Современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта.
статья по коррекционной педагогике

Огаркова Альбина Сергеевна

В работе педагог будет использовать современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта;

Будут учтены особенности каждого воспитанника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ns_portal.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы коррекционного обучения и воспитания,  социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, целью которой является выработка новых подходов к удовлетворению, возникших в процессе нарушений развития, специфических образовательных потребностей через предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами образования, развитие инклюзивных процессов, формирование толерантного отношения в обществе к людям с особенностями психофизического развития, создание специальных условий на всех уровнях основного образования.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в коррекционной педагогике (дефектологии). Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные во всём мире. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции подобной патологии в развитии детей.

 Целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является развитие их максимально возможной независимости, способности жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина, сохраняя право быть другим. Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность. Коррекционно-развивающая работа рассматривается в специальной педагогике как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями. Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в ещё большей, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно - воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка. Перед педагогами- дошкольниками стоит задача подготовить своих воспитанников, отстающих в умственном развитии к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному труду и самостоятельной жизни.

        Психолого - педагогическому изучению умственно отсталых детей посвятили свои труды Г.Я.Трошина (1914); Л.С.Выготский, Л.В.Занков, И,М,Соловьёв (1935); Ж.И.Шиф, В.Г.Петрова, Т.Н.Головина, В.И.Лубовский, Т.А.Власова и др.

Отечественными исследователями были разработаны различные психолого-педагогические системы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в специализированных дошкольных учреждениях. Традиционно в специальной педагогике и специальной психологии существует два основных направления осуществления коррекционного воздействия. Исследования показали, что наиболее эффективной в специальной дошкольной педагогике оказались системы, соединившие в себе оба подхода, психологический и педагогический.[20]

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений: 

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии:

дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых); группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях  коррекционного типа.

  Одна из наиболее новых форм помощи детям группы кратковременного пребывания.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во- первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно- педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно- рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности .
       Вся воспитательно - образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.[20]

При организации коррекционно - воспитательной работы с умственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором каждый ребёнок чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя -дефектолога. Педагоги группы должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтоб иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. [21]

Корекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Она состоит из пояснительной записки и 6 разделов:

 1. Раздел «Здоровье». Рассматривает условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка. Здесь же перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми приёмами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.

 2. Раздел «Социальное развитие» охватывает блоки психолого-педагогической работы, описанной на стр. 13. Социальное развитие проблемного ребёнка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

 3. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» совершенствует функции формирующегося организма ребёнка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, тонкую ручную моторику и развитие зрительно-двигательной координации.

 4. Раздел «Познавательное развитие» включает в себя: развитие внимания; тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти; формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представлений; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте.

 5. Раздел «Формирование деятельности». Этот раздел представлен следующими блоками: формирование у детей предметной деятельности; Формирование у детей игровой деятельности, обучение детей продуктивным видам деятельности, обучение детей элементарной трудовой деятельности.

 6. Раздел «Эстетическое развитие» включает в себя следующие виды эстетического воспитания: музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность .

При выборе коррекционно - развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребёнка со взрослым. Среди этих условий особенно выделяются следующие:

-эмоциональный контакт взрослого с ребёнком (в том числе с подключением зрительной, слуховой и тактильной модальностей);

-правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно- воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

-подбор способов передачи ребёнку общественного опыта, соответствующих уровню его развития.

Изучение ребёнка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении. При этом важно выяснить, кто в ближайшем окружении наиболее заинтересован в развитии ребёнка.

Выделяется три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно - педагогической поддержки, оказываемой ребёнку и членам его семьи:

  • Характер взаимодействия взрослого и ребёнка.
    · Предметно-развивающая среда.
  • Организация систематической и комплексной коррекционно - педагогической работы с ребёнком в среде его сверстников.[19]

Взрослый строит своё взаимодействие с ребёнком с учётом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребёнка с умственными нарушениями, структуру нарушения, а также актуальные и потенциальные возможности ребёнка.

 Предметно - развивающая среда и социокультурное окружение - мощный фактор, обогащающий (или тормозящий) детское развитие. Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполнила своё основное назначение - создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:

*соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития;

*содержать как известные ребёнку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

*быть для ребёнка неисчерпаемой, информативной;

*соответствовать коррегирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

*быть системной, т.е. отвечать определённому возрасту и содержанию деятельности детей.

Требования к коррекционно-педагогическому воздействию определяют педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Тенденция развития коррекционной педагогики, проявляющаяся в последние годы, направляет усилия педагогов на разработку индивидуальных программ коррекционно - развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстаёт в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения; наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
         В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.[24]         

 Чтобы помощь детям с интеллектуальными нарушениями развития была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.[23]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей к проведению коррекционной работы по заданию учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта

Перспективное планирование по образовательным областям, для закрепления материала воспитателями группы компенсирующей направленности...

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Разработка Примерной основной образовательной (адаптированной) программы дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС ДО

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержание этого об...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способа...