Главные вкладки

    Основные направления коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.
    консультация по коррекционной педагогике

    Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

    Консультации для педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

    1.Цели и задачи воспитания детей в норме и с нарушением интеллекта.

    Система дошкольного воспитания, исходя из психолого-педагогических данных, предусматривает целенаправленную, осуществляемую по определенной программе, систематическую воспитательно-образовательную работу с детьми, начиная с первых лет жизни.

    В 1963 г. коллегией Министерства просвещения БССР была утверждена «Программа воспитания в детском саду». Это первый программно-методический документ, разработанный на основе учения о всестороннем развитии человека, определивший задачи, основное содержание, формы воспитания и обучения детей от рождения до 7 лет.

    «Программа воспитания в детском саду» внесла существенные изменения в педагогический процесс. Усилилось внимание к ребенку, его личности. Яснее стала целостность воспитательной и образовательной работы на протяжении шести лет жизни детей в дошкольном учреждении. В 1972 г. «Программа воспитания в детском саду» была пересмотрена и усовершенствована.

    Практика показала, что в дошкольном возрасте происходит не только усвоение большого количества знаний, но и идет интенсивное развитие способностей, формирование нравственных качеств, выработка черт характера, от которых во многом зависит будущее ребенка. Было установлено, что потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось. При пересмотре и совершенствовании программы врачебно-гигиенические данные о границах физической и умственной работоспособности растущего детского организма, было расширено содержание разделов по физическому и нравственному воспитанию. Большое внимание уделено педагогическому руководству детским творчеством, художественной самодеятельности, более полно и последовательно представлено сенсорное воспитание, которое создает основу для всего последующего интеллектуального развития ребенка. Обогатилось содержание программы по ознакомлению детей с окружающим, формированию элементов математических представлений, развитию их речи. Все это дало возможность учить ребенка элементарным мыслительным операциям.

    «Программа воспитания в детском саду» исходит из необходимости всестороннего развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Для каждой возрастной группы определены задачи воспитания физически здоровых детей, развития их умственных способностей, формирования нравственных качеств, указан объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть все дети.

    Программой предусмотрено значительное усиление воспитательной работы, направленной на всестороннее развитие детей и подготовки их к школе. Особое внимание уделено формированию учебной деятельности старших дошкольников. С целью повышения культуры речи, развития фонематического слуха, формирования умений анализировать звуковой состав слова в подготовительной к школе группе предусмотрено обучение грамоте в объеме 18 звуков и букв, овладение простейшими операциями с множествами, а так же решение и составление арифметических задач на сложение и вычитание в пределах десятка, проведение измерений величин предметов с помощью условной мерки и т.д.

    Серьезное внимание уделяется так же выполнению задач комплексного воспитания. Вся работа детских дошкольных учреждений по физическому, нравственному, эстетическому, трудовому, умственному воспитанию, подготовке детей к школе проводится целенаправленно, по тщательно разработанному плану.

    Интеллектуальное развитие ребенка немыслимо без хорошего физического развития. Поэтому вопросы физического воспитания детей – предмет постоянной заботы медицинских работников и всего педагогического коллектива.

    Настроение, самочувствие, эмоциональный тонус, успехи в учебе и в труде во многом зависят от состояния здоровья. Именно в детские годы закладывается фундамент таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость. Это так же период и интенсивного психического развития, на котором в дальнейшем строится вся его активная жизнь.

    Жизнь детей организована по строгому распорядку с учетом их возрастных особенностей: соблюдается время приема пищи, дневного сна, занятий, прогулок, осуществляется последовательность режимных моментов. Уделяется внимание проведению обязательных и специальных закаливающих мероприятий: водные процедуры, солнечные и воздушные ванны. При организации и проведении оздоровительно-закаливающих мероприятий строго соблюдаются принципы дидактики: постепенность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход и учет эмоционального состояния ребенка.

    Детский сад должен положить начало трудовому воспитанию детей, привить любовь и интерес к полезной деятельности, выработать некоторые практические навыки и умения, психологически готовить ребят к активному участию в общественно полезном труде. В детских садах создаются предпосылки для политехнического обучения в школе.

    Работа по трудовому воспитанию проводится дифференцированно в зависимости от возраста детей. Если в младших группах основное внимание направлено на воспитание навыков самообслуживания и выполнения простых трудовых поручений, то с детьми старших групп организованы все виды дежурства. Воспитатели старших и подготовительных к школе групп совершенствую навыки и умения детей в процессе различных видов труда, развивают наблюдательность, настойчивость при достижении цели, аккуратность.

    Одной из центральных задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание нравственных качеств, а так же любви к Родине. В детском саду дети приобретают и закрепляют навыки культурного поведения: они без понимания здороваются, прощаются, благодарят, вежливо обращаются ко взрослым и т.д. Одной из характерных черт нравственного облика воспитанников является чувство коллективизма. Детей учат совместно, не мешая друг другу, распределять обязанности в труде, роли в игре. Они доброжелательны, отзывчивы, заботятся о младших, знают, «что такое хорошо и что такое плохо», приобретают навыки самообслуживания, бережно обращаются с вещами.

    Нравственное и трудовое воспитание тесно связано с эстетическим воспитанием, которому принадлежит исключительно важное место в формировании личности. Эстетическое воспитание – это любовь к прекрасному в окружающей жизни, природе, искусству. Оно способствует развитию музыкального и поэтического слуха, творческих способностей, желания и умения рисовать, лепить, петь, танцевать, слушать и понимать музыку, выразительно рассказывать стихи.

    В дошкольных учреждениях ставятся следующие задачи: систематически развивать эстетические восприятия, чувства и представления, закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к эстетической оценке отдельных явлений, воспитывать у них привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, отношения с людьми, развивать их художественно-творческие способности в различных видах словесно-художественной, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельности.

    В «Программе воспитания в детском саду» сформулированы задачи умственного воспитания детей и подготовки их к школе. Умственное воспитание – это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности – игра, труд, занятия, экскурсии, беседы во время прогулок. Установлено, что процесс усвоения дошкольниками знаний происходит наиболее эффективно в учебной и повседневной деятельности.

    При определении общей стратегии воспитания детей и подготовки их к школе необходимо иметь в виду ту особую роль, которую играет этот возраст в общем формировании человеческого мышления и человеческой личности в целом.

    Однако сами собой интеллектуальные возможности детей, как правило, не проявляются, а требуют для своей реализации определенных условий. Развивать положительные задатки ребенка призвано дошкольное учреждение. Оно должно обеспечить усвоение детьми определенного объема обобщенных и систематизированных знаний, помочь им овладеть такими простейшими формами и операциями мыслительной деятельности, как суждение, умозаключение, анализ, синтез, обобщение; развивать у детей пытливость, любознательность, самостоятельность, стремление к новым знаниям.

    Содержание всей воспитательно-образовательной работы в детском саду направлено на подготовку детей к школе, которая должна осуществляться на всех ступенях дошкольного воспитания. Она предполагает всестороннее развитие личности, достигаемое путем физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания на протяжении всего раннего и дошкольного детства.

    «Программа воспитания в детском саду» предусматривает последовательное усложнение воспитательного процесса. Работа в подготовительной к школе группе направлена на решение новых, специальных задач по подготовке к обучению грамоте и формированию начальных навыков слогового чтения в объеме 18 звуков и букв.

    В процессе обучения детей элементарным математическим представлениям в подготовительных к школе группах воспитатели заботятся об умственном развитии детей, учат их рассуждать, обосновывать ответы. Воспитанники умеют считать в прямом и обратном порядке, группами, различают порядковый счет и количественный, знают разностное отношение между смежными числами в прямом и обратном порядке, определяют количественный состав числа из единиц в пределах 10 и т.д.

    В старших, и особенно подготовительных к школе группах уделяется большое внимание подготовки руки к письму. Этому способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а так же работа с различными материалами: бумагой, тканью, проволокой, деревом. На занятиях развивается мускулатура пальцев, благодаря чему рука ребенка становится более гибкой, умелой, движения ее приобретают уверенность, легкость, ритмичность. Дети овладевают навыками и умениями работы с карндашом, кистью, ножницами, у них развивается координация движений обеих рук, действия руки и глаза, зрительный контроль за движением руки.

    «Программа воспитания в детском саду» большое внимание уделяет игре, которая используется как средство воспитательно-образовательной работы и как форма организации жизни детей. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет важное значение для его физического и психического развития, воспитания нравственных чувств и привычек, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

    Успехов в обучении и воспитании детей невозможно добиться без совместной работы с родителями. Семью и детский сад связывают единство целей, задач. Чем теснее взаимоотношения семьи, общественности и дошкольного учреждения, тем успешнее решаются вопросы обучения и воспитания детей. Необходимо с первых дней пребывания детей в дошкольных учреждениях устанавливать контакты между педагогами и семьей.

    Задачи воспитания состоят прежде всего в том, чтобы максимально развивать психофизиологические качества, не навязывая ребенку преждевременно неприемлемых для него форм мышления и способов деятельности. Необходимо учитывать, что детский организм еще не окреп, и любые перегрузки и переутомления могут сказаться отрицательно на состоянии здоровья ребенка, на его развитии. Поэтому воспитание в детских учреждениях должно проводиться в тесном контакте с родителями. Оно требует от воспитателей систематического изучения психологических особенностей ребенка, постоянного совершенствования методов обучения и воспитания, обогащения своих знаний в области дошкольной психологии и педагогики.      

    На государственном уровне специальная помощь в Республике Беларусь оказывается в рамках Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.

    Система учебно-образовательных учреждений для детей с особенностями психофизического развития существует и развивается в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь», Концепцией реформирования специального образования в Республике Беларусь, Положением о специальной – общеобразовательной школе (школе-интернате) дл детей с особенностями психофизического развития (2002) и рядом других законодательных актов и документов.

    Под специальным образованием в Республике Беларусь понимают процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество (Из Концепции реформирования).

    Принципы построения системы специального образования:  

    • Государственный характер.
    • Общедоступность образования.
    • Приоритет общечеловеческих ценностей.
    • Опора на наследие национальной культуры.
    • Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
    • Коррекционная и компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса.
    • Личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании.
    • Преемственность в работе всех звеньев образования и другие.

    Система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.

    Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:

    1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).
    2. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).
    3. Период обязательного обучения (от 6-7 лет до 16 лет).
    4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года – для незрячих, глухих и с нарушением опорно-двигательного аппарата).
    5. Период обучения взрослых-инвалидов.

    Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями ребенка.

    Дети от рождения до 3-х лет воспитываются в учреждениях здравоохранения (детских яслях, домах ребенка), в возрасте с 3-х лет и до совершеннолетия – в дошкольных и школьных учреждениях образования или социальной защиты, где оказывается помощь и поддержка детям-инвалидам.

    Система оказания педагогической помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии начала складываться с конца 60-х годов и представлена специализированными детскими садами с круглосуточным и дневным пребыванием детей, специализированными детскими домами, а так же сетью специальных групп при массовых детских садах и дошкольных групп при специальных школах-интернатах. Во все эти образовательно-коррекционные учреждения принимаются дети в возрасте от 3-х до 7-8 лет. Их комплектование, зачисление ребенка в специализированное дошкольное учреждение и вывод из него находится в компетенции психолого-медико-педагогической консультации.

    В 2002 году Министерство образования Республики Беларусь утвердило Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. В нем подчеркивается, что этот процесс строится на основе:

    • Открытости дошкольного образования и приоритета в нем семьи;
    • Гуманизации воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения;
    • Демократизация системы дошкольного образования;
    • Комплексности консультационной, коррекционно-развивающей помощи детям и их родителям;
    • Повсеместного охвата детей с нарушениями психофизического развития с раннего возраста системой коррекционно-реабилитационных услуг в воспитательно-образовательных учреждениях и семье.

    Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности. Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа. Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей и т. д. При образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям основываетсяна принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития. Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений  между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка. Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой 'заделы' на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию обамплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода. Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами - семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением. На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы. Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования.

    При поступлении ребенка в специальное дошкольное учреждение проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями. Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития. В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздникови т. д. Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

    Как мы видим из вышеизложенного воспитание в дошкольном учреждении детей с нормой развития и детей с нарушением интеллекта имеет одни и те же цели и задачи. Однако в воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта выделяются также специальные воспитательные задачи.

    2.Специальные задачи дошкольных учреждений.

    Ведущим принципом работы в специальных дошкольных учреждениях является коррекционно-реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса.

    Коррекция (улучшение, исправление) – это центральное понятие дефектологии. Оно включает в себя систему психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития ребенка (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму). Коррекция может быть прямой и косвенной.

    Прямая коррекция заключается в проведении тренинга с использованием специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.

    При косвенной коррекции предполагается, что уже в процессе воспитания и обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового.

    Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (возмещение, уравновешивание). Сущность процесса заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы и противодействует патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел центральной нервной системы непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления.

    Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсация их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью. В документах ООН термин «реабилитация» означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения жизни и расширения рамок независимости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

    Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

    Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

    В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

    Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

    Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

    сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

    В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

    Разработка Примерной основной образовательной (адаптированной) программы дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС ДО

    В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержание этого об...