Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)
рабочая программа

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком  - это  не простое времяпрепровождение. Это много  новых  эмоций   и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pesok.docx660.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа песочной терапии

«Волшебный песок»

(Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста

с использованием игр с песком)

Автор программы: педагог-психолог

МБДОУ детский сад «Аист»

Эмиргамзаева А.Л.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи программы

  1. Концепция,        заложенная        в        содержание        учебно-развивающего материала
  2. Основные направления программы

  1. Основная идея программы

  1. Советы по организации занятий.

  1. Оборудование
  2. Условия проведения занятий с песком
  1. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

  1. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
  2. Сроки реализации программы
  1. Тематическое планирование

  2. Планируемые результаты
  3. Приложения

Приложение №1«Ритуал вхождения в занятие» Приложение № 2 «Ритуал выхода с занятия» Приложение № 3 «Игры и упражнения на песке» Приложение №4 «Рисование песком»

  1. Методическая литература, на основе которой была составлена программа

1. Пояснительная записка

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К.Д. Ушинский

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком  - это  не простое времяпрепровождение. Это много  новых  эмоций   и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

  1. Цели и задачи программы

Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

В соответствии с этой целью формируются

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;

  • формировать позитивное отношение к сверстникам;

  • развивать навыки социального поведения;

  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

  • cпособствовать проявлению эмпатии;

  • развивать фантазию и образное мышление;

  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

  • использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

  1. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут

существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

  1. Основные направления программы

Игровая деятельность

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать        детей        к        самостоятельной        игре,        вызывая        эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить        детей        разыгрывать        несложные        представления        по        знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В        сюжетных        играх        в        песочнице        воспитывать        творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

  • снизить уровень нервно – психического напряжения;
  • способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

  • развивать точность понимания речи;

  • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
  • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
  • используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
  • пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

  1. Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

  1. Советы по организации занятий.

  • Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
  • Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
  • Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
  • Периодически песочницу нужно пополнять песком.
  • Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
  • После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.

  1. Оборудование:

  1. Песочница.
  2. Песок.
  3. Кинетический песок.
  4. Фигурки:

Человеческие персонажи

Сказочные герои (злые и добрые) Животные (домашние, дикие и др.)

Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

  1. Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.) 6.Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
  1. Пластиковые        или        деревянные        геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
  2. Пластиковые трубочки с отверстиями; 9.Совочки, грабельки, стаканчики, сито.

  1. Условия проведения занятий с песком:

  1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
  2. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

  1. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
  • сенсорно - моторные / обследование /;
  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее  пожатие  руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
  • Пояснения, уточнения;

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

Индивидуальные игры

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму- никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

  1. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

  •         состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
  •         уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
  • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  •         сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
  •         личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
  •         уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
  • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);
  •         уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
  • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

  •         уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
  • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
  •         умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
  • на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

  1. Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

2.  Тематическое планирование

  1. Тематический        план        работы        с        песком        с        детьми        младшего дошкольного возраста.

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Сентябрь

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство        со        свойствами        сухого песка и кинетического »

3 неделя

«Копаем – насыпаем»

4 неделя

«Пересыпаем»

Октябрь

1 неделя

«Мышки в норках»

2 неделя

«Перелетные птицы»

3 неделя

«Домики для животных»

4 неделя

«Посуда. Копаем – насыпаем»

Ноябрь

1 неделя

«Цветные заборчики»

2 неделя

«Мой дом. Угадай чьи следы»

3 неделя

«Я и моя семья…»

4 неделя

«Мама милая моя»

5 неделя

«Домашние животные»

1 неделя

«Зимняя сказка

Декабрь

2 неделя

«Угощения для животных»

3 неделя

«Зимние забавы»

4 неделя

«Новогодние украшения»

Январь

3 неделя

«Секретики»

4 неделя

«Животные холодных и жарких стран»

Февраль

1 неделя

«Снег идет»

2 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

3 неделя

«Мы едем, едем, едем..»

4 неделя

«23 февраля»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

«Подарок маме»

2 неделя

«Признаки весны»

3 неделя

«Вода во круг нас. Кто живет в воде?»

4 неделя

«Приключение на морском дне»

Апрель

1 неделя

«Отпечатки наших рук- птица»

2 неделя

«Космос»

3 неделя

«Угощения друзьям»

4 неделя

«Что спряталось в песке?»

Май

1 неделя

«Народная игрушка»

2 неделя

«Праздничный салют»

3 неделя

«Цветочная поляна»

4 неделя

«Рисуем узоры»

5 неделя

«Рисуем песком»

  1. Тематический план работы с песком с детьми средней группы.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство

со

свойствами

сухого

Сентябрь

песка и кинетического »

3 неделя

«Разные следы»

4 неделя

«Мышки в норках»

Октябрь

1 неделя

«Чего не стало?»

2 неделя

«Домишки для муравьишки»

3 неделя

«Секретики»

4 неделя

«Угадай на ощупь»

Ноябрь

1 неделя

«Жили – были…»

2 неделя

«Я, волшебник»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Море, река и их обитатели»

5 неделя

«Домашние животные»

Декабрь

1 неделя

«Лесные жители»

2 неделя

«Бабушкин дворик»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Я, волшебник»

Январь

3 неделя

«Сказочная страна»

4 неделя

«Лес и его обитатели»

Февраль

1 неделя

«Жила – была рыбка…»

2 неделя

инсценировка сказки «Колобок»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Выдуй цифры из песка»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

Инсценировка        сказки        «Колобок        на новый лад»

2 неделя

«Какой, какая, какое?»

3 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

4 неделя

«Найди клад»

1 неделя

«Математический диктант»

Апрель

2 неделя

«На поляне расцвели ..»

3 неделя

«Угадай на ощупь»

4 неделя

«Я, волшебник»

Май

1 неделя

«Нелепицы»

2 неделя

«Создай, что хочешь»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Найди больше»

5 неделя

«Рисуем песком»

  1. Тематический        план        работы        с        песком        для        детей        старшего дошкольного возраста и подготовительной группы.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство        со        свойствами        сухого песка и кинетического »

3 неделя

«Путешествие в Волшебную страну»

4 неделя

«Что спряталось в песке?»

Октябрь

1 неделя

«Упражнения с палочками»

2 неделя

Инсценирование сказки «Теремок»

3 неделя

«Выдуй цифры из песка»

4 неделя

«Рисуем песком»

Ноябрь

1 неделя

«Отгадай загадку»

2 неделя

«Город в котором мы живем»

3 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

4 неделя

«Найди клад»

5 неделя

«Домашние животные»

1 неделя

«Водный мир»

2 неделя

«Сделай цифру из песка»

Декабрь

3 неделя

«Математический диктант»

4 неделя

«В гостях на морском дне»

Январь

3 неделя

«Секретики в песке»

4 неделя

«Планета Динозавров»

Февраль

1 неделя

«Пустыня»

2 неделя

«Узнай букву и назови звук»

3 неделя

«Найди клад»

4 неделя

«Волшебные ладошки»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

«Выложи        из        палочек        и        загадай загадку»

2 неделя

«Игра в хороших и плохих»

3 неделя

Инсценирование        сказки        «Зайкина избушка»

4 неделя

«Теплые лучики солнца»

Апрель

1 неделя

Путешествие в сказку «Домики для трех поросят»

2 неделя

«Бабушкин дворик»

3 неделя

«Выдуй цифры из песка»

4 неделя

«Найди клад»

Май

1 неделя

Создание картины «Лес»

2 неделя

«Необычайная история»

3 неделя

«Математический диктант»

4 неделя

«Я волшебник»

5 неделя

«Рисуем песком»

  1. Планируемые результаты
  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );
  • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
  • игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;

  1. Приложения

 Приложение №1 «Ритуал Входа»

Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.

Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения: Мы ногами топ, топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп Мы чуть, чуть попрыгаем Ножками подрыгаем

Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.

В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек: И мешочек вдруг проснулся

Всем ребятам улыбнулся!!!

(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!

Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться: Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок: Здравствуй, здравствуй, наш песок!

 Приложение №2 «Ритуал выхода»

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.

Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

Спасибо милый Наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!

 Приложение №3 «Игры с песком»

Упражнение "Здравствуй, песочек"

Цель: снижение психоэмоциональго напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Упражнение "Секретик"

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

Упражнение "Сказочная страна"

Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем

Задание: оценить собственные ощущения

Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную стрразными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.

Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?

 Приложение №4 «Рисование песком»

G:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\турник.jpgG:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\тропинка.jpgG:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\солнышко.jpgG:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\улиточка.jpg

G:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\лесенка.jpgG:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\мостик.jpg

G:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\кисточки.jpg

G:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\горы.jpgG:\педагог-психолог ДОУ\дидактич м\развивайка\Потешки - рисовать(песок)\волна.jpg

  1. Методическая        литература,        на        основе        которой        была        составлена программа

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со- провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра- зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игр с песком

laquo;Волшебный песок»Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?Играя с песком у ребенка усиливается...

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....

Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...

мастер-класс «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»».

мастер-класс педагога-психолога на тему: «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА»»....