Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР
статья на тему

Чистякова Ольга Николаевна
Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с семьей по образовательным областям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционно – развивающей работы педагога – психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

Цель реализации Программы - определение основных направлений  коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи программы:

- психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

- способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

Психодиагностика

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

        Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

          Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

 воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

Коррекционно – развивающая работа

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней  психологической  сфере воспитанников, рассматривается,  как развивающая.

        Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

        В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

        Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. 

Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Психологическое консультирование

       Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Психологическая профилактика и психологическое  просвещение

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно: 
- актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
- повышение уровня психологических знаний; 
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

          Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

    Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный  руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.  

    Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

         Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

     При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

  • Информировать родителей  о методах обогащения активного словаря воспитанников;
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета
  • Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Художественно - эстетическое».

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.
  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

 Обучает родителей:

•  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

•  умению организовывать и направлять разные игры детей;

•  методам игрового взаимодействия с ребенком;

•  созданию оптимальной развивающей среды дома;

•  правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

•  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

•  групповые тематические консультации для родителей;

•  игровые детско-родительские сеансы;

•  психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

•  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

•  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

•  создания условий для успешной социализации детей;

•  обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

•  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

•  потребность к овладению психологическими знаниями;

•  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

•  личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

•  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

•  групповые тематические консультации для родителей:

•  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

•  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

Планируемые результаты реализации программы:

1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).



Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционно – развивающей работы педагога – психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

Цель реализации Программы - определение основных направлений  коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи программы:

- психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

- способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

Психодиагностика

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

        Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

          Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

 воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

Коррекционно – развивающая работа

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней  психологической  сфере воспитанников, рассматривается,  как развивающая.

        Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

        В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

        Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. 

Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Психологическое консультирование

       Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Психологическая профилактика и психологическое  просвещение

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно: 
- актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
- повышение уровня психологических знаний; 
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

          Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

    Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный  руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.  

    Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

         Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

     При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

  • Информировать родителей  о методах обогащения активного словаря воспитанников;
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета
  • Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Художественно - эстетическое».

  • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.
  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

 Обучает родителей:

•  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

•  умению организовывать и направлять разные игры детей;

•  методам игрового взаимодействия с ребенком;

•  созданию оптимальной развивающей среды дома;

•  правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

•  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

•  групповые тематические консультации для родителей;

•  игровые детско-родительские сеансы;

•  психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

•  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

•  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

•  создания условий для успешной социализации детей;

•  обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

•  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

•  потребность к овладению психологическими знаниями;

•  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

•  личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

•  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

•  групповые тематические консультации для родителей:

•  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

•  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

Планируемые результаты реализации программы:

1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Расписание или количество образовательных ситуаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа непосредственно образовательной деятельности распределенной в течение учебного года по периодам с учётом возрастных особенностей детей...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.   -обеспечение эмоциональной разрядки.-формирование социальных навыков и социализации;-формирование произвольной регуляци...

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе, с детьми с задержкой психического развития.З...