«А вы наказываете своего ребёнка»
консультация по коррекционной педагогике

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

                              Консультация для родителей.

                       «А вы наказываете своего ребёнка?»
Цель:
заставить родителей  задуматься о таком методе воспитания, как «Наказание», над адекватностью наказаний, переосмыслить их. Разъяснить последствия неправильно выбранного метода воспитания.

Вы  знаете, что А. С. Макаренко говорил , что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
Ой, красивые слова, скажите вы, в реальной жизни бывают разные ситуации.
Соглашусь, давайте взвесим все «За» и «Против».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_vy_nakazyvaete_svoego_rebyonka.docx78.06 КБ

Предварительный просмотр:

                              Консультация для родителей.

                       «А вы наказываете своего ребёнка?»
Цель:
заставить родителей  задуматься о таком методе воспитания, как «Наказание», над адекватностью наказаний, переосмыслить их. Разъяснить последствия неправильно выбранного метода воспитания.

Вы  знаете, что А. С. Макаренко говорил , что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
Ой, красивые слова, скажите вы, в реальной жизни бывают разные ситуации.
Соглашусь, давайте взвесим все «За» и «Против».

Итак, если вы «за»  наказания.
Многие родители рассуждают так: «Детей надо воспитывать, так как ребенок делает назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает. И родителям становится легче»,  «Нас били родители и ничего ». «Не зря наказания использовали раньше».

Есть даже поговорка: «Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»

А что же такое наказание, чего мы хотим добиться им?

                                              pe02340_

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

А вы знаете, что…..

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47 % случаев. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь. И его снова наказывают.

Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещенное действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка. Результаты при этом бывают еще хуже.

Брать слово с ребенка также ненадежное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

                                j0232130[1]

Не допускаются  физические наказания.
Они вызывают у ребёнка чувство бессилия: ребёнок хочет выйти из сложившейся ситуации, но не может, так как он слабее взрослого. Он начинает разрушать другие доступные ему ситуации. Развивается агрессия, которую ребёнок вымещает на более слабых детях .Снижается самооценка, возникает чувство бессилия, унижения, безысходности.
 Угроза наказания может вызвать обманное поведение, суть которого состоит в том, что дошкольник начинает стремиться угодить взрослому и выставить себя в как можно более благоприятном свете. При этом ребёнок, как бы изменяет ситуацию, всячески показывая, какой он хороший. Стремление показать себя в выгодном свете, таким образом, становится неотъемлемой чертой личности.

Если взрослый постоянно ворчит, ребёнок становится неуверенным, начинает избегать взрослого, становится скрытным.

Нельзя длительно ограничивать активность ребёнка ( ставить в угол, запирать в комнате). Это вызывает чувство несправедливости, подрывает авторитет взрослого, увеличивает дистанцию между вами.

Нельзя вызывать чувство вины у ребёнка .Взрослый просит извиниться, пообещать, что больше так не будет. Если ребёнок совершил проступок, важно акцентировать  внимание не на то , что он сделал, а на тех последствиях его действий для других людей. Важно , чтобы ребёнок переживал не за себя а за других людей.

Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.

Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Как же быть спросите вы? Что делать если ребёнок провинился?

К педагогически оправданным наказаниям относятся, перечисленные ниже:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о последствиях поступка ребёнка, влияния его на окружающих ;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Наказывая, запомните несколько правил:

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
  • Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Надеюсь, я смогла помочь Вам разобраться в этом непростом вопросе.
МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»
Воспитатель разновозрастной группы №1 «Ромашка»
Терновенко Н.А.
2017 г.

                                   j0397556


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно наказывать своего ребенка"

"Как правильно наказывать своего ребенка"...

Родительское собрание в I младшей группе общеразвивающей направленности ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка? Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»

В ходе родительского собрания освящаются вопросы психолого-педагогического развития детей 2-3 лет, что необходимо знать родителям, чтобы понимать своего малыша....

Наказывать ли ребёнка

Ещё классик Федор Михайлович обозначил, что наказание следовать должно, но следовать за тем, что вы называете нарушением. Поэтому, прежде чем оттачивать своё педагогическое мастерство, определите рамк...

Сценарий родительского собрания «Узнай своего ребенка, или как Вы хорошо знаете ли вы своего ребёнка?»

Сценарий родительского собрания«Узнай своего ребенка, или как Вы хорошо знаете ли вы своего ребёнка?»...

«Стоит ли наказывать своих детей?»

Данная консультация предназначена для родителей, которые хотят осмыслить и подумать, а действительно «нужны ли наказания?»....

Консультация для родителей "А вы наказываете своего ребёнка?"

Консультация предназначена идля родителей дошкольников .Цель её помочь родителям задуматься над таким методом воспитания как "наказание",адекватность наказаний, целесообразность, последствия...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...