Главные вкладки

    Статья на тему:
    Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

    Чистякова Ольга Николаевна
    Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с семьей по образовательным областям ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционно – развивающей работы педагога – психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

    В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

    Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

    Цель реализации Программы - определение основных направлений  коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

    Задачи программы:

    - психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

    - способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

    - создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

    - обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

    - способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

    - повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

    Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

    Психодиагностика

    Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

            Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

            Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

    - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

    - оптимизации работы с группой детей.

              Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

     воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

    Коррекционно – развивающая работа

    В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней  психологической  сфере воспитанников, рассматривается,  как развивающая.

            Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

            В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

            Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. 

    Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

    Психологическое консультирование

           Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

    Психологическая профилактика и психологическое  просвещение

    Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

    В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

    - создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно: 
    - актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
    - повышение уровня психологических знаний; 
    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 
    Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

              Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

        Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный  руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.  

        Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

             Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

         При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

    Основные формы взаимодействия с семьей.

    Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

    Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

    Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

    • Информировать родителей  о методах обогащения активного словаря воспитанников;
    • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
    • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
    • Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.
    • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета
    • Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

    Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

    • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
    • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
    • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
    • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
    • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
    • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
    • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
    • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
    • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

    Образовательная область «Познавательное развитие».

    • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
    • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
    • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
    • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

    Образовательная область «Художественно - эстетическое».

    • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
    • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
    • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
    • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
    • Побуждать поддерживать детское сочинительство.
    • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

    Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

     Обучает родителей:

    •  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

    •  умению организовывать и направлять разные игры детей;

    •  методам игрового взаимодействия с ребенком;

    •  созданию оптимальной развивающей среды дома;

    •  правилам выбора игровых средств и оборудования.

    Проводит:

    •  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

    •  групповые тематические консультации для родителей;

    •  игровые детско-родительские сеансы;

    •  психологическую диагностику детей.

    Знакомит родителей:

    •  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

    •  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    Объясняет родителям значимость:

    •  создания условий для успешной социализации детей;

    •  обучения игровому взаимодействию с детьми.

    Формирует:

    •  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

    •  потребность к овладению психологическими знаниями;

    •  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

    •  личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

    •  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

    Проводит:

    •  групповые тематические консультации для родителей:

    •  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

    •  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

    Планируемые результаты реализации программы:

    1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

    2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

    3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

    4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

    5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

    6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).



    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционно – развивающей работы педагога – психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

    В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

    Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

    Цель реализации Программы - определение основных направлений  коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

    Задачи программы:

    - психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

    - способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

    - создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

    - обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

    - способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

    - повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

    Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

    Психодиагностика

    Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

            Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

            Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

    - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

    - оптимизации работы с группой детей.

              Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

     воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

    Коррекционно – развивающая работа

    В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней  психологической  сфере воспитанников, рассматривается,  как развивающая.

            Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

            В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

            Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. 

    Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

    Психологическое консультирование

           Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

    Психологическая профилактика и психологическое  просвещение

    Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

    В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

    - создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно: 
    - актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
    - повышение уровня психологических знаний; 
    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 
    Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

              Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

        Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный  руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.  

        Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

             Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

         При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

    Основные формы взаимодействия с семьей.

    Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

    Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

    Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

    • Информировать родителей  о методах обогащения активного словаря воспитанников;
    • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
    • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
    • Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.
    • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета
    • Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

    Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

    • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
    • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
    • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
    • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
    • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
    • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
    • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
    • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
    • Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

    Образовательная область «Познавательное развитие».

    • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
    • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
    • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
    • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

    Образовательная область «Художественно - эстетическое».

    • Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
    • Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
    • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
    • Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
    • Побуждать поддерживать детское сочинительство.
    • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

    Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

     Обучает родителей:

    •  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

    •  умению организовывать и направлять разные игры детей;

    •  методам игрового взаимодействия с ребенком;

    •  созданию оптимальной развивающей среды дома;

    •  правилам выбора игровых средств и оборудования.

    Проводит:

    •  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

    •  групповые тематические консультации для родителей;

    •  игровые детско-родительские сеансы;

    •  психологическую диагностику детей.

    Знакомит родителей:

    •  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

    •  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    Объясняет родителям значимость:

    •  создания условий для успешной социализации детей;

    •  обучения игровому взаимодействию с детьми.

    Формирует:

    •  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

    •  потребность к овладению психологическими знаниями;

    •  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

    •  личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

    •  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

    Проводит:

    •  групповые тематические консультации для родителей:

    •  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

    •  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

    Планируемые результаты реализации программы:

    1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

    2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

    3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

    4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

    5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

    6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

    Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

    " Художественный труд в кружковой работе с детьми с ТНР"

                                    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

    Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

    Цель проекта:Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР  в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.Задачи:Способствовать   овладению речью как средством общения детьми...

    ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

    В статье рассматривается необходимость использования   мнемотехник  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников....

    Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР

    Презентация на тему : Приминение метода "Синквейн" в логопедической работе с детьми с ТНР...

    АДМ в коррекционной работе с детьми с ТНР

    Данный адаптированный музыкальный набор для детей инвалидов помогает снимать напряжение, выражать чувства, тренировать память...

    Преодоление трудностей в коррекционной работе с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

    преодоление трудностей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР...