности детей дошкольного возраста, через использование коррекционно – развивающей технологии.

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

Развитие деятельностной компетентности детей дошкольного возраста, через использование коррекционно – развивающей технологии.

Слайд №1 Сведения о себе.

Слайд №2 Общие сведения.

Слайд №3 Моя тема самообразования: Развитие деятельностной компетентности детей дошкольного возраста, через использование коррекционно – развивающей технологии.

Слайд №4 Цель самообразования: Повышение мастерства и профессиональной компетентности

Задачи моего самообразования:

1.Изучение теоретической основы данной темы;

2 . Разработка диагностического инструментария;

3 . Создание педагогической копилки;

4 . Обогащение и распространение передового педагогического опыта.

Слайд №5. Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу.

Слайд №6 Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». 

Коррекционно – развивающие технологии – система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Слайд №7 Деятельность строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат. Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом. 

Слайд №8
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте 


Ключевые компетентности на этапе раннего детства 


Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
 


Деятельностная компетентность: ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.

Слайд №9


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства 


Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства 


Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;


Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;

делает выбор и принимает решение;

договаривается о совместных действиях, работает в группе;

прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).


 

Слайд 10.

Деятельностная компетентность является основополагающей компетентностью. Каждый критерий деятельностной компетентности – это составляющая формирования других ключевых компетентностей. При формировании ключевых компетентностей каждый ребёнок (да и взрослый) должен уметь ставить перед собой цели, находить пути решения и для дальнейшего самосовершенствования производить рефлексию своей деятельности. Чем раньше ребёнок сможет овладеть деятельностной компетентностью, тем быстрее будет происходить развитие личности, овладение новыми знаниями.

В нашем случае мы попытаемся развить деятельностную компетентность через коррекционно – развивающую работу.

Слайд №11 Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии. Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Слайд №12

Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ученика, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Слайд №13. Основные функции АРТ-педагогики:

культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом.)

образовательная (направленная на развитие личности и освоение ребенком действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности.)

воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства)

коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. Таким образом, ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии.)

Слайд № 14. АРТ – технология работает во всех возрастах, через художественную деятельностью

Слайд № 15. Виды и методы АРТ – технологии в работе с детьми:

 Арт-изо

· Арт-лепка

· Арт-песок (sand-art)

· Арт-сказка

· Арт-театр

· Арт-музыка

· Арт-ритм

Технология арт-изо – коррекционно-развивающая технология, опирающаяся на изотерапию, включает использование разнообразных (в том числе нетрадиционных) техник изобразительного искусства. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношение с окружающим миром. Изотерапия это не создание произведения искусства и не занятия, направленные на создание эстетического продукта. Арт-изо опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях, ее цель – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, коллаж, лепка) – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Эффективность применения изо терапии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом: · скрытые переживания выражаются свободнее и легче; · неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество; · появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.

Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии. Глинотерапия (пластилинотерапия) - эффективный способ коррекции, реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто, кинестетический песок и т.п.). Работа с пластическими материалами также давно зарекомендовавший себя терапевтический метод работы со своими чувствами. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Сенсорные ощущения часто служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами. Глинотерапия – это также мягкий и глубокий метод работы с переживаниями, сомнениями и мировосприятием посредством ваяния из глины разных фигур и образов. Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Также работа с пластичным материалом способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, успокаивает умиротворяет. Так, с глиной агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе дети, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию.

Технология sand-art (арт-песок) – искусство рисования песком и на песке предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). Рисование песком имеет значительный развивающий потенциал: в процессе создания песочных картин гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), активируются мыслительные резервы, пробуждается детская любознательность, происходит концентрация внимания, проявляется увлечённость деятельностью, усидчивость, развивается воображение, а если рисунок коллективный, то и совершенствуются умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Также осуществляется психотерапевтическое влияние песка на ребенка (песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию). Рисование песком выступает в качестве действенного средства развития эмоциональной сферы дошкольников, гармонизации эмоциональных состояний и профилактики эмоционального неблагополучия у детей. Безусловно, рисование песочных картин способствует художественно- творческому развитию ребенка: развитию эстетических чувств, изобразительно-творческих способностей, формированию графических умений и навыков, познанию способов отражения окружающего мира, выражения своих мыслей и чувств в графических образах.

Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии (библиотерапии) Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно- рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости) и позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. И даже в том случае, когда на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка. Возможно, как использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, в которой события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, так и составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Особое значение придается подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними. В сказку включаются герои в соответствии с реальными участниками конфликта и между ними устанавливаются символические отношения, схожие с реальными.

Технология арт-театр опирается на техники имаго терапии (от лат. imago — образ) и куклотерапии. Основой данной технологии является театрализация, задачами которой являются: - укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; - воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; - развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности; - тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к само регуляции; - создание в процессе имаго терапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием. Реализация технологии арт-театр предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного, теневого и пр.

Технология арт-музыка — это вид арт-технологии, связанной с музыкотерапией, в которой музыка используется в коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым псих коррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. В качестве проявлений лечебного и коррекционного, педагогического воздействия этого вида арт-технологии выделяются следующее: - регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма; - катарсис, регуляция психоэмоционального состояния; - приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; - облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; - активизация творческих проявлений; - привитие коммуникативных навыков; - повышение социальной активности.

Технология арт-ритмика основывается на двигательных ритмических упражнений танцевально-двигательной терапии. В основе применения данной арт-технологии, основанной на танце терапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Основная задача танцевально-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Слайд № 16 Для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной.  Это, в свою очередь, помогает психологу наладить взаимоотношение с ребенком и достичь желаемого результата в работе.

Слайд № 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019g._-_kopiya.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна , учитель - дефектолог МБДОУ д/с «Аист» с.п. Солнечный

Слайд 2

Моя тема по самообразованию: Развитие деятельностной компетентности детей дошкольного возраста, через использование коррекционно – развивающей технологии.

Слайд 3

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу.

Слайд 4

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». Коррекционно – развивающие технологии – система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в развитии, обучении и адаптации.

Слайд 8

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии.

Слайд 9

АРТ-педагогика это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства.

Слайд 10

Основные функции АРТ – педагогики: Культурологическая Образовательная Воспитательная коррекционная формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом направленная на развитие личности и освоение ребенком действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. Таким образом, ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии

Слайд 11

АРТ – технолдогия работает во всех возрастах, через художественную деятельностью Кляксография Воскография Техника «Каракули»

Слайд 12

Виды и методы АРТ – технологии Арт-изо Арт-лепка Арт-песок ( sand-art ) Арт-сказка Арт-театр Арт-музыка Арт-ритм