4.6

Дворецкая Инна Владимировна

разработка психолого-педагогических, образовательных продуктов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokada_leningrada.docx22.76 КБ
Файл v_mire_chuvstv_i_emotsiy.docx21.35 КБ
Файл zimniy_les_sahalina.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Островок» пгт. Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

694350 Сахалинская область, п.г.т.Смирных, ул. 3 Микрорайон, 3Б

Телефон/факс 8(42452) 4-10-14, 8(42452) 4-10-44

«Мы вспомним те годы, блокадные годы»

(музыкально-литературная композиция,

посвященная полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады)

Подготовила:

педагог-психолог

Дворецкая И.В.

пгт.Смирных

январь 2023 г.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за страну и народ

Задачи:

  1. Образовательная – расширять знания детей периоде блокады Ленинграда, познакомить с понятием «блокада»
  2. Воспитательная – воспитывать чувство уважения к прошлому своей страны, чувство сопереживания
  3. Развивающая – развивать познавательную активность, умение слушать окружающих

Оборудование:

Оформленный зал в стиле одной комнаты в квартире блокадного города

Интерактивная доска

Видеоролики

Музыкальное сопровождение

Костюмы (сценка, военная солдатская форма)

Возраст участников мероприятия: старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет)

Ход мероприятия

Ведущий:

- Опять война, опять блокада, -

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.»

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но, даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы, нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь память – это наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(музык фрагмент - «Священная война»)

Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие город с другими городами страны.

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась почти 900 (2 с половиной года) дней и стала самым жестоким испытанием для всех жителей этого города.

Танец БЕЛЫЕ ПАНАМКИ

ВИДЕО «БЛОКАДНЫЙ ГОРОД»

Стихотворение (ребенок), отрывок «Блокадный Ленинград»

Стояли насмерть дни и ночи,

Забыв, что надо есть и пить.

И не сдавались. Надо очень

В войне нам этой победить.

Казалось, город обезлюдел,

Прохожих не было совсем,

Скорее тени, а не люди,

Скользили медленно вдоль стен.

Пока мы живы, помнить будем,

Героев наших имена,

Но это были просто люди,

Которым выпала война.

Ведущий

- Не было топлива и электричества. Замерзли водопровод и канализация. Квартиры Ленинграда стали отапливать печками-буржуйками. За водой ходили на Неву к проруби, часто набирали воду под обстрелами.

Ведущий:

- К началу блокады в городе не было запасов продовольствия (продуктов) и топлива. Единственным путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, которое попадало под обстрелы противника.

Стихотворение (ребенок)

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой, в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбежки, метели, заносы,

Уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил

Что город любимый спасет.

Ведущий:

- Этого пути было мало для такого большого города. В результате в Ленинграде начался массовый голод.

В день житель города получали 125 граммов хлеба. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец

(видеоролик)

Маленький кусочек 125 грамм….

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

Раздача черного хлеба (размер спичечного коробка)

Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Сценка «Ожидание»

Ведущий:

Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки.

Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца Великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется. Город фашисты бомбили всё чаще. Пока были силы, люди прятались в бомбоубежища – это специальные помещения под землёй, где можно укрыться от бомбёжки. Невский проспект, главный проспект Ленинграда, очень изменился. Не гуляли толпы прохожих, а разрывались снаряды и фугасные бомбы.

(звуковое сопровождение: метроном+ объявление воздушной тревоги)

Ведущий:

- Весной 1942го года в опустевшие заводы и фабрики пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они собирали автоматы, пулеметы и снаряды. Чтобы они могли работать за танками, им делали специальные деревянные подставки под ноги. Работали, как взрослые, не уходя домой, пока не выполнят свою норму. Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, пушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

ВИДЕО «ДЕТИ НА ЗАВОДАХ»

Ведущий:

- В начале января в результате мощного наступления советских войск враг был отброшен от города почти на 100 километров.

27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище.

композиция «Каска памяти»

Стихотворение:

За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал. Спасибо вам, герои Ленинграда!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Островок» пгт. Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

694350 Сахалинская область, п.г.т.Смирных, ул. 3 Микрорайон, 3Б

Телефон/факс 8(42452) 4-10-14, 8(42452) 4-10-44

Итоговое занятие по программе эмоционального развития детей

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

«В мире чувств и эмоций»

(старшая группа компенсирующей направленности)

Подготовила:

Педагог-психолог

Дворецкая И.В.

пгт. Смирных

2021 г.

Цель: закрепление полученных знаний о чувствах и умений передавать и определять основные чувства (эмоции).

Задачи:

  1. Актуализировать знания о базовых чувствах (эмоциях)
  2. Обучать способам выражения собственных чувств в социально приемлемой форме
  3. Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения
  4. Способствовать установлению положительного эмоционального настроения в группе

Методы и приемы:

  1. Наглядные - демонстрации (стимульный материал)
  2. Словесные – элементы беседы, вопросы, объяснения, пояснения.
  3. Методы коррекционно – развивающей работы – релаксационные упражнения, упражнения по развитию познавательных процессов
  4. Методы профилактической работы – развитие волевой регуляции поведения (профилактика девиантного/асоциального поведения)

Технологии:

  1. Здоровьеберегающие (гимнастика для глаз, соблюдение временного регламента)
  2. Игровые (объединение общим сюжетом)
  3. Личностно-ориентированные (развитие потенциала ребенка, опора на зону актуального развития, изготовление стимульного материала в соответствии с целями и задачами)

Оборудование:

1. стимульный материал (разрезные картинки – 4 шт (по количеству подгрупп, для индивидуальной работы, шаблоны майлов – 16 шт – по количеству человек)

2. картинки человеческих лиц (по 4 изображения на каждую эмоцию и для индивидуальной работы)

3. пиктограммы эмоций (по количеству подгрупп)

4. мягкие модули: кубики (4 шт.)

5. мыльные пузыри (по количеству человек)

6. муз.центр

7. музыка для релаксации и запись песни «Улыбка»

Ход занятия:

I. Вводная часть

Педагог – психолог и дети становятся в круг для приветствия.

Упражнение «Ветерок» (цель – снятие психоэмоционального напряжения)

«Представьте, что вы – легкий, нежный, теплый ветерок. Нежным, теплым голосом поздоровайтесь со своим товарищем».

Самомассаж лица «Солнечный зайчик» (снятие напряжение мышц лица, обучение приемам самомассажа)

«Сегодня солнечный день. На ваши лица попали солнечные зайчики, мы их ловим. Сейчас дотрагиваемся до лба, до бровей, глаз, по щекам, по носу, по губам, подбородку и шее..»

II Основная часть

Педагог-психолог

- На наших занятиях мы с вами говорили о чувствах, которые испытывают люди. Их много. Назовите, какие чувства вы знаете.

Ответы детей

- Сегодня мы вспомним и поговорим об основных.

Задание 1 «Разрезная картинка» (цель – развитие умения определять эмоцию, развитие целостности восприятия)

- Перед каждой подгруппой разрезанная картинка. Когда вы ее правильно соберете, сможете назвать чувство, которое она изображает. Назовите это чувство.

Индивидуальная работа с Барсбеком: ему нужно собрать 4хразрезную картинку с изображением человеческого лица

Задание 2 «Изобрази и расскажи о чувстве» (цель – обучение способам выражения чувств и эмоций социально приемлемым способом; развитие волевой регуляции)

«Теперь мы с вами поговорим об этих чувствах.

Инструкция Барсбеку: «Повторяй движения за нами»

А. Покажите мне РАДОСТЬ.

-Когда мы испытываем чувство радости?

-Как еще мы можем выразить радость?

Б. Покажите мне ГРУСТЬ.

- Когда мы испытываем грусть?

-Что мы можем сделать, чтобы грусть прогнать?

В. Покажите мне СТРАХ.

-Когда нам бывает страшно?

-Как мы можем прогнать свой страх? (прогнать его словами «Уходи, я тебя не боюсь», потопать на него ногами, нарисовать его и порвать этот рисунок, нарисовать страх и добавить ему на рисунке смешную деталь и др.)

Г. Покажите мне ЗЛОСТЬ.

-Когда мы злимся?

-Как мы можем избавиться от своей злости? (сделать глубокий вдох – выдох, потопать ногами и злость уйдет, сразу сказать о том, что разозлило, а не копит это в себе, иначе можно «лопнуть от злости»)

Задание 3 Гимнастика для глаз (цель – снятие напряжение глаз)

«Не поворачивая головы, посмотрите глазами вверх – вниз – направо – налево, а теперь на мой карандаш. А теперь повернитесь и посмотрите в окно».

Задание 4 «Определи чувство ребенка» (цель – развитие умения определять чувства, испытываемые другим человеком по картинке).

Перемещаемся к столу с разложенными картинками «рубашкой» вверх (по количеству детей)

  1. «Каждому из вас нужно взять одну картинку. Рассмотреть ее и определить, какое чувство испытывает человек. После этого вы должны подойти к кубику, на котором картинка с такой же эмоцией»

Индивидуальная работа с Барсбеком: «Найди такую же картинку» (изображения лиц людей)

  1. «Теперь нужно назвать, какое чувство испытывают люди на картинках»
  2. «Повторим чувства, о которых мы сегодня говорили (радость, грусть, страх, злость)»

III Заключительная часть

Задание 5 «Смайлики» (цель – рефлексия)

Все перемещаются к столу, где лежат заготовки смайлов

«На смайлике нарисуйте то чувство. Которое испытываете сейчас. Теперь покажите и назовите его.»

Упражнение 6 «Пузыри» (установление положительного эмоционального фона в группе).

«Я уже поняла, какое у вас настроение по вашим чувствам. А что может сделать нас еще радостнее, улучшить наше настроение??»

Ответы детей

«Я всегда радуюсь подаркам! И чтобы подарить радость вам, приготовила СЮРПРИЗ!»

Раскрываем подарочную коробку и достаем пузыри

ЕСЛИ ВАША РАДОСТЬ СТАЛА СИЛЬНЕЕ, Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МНОГО-МНОГО ПУЗЫРЕЙ!!

Спасибо Вам за работу и хорошее настроение!!!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»[1].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к малой Родине, своим родным местам. Изучение природы родного края укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Патриотическое воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо строить свои взаимоотношения с окружающим миром, особенно – с природой.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Заочное путешествие «Зимний лес Сахалина» - путешествие в зимний лес центральной части острова, которому предшествовали экскурсии в природу, чтение произведений о животных и птицах родного края, разгадывание загадок о зимних явлениях природы, формулирование правил поведения в лесу и др.

Одними из важнейших методов патриотического воспитания являются словесные и наглядные методы. В данном занятии словесные методы связаны прежде всего с чтением стихотворений, рассказов о животных (предварительная работа), пояснениями педагога, беседа о прочитанном — все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Мультимедийная презентация повышает эффективность занятия, демонстрация фото и воспроизведение голосов птиц благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, активизируют репрезентативные системы.

Использование макета зимнего леса приближает заочное путешествие к реальному, что вызывает дополнительный интерес к занятию, что, в свою очередь, дополнительно активизирует познавательные процессы – внимание, восприятие, память, мышление, речь.

Тема «Зимний лес Сахалина»

Цель:

  • Формирование основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. образовательные:
  • продолжить знакомство с растительным и животным миром зимнего леса
  • учить видеть взаимосвязи в природе
  • уточнить и закрепить правила поведения в лесу
  1. коррекционно-развивающие:
  • коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия (использование презентации)
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление причинно-следственных связей)
  • развитие речи (пассивного и активного словаря)
  1. воспитательные:
  • закрепить знания о многообразии животного и растительного мира зимнего леса острова
  • воспитывать привычку заботиться о природе
  • развивать умение видеть красоту окружающего мира

Форма проведения:

  • заочное путешествие

Оборудование и материалы:

  1. презентация к занятию «Зимний лес Сахалина»
  2. мультимедиа оборудование, компьютер
  3. макет зимнего леса
  4. книги о животных и птицах.

Ход занятия

В: Почему мы с лесом дружим

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол. Лес!

А пенал красивый наш? Это лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг –

Это наш зеленый друг!

(слайд1)

В: - Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Наверно, нет на земле такого человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.

В: - Ребята, для чего нам нужен лес, что мы знаем о нем?

(ответы детей:

  1. Лес – наш зелёный друг.
  2. Лес – дом для животных и птиц.
  3. Лес – это чистый воздух.
  4. Лес – кладовая грибов, орехов, ягод и лекарственных растений
  5. Лес – место для отдыха …)

В: -Ребята, а как надо вести себя в лесу, вы это знаете?

слайд2 (Не шуметь в лесу.

Мусор не бросать.

Нельзя уносить диких животных домой.

Не разорять гнёзда птиц.

Не разводить костёр)

В: - Запомните эти правила и не нарушайте их!

-Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

В:--Посмотрите на наш лес: зима накрыла его снегом как пуховым одеялом. Кажется, что лес спит, так мало звуков мы слышим. Да и деревья без листьев на первый взгляд похожи друг на друга. Сегодня мы должны выяснить, на самом ли деле лес заснул зимой или в нем кипит жизнь.

В:-Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу.

Загадки :

1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

1Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

2. Зелена, а не луг

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

4 Кто зимует у реки, низко ветви опустив,

Словно голову склонив в ожидании весны? (Ива)

5. Как у елки иголки, только длиннее и светлее? (Сосна.)

6 На ветвях её плоды

Бусами висели.

Прилетели снегири,

И те бусы съели. (Рябина)

7. - А какое ещё хвойное дерево вы знаете, которое сбрасывает на зиму свои хвоинки? (Лиственница)

#1069;то дерево летом напоминает нам о зиме своим белым пухом. (Тополь)

В:- Вот какое разнообразие!

В:-Ребята, но разве лес –это только деревья? Нет.

-Чтобы суметь рассмотреть птиц и животных, которые прячутся от нас в зимнем лесу, нам нужно размяться.

Физкультминутка:

Сильный ветер сосны крутит, словно самый тонкий прутик (подняв руки вверх, изображаем качающиеся ветви деревьев).

Ёлки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом влево, вправо)

Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте)

А куда медведь идёт? Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте).

В:-Молодцы!

-Ну а нам пора садиться

И учиться, не лениться.

- Скажите, в зимнем лесу стоит тишина или мы можем услышать какие-либо звуки?

- Правильно, мы услышим голоса птиц. А голоса каких птиц мы можем услышать? (ответы детей).

-А теперь давайте посмотрим на них и послушаем их голоса.

(слайды 3-11:

  • Синица
  • Кукушка
  • Дятел
  • Сова
  • Орлан
  • Коршун
  • Куропатка
  • Рябчик
  • Глухарь)

В:-Ребята, как вы думаете, чего больше боятся птицы зимой: холода или голода? (делает вывод с детьми о том, что с нами остаются те птицы, которые могут найти зимой корм, не смотря ни на какую погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями). (прав.ответ-голод)

В:- А теперь поговорим о животных. Много ли их можно встретить в лесу зимой?

Меньше, чем летом, ведь многие из них спрятались в норки, а некоторые залегли в спячку. Кто спит зимой? (медведь). Не может добывать пищу зимой.

(слайд 12 - медведь)

- некоторые звери меняют цвет своих шубок, так они маскируются зимой от своих врагов. Каких таких животных вы знаете? (заяц- с серой на белую,

(слайд 13 - заяц)

белка – летом рыженькая, а зимой- серая, так ей удобней прятаться между стволами деревьев.)

(слайд 14 – белка)

-А вот какие еще животные обитают в нашем зимнем лесу:

(слайды 15-21:

  • Лиса
  • Олень
  • Кабарга
  • Соболь
  • Бурундук
  • Енот
  • Выдра)

В:--Ребята, посмотрите на наш лес (макет). Как изменился наш лес! Оказывается, он совсем не сонный и тихий, там много разных животных. Жизнь в лесу у них очень тяжёлая, так как зимой им очень холодно и голодно.

В:-Хорошо! Интересно вам было, ребята, в зимнем лесу?

А чтобы проверить, внимательны ли вы были на нашей заочной прогулке, предлагаю ответить на следующие вопросы:

(слайды 22-24:

  1. какие вечнозеленые растения Вы знаете?
  2. что страшнее для птиц зимой: холод или голод?
  3. как животные готовятся к зиме?)

В:- Замечательно! Молодцы!

(слайды 25-26).

Литература:

  1. Белоплечий орлан The Stellers Sea Eagle/ под ред. В. Андреевой; Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. – Владивоток: Апельин. 2011 – 156 с.
  2. Дары земли Сахалинской / ост. В.А. Румянцева. – Южно – Сахалинск: Сахалин-Приамурские ведомости, 2015 – 300 с.
  3. Животные Сахалина (Электронный ресурс): презентация/ Сахалинская областная детская библиотека, 2012.
  4. Красная книга Сахалинской области для юных экологов. В 2 ч. Ч.1 Животные/ сост. В.Д. Фильченко. – Южно-Сахалинск: Клуб Бумеранг, 2015. – 20 .
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  6. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  7. Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.


[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955. – Т. 3 – С. 24