Основные направления коррекционно-воспитательной работы.
консультация по коррекционной педагогике

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционно-воспитательной работы.

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а так же воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Все вышеперечисленные задачи учтены в программе 'Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта'. Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: 'Здоровье', 'Социальное развитие', 'Физическое воспитание и физическое развитие', 'Познавательное развитие', 'Формирование деятельности', 'Эстетическое развитие'. Механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррекция сенсорики (деятельность анализаторов);
  • Коррекция соторики (физическое развитие);
  • Коррекция познавательных функций (мышление, память, речь и др.);
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • Коррекция личности.

Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенные (традиционные) – это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном достигается косвенным образом.

В последнее время приобретают популярность такие средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего – игры конструктивного содержания), ароматерапия, иппотерапия, арттерапия, музыкотерапия и др. Мощным средством коррекции и стимуляции психической активности остается создание ситуации выбора и поиска выхода из нее.

Очень важно при выборе средств коррекции делать опору на социально значимое содержание материала, при этом, подчеркивает Н.М.Назаров, целесообразно учитывать взаимосвязь норм индивидуального уровня и норм социокультурной жизни. Специальное образование приобщает детей с отклонениями к многообразным нормам, выработанным в процессе исторического развития общества, но и эти нормы в каждом ребенке индивидуализируются, становятся конкретными нормами индивидуального поведения.

Большинство традиционных средст имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями.

Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения.

Принципиально значимыми положениями в программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания являются следующие:

  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • Анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
  • Включение родителей в коррекциооно-педагогический процесс;
  • Расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
  • Формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;
  • Реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания и совершенствование методов и приемов работы;
  • Активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;
  • Расширение форм взаимодействия взрослых с детьми в создании условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
  • Определение базовых достижений в каждом возрастном периоде.

Реализация принципа коррекционной направленности деятельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:

  1. Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка.
  2. Адаптация средств педагогического процесса к особенностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможную мобилизацию способностей детей на овладение элементами социальной культуры в неадаптированном виде.
  3. Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.
  4. Опора на предметно-практическую деятельность детей с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.
  5. Использование специальных коррекционных приемов.
  6. Выполнение детьми заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.
  7. Специально организованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон.

Таким образом, коррекция достигается посредством адаптации содержания воспитания и обучения к особенностям познавательной деятельности детей, учета актуального уровня и зоны ближайшего развития, использование наглядности, замедленности процесса обучения, повторения тренировочных упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Конспект открытого занятия по направлению коррекционно – воспитательной работы: «Охрана здоровья» Тема: « Как беречь своё здоровье»

1.      Формировать представления о здоровом образе жизни.2.     Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение....

Направление коррекционно-воспитательной работы для детей с ТНР

Направление коррекционно-воспитательной работы для детей с ТНР...

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с с...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Направления коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Направления коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...