«Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»
консультация по коррекционной педагогике

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

«Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»

Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Некоторые могут быть слишком навязчивы, другие не подчиняются принятым  правилам, кто-то проявляет агрессию, а некоторые вообще отказываются что-либо делать. Такие дети выводят из себя всех окружающих, которые стремятся поставить их на место криком, либо наказаниями. Но, как правило, они все же остаются победителями, а взрослые опускают руки.

Давайте попробуем взглянуть на такое поведение с другой стороны: «плохое поведение» ребенка – это сигнал для взрослого, что по какой-то причине ему в этом мире не комфортно. Разработкой практической методики для понимания причин деструктивного поведения у детей и коррекции детского поведения без применения наказаний и вознаграждений,  занимался австро-американский психолог - Рудольф Дрейкурс.  Именно его методика и описана ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plohoe_povedenie_ili_chto_hochet_skazat_rebenok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»

Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Некоторые могут быть слишком навязчивы, другие не подчиняются принятым  правилам, кто-то проявляет агрессию, а некоторые вообще отказываются что-либо делать. Такие дети выводят из себя всех окружающих, которые стремятся поставить их на место криком, либо наказаниями. Но, как правило, они все же остаются победителями, а взрослые опускают руки.

Давайте попробуем взглянуть на такое поведение с другой стороны: «плохое поведение» ребенка – это сигнал для взрослого, что по какой-то причине ему в этом мире не комфортно. Разработкой практической методики для понимания причин деструктивного поведения у детей и коррекции детского поведения без применения наказаний и вознаграждений,  занимался австро-американский психолог - Рудольф Дрейкурс.  Именно его методика и описана ниже.

Дрейкурс указывал, что действие ребенка направлено на определенную цель. Цель ребенка - занять определенное место в обществе. И Адлер, и Дрейкурс считали, что получение такого места и признание являются первичными мотивами поведения любого человека, поскольку это обеспечивает ему выживание.

Однако если ребенок отвергается или не знает, каким образом ему достичь своей цели, то тогда он может попытаться добиться ее с помощью неправильного поведения.

Дрейкурс уточнил, что по своей природе эти цели импульсивны и возникают непосредственно в процессе поведенческого взаимодействия ребенка и другого человека - чаще всего родителя или учителя.

Дети обращаются к неправильному поведению тогда, когда позитивные способы достижения важных для них целей не принесли желаемого результата. Для того,  чтобы его заметили и восприняли, маленький ребенок прибегает к самым разнообразным средствам привлечения внимания. Если окажется, что такие средства сработали успешно, и ребенок почувствует, что его восприняли, он и далее будет вести себя подобным же образом.

Однако, если эти разнообразные действия по привлечению внимания не принесут результата и не смогут удовлетворить потребности ребенка, то, возможно, он станет добиваться желаемого более силовыми методами, стремясь обрести определенную власть.

Если попытки обрести власть потерпят неудачу, ребенок может решить, что мало кто будет выполнять его желания или поступать так, как он того хочет, и что до него никому нет никакого дела. Обычно ребенок чувствует себя уязвленным от такого явного отвержения, и он будет стремиться отомстить или отплатить за это. Месть может выражаться в умеренной либо в крайней форме. Это тот уровень целей, на котором отчаявшиеся дети и молодые люди становятся злобными, склонными к правонарушениям и часто совершают акты вандализма, кражи и другие деструктивные или бесполезные поступки.

Если же ни одна из этих трех целей не сможет обеспечить ребенку необходимого ему чувства принадлежности к группе, то он может вовсе отказаться от борьбы и изобразить из себя неполноценного. Подобная симулированная неполноценность часто заканчивается тем, что мир взрослых отворачивается от ребенка.

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных цели: внимание, власть, месть и уклонение.  Эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.

 Когда  мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?».  Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.

Ребенок, добивающийся внимания

Ребенок действует, основываясь на убеждении (обычно бессознательном), что он имеет какую-то значимость в глазах других только тогда, когда привлекает их внимание. Ориентированный на успех ребенок полагает, что его принимают и уважают только тогда, когда он добивается чего-то.

Он может провоцировать взрослых, пререкаясь с ними, проявляя намеренную неловкость и отказываясь подчиняться. Пассивные дети могут добиваться внимания при помощи лени, неопрятности, забывчивости, чрезмерной чувствительности или пугливости.

Ребенок, борющийся за власть

Нет ничего удивительного в том, что дети часто жаждут власти. Обычно они воспринимают родителей, учителей, других взрослых и старших братьев или сестер как людей, обладающих всей полнотой власти, поступающих так, как им заблагорассудится. Дети желают следовать некоторой модели поведения, которая, по их представлению, обеспечит им авторитет и одобрение.

Попытка подчинить ребенка в этой борьбе за власть неизбежно приведет к победе ребенка. По мнению Дрейкурса, окончательная «победа» родителей или учителей невозможна. В большинстве случаев ребенок «победит» только по той причине, что он не ограничен в своих методах борьбы никаким чувством ответственности и никакими моральными обязательствами. Ребенок не будет бороться честно. Он, не будучи обременен большим грузом ответственности, который возлагается на взрослого, может тратить гораздо больше времени на выстраивание и воплощение своей стратегии борьбы.

Мстительный ребенок

Ребенок, которому не удалось добиться удовлетворяющего его места в группе с помощью привлечения внимания или борьбы за власть, может почувствовать себя нелюбимым и отвергнутым и стать поэтому мстительным. Это мрачный, дерзкий, озлобленный ребенок, мстящий всем, чтобы ощутить свою собственную значительность. Действия, посредством которых реализуются мстительные замыслы, могут быть физическими или вербальными, откровенно грубыми или изощренными. Но их цель всегда одна и та же – отомстить другим людям.

Ребенок, который хочет, чтобы его считали неспособным

Дети, которым не удалось найти место в группе, несмотря на их социально полезный вклад, привлекающее внимание поведение, борьбу за власть или попытки отомстить, в конце концов, сдаются, становятся пассивными и прекращают свои попытки влиться в коллектив. Дрейкурс утверждал : «Ребенок прячется за демонстрацией реальной или воображаемой неполноценности». Если такой ребенок сможет убедить родителей и учителей в том, что он действительно не способен выполнять то-то и то-то, к нему будет предъявляться меньше требований, и можно будет избежать многих возможных унижений и неудач.

Источники:

  1. Манифест счастливого детства. Основные идеи разумного воспитания Авторы: Рудольф ДрейкурсВики Золц:  Рама Паблишинг, 2011
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрейкурс,_Рудольф
  3. http://www.psychologos.ru/articles/view/rudolf_dreykurs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плохое поведение ребенка. Как быть?

Каждый родитель сталкивается с проблемой плохого поведения. Что же делать в такой ситуации. У плохого поведения всегда есть причина. Очень важно выяснить, что это за причина......

"Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?"

Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Давайте посмотрим на такое поведение с другой стороны: «плохое поведение» ребенка – это сигнал для взро...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Консультация для родителей "Что хочет сказать ваш ребенок"

Детско-взрослый разговорник, представленный в данной консультации, поможет родителям лучше понять своих детей....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....

«Хорошо или плохо» – игра для дошкольников, формирующая представление о хорошем и плохом поведении.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо» – занятие для дошкольников старшего возраста и первоклассников. В игровой форме воспитатель прививает воспитанникам нравственные нормы...

Что хочет сказать ребенок своей истерикой?

В жизни практически каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда ребенок из мягкого и пушистого ангелочка превращается в кричащее существо. Это истерика. Часто она происходит внезапно, реб...