Работа с умственно отсталыми дошкольниками в условиях
консультация по коррекционной педагогике

Эмиргамзаева Аминат Лавретовна

Консультации для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_umstvenno_otstalymi_doshkolnikami_v_usloviyah.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с умственно отсталыми дошкольниками в условиях

 специальных дошкольных учреждений.

Индивидуальная работа с умственно отсталыми дошкольниками в условиях специальных дошкольных учреждений.

1.Индивидуальность и ее классификация.

Прежде чем пытаться раскрыть сущность такого сложного понятия, как «индивидуальный подход», нужно хотя бы разобраться в понятиях «человек», «личность». Эти три понятия находятся в теснейшем единстве и в самом общем плане синонимичны. При исследовании понятий «человек», «личность» и «индивидуальность» необходим всесторонний, конкретный подход. По всей видимости, в понятии «человек» на первый план выступает общее – его социально-деятельностная сущность и блиосоциальная структура; на второй план – особенное и на третий – единичное. В понятии «личность» на первом плане – особенное («социально-типичное»); на втором – общее, на третьем – единичное. В понятии «индивидуальность» на первый план выступает единичное  - «индивидуально-своеобразное», на второй – особенное и на третий – общее.

Уже такое условное сопоставление позволяет предположить, что наиболее близким к непосредственной практике обучения и воспитания является понятие «Индивидуальность».  

Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов. Однако вряд ли одно определение понятия поможет воспитателю найти оптимальные пути и способы педагогического соприкосновения с индивидуальностью каждого воспитанника. В этой связи целесообразно воспользоваться предлагаемой профессором С.Д. Поляковым типологией индивидуальностей.[1] 

  Первую классификацию С.Д. Поляков строит на основании склонностей детей к развитию в той или иной личностной сфере:

  1. Дети с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
  2. Дети, ориентирующиеся на художественную сферу;
  3. Дети, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
  4. Дети с доминантой интересов в сфере отношений людей.

Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения ребенка, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности – с другой. Называются такие формы, как:

  1. Склонность к индивидуальной деятельности;
  2. Склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
  3. Приоритетность межличностного общения;
  4. Акцентирование на групповом общении;
  5. Склонность к ситуациям публичности – действиям, выступлениям перед «массой».

В третьей классификации индивидуальность рассматривается с точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях детей к себе, своим проблемам, возможностям их решения:

  1. Дети, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях;
  2. Дети, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить в себе;
  3. Дети, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, такое, как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к соответствующей самореализации;
  4. Дети, которым нужно весьма жесткое руководство их действиями и энергичное стимулирование их обращенности на себя.  

2.Индивидуальный подход в воспитании.

Предметом нашего рассмотрения является индивидуальный подход как принцип воспитания, как дидактический принцип. Наиболее правильно относить индивидуальный подход к принципам воспитания и обучения.

В дидактике является бесспорной мысль, что принципы обучения и воспитания – это исходные положения, лежащие в основе содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Нельзя, на наш взгляд, согласиться со сведением индивидуального подхода к учету индивидуальных различий детей и тем более к методам воспитания и обучения, к особой форме организации учебно-воспитательного процесса, отчетливо видно в высказывании А.Г.Ковалева: «Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным детям, так как цели и содержание воспитания и обучения определяются требованиями общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособление методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность.

Индивидуальный подход к детям – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения всестороннего, целостного – как социально-типичного, так и индивидуально-своеобразного – ее развития.

Индивидуальный подход в воспитательном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества воспитания и развития каждого ребенка.

Успешность индивидуального подхода в воспитательном процессе непосредственно зависит от конкретизации ближайших задач воспитывающего и развивающего обучения данных детей в данной группе, от гибкости методики развивающего обучения и воспитания, от уровня воспитанности, образованности и педагогического мастерства воспитателей. .

Реализация индивидуального подхода («Индивидуальная работа») включает не только личный контакт воспитателя с ребенком, но и непосредственное воздействие на ребенка через детский коллектив, через семью ребенка.

Важнейшими признаками индивидуального подхода являются следующие:

  1. Индивидуальный подход, наряду с другими общепедагогическими и дидактическими принципами.

  1. Индивидуальный подход способствует формированию коллективизма детей. Индивидуальный подход призван активно содействовать выработке у детей привычек и опыта жить, учиться и работать в коллективе, формированию у него осознанной потребности отдавать все свои силы людям, обществу. Только в коллективе возможно всестороннее развитие личности, индивидуальности, ибо коллектив располагает разнообразными и равными для каждого условиями формирования умственных, физических, нравственных и эстетических способностей.
  2. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом.

  1. В Индивидуальном подходе нуждается каждый        ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого дидактического принципа непосредственно вытекает из положения о гуманном характере индивидуального подхода. Разумеется, сложность и трудоемкость учебно-воспитательного процесса предполагают неравномерность индивидуального подхода, некоторую «очередность» в индивидуальной работе с детьми. На фоне внимательного отношения к каждому ребенку воспитатель, прежде всего, работает с теми, кому необходима дополнительная помощь. Однако совершенно непозволительно, если в течение учебного года не проводится целенаправленная индивидуальная работа с «благополучными» детьми.

  1. Индивидуальный подход, безусловно, динамичен. Разумеется, динамичность не сводится к учету динамики индивидуальных особенностей детей. Индивидуальная работа с детьми изменяется сама. Такие изменения происходят прежде всего в возрастном аспекте. Однако он динамичен, разумеется, не только в связи с переходом детей из одной возрастной группы в другую. Индивидуальный подход означает постоянное варьирование, «приноравливание» разнообразных мер к ребенку: интересы ребенка, как правило, имеют сравнительно широкую направленность, малоустойчивы; найти нужную меру удается не всегда сразу; одна и та же мера нередко теряет силу в связи с адаптацией ребенка к ней; ребенок переходит в другую типологическую группу (например, успевает значительно лучше) и т.д.

  1. Важнейшим признаком индивидуального подхода является его преемственность и перспективность, систематичность и последовательность в работе с каждым ребенком. Однако во многих работах индивидуальный подход рассматривается лишь в плане «ситуативно-корректирующей» деятельности педагога.

  1. Индивидуальный подход осуществляется различными путями. В диссертации Е.Н.Здоровой-Устиновой названы следующие пути его реализации:
  • Непосредственное личное воздействие на воспитанника.
  • Влияние через коллектив детей.
  • Воздействие на ребенка через его семью.

  1. Принимая во внимание двусторонность индивидуальной работы с детьми, прогрессирующую опору на их самовоспитание, можно согласиться с классификацией этапов работы, намеченной А.М. Колесовой:
  • Систематическое изучение каждого ребенка.
  • Постановка ближайших воспитательных и образовательных задач
  • Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода.
  • Фиксация и анализ полученных результатов.

Необходимо подчеркнуть, что эти этапы неразрывно связаны между собой. Разделение индивидуальной работы по этапам ни в коей мере не должно тормозить ее осуществление.

  1.  Последовательная реализация двусторонности подхода означает также недопустимость оценки качества индивидуальной работы по количеству мероприятий в работе с ребенком. В плане воспитательной работы – это, видимо, темп продвижения к более высокому уровню воспитанности.

Пример индивидуальной работы.

Снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле - это снег, его много везде - на земле, на елках' и т.д.; давать пробовать ребенку выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

Формировать интерес к лепке - взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфеты для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгрывать поделки из теста - угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора 'лего' дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности. При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, индивидуализация содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также характером его первичного нарушения; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.


[1] Поляков С.Д. Психоледагогика воспитания. М., 1996 г. (стр. 57-58).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

Проектная деятельность: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Проектная деятельность по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 2 Изучение особенностей зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников2.1. Организация и м...

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.

В статье приведен пример организации   образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели,  задачи и направления ...

Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми дошкольниками в домашних условиях.

Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми дошкольниками в домашних условиях....

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ДОШКОЛЬНИКА

Ознакомление с окружающим и развитие речи – одна их важнейших задач обучения. Вместе с тем эта работа направлена и на воспитание ребенка, на формирование положительных черт характера и личности. «Усва...