Программа коррекционно-развивающей работы с детьми (развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой) «Песочная сказка»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Фомичева Наталья Алексеевна
 
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми
(развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей  дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой)
«Песочная сказка»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pesokdocx.docx74.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Планета детства»

 

 

СОГЛАСОВАНО:

На педсовете

Протокол №___________

«____» __________2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МАДОУ

д/с №22 «Планета детства»

 __________ Полякова Е. В.

 

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми

(развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей  дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой)

«Песочная сказка»

 

 

 

Сроки реализации: 2 года

 

 

Разработчик программы:

Фомичева Н.А.

тьютор

 

Ханты-Мансийск 2025

Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………... 3

II. Учебно-тематическое планирование………………………………… 7

III. Организационно-педагогические условия реализации  программы 11

IV. Планируемый результат усвоения программы……………………... 13

V. Система оценки результатов освоения программы…………………. 14

 Приложение 1. Оборудование для организации деятельности……….. 15

 Приложение 2. Ключевые характеристики песочных картин………… 17

 Приложение 3. Сюжет (или сюжеты) песочных картин………………. 18

 Приложение 4. Коллекция мелких предметов…………………………..21

 Приложение 5. Виды игр на песке………………………………………. 25

 Приложение 6. Рекомендации по проведению игр и занятий…………..26

 Приложение 7. Игры и упражнения на песке…………………………… 28

 Приложение 8. Варианты вхождения в занятие…………………………  37

 Литература………………………………………………………………….38

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной

сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка» разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»,

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября

2014 года № 1726-р),  При разработке программы были использованы:

1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально

волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста /

Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.

3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для

дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.

Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развиваю

щие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.

6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.

7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально

коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной

терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122

с.

8. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей

раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО

ПРЕСС», 2015. – 96 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке.

Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. –

50 с.

10.  Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию

пространственно-количественных представлений у дошкольников с

задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 –

2005.

11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для

дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.

12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Цель программы:

способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание

зоны ближайшего развития.

Задачи:  

 стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

 вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и

возможности побыть самим собой;

 формировать позитивное отношение к своему «Я»;

 формировать позитивное отношение к сверстникам;

 развивать навыки социального поведения;

 совершенствовать умения и навыки практического общения, используя

вербальные и невербальные средства;

 способствовать проявлению эмпатии средствами песочной терапии;

 развивать фантазию и образное мышление;

 побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.

Актуальность.

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что

добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и

речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления

у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах,

боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и  

эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и

сверстниками. Эти особенности личности   могут существенно ограничить

возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так

и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости,

тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной

зажатости организовывается   структурировать   разнохарактерных

эмоциональный   специальное мир, общение, создавать

эмоциональных    проявлений, способное условия самовыражения

деятельности, голосовых реакциях.  

В настоящее время различные педагогические системы придают большое

значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой

песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная

терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей

раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком

и водой в работе по формированию пространственно-количественных

представлений у дошкольников с задержкой психического развития»

С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для

дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева,

Т.М.Грабенко и другие.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с

давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом

Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования

была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром

Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была

разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В качестве одного из важных условий гармонического развития личности

А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и

интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций

качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь,

усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  

 эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.  

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной

сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в

развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых

функций.

Новизна.  

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий

способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической  

и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное

состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком

и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных

ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных

навыков, снятие статического  напряжения; речевой  материал,

сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это

позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать

удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в

игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные

возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого

интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой

деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и,

соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления

тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих

отклонений.  

Возраст обучающихся:  с 4 до 6 лет.

Минимальный возраст детей - 4 года.

Сроки реализации - 2 года.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

1 – 4 неделя

I год обучения

IIгод обучения

Комплектование групп

Октябрь

1 неделя

 

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Знакомство со свойствами песка

и воды»

«Чувствительные ладошки»

«Знакомство с песочным

Человечком»

«Осень в песочной стране»

«Здравствуй, Песочная страна»

 

«Художники»

«Жители Песочной страны»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«В гостях у Песочной Феи»

«Угадай на ощупь»  

«Что спряталось в песке?»

«Жили – были…»

«Зонтики»

«Принцесса и Дракон»

«Заколдованный город»

«Мир наоборот»

«Воробьиная семья»

«Ковер – самолет»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Путешествие золотой рыбки»

«Солнечный мальчик»  

«Лесные жители»

«Я – волшебник!»

«Пчелка в темноте»

«Брыкающаяся лошадка»

«Два брата»

«Я – волшебник!»

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Сказочная страна»  

«Городок игрушек»

«Веселое путешествие»

«Сказочная страна»

«Белка и орехи»

«Веселое путешествие»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Инсценировка сказки «Колобок»

«Секретики»  

«Найди отгадку»

«Путешествие к гномам в горы»

«Дедушка и внучек»

«Трусливые черепашки»

«Город зеркал»

«Страна гномиков»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

«У солнышка в гостях»

«Город веселых музыкантов»

«Приключения Квака»

«Сказка об умном мышонке»

«Учимся хорошим поступкам»

«Птица счастья»

«Наш оркестр»

«Затерянный город»

«Путешествие в сказку»

«Проделки песчаной бури»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

 

4 неделя

«Поварята»

«У куклы Маши День рождения»

Инсценировка сказки «Репка»

 

«Чего не стало?

«Печальный город»

«Встреча с мышиным королем»

«Доброе превращение и чудесное

спасение»

«Прогулка в царство Матушки

Природы»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«На поляне расцвели…»

«Веселая полянка»  

«Нелепицы»

«Необычайная история»

«Необыкновенное путешествие»

«Вслед за радугой»

«Царство песка»

«Добрые волшебники»

Тема

Количество минут

Знакомство со свойствами песка и воды.

Здравствуй, Песочная страна.

I год обучения

II год обучения

Чувствительные ладошки.

Художники.

20

25

Знакомство с песочным Человечком.

Жители Песочной страны

20

25

Осень в Песочной стране.

Осенний листопад.

20

25

В гостях у Песочной Феи

.20

25

Принцесса и дракон.

20

25

Угадай на ощупь.

Заколдованный город.

20

25

Что спряталось в песке?

Мир наоборот.

20

25

Жили – были…

Воробьиная семья

20

25

Зонтики.

Ковер – самолет

20

25

Путешествие золотой рыбки.

Пчелка в темноте.

20

25

Солнечный мальчик.

Брыкающаяся лошадка.

20

25

Лесные жители.

Два брата.

20

25

Я – волшебник!

20

25

Сказочная страна

Городок игрушек.

Белка и орехи.

20

25

Веселое путешествие.

20

25

Инсценировка сказки «Колобок».

Дедушка и внучек.

20

25

Секретики.

Трусливые черепашки.

20

25

Найди отгадку.

Город зеркал

20

25

Путешествие к гномам в горы.

Страна гномиков.

20

25

У солнышка в гостях.

Птица счастья.

20

25

Город веселых музыкантов.

Наш оркестр.

20

25

Приключения Квака.

Затерянный город.

20

25

Сказка об умном мышонке.

Путешествие в сказку.

20

25

Учимся хорошим поступкам.

Проделки песчаной бури.

20

25

Поварята.

ПечУ куклы Маши День рождения.

Встреча с мышиным королемальный город.

20

25

Инсценировка сказки «Репка».

Доброе превращение и чудесное спасение.

20

25

Чего не стало?

Прогулка в царство Матушки Природы

20

25

На поляне расцвели…

Необыкновенное путешествие.

20

25

Веселая полянка.

Вслед за радугой

20

25

Нелепицы.

Царство песка.

20

25

Необычайная история.

Добрые волшебники.

20

25

ВСЕГО

11 часов

13 часов 45 минут

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-педагогические условия реализации программы

обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки

обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения

и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,

способностям, интересам и потребностям воспитанников.

Форма организации деятельности - групповые игровые занятия. Игровые

занятия проводятся как совместная образовательная деятельность педагога с

детьми. Наполняемость групп не более шести человек.

Продолжительность одного занятия.

Возраст детей

Продолжительность занятия

С четырех до пяти лет

Не более 20 минут

С пяти до шести лет

Не более 25 минут

Объем нагрузки в неделю

Возраст детей

Продолжительность занятия

С четырех до пяти лет

Не более 20 минут

С пяти до шести лет

Не более 25 минут

*проводится одно занятие в неделю

Перечень оборудования (инструменты, материалы и

приспособления)

Наименование оборудования (инструментов,

материалов и приспособлений)

Количество

Стол для песочной терапии

1 шт.

Световой стол для рисования песком

1 шт.

Песок для песочной терапии

10 кг

Деревянный игровой набор «Африка»

1 шт.

Деревянный игровой набор «Цветной городок»

2 шт.

Деревянный игровой набор «Ферма»

1 шт.

Деревянный игровой набор «Веселый городок»

1 шт.

Декоративные камушки

45 шт.

Декоративные ракушки

27 шт.

Мелкие игрушки  

164 шт.

Перечень учебно–методических материалов

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Демонстрационный материал «Правила поведения при

игре с песком»

1 шт.

Демонстрационный материал «Правила поведения при

игре с водой»

1 шт.

Плакат «Эмоции и чувства»

1 шт.

Картотека «Игры с песком»

1 шт.

Картотека «Игры с водой»

1 шт.

Картотека «Дыхательная гимнастика»

1 шт.

Картотека «Пальчиковые игры»

1 шт.

Картотека «Игры, направленные на сплочение

детского коллектива»

1 шт.

Картотека «Игры на снятие психоэмоционального

напряжения»

        

IV. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа по программе развития и коррекции эмоционально-волевой и

познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная сказка» позволяет достичь следующих

результатов:

 игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей:

снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического

напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует

возникновению положительных эмоций;

 дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее

адаптируются к новым условиям жизни;

 песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного

разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети

учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

 игры с песком и водой позволяют формировать и развивать

познавательный интерес, способность к логическому мышлению,

формировать элементарные математические представления;

 в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы:

мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

 в песочнице создаются дополнительные возможности развития

сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности);

 игровые упражнения с песком успешно используются в

диагностических целях.

V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:

 состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки

или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

 уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас

спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже

знакомых игрушках и тому подобное);

 уровень общей осведомленности (как много предметов из набора

игрушек ему незнакомы);

 сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках

разложены по темам);

 личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в

себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в

общении, общее эмоциональное состояние).

Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания,

оценивается сформированность следующих параметров:

 уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй

речи, лексику);

 уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в

песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

 эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность

ситуации, устойчивость);

 стиль семейных отношений (диалоги между героями);

 уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не

произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы,

цвета, размера;

 устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

 воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и

тому подобное).

 уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по

местам, доводит ли дело до конца);

 уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

 умение обобщать (способность быстро находить подходящийлоток для

каждой игрушки), сообразительность;

 на групповых (5 – 7 человека) занятиях – уровень сформированности

коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

На основании полученных результатов планируется будущая работа с

Детьм

Приложение 1.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 —

размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы

соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер

песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы

мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является

дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики,

но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой

цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов)

окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а

борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее

воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет

собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Если позволяют средства и пространство  кабинета,  можно

экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта

окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым

(промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком.

Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.

Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из

песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор

миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В классической песочной терапии существует следующая классификация

предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

 люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной

принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до

современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

 наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

 летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

 обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие,

моллюски, крабы);

 жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных эпох, культур и назначения);

 домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

 деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

 объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

 транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт

гражданского и военного назначения, фантастические транспортные

средства);

 объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,

дорожные знаки);

 объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

 аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные

изделия и пр.);

 естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины,

куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой

стеклышки и пр.);

 фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези,

фигурки-оборотни;

 злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное

место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов,

их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Приложение 2.

Ключевыми характеристиками песочных картин являются:

 энергоинформационное поле песочной картины

 основная идея песочной картины  

 сюжет (или сюжеты) песочной картины  

 конфликтное содержание песочной картины  

 ресурсное содержание песочной картины  

 символическое поле песочной картины  

 стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины

Энергоинформационное поле песочных картин  

Каждая песочная картина обладает частью энергии своего автора и содержит

информацию о его внутренних процессах. Таким образом, каждый человек,

разглядывающий песочную картину, соприкасается  с  ее

энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на специалиста

определенное воздействие: влиять на психосоматическое состояние,

настроение, мыслительные процессы. Психологи, использующие песочницу,

отмечают, что "от некоторых картин кружится или болит голова”, другие

картины "как будто "засасывают” тебя внутрь”, третьи вызывают

раздражение, четвертые – ощущение покоя, пятые – равнодушие, шестые –

радость, седьмые – тревогу, и т.д.. Все это является ответом на

соприкосновение с энергетикой песочной композиции. Опытный психолог

лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что,

если подчиниться энергоинформационной волне картины, можно потерять

объективность профессионального взгляда. Особенно, если клиент имеет

выраженные психопатологические особенности.

«засасывающая» энергия этих картин довольно велика.  

Как правило,

Если первое впечатление от песочной композиции вызвало у психолога

неприязненную реакцию, важно быстрее переключиться на обсуждение

картины: поговорить о мыслях и чувствах клиента, которые он испытал в

процессе создания композиции. Это защитит психолога от «поглощения»

энергетикой песочной картины. Чаще всего, у психолога возникает

адекватный ответ на энергетику картины, то есть «включается» некое

«рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к

картине, желание узнать о ней как можно больше.

Основная идея песочной картины

Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности,

потребности, «зону ближайшего развития» автора. Узнать основную идею

песочной картины, можно, как минимум, тремя способами: 1.Попросить

ребенка дать название миру, созданному в песочнице; 2.Предложить ребенку

ответить на один из вопросов:

 Что это за мир?

Что это за страна?  

Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям

других стран и миров?  

 Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому

миру?  

3. Предложить клиенту описать песочный мир в форме сказки (или притчи,

легенды, мифа), и спросить его: «О чем эта сказка? Чему она может

научить?»

Основная идея может быть представлена на нескольких уровнях:  

 ценностном,   ментальном,   эмоциональном,   витальном.  

Например, человек говорит: "Это страна мудрости и покоя. Здесь все

наполнено древними знаниями. Но войти сюда может только

подготовленный. Знание охраняют два джина. Они задают путешественнику

вопрос, и если он ответит на него – они пускают его к хранилищу знаний.

Если не ответит – ему придется уйти. Но даже если не ходить за знанием, в

этой стране можно отдохнуть душой”. Итак, основная идея картины –

обретение мудрости и покоя. На ценностном уровне, это может говорить о

стремлении человека приобщиться к важнейшим жизненным ценностям. На

ментальном уровне, мы можем увидеть склонность человека к построению

для себя неких ограничений (два джина охраняют доступ к знанию и

испытывают ищущих). На эмоциональном уровне, проявляется тревога из-за

опасений не соответствовать высоким требованиям, не справиться с задачей.

На витальном уровне, можно найти психологическую усталость, которая

возникает из-за недостатка гармоничных эмоционально близких

взаимоотношений.  

Приложение 3.

Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего

процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более

связанных между собой сюжета. Например, две страны, три мира, два и более

главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу,

но описывают разные возрастные промежутки его пути: детство, юность,

зрелость.  

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике на три вида:  

динамичные статичные   смешанные  

Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героев), которые

куда-то идут, стремятся, чего-то хотят, что-то ищут. На картине мы застаем

их на определенном отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое (мир, из

которого они вышли), и их будущее (мир, куда они стремятся).

Преимущество динамичных картин для психолога состоит в том, что

фактически клиент уже сам рассказывает о целях консультирования (правда,

в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить,

какие средства для этого использовать. Немало динамичных картин не имеют

финальной точки пути героя. То есть человек ощущает, что встал на какой-то

путь, что внутри него происходят изменения, но какие? к чему они приведут?

Это верный сигнал того, что процесс терапевтического консультирования

будет строиться на "сопровождении в пути”. В этом случае, можно даже

использовать прием "параллельной игры” в песочнице: психолог во время

создания клиентом песочной картины параллельно строит свою композицию

в другой песочнице. А потом клиент и психолог обмениваются

впечатлениями.  

Таким образом, между клиентом и психологом складываются

взаимоотношения двух путешественников, обсуждающих друг с другом

трудности, радости, открытия и впечатления Дороги. Важно отметить, что

такой прием позволяет клиенту не чувствовать себя объектом "пристального

наблюдения” специалиста. Итак, в динамичной картине сюжет всегда на

поверхности. Иначе обстоят дела в случае со статичной картиной. В

статичной песочной картине время остановилось. Как будто, над миром

пронеслась Медуза Горгона, жители взглянули на нее, и окаменели.  

Статичная картина – это стоп кадр некоторого сюжета. Герои таких картин,

как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы их застаём в момент

какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорание, охота и пр.).

Но, в любом случае, это привычный для них вид деятельности. Чтобы

выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания:

Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как

это происходило. Что ожидает эту страну в будущем?  

Представьте себе, что первый день творения в этой стране закончился,

наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой

стране? Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная

динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может

означать, что человек нашел для себя некую "зону стабильности” и пока не

стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время "пожить”

в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.  

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается

динамизмом некоторого героя, который налетает на страну и разрушает ее.

Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный.

Но в любом случае, смешанная картина говорит о неком внутреннем

противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин

проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций.

Приложение 4.

Коллекция мелких предметов.

Предметы в песочнице.  Для эффективного терапевтического воздействия

необходимо, чтобы ребенок сам выбрал предметы, которыми он будет

манипулировать в песочнице. Для такого дополнительного материала

хорошо подойдут камни, раковины, различные минералы и дерево, семена и

солома, засушенные растения и цветы, перья и обточенное водой стекло.

Помимо этого, можно иметь набор игрушек и предметов из глины, резины,

пластмассы и металла. Естественные предметы символизируют те

человеческие чувства, которые появились в результате естественного

развития ребенка. Они характеризуют его природный потенциал. Работая с

ними, маленький пациент сможет достичь гармонии и осмысления

необходимости изменений в жизненной ситуации.  

Изготовление миниатюры   Недорогие фигурки для создания миниатюры

обычно изготовляются из пластмассы. Можно найти самые разнообразные по

цене и составу наборы крохотных фигурок – индейцев и солдатиков,

военную технику и сказочных и мультипликационных персонажей. Есть

также фигурки из металла и фарфора, но их хрупкость и дороговизна делает

их не столь популярным инструментом песочной терапии. Следует обратить

внимание, какую из тематических групп фигурок выбирает ребенок,

руководствуется ли он при выборе в первую очередь материалом, окраской

или размером, из которого они выполнены, с кем или чем ассоциирует ту или

иную куколку. Обратите внимание, сочетает ли ребенок при создании

песочной композиции фигурки из разных материалов или предпочитает

выполненные из одного материала.   Для того чтобы песочная терапия была

эффективной необходимо, чтобы в коллекции собралось несколько сот

миниатюрных фигур, достаточно прочных и влагостойких. Однако

маленькому пациенту не стоит предлагать чересчур большую коллекцию

фигур для выбора, это может запутать его. Но в разумных границах ситуация

выбора подтолкнет ребенка к мысли о необходимости принятия решения,

изменения.  

Типы предметов, используемых в песочной терапии

1. Фигурки людей: обязательно используйте фигуры людей разного

возраста и пола. Должны быть фигуры бабушек и дедушек, взрослых

мужчин и женщин, а также детей и младенцев. Фигурки должны

изображать людей разных профессий, спортсменов и представителей

разных национальностей, фантастических персонажей.

2. Животные: в этой группе должны быть фигуры диких животных -

грызунов,

млекопитающих,

земноводных,

пресмыкающихся,

обитающих в джунглях и в пустынях, также других природных зонах.

Также должны быть изображения доисторических животных и зверей

из мультфильмов и сказок.  

3. Все, кто летает: здесь ребенок сможет найти разных птиц, обитающих

на суше и на воде, диких и домашних птиц, доисторических летающих

ящеров (археоптерикс, птеродактиль). К этой группе также примыкают

насекомые – кузнечики и бабочки, мухи и пауки.

4. Обитатели океанов: в этой группе малыш найдет самых разнообразных

рыб, обитающих в различных широтах, акул и дельфинов, китов и

касаток, осьминогов и моллюсков, крабов и морских млекопитающих,

таких как моржи и тюлени, морские котики и нерки.

5. Дома и мебель: здесь собраны разные жилища, присущие разным

народам и культурам. Здесь должны быть представлены шатры и

палатки и большие дома. В набор также входит разнообразная мебель

для кухни и ванной, спальни и гостиной, больничная и садовая.

6. Утварь и продукты питания: в этой группе должны найтись сковороды

и кастрюльки, чашки и блюдца, тарелки, ножи, вилки, ложки, а также

муляжи различных продуктов.

7. Растения и деревья: здесь малыш должен найти реалистично

выполненные модели деревьев и цветов, при желании для создания

песочной композиции можно использовать настоящие растения.

8. Небесные светила и им подобные: луна и солнце, звезды, облака и

радуга, молния.

9. Транспорт: эта группа включает в себя как наземные виды транспорта

(велосипед, различные модели легковых и грузовых автомобилей,

военный транспорт), так и водного (корабли, лодки, парусники) и

воздушного (вертолеты, самолеты, космические корабли, парашюты).  

10. Разнообразны антураж городской среды: дорожные знаки, мосты и

заборы, ворота и т. п.  

11. Дополнения разного рода: орудия труда, музыкальные инструменты,

зеркала, короба и бутыли, оружие, памятники, башенные или

настенные часы и т.п.  

12. Мелкие аксессуары: монеты и портфели, фотографии, ткани и

пуговицы, ювелирные изделия.  

13. Естественные объекты природной среды: минералы, кости, камни,

фрагменты дерева, засушенные растения, семена, желуди, каштаны,

перья, птичьи гнезда и стеклышки.

Расположение предметов

Расположить коллекцию миниатюрных фигур лучше на полках,

сгруппировав по описанным категориям, но можно и смешать миниатюры,

чтобы выбор ребенком того или иного объекта для песочной композиции был

более спонтанным. Можно также укладывать фигурки в прозрачные

пластиковые коробки, здесь лучше строго рассортировывать изделия по

типам. После использования миниатюр в песочной композиции все фигурки

желательно промыть от песка проточной водой. Материалы в песочной

композиции.

Классификация.

В большинстве случаев предметы для песочной композиции ребенок

будет выбирать интуитивно. Но став частью работы, они приобретают

символическое значение, становятся носителями определенных качеств. Для

того, чтобы расшифровать послание, заключенное в песочной поделке,

нужно знать основные символические значения материалов, из которых

изготовлены фигурки-детали.  

Песок.     Песок постоянно находится в движении, не имея

постоянной формы он неустанно меняет свои очертания. Он может быть

просто рассыпан по периметру песочницы. А может стать материалом для

лепки фигурок. Работать с песком очень легко, ребенок может совершить

какие-то элементарные действия с песком даже не прибегая к помощи

инструментов. При этом создание песочных скульптур очень кропотливый

процесс, таким образом выбирая для своего самовыражения песок ребенок

хочет передать свое ощущение неустойчивости и изменчивости

окружающего его мира. Равнодушия к нему со стороны взрослых.

Вода.     Вода может с легкостью менять свои состояния, также как и

песок не имеет какой-то постоянной формы и не требует от маленького

пациента особых усилий для манипуляций с ней. Стихию воды порой очень

сложно контролировать, если ребенок отдает предпочтение занятиями с

водой, он хочет передать свои представления о покое и глубине, чистоте и

бурном движении.  

Металл.   Металл во многих культурах ассоциируется с

зарождающимся человеческим существом, также крепка связь различных

металлов с языческими богами и планетами. Золото традиционно

символизирует Солнце, а серебро – Луну; железо – символ марса, а бронза и

медь – Венеры, свинец – традиционно минерал, связанный с Сатурном.

Камень.  Камень в традициях разных народов является метафорой

прочности, бессмертия и вечности. Камни могут символизировать

жизненную опору, недаром из них возводят фундаменты. Помимо этого,

камень может отражать взаимосвязь неба и земли. Некий условный центр

мироздания.

Стекло и кристаллы.   Кристаллы тысячелетиями формируются в

недрах земли, красота их становится очевидной лишь тогда, когда их

извлекают на поверхность. Кристалл является символом исцеления , которое

произошло после внутреннего анализа, работы над собой и своими чувствами

и эмоциями. Стекло - это уже продукт деятельности человека, оно прозрачно

и прочно, использование стеклянных кристаллов может символизировать

чистоту и взаимопонимание, опыт духовного анализа.

Минералы.     Минералы, подобранные для создания песочной

композиции. Могут быть разной степени обработанности. Минералы

являются символом скрытой ценности, указывают на богатый душевный

потенциал, который откроется при дальнейшей работе с ребенком. Подобно

тому, как красота минерала полностью открывается полностью после его

шлифовки и обработки.

Дерево. Дерево для многих народов является некоей первичной

материей, из которой созданы все объекты мира. Если ребенок стремится

обработать кусок древесины при помощи различных инструментов – это

символизирует его стремление упорядочить хаос. Дерево может

ассоциироваться с колыбелью новорожденного, использование в

изготовлении композиции семян растений может стать метафорой развития и

роста, жизненной энергии, формирования личности.

Раковины.   Раковины подчеркивают связь с водной стихией и луной.

Раковины традиционно считаются символом рождения, как физического, так

и духовного. Кости    

Кости являются символом вечной жизни и в то же

время напоминают о краткости жизни. Для изготовления песочных

миниатюр можно использовать косточки мелких зверьков или пластиковые

макеты костей, к примеру, динозавров.

Перья.  Перо отображает связь между небом и ветром. Перья легки и

подвижны, ассоциируются с полетом в разные волшебные миры. Они

символизируют истину. Не менее важна также окраска перьев и их

принадлежность той или иной птицы.

Пластмасса.   Пластмасса очень мягка в процессе формовки, ей

можно придать практически любую форму, но после затвердевания изделия

из пластмассы становятся зачастую очень хрупкими. Пластмасса, а также

резина и казеин символизируют современное общество, стремление

производить сильный внешний эффект, подход к жизни, строящийся на

отношениях купи-продай, будь то объекты материального мира или идеи.  

Приложение 5.

Виды игр на песке.

 Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильно

кинестетической моторики пальцев: «Пальчики, ладошки, кулачки —

друзья вы мои и помощники»;

 Игры на коррекцию взаимоотношений между детьми, детьми и

взрослыми (поведение и общение), коррекция отклонений в

эмоциональном развитии: «Дружба зло побеждает»

 Мир чудес на песке: игры на формирование положительных черт

характера, навыков партнерской коммуникации, развитие эмоций у

детей. Познавательные игры на песке: «На песке путешествуем —

радость, счастья всем дарим».

 Игры для ознакомления с окружением: посредством них дети узнают

животных, реки, города и т.д.

 Географические игры: дети узнают, как живут люди в разных углах

планеты, их отношения.

 Фантастические игры: дети имитируют жизнь на других планетах.

Получают информацию про космос, корабли, исследования.

Разыгрывают ситуации жизни инопланетян. Находят выход из

конфликтных ситуаций, освобождаясь от внутреннего напряжения.

 Исторические игры: становясь участниками исторических событий,

дети обыгрывают их в песочнице, строят, разрушают, изучают

стратегию «боевых действий» и снова строят.

 Игры-экскурсии городом: знакомство детей с родным городом, его

историей.

Приложение 6.

Рекомендации по проведению игр и занятий.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к

проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных

заболеваний и порезов на руках.

Общая структура занятий

1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция:

зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная).

2. Домашнее задание (рассказ или рисунок для Песочной Феи).

3. Новая психолого-педагогическая игра и домашнее задание (в

соответствии с задачами занятия).

4. Релаксационное упражнение и/или свободная игра

5. Ритуал выхода из песочного мира.

Организация игр-занятий с сухим песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий

в песке действия и объяснения воспитателя/психолога соотносятся с

возрастом детей).

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной

большой или нескольких малых песочницах.

Воспитатель/психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником

в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы»,

«Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной

для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в

некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту

игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и

поощрения.

Ведущий (воспитатель или психолог) в ходе проведения игр обращает

внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их

высказываться, сравнивать.

Ведущий должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим

мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные

ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Воспитатель

(психолог) сначала показывает в песке все движения, затем дети их

повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а

младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».

2. Игра с Песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости,

в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму,

цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба,

воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу

придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и

т.п.). Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые

правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить

удовольствие и радость. Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и

предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается

ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны

тактильные маркеры начала и окончания занятия.

3. Правила поведения в песочнице

 Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

 Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

 После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на

свои места.

 После игры в песке надо помыть ручки.

4. Домашнее задание

Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут

самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на

листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с

песочницей.  Дополнительные условия организации

игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым

занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом

происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и

салфетки.  Общие рекомендации  по подготовке и проведению

адаптационных игр-занятий

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание

при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в

данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду,

так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из

любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно

придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по

времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое

состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при

работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости

занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок

«рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на

четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах

подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал

приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук,

песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор

игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых

манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых

игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться),

но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она

становится посредником для ребенка в играх с песком.

Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым

через свою игрушку-посредника — Песочную фею.

Приложение 7.

Игры и упражнения на песке.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для

работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с

подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно

делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Разогревающие игры

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»  

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то

есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй

руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно

высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной

стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую

игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло —

холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик

и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой

дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в

песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными

пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет

этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям

постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим

друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно

также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно

использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако

ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие

определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах

специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или

расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком,

сдувая его в песочницу.

4. Упражнение «Необыкновенные следы»  

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой

надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по

поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами

рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя

движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь

под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы,

придумывают название для фантастического животного, которое оставило

такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его

жителем песочной страны).

Дидактические игры-упражнения

1. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление

закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части

песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с

возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и

волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой

же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый

рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный

узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших

пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.

Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я.

Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из

кругов, а внизу — из треугольников.  

2. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем

его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных

живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а

затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по

инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема

построений может соответствовать теме занятий в группе).

«Первый урок волшебства:

лес, поляна и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти,

произвольности.

Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но

даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует

лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен

закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не

открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок

игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри —

как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные

помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по

песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики

помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова,

что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи

их в свой лес.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть

игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса»

взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных

слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не

более трех-четырех новых слов).

«Второй урок волшебства:

море, река, озеро и их обитатели»

Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются

персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и

сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

«Третий урок волшебства:

город и его жители, профессии и службы».

«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».

«Пятый урок волшебства:

космическое путешествие; встреча с инопланетянами».

Цель: развитие воображения.

Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в

работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

3. Упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на

«песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет

только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными

представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции

взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая

различных персонажей.

Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет

в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес?

(Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком?

(Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких

животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц

угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к

лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем

навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и

т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях

жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением

игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением

рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других

детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в

зависимости от их желания.

1. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель:

развитие

активизация интереса.

тактильной

чувствительности,

расслабление,

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными,

обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот

так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая

ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь

превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить

важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый

аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что

погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.  

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком

(обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем

осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает

ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на

песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в

песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с

силой пожимают друг другу лапки).

2. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.

Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в

песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты

должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать

пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку —

«мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее

часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои

раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,

он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать

игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных

сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно,

обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами

используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе

— несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для

развития поисковой активности происходит постепенное усложнение

изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть

черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и

героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным

героям.

Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай

сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные

слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок

картинку из хорошо знакомой ребенку сказки.Для малышей оставляют

видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту

сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты

очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в

состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может

догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести

обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый

откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком.

Ориентировочный этап

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с

ним.

Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются

настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?  

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку

способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой

струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через

разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах

мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для

увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы

сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников

строителей.

Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с

сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы».

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки

в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Дидактические игры-упражнения

1. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке

можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие

животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п.

Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем

ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану

изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию

предметов, например — только геометрические формы, только животные.

2. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой

и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им

построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет

строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой

формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в

квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную

формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех

жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения

большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному

взрослым плану.

3. Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек

барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку,

которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки

предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их

ощупывания.

4. Упражнение «Узоры на песке»  

Цель:

развитие

зрительно-моторной

классификации, воображения.

координации,

процесса

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их

можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой

дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на

заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или

картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить

сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая

ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость,

грусть, злость, страх, удивление.

Психопрофилактические игры с песком.

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают

психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с

песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок)

до сложных сюжетно-ролевых игр.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его

различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами,

бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же

манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может

сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас,

кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям:

«Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В больш нстве случаев

данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление

отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное

раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство

вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для

его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием

за деструктивное поведение.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у

тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и

делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от

которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе

бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и

маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас

«сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких

игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка

вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если

напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить

ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором

обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь

живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также

ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за

«плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может

комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге

присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая

волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш

дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и

контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое

удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно

выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней

— успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными

чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок

может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Адаптационные игры и занятия в песке

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп,

является, пожалуй, самым доступным и естественным способом

самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать

игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период

адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво

сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или

воспитатель

естественным путем могут осуществить психолого

педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально

приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница

становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего

Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,

принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения

между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится

понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к

миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня

психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже

испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению

сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок

более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и

общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью

взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с

родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы

поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений,

навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

«Знакомство с песочницей».

Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы

дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый

или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие

действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом

второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом.

Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу.

Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить

внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу.

Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или

формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.  

«Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют

отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или

дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки и т. д.  

«Дорисуй фигуру».

Для этой игры понадобится: мешочек, в котором находятся геометрические

фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного

цвета и разной величины.  

Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической

фигуре и отвечают на вопросы:

• Какая геометрическая фигура в руке?  

• Какого она цвета?  

• На какие предметы похожа эта фигура?  

В песочницу кладется геометрическая фигура, и дети пальчиком или

палочкой дорисовывают до полной картины.  

«Песочный дождик».

Рассказываем, о том, что в песочной стране тоже может идти необычный

песочный дождик и дуть песочный ветер. Показываем, как медленно или

быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь

другого человека. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с

расставленными пальцами, а другой ребенок будет сыпать песок на палец.

Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, то

пусть откроет глаза и покажет, куда сыпался песок. Затем дети меняются

ролями.  

«Авторалли».

Дети лепят из песка заборчики с двух сторон, чтобы получилась извилистая

дорога. А в конце пути – гараж. Начинаются соревнования: дети берут

машинки и соревнуются, кто быстрее доберется по дорогам лабиринтам до

гаража.  

«Песочная картина».

Ребенок рисует на гладкой песчаной поверхности какое-либо изображение,

другие дети отгадывают. А потом меняются местами.  

«Чудо пекарь».

Дети «выпекают» из песка разнообразные изделия (булочки, тортики,

пирожки). Для этого могут использовать формочки, насыпая в них песок,

утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками,

перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.  

«Клад».

Положить разноцветные камушки и бусинки в коробочку. Закопать в

песочнице, а дети пусть ищут. Эту игру можно сопровождать сказкой о

пиратах, которые очень давно закопали клад именно на том месте, где

находится песочница. Чем таинственнее сказка, тем интереснее детям искать

сокровища.  

«Эмоции».

Дети на мокром песке рисуют лица, выражающие эмоции: радость, злость,

печаль, страх и т. д. Можно спросить, что случилось с этим человеком, и что

он будет дальше.  

«Мина».

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапера»

— откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать

руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.  

Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и

начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений,

только двигая пальцами и сдувая песчинки.

Приложение 8.

Варианты вхождения в занятие.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди!

Педагог: Откройте глаза, дети!

(От лица Песочного Человечка)

Я вас слушал, я вас слышал,

Вы такие молодцы!

Вы — волшебники-творцы

Я открою вам секреты,

Только знать надо при этом

Правила моей страны

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов

«Здесь нельзя кусаться, драться…»)

***

Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться

за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте,

пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:  

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимат

Литература

1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально

волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста /

Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.

3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для

дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.

Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развиваю

щие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.

6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.

7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально

коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии

/ авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.

8. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей

раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО

ПРЕСС», 2015. – 96 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке.

Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. –

50 с.

10. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию

пространственно-количественных представлений у дошкольников с

задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3 –

2005.

11. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для

дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.

12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

«Применение элементов кинезиологических упражнений в коррекции и развитии эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сфер у детей дошкольного возраста»

В конспекте мастер-класса представлены кинезиологические упражнения, способствующие познавательному, эмоционально-волевому и коммуникативному развитию дошкольников. Варианты отработки совмес...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами в МДОУ

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами. Данная  программа  представляет  коррекционно-развивающую  систему  работы,обеспечивающую полноце...