"Великой Победе посвящается..."

Сагателян Мери Карменовна

В данном разделе представлены все методические материалы, относящиеся к теме ВОВ, также представлены рисунки детей на тему ВОВ 

Ссылки на видеоматериал: 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx28.17 КБ
Файл stihotvoreniya.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

План

Квест-игры, посвящённый Дню Победы.

Выполнила учитель начальных классов

Сагателян Мери Карменовна

Черняховск 2020 г

Квест – это командная игра (от английского guest - поиск, приключенческая игра).

Квест - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Иными словами,

Квест — это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью.

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать с ровесниками, принимать решения, использовать логику.

Задачи приемов Квест - игр: 

- активизировать воспитанников;

- повышать познавательный интерес;

- вызывать эмоциональный подъѐм;

- способствовать развитию творчества;

-способствовать развитию связной речи;

 -воспитывать чувство команды, взаимовыручки, умение договариваться.

Через игру педагог помогает ребѐнку обрести необходимую мотивацию. Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Таким образом, детские Квесты помогают педагогам и родителям реализовать следующие задачи: 

Образовательные:

 - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

 Развивающие

– в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

Воспитательные

 – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.

Виды Квест - технологий.

В наше время, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.

 В общей классификации выделяют следующие:

  линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

  штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

  кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Структура Квест - технологии.

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

 Итак, все сводится к следующему:

 постановка задачи (введение) и распределение ролей;

 список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

 порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

  конечная цель (приз). Исходя из этого, нетрудно заметить, что Квест - технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.

Принципы организации Квестов.

Для того чтобы эффективно организовать детские Квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

 все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);

  задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

 ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;

 в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

 задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

  игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

 дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

  следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

  роль педагога и родителей в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.


Сценарий  разработанного  квеста «75 победных лет!»

Цель: формирование гражданской позиции, национальной идентичности, мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления исторически сложившихся традиций, социальных установок, совершенствование умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации.

 Задачи:

воспитывать у детей и подростков чувства гордости за наш народ, героев войны, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

- систематизировать знания детей о социально значимом событии «Дне победы»;

- создать условия для практического применения полученных детьми умений и навыков в разделах программы

- развивать ловкость, сообразительность;

- формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности;

- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Актуальность: 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, особенно в современной политической ситуации, когда мы наблюдаем попытки переписать историю ВОВ. Воспитание патриотических чувств и любви к Родине невозможно без знания истории и трепетного отношения ко всем ее переломным моментам. Важно донести до детей и молодежи всю значимость тех военных лет. Квест-игра, основанная на материале данной тематики, может стать интересным дополнением к комплексу мероприятий, посвященных ВОВ.

Ожидаемые результаты:

- понимание важности ВОВ в жизни человека;

- повышение интереса к культурному наследию нашей страны;

- развитие самостоятельной познавательной активности учащихся.

Подготовительная работа: формирование и встреча с командами, подбор материалов и заданий по станциям:

1. «Минное поле»

2. Партизаны (паутинка/верёвка (спортивное)

3. Фронтовые песни (музыкальное)

4. Радисты/шифр из букв и цифры

5. Хроники военных лет (интеллектуальное)

6. «Ложииись!» (обруч, бутылка 0,5)

7.  Подарок любимой! (творческое)

Ход мероприятия

  1. Подготовительный этап.

При входе в класс ребята находят письмо, лежащее на столе. Это письмо с фронта времен Вов. Все интересуются что это и что в нем написано.

В.1 Ребята, чужие письма читать некрасиво, но это письмо необычное, может быть в нем написаны какие-то просьбы, пожелания.

В.2 Ребята, какой майский праздник будет отмечать вся наша страна?

Д: 75 лет со дня Великой Отечественной Войны.

(Включить музыку)1418 дней длилась война. Сколько горя и слёз она принесла! Миллионы жизней по всей земле взрослых и детских – она унесла. Остались разрушенными тысячи деревень и городов. Давайте почтим память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания!

II.Основная часть.

В.1 Наша квест-игра сегодня посвящена празднику Дню Победы.

А какие задания нас ждут с вами впереди, узнаете, открыв это письмо.

Давайте его рассмотрим и порассуждаем – что это за письмо.

Рассматривают письмо снаружи. Оно треугольной формы, желтая бумага, шрифт размытый. Вывод-старое. Форма письма говорит о временах Вов. Откроем письмо:

«Здравствуй, милая моя! Вот, я исполняю свой долг перед тобой. В этом письмо я хочу тебе ещё раз передать письменно свою действительно яркую пылающую любовь.

Вчера назад меня направили в Восточную Пруссию в город Инстербург. Сегодня приезжала машина с провизией, продуктов едва хватило местным. В землянке очень холодно и сыро, постоянно идут бои. А помнишь, нашего друга Николая, сейчас он в госпитале. Был ранен в правую ногу, сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое. Надеюсь, скоро мы вместе будем бить фашистов. С нетерпением жду, когда мы станцуем наш вальс, Надежда»

7 апреля, 1945 год

В.2 Давайте проанализируем это письмо. Какие эмоции оно у вас вызывает? Что вы чувствовали, когда читали это письмо?

В.1 В квесте будет 7 станций, на которые вам даётся по 7-10 минут. Каждой команде будет выдан маршрутный лист. На станциях также будут выдавать жетоны. Какая команда наберет больше всего звездочек, тот и выиграл.

В.2 А сейчас разделимся на команды. Всего будет три команды. Один представитель из каждой команды выйдет и вытянет жетон. Каждый жетон имеет свой цвет.  Какой цвет вытяните, под таким цветом и будет выступать ваша команда. Всем удачи!!!

  1. Минное поле – участникам необходимо ответить на 10 вопросов на военную тематику. Задача организатора оценить старания команды и если задание пройдено, то поставить оценку в маршрутный лист напротив своей станции и отдать фрагмент карты.
  2. Партизаны- команде необходимо взявшись за руки пройти через «чащобу леса» (создается «паутинка» при помощи бельевой веревки). Задача организатора оценить старания команды и если задание пройдено, то поставить оценку в маршрутный лист напротив своей станции и отдать фрагмент карты.
  3. Фронтовые песни- участникам необходимо угадать название 5 песен, связанных с Великой Отечественной войной. Задача организатора оценить старания команды и если задание пройдено, то поставить оценку в маршрутный лист напротив своей станции и отдать фрагмент карты.
  4. Шифровальная – команде предстоит выбрать из 6 вариантов 1 шифр и разгадать его за ограниченное количество времени (Приложение 3). Задача организатора оценить старания команды и если задание пройдено, то поставить оценку в маршрутный лист напротив своей станции и отдать фрагмент карты.
  5. Хроники военных лет - вопросы на военную тематику.
  6. «Ложииись!» -  по команде надо лечь всей команде и замереть, кто будет двигаться попадет в плен.
  7. Подарок любимой! -  дети рисуют открытки или письма фронтовым.

  1. Подведение итогов.

В.2 Закончилось ваше путешествие. Каждый станция пробуждает в нас светлую память о героях войны погибших за Родину. Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. Сейчас давайте подведем итоги и посчитаем жетоны.

В.1В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны   знать, чтобы помнить.  

Ведь мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь по приказу Отечества.


Теоретический материал

1939 год – начало Второй мировой войны

22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

– Одно из первых сражений произошло пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона, некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава, всего 7—8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений. По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

На борьбу с врагом поднялся весь народ: Солдаты, партизаны, подпольщики, труженики тыла

Брестская крепость – первой встретила врага Брестская крепость. Холмские ворота. Скульптура «Мужество»

Причина войны: Агрессия Германии Фашистская символика — символика политических движений, исповедующих фашизм. Фашизм- форма направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.

Сталинградская битва длилась более 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград.

Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим массированным налетам вражеской авиации. Один из самых крупных налетов был 19 сентября 1941 г., в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов. Были разрушены дома. Получили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина.

Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограниченны, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября.

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба   населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные – по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.

Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.



Предварительный просмотр:

Нет войны

С. Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

***

Обелиски

А. Терновский

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

***

День Победы

Т. Белозеров

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

***

Что за праздник?

Н. Иванова

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.

А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

***

Победа

Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-02/RS/w704.jpg

Что такое День Победы

А. Усачёв

Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

***

День памяти

День памяти –
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

***

Старый снимок

С. Пивоваров

Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-05/RS/w704.jpg

На радио

Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте
Деду подарок…»

Был долго в пути
Музыкальный привет.

Но вот подошёл
И обнял меня дед –
Пришла к нему в праздник
9 Мая
Любимая песня его
Фронтовая.

***

У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…

http://img.readitlater.com/i/forum.materinstvo.ru/uploads/1375817944/post-221-1375823594/RS/w704.jpg

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

***

Никто не забыт

А. Шамарин

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

***

Дедушкины друзья

Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.

***

Дедушкин портрет

В. Туров

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
— Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

***

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

***

Салют Победе

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!

***

Погибшим и живым

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!

***

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!

***

Пусть будет мир!

Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

***

День Победы

Н. Томилина

День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

***

Кто был на войне

Дочь обратилась однажды ко мне:
— Папа, скажи мне, кто был на войне?

— Дедушка Лёня — военный пилот —
В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:
— Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

***

Поздравление дедушке к 9 мая

Поздравляю дедушку
С праздником Победы.
Это даже хорошо,
Что на ней он не был.

Был тогда, как я сейчас,
Маленького роста.
Хоть не видел он врага —
Ненавидел просто!

Он работал, как большой,
За горбушку хлеба,
Приближал Победы день,
Хоть бойцом и не был.

Стойко все лишенья снёс,
Расплатившись детством,
Чтобы в мире жил и рос
Внук его чудесно.

Чтоб в достатке и любви
Наслаждался жизнью,
Чтоб не видел я войны,
Дед мой спас Отчизну.

***

Медали

Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!

В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали.

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-09/RS/w704.jpg

Мы встречаем День Победы

А. Игебаев

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.

Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам — День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.

И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.

Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

***

«Приходят к дедушке друзья»

Владимир Степанов

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять — опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые,
Один — сержант, другой — майор.
А больше рядовые.

Я не прошу их каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперёд
С потерями шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули…
«Война, — вздохнут они, — война.
А помнишь, как в июле?»

Я просто рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Что те. Кто письма пишут мне,
Уже не ждут ответа,
Что даже лето на войне —
Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их, но верю я:
Они придут, приедут…

***

Нет, слово «мир» останется едва ли

В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

***

Мальчик из села Поповки

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

***

Красоту, что дарит нам природа…

А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

***

День победы

Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.

***

Еще тогда нас не было на свете…

М. Владимов

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

***

Когда на бой смертельный шли вы…

А. Воскобойников

Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.

Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!

***

Солнце скрылось за горою…

А. Коваленков

Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.

От жары, от злого зноя
Гимнастерки на плечах повыгорали;
Свое знамя боевое
От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,
Защищяя отчий край — страну родную;
Одолели, победили
Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-08/RS/w704.jpg

Пусть небо будет голубым…

Н. Найденова

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

***

На поляне, от лагеря близко…

В. Фетисов

На поляне, от лагеря близко,
Где багульник все лето цветет,
На дорогу глядят с обелиска
Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства
Сохранился на лицах солдат,
Но уже никуда им не деться
От военной суровости дат.

«Вот в таком же зеленом июне, —
Нам сказал пожилой старшина, —
Забрала их, веселых и юных,
И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,
Шли солдаты на штурм высоты…»

Нестареющим нашим вожатым
Мы к ногам положили цветы.

http://img.readitlater.com/i/forum.materinstvo.ru/uploads/1375522374/post-221-1375639946/RS/w704.jpg

У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…

http://img.readitlater.com/i/forum.materinstvo.ru/uploads/1375817944/post-221-1375823487/RS/w704.jpg

Имя

С. Погореловский

К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.

К окрестным старушкам
Заходят ребята —
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один —
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один —
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили —
У старой сосны,
В безымянной могиле.

На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они —
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет —
Посмертно,
Бессмертно.

Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!

***

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас —
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

***

Салют Победе

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-01/RS/w704.jpg

9 мая

Май.
Россия.
Цветёт весна.
Отгремела давно война.
И сегодня у братских могил
Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.

***

Победа

Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.

***

День памяти

День памяти —
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

***

Победа

Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!

Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту —
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-03/RS/w704.jpg

Армии-победительнице

Видела вся планета
В тучах огня и дыма —
Слава твоя бессмертна,
Воля несокрушима.

Сила твоя стальная
Двигалась как лавина
По берегам Дуная,
По площадям Берлина.

Мы на огне горели,
Мы по сугробам спали,
Многие — постарели,
Многие — в поле пали.

Многое нынче память
Восстановить не может.
Новый день наступает —
Старый со славой прожит.

Только не смеет время
Вынуть из песни слова,
Только доброе семя
Выходит снова и снова —

В новых полках и ротах,
В детях и внуках наших,
В новых твоих походах,
В новых железных маршах.

Вижу иные лица,
Штык и строку Устава.
Старая слава — длится,
Новая зреет слава!

Рассказ танкиста

Александр Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

http://img.readitlater.com/i/materinstvo.ru/content/article_images/articles_8818/stihi-pro-den-pobedy-07/RS/w704.jpg

Дети поют о войне

(Посвящение поэта-ветерана школьникам)

Школьники сегодня о войне
Пели песни и стихи читали
В небольшом уютном школьном зале,
В необыкновенной тишине.
Ветераны, не скрывая слёз,
Слушали детей и вспоминали
Песни те, что пели на привале,
Несмотря на шум военных гроз.
Вновь воскресли в памяти бойцов
Грохот бомб, победы над врагами,
Яркие в смертельном урагане
Подвиги мужей, сынов, отцов.
Эти дети нет, не хуже нас —
Детворы военных лихолетий.
Шалуны? Так что ж, они же дети.
Разве детство без проказ?
Взгляд пытливый, как большой вопрос,
Тяга к знаньям, жажда увлечений,
Нетерпение нравоучений…
Разве кто-нибудь иначе рос?
Как они поют! И в их глазах —
Боль за беды, радость за победы,
Гордость за Россию и за дедов,
Защитивших Родину от зла.
Мёртвым и живым — поклон земной,
Правнуков стихи и внуков песни.
Дети встанут, не дай Бог, но если
На Россию враг пойдёт войной.

МОСКВИЧИ

Евгений Винокуров

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.

Не играйте, мальчики, в войну

В. Вологдин
Мальчикам, играющим в войну,
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательно, дружок,
Этот вот без рук, а тот — без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел.
Видно, в танке заживо сгорел.

А четвертый, ордена — как щит –
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого — на глазах слеза,
Сорок лет, как выбило глаза…
Горсть солдат ребятам протяну,
Не играйте, мальчики, в войну.

 Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Александр Трифонович Твардовский.

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, —
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.
Это грозное право
Нам навеки дано, —
И за нами оно —
Это горькое право.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.
Та последняя пядь,
Что уж если оставить,
То шагнувшую вспять
Ногу некуда ставить.
Та черта глубины,
За которой вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой! —
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, —
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на воине
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос ваш мыслимый.
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, —
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

ПАМЯТИ ПАВШИХ

 

Россия! Как и чем измерить

Любовь твоих сынов к тебе!?

— Порою трудно и поверить,

Что есть такая на земле!

 

Они и жизней не щадили,

Прикрыв твои поля собой,

Когда в суровую годину

Ты позвала на смертный бой!

 

Солдатский подвиг отмечала

Звезда прибитая к доске,

И до сих пор ещё находят

Повсюду памятники те …

 

Немало их в могилах братских

Спит вечным сном и тут и там…

И сколько вдов, сестёр солдатских

Тихонько плачут по ночам.

 

А сколько там двадцатилетних

Лежат подкошенных свинцом…

— Совсем ещё не знавших жизни,

И не познавших ласки жён …

 

Закрывши грудью амбразуры,

Сгорев на танковой броне

— Они в твоих полях, Россия,

Лежат на Волге, на Днепре …

 

Их много, много безымянных

Отдали жизнь, чтоб жили мы,

— Сыны грядущих поколений

Хранить всё в памяти должны …

 

И пусть спокойно спят солдаты.

— Пусть спят на Волге, на Днепре …

Ведь и теперь измерить нечем

Любовь твоих сынов к тебе !!!

Русаков Г. Ф.

Май 1965 г

СЕСТРЕ МОЕЙ

В день юбилея

 

Юбилеи не ждут — они просто приходят …

Это время, за нас всё решая,

Мир несёт по вселенским бескрайним путям,

Нашей жизни, страницы листая …

 

В тех страницах нельзя ничего изменить,

Они в прошлом — оттуда нас ранят …

Наши мысли, порой, нас затащат туда,

И терзают нам душу и память!

 

Память наша несёт всё былое в себе …

Словно прошлого тяжкое бремя,

От него невозможно уйти и забыть,

— Это нами прожитое время

 

Было разным оно, — беспощадным всегда …

И в кровавых слезах наше детство топило,

И у самой черты —  в лихолетьи войны,

Много раз оно нас проносило …

 

Пережить день и ночь — было счастьем тогда.

А о “завтра”, вообще, не мечтали.

Как смогли уцелеть, не пойму до сих пор.

Какой ангел — хранитель был с нами?

 

Разве думали мы, что придут времена,

И к нам в дом постучат юбилеи.

И хотим мы иль нет,  их придётся встречать,

Потому что уже постарели …

 

Вот и твой юбилей — веха в жизни!

Будем мы отмечать в эти дни …

Пусть совсем не легко нам жилось и живётся,

Но мы живы — пока к нам приходят они …

 

Я тебя поздравляю! Год новый на старте …

В твою жизнь вошла эта весна,

Я желаю здоровья, и долгих лет жизни!!!

И чуточку счастья — для каждого дня …

Русаков Г. Ф.

Апрель 2012 г.

МЫ ПОМНИМ!

 

Опустилась на остров полярная ночь,

Скалы снежной пургой забелесило …

Я в каюте один, вспоминаю как жил,

И от мыслей тех как-то не весело.

 

Шёл по жизни не лёгким путём

И “звёзд не хватал я с неба”,

— Сколько пришлось испытать и пройти …

И кем в этой жизни я не был?!

 

Работал в колхозе и был пастухом,

С сумою бродил в сорок третьем …

Знал и голод, и горе, и смерти лицо,

И долго по жизни шёл с этим …

 

Через детство моё “прокатилась” война,

Опалила огнём, породнила с бедою,

Сколько крови и слёз и безвинных смертей

Пронесла она рядом со мною …

 

Я, порою, сплю плохо теперь по ночам …

Всё минувшее явью всплывает во снах,

Я кричу! — Просыпаюсь, и долго не сплю,

И ознобом бьёт давнишний страх …

 

У матери нас оказалось “семь ртов”,

И мы голодали отчаянно …

Не все из нас выжили в сорок втором,

А выжил кто — выжил случайно …

 

От смерти голодной, порою, спасал

Нас в этой, — не детской юдоли,

— Десяток картошин, в воронках от бомб,

В морозном заснеженном поле.

 

И в прошлом давно грозовые те дни,

А мне снится овраг — ров, туман,

И глаза тех людей, что согнали смотреть

На горящих живьем партизан …

 

Оккупация. Голод, Облавы. Расстрелы.

Бомбёжки ночные … Снарядов вой долгий …

— Такое приснится, проснёшься в поту …

— Такое запомнишь надолго!

 

 

Январь был холодным в суровый тот год …

— Зима с каждым днём свирепела,

И помню, в морозную страшную ночь,

Как наша деревня горела …

 

Дома — полыхали … Мороз всё крепчал.

И вьюгой кружась, завывали метели!

От голода ёжась, зубами стуча,

На пламя мы молча смотрели …

 

Не плакал никто. Слёз уже не хватало

Со страхом все ждали, что будет потом?

И только сестрёнка беззвучно рыдала,

Увидев, как рушится дом.

 

И вдруг, как бичом хлестнула команда,

Aufstehen! Forward! Schneller! Schneller!

На женщин с детьми шла гестаповцев банда,

И ветер трепал полы черных шинелей.

 

Зловеще штыки на свету отливали,

Белели на чёрном костей черепа.

Нас матери молча к себе прижимали,

Крестясь и молитвы шепча …

 

И мы, покидая домов пепелища,

Не зная чем встретит нас завтрашний день,

Брели вдоль пожарищ, а рядом качалась

Кинжальных штыков колючая тень …

 

Нас вывели в поле … Там вьюга такая …

— Не видно горящих окрест деревень,

И ветер, как буд-то озлившись на что-то,

— Охапками снега бросает в людей!

 

Брели, а узлы плечи в кровь истирали …

— Молились, дай Бог не упасть!

Упасть! Нет, нельзя! Даже дети все знали,

— Упавшему больше не встать …

 

И падали всё-ж! Раздавалося тут же,

— Rus schwein! Затем выстрел … И вскрик …

Метель пеленала добычу потуже…

В снегу до весны схоронив!

 

Но мы добрели! Мы остались живыми!

С рассветом вошли в небольшое село…

Оставшихся всех кое-как расселили,

А сколько в ту ночь не дошло!

 

Они не дошли … В снег легли, как солдаты!

О них бы баллады и песни слагать,

Но даже простой обелиск, хоть досчатый,

Не будет на этих могилах стоять …

 

Не будет гранит обелиском высоким

Стоять на могилах, которых и нет …

Но память так ярко рисует картины

Военных безжалостных лет …

 

Нет! Мы — ничего не забыли! Мы помним!

И, кровь леденящий, матери вскрик …

И тех, кто грудных ребятишек, в снег кинув

Втыкал в них безжалостный штык …

 

Такое расскажешь … Не вдруг и поверят!

Но если всё было, пришлось пережить …

С тех пор, и всесильное время не в силах,

Заставить на это забыть и простить …