Внеурочные мероприятия

Сагателян Мери Карменовна

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Класс: 4 класс

Тема урока: «Моральный долг»

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.
Задачи: 
Познакомить учащихся с основными понятиями: Моральный долг, Моральная норма. Моральная обязанность. Развивать творческие и познавательные способности. Формировать коммуникативные умения, работать в коллективе и группами. Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Дидактическме материалы:

  • Презентация
  • Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого "муравей и голубка", "Маслина и камыш", "Бабушка и внучка", "Правда дороже всего"
  • Пословицы

Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого нам потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.

2. Актуализация знаний.

На уроках ОРКСЭ мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде:

  1. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества (свобода)
  2. Черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор (ответственность).
  3. система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (мораль).
  4. Чувство признательности, оказанное за добро (благодарность)

- Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)

- А каким образом они связаны между собой?

(Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)

3. Выход на тему урока.

- Обратите внимание, в ходе работы над кроссвордом, у нас появилось еще одно понятие, которое будет связано с темой сегодняшнего урока. Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

(о долге)

– Встречались ли вы с этим понятием в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

-Попробуйте дать определение понятию ДОЛГ? ….Есть ли другие варианты?

-В каких источниках можем уточнить понятие? …

(В словарях, справочниках, Интернете.)

-Обратимся к словарям: экспертами будут ….. – задача –найти определение понятия долг

- Пока наши эксперты работают, подберите однокоренные слова к слову долг…

- Еще одним однокоренным словом к слову ДОЛГ является слово ДОЛГИЙ. Попробуйте объяснить взаимосвязь этих слов. (получил бесплатно - в долг, отдавать возвращать долг приходиться порой долго, иногда всю жизнь)

- Итак, послушаем наших экспертов. Какое определение дает нам словарь?....

(1) обязанность перед кем –то; 2) взятое взаймы)

- Слово многозначное, из этого следует, что бывают разные виды долга.

-Как вы думаете, о каком виде долга мы говорим, рассматривая долг как взятое взаймы?

- О каком долге говорим, рассматривая долг как обязанность перед кем –либо?

- Существует еще духовный долг – долг перед Богом

-Как вы думаете, о каком значении понятия долг мы будем больше говорить сегодня на уроке, учитывая, что на ОРКСЭ мы обсуждаем нравственные вопросы?

-Определите тему урока

-Действительно, сегодня речь пойдет о долге, который не измеряется деньгами, но отдавать который мы должны. А вот почему и кому должны попробуем разобраться вместе.

4. Целеполагание

- Определите для себя в паре вопросы, на которые бы хотели получить ответы на уроке, запишите в 1-ый столбик. Во втором столбике отметьте знаком + , -, полплюса насколько знаете ответ на тот или иной вопрос. В третьем знаком ! отметьте какой вопрос вас особенно заинтересовал, а последний столбик заполним в конце урока.

4. Изучение нового материала.

-Посмотрите, как писал о долге великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев: "У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга"

- С чем сравнивал Тургенев чувство долга? Как вы понимаете эти слова?

- Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос «что такое моральный долг»? Где можем найти информацию?

-Обратимся к учебнику – на стр 26 . Прочитайте первый абзац, найдите определение понятия моральный долг, запишите на опорном листе.

(моральный долг – это осознание необходимости исполнения моральных норм)

- Какое слово или словосочетание в определении является значимым, главным?

(осознание (выполнение норм становятся личной задачей, человек выполняет не по принуждению, а на основе своих убеждений) , необходимость исполнения (человек не просто знает как нужно поступать в соответствии с нормами морали, а действует, совершает поступки ))

-Моральный долг иначе называют моральными … (обязанностями).

-Вспомнить, какие же моральные обязанности есть у человека, нам поможет работа с рассказами Л.Н.Толстого

-Прочитайте текст и обсудите в группах, определите нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое.

- А как бы поступили вы?


.ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1 - 2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 - 4 - то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закон-чить расслаблением. Темп средний.



-Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость коротких и ёмких выражениях – пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдем ответ на вопрос о том, что необходимо делать, чтобы стать человеком долга:

Береги платье снову, а честь смолоду.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Назвался груздем - полезай в кузов

Сам погибай, а товарища выручай

Дисциплину держать — значит побеждать.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

7.Рефлексия

Подведем итог:

-Взгляните на таблицу вопросов к уроку – на все ли вопросы мы нашли ответы?

-В начале урока мы разгадывали кроссворд и объяснили взаимосвязь слов свобода и ответственность, а теперь попробуйте объяснить как долг связан со свободой и ответственностью.

А теперь, поиграем в блиц-игру. Я вам вопрос вы мне хором ответ

Блиц-опрос:

Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

Моральный долг связан со свободой? (ДА)

Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

Обижать младших, обманывать, брать чужое - это моральная норма? (НЕТ)

Моральные нормы или обязанности - это общепринятые в обществе правила? (ДА)

Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

Завидовать, обзываться, пинаться - это норма? (НЕТ)

Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)

Уметь благодарить - это норма? (ДА)

Родители должны заботится о своих детях? (ДА)

Дети должны помогать родителям? (ДА)

8. Домашнее задание

Вспомни произведение Гайдара "Тимур и его команда. Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга.

Завершить урок мне хотелось бы словами:

- Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.



Предварительный просмотр:

Сценарий утренника в 1 классе

«Праздник чисел первого десятка»

                                       

Тема: «Праздник чисел первого десятка!»

Цели: воспитание чувства дружбы; положительного отношения к школе; развитие речи, памяти, внимания; обучение выразительному чтению.

                                              Ход мероприятия.

Часть 1.

Школьники под музыку входят в празднично оформленный класс.

Учитель:

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и весёлых,

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас!

 - Ребята, вы проучились в 1 классе одну четверть и стали настоящими школьниками.

Часть 2.

Ученики:

Нас в школу приглашают

Задорные звонки.

Мы были малышами,

Теперь – ученики!

Любим чистый,  светлый класс –

Это раз!

Там читаем мы слова –

Это два!

Нет лентяев, посмотри, -

Это три!

Нет дружней нас в целом мире –

Получается четыре!

Любим петь и танцевать –

Это пять!

Знают взрослые и дети

И шахтер и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад

Мы из глины мастерили

И лошадок и зайчат.

А теперь, а теперь

Открывай нам школа дверь.

Посмотрите на меня:

Вот какой счастливый я!

В первый класс уже хожу

Форму школьную ношу.

Ежедневно по утрам заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз, и учитель учит нас

Ель, мотор, лопата, руки

В каждом слове слышим звуки,

Эти звуки разные – гласные, согласные.

Учитель:

Первый класс – это первый задорный звонок,

Первый класс  -  это первый серьёзный урок,

Первый класс – это первая в жизни оценка,

Первый класс – шумная, радостная переменка.

  - Скажите, ребята, что на земле труднее всего?

Ученица: Труднее всего учиться в первом классе.

Учитель: А в школе,  что труднее всего?  

Ученица: Труднее всего писать «крючки» и «палочки».

Ученик:

Ох, и трудное заданье –

Чисто, правильно писать!

Есть у школьника желанье

Вам про это рассказать!                                        

                     

                     

Первое задание

Мы теперь ученики,

Нам не до гулянья.

На дом задали «крючки» -

Первое заданье!

Вот мы с мамой над столом

Дружно распеваем:

 - Вниз ведём, ведём, ведём -  

Плавно закругляем!

Но противные «крючки»

С острыми носами

У меня из - под руки

Выползают сами!

Телевизор не глядим,

Сказки не читаем…

Три часа сидим, сидим,

Плавно закругляем.

Исписали мы  подряд

Много – много строчек,

Чтобы только написать

Маленький крючочек.

Вечер. Поздно. Спать идём,

Сразу засыпаем.

И во сне ведём, ведём,

Плавно закругляем!

В школе нам совсем не лень

Заниматься каждый день.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать

В тёмном лесу звать и аукать

В колыбельке сестрёнку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь.

Учитель:  Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Гласные – согласные»

                  

               

( учитель раздаёт учащимся карточки с буквами, учащиеся по команде должны быстро разделиться на 2 команды: гласные и согласные)

 

Ученики:

Дружит гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

«Ма»  –  и «-ша», а вместе «Маша»

К нам явилась на урок!

Если слоги встанут в ряд,

То они заговорят.

Вот чудесные слова:

«Мама», «Родина», «Москва»!

Учитель: Давайте поиграем в игру «Составь слово».

( ученики составляют слова: Маша, мир, лето, Антон)

Ученик:

Мы учим буквы, учим слоги

Учимся читать, писать,

И постепенно, понемногу,

Мы учимся считать.

Учитель: Ребята, ответьте на мой вопрос: чему же всё-таки учат  в школе?

(Ученики поют песню «Чему учат  в школе?»)

Ученик:

Я по лесенке бегу

Напеваю песенки

Все ступеньки я могу

Сосчитать на лесенке:

Раз, два, три, четыре, пять –

Научилась я считать.

Учитель: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете считать. Предлагаю игру «По порядку номеров становись».

(учитель даёт ученикам  карточки с цифрами, и они по команде должны построиться по порядку)

- А сейчас вопросы для самых смекалистых.

Батон разрезали на 4 части. Сколько разрезов сделали? (3)

Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у стола?(5)

Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (3кг)

Ученик:

Раньше Карлсон и Мальвина,

Айболит и Буратино

Приглашали нас играть…

А теперь зовут читать,

И писать, и считать.

Через сказку и игру

Они учат детвору.

Мы играем и поём

Очень весело живём.

( Учащиеся исполняют танец «Улыбка»)

Учитель:  А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки?

В какой сказке дети не узнали голос матери и поплатились за это?  («Волк и семеро козлят».)

Как зовут милиционера в стихотворении С.Михалкова?  (Дядя Стёпа)

В какой русской народной сказке живёт мышка – силач?  («Репка».)

Где хранилась смерть Кощея? ( Игла – яйцо – утка – сундук – дуб.)

Как зовут подругу Кощея? (Баба – Яга)

 - Чтобы родители не скучали, я им задам несколько вопросов.

Я называю произведение, придавая им противоположный смысл.

Зелёный беретик. («Красная шапочка».)

Мышь босиком. («Кот в сапогах»)

Петушок бесцветный. («Курочка Ряба»)

Девочка с ладошку. («мальчик – с – пальчик»)

Летняя работница («Снежная королева»)

- Отгадайте загадки:

Человечек деревянный,

Ищу ключик золотой

На воде и под водой.

Всюду нос сую я длинный,

Называюсь…(Буратино).

В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его…(Незнайка)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…(Крокодил)

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок…(Вини – Пух)

Учитель: Ну что ж, молодцы! Правильно загадки отгадали, видно, много сказок прочитали. А сейчас проверим, умеете ли вы собирать портфель.

Игра «Собери портфель»

( Соревнуются две команды учеников. Из всех предметов нужно выбрать школьные принадлежности и правильно сложить их в портфель. Чья команда быстро и правильно всё сделает, та  и побеждает.)

Часть 3.

Учитель: Молодцы, ребята!

Ученики:

Если б не было  школ,

До чего человек бы дошел?

До того человек докатился

В дикаря бы опять превратился.

Если б не было школ

До чего человек бы дошел?

Ел руками бы мясо сырое

И на первое и на второе.

Если б не было школ

До чего человек бы дошел?

Весь лохматый в шкуре звериной

Он являлся бы в гости с дубиной.

Учитель:

- Школы нужны всем, чтобы учиться читать, писать, учиться хорошим манерам, правилам поведения, культуре общения.

Все вы теперь не просто дети

Вы теперь ученики – школьники.

Сегодня вы все получите Диплом,

свидетельствующий о том, что вы школьники Новослободской средней школы. (вручение дипломов)

 - Поздравляю вас! Желаю вам успешно пройти по школьной лестнице до одиннадцатого класса. Желаю вам успехов в учёбе, хороших отметок.

- Уважаемые родители, я предлагаю вам написать пожелание. Мы их положим в конверт, и будем хранить до 11 класса, а на выпускном вечере мы его откроем. (родители пишут пожелания)

 - Наш праздник подошел к концу. И хочется закончить его словами:

Чтобы правильно сложить,

Надо правильно дружить.

Если ссора иль сраженье –

Не получится сложенья!

Сложим стих, прибавим смех,

Выйдет песенка на всех:

За тобою и за мной

Запоёт весь шар земной!

(Ученики исполняют песню «Улыбка». Муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского)

                 



Предварительный просмотр:

Тема: Христианская семья и ее ценности

Цель: организация деятельности обучающихся для первичного представления и закрепления знаний о христианской семье и ее ценностях.

Задачи:

Формировать умение определять главную мысль притчи и умения работать со словарем;

формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения;

развивать речь учащихся и творческие способности при составлении заповедей семейной жизни.

  1. Организационный момент.

У:

Воскресенье-вот везенье! Воскресенья так нужны,

Потому что в воскресенье мама делает блины,

Папа к чаю чашки моет, вытираем их вдвоем,

А потом, мы всей семьею чай с блинами долго пьем.

А в окошко песня льется, я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе, даже если нет блинов.

У: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

О: - (ответы детей)

У: - Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое христианская семья и каковы ее ценности

II. Актуализация знаний.

- А кто может дать определение слову «семья»?

/Учитель зачитывает определение слова «семья» из толкового словаря С. И.Ожегова/

Группа живущих вместе родственников -……………….

Группа людей, сплочённых общими интересами-……………

Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей -…..

О:  - группа, класс, семья

Христианская семья

У: - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О: - на уроке мы будем говорить о семье

У: - Какие бывают семьи?

О: - полные, неполные, современные, дружные, разные/

У: - О какой семье мы будем говорить?

О: - О христианской.

- Что мы можем узнать о христианской семье? (заполняют таблицы с двумя столбцами (я знаю, я узнал)

План:

1.Что такое христианская семья.

2.Как семья образуется (брак, венчание).

3.Отношения в семье.

4.Рождение детей.

5.Семейные традиции.

IV. Открытие нового знания

- Работа в парах.

У: - Посовещайтесь и запишите, что вы подразумеваете под словом семья?

О: - Семья – наш дом, наша защита, наша опора, наша жизнь, семья это любовь; семья убережёт от бед и невзгод; семья держится на любви

- Работа с учебником.

У: - А теперь посмотрим, как объясняют это слово в словарях.

/Значение слова Семья по словарю Ушакова:

СЕМЬЯ -группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе/

Семья – это связь поколений.

Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. У истоков стоят родители. Семья обладает огромными возможностями в воспитании каждого члена семьи. В семье формируется культура поведения и культура общения.

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Лев Николаевич Толстой

У: - В нашем учебнике тоже есть объяснение. Давайте прочитаем его на странице 86

(первое предложение).

У: - Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника?

О: - автор учебника сравнивает семью с ковчегом/

У: - Почему он использует именно это сравнение?

О: - потому что во время потопа Ной свою семью спас в ковчеге, потому что ковчег напоминал большой дом, в котором укрылась семья Ноя/

У: - Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы).

У: - На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

- Каковы значения венца?

О: - Венец - это знак того, что в этот день жених и невеста самые почитаемые люди в округе/

У: -  Почему венец имеет форму кольца?

О: - Венец, как кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу/

У: - Где начинается наше обучение любви? Найдите ответ в тексте учебника.

О: - стр. 87, 2 абзац/

У: - Предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д.Ушинского «Дедушка»

(чтение рассказа учеником, остальные ученики следят по распечатанным текстам).

ДЕДУШКА

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту, - и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

А у старикова сына был свой маленький сынок. Сидит, раз мальчик на полу, и складывает что-то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать.

- Коробочку, - отвечает дитя. - Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский

У: - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

О: - Этот рассказ вызвал чувства жалости к дедушке

У: - Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой?

О: - Сын и его жена неправильно поступили с дедушкой

У: - Почему?

О: - они его обидели, они себя любили больше дедушки, а ведь дедушка был для них родным

У: - Что подтолкнуло их к исправлению ошибки?

О: - К исправлению ошибки их подтолкнуло поведение внука, который делал деревянную коробочку для своих родителей. Родители научили его как не надо себя вести. Им стало страшно за себя

У: - Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье?

О: - когда в семье не любят друг друга, не понимают, не слушают друг друга, относятся друг к другу равнодушно и безответственно

У: - Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

У: - Как понимаете слова «тактичность» и «бремя»?

О: - тактичный человек, это человек который может слушать другого человека, не перебивать его при разговоре, не обижать, не смеяться над ним, бремя-это тяжести, невзгоды, беды, помогать друг другу

/Справка: Тактичность – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся/

У: - Прочитайте в учебнике на стр. 87, 2 и 5 абзацы

У: - Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.

У: - Как звучит заповедь Божья об отношениях к родителям?

О: - Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли/

У: -Давайте прочитаем вместе.

О: - Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.

Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, счастливая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

«Семья начинается с детей»

А.И.Герцен.

У: - Как понимаете выражение?

О: - Без детей очень грустно, плохо. Семью дети объединяют. Все собираются возле детей

У: - Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

О: - Чтение 3 абзаца на стр. 87

Работа в группах.

Задание 1.

1) Семейные ценности:

Для сохранения семьи есть много важных моментов. Давайте разберёмся в них.

У: - - Что такое семейные ценности?

О: - любовь, уважение и др.

Задание 1 группе: Составление ромашки /символ семьи в России/

- Какие качества членов семьи способствуют укреплению семьи?

На большом листе слово «семья» написано в желтом кружочке. На карточках даются слова -лепестки: жадность, эгоизм, добродушие, любовь, уступчивость, теплота во взаимоотношениях, поддержка, терпение, вражда, неприятие. Необходимо выбрать подходящие карточки и приклеить их на большой лист в виде ромашки/

Задание 2 группе: /Ученикам выдаются различные картинки/

- Составьте коллаж из картинок: что укрепляет, объединяет семью (материальные и духовные ценности)? На картинках могут быть изображены, совместные занятия спортом, игры, машина, совместный отдых, совместные занятия чем-либо; картинки которые не укрепляют семью - каждый сам по себе/

hello_html_33030406.jpghello_html_57d325d3.jpghello_html_m15138db9.jpghello_html_m9ac6035.jpg

hello_html_m3fb80dd2.jpghello_html_54a082bd.jpghello_html_76763e66.jpghello_html_43c5fa19.jpg

hello_html_6fda6e4.jpghello_html_7b979873.jpghello_html_m7725e032.jpghello_html_6488399.jpg

Задание 3 группе: /Ученики на большом листе, который разделен на 2 столбика, дописывают слова - Взаимоотношения родителей и детей. Что может способствовать взаимопониманию и непониманию.

+ -

Взаимопонимание Непонимание

/Ответы учеников: любовь, доверие, дружба, общие интересы, уважение, послушание, умение уступать; ссоры, конфликты, непослушание, обиды, непонимание/

Задание 4 группе: /На карточках - лепесточках даются слова: ненависть, злоба, равнодушие, нетерпимость, забота, ласка, душевная теплота, милосердие, сострадание, веротерпимость.

На доске оформляются как опавшие листья/

- Какие качества членов семьи разрушают семью.

2) Народная мудрость:

/Группам выданы разрезанные на 2 половинки 2 пословицы и поговорки

- На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Те, кто собрал – зачитывает.

1 группа

  • Где мир и лад, там и Божья благодать.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

2 группа

  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Любовь да совет, так и горя нет.

3 группа

  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Слава сына - отцу отрада.

4 группа

  • Жениться - не воды напиться.
  • Куда иголка, туда и нитка.

3) Христианские традиции и праздники:

- Вспомните главные христианские праздники, которые объединяют всю семью.

Рождество, Крещение, Пасха, Венчание.

4) Выступления групп:

После выступлений учащиеся делают вывод:

Семья-это стержень жизни каждого человека. Она немыслима без любви, доброты, взаимопонимания. Любые проблемы, конфликты могут быть решены, если все члены семьи заодно, вместе.

-А чем отличается христианская семья от обычной семьи?

/в христианской семье любят не только друг друга, но и Бога, вместе молятся, вместе ходят в церковь, живут по заповедям/

В России с 2008 года появился официальный праздник — Всероссийский День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного счастья.

Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Так любящие сердца оказались вместе.

-Почему так говорят?

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Фрэнсис Бэкон

/если человек любит свою семью, заботится о своей семье, бережет ее, то он будет беречь и заботиться о своей Родине, потому что это наша большая семья/

V. Рефлексия.

- Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым?

-Что показалось удивительным?

-Продолжите фразы:

1. Семья нужна каждому человеку, потому что…

2. Главная семейная ценность – это…

3. Семья не может существовать без…

VI. Домашнее задание.

Напишите мини – сочинение «Моя семья»



Предварительный просмотр:

Тема: Что такое светская этика»

Цель: формирование у учащихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и  «светская этика».

2.Развивать умения аргументировать свой ответ.

3.Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

4.Активизировать познавательную деятельность в КТД.

5.Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Виды деятельности:

беседа,

чтение и анализ учебного текста,

лексическая работа,

работа с иллюстративным материалом,

творческая работа с текстом в парах,

работа с карточками в группах,

самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: этика, светская этика, мораль, нравственность.

Ход

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся.

 - Давайте пожелаем удачи на сегодняшнем уроке. Что пригодится для успешной работы?

 - Прочитайте эпиграф нашего урока.

 « С малой удачи начинается большой успех».

 -Как вы его понимаете?

Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах.

Высказывания учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке? О ком из известных людей вы рассказали дома?

- Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать?

- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

- Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих родственниках, их заслугах, показывают копии документов, фотографии, награды.

Беседа

3.Актуализация знаний, целеполагание.

Знакомство с учебником

       «Основы светской этики».

1. Оформление обложки. 2.Содержание

3.Оформление страниц.

- У вас в руках новый учебник.

 - Рассмотрите  обложку.

- Прочитайте название.

-Встречались, ли вам книги с таким названием?

- Прочитайте серию.

(« Основы духовно – нравственной культуры».)

- В синем кружке – эмблема. Что на ней изображено?

 -Что обозначает эта эмблема?

 - Рассмотрите фотографии на обложке. Кого мы на них видим?

Ответы учащихся.

Предполагаемый ответ:

 - Древо жизни.

Предполагаемый ответ:

- Детей разных национальностей, детей в семье,  в школе, символ столицы нашей Родины – Кремль

Беседа

- Как вы думаете, о чём могли думать составители, оформители учебника, поместив именно эти снимки на обложку?

Предполагаемый ответ:

 - Наверное, они могли думать о том, что ученик должен учиться любить  свою семью, школу, своих друзей,своюшколу, одноклассников, быть в дружбе с ребятами разных национальностей; а значит – любить своюРодину.

- Верхний знак -  знак ФГОСА -  нового стандарта образования для  современной школы.

 - Как быстрее узнать, чему мы будем учиться с помощью нового учебника?

-Откройте содержание учебника (с.3),

прочитайте  названия тем уроков.

 - Какие темы вас заинтересовали?

 - Какие новые слова встретились?

 - Какие слова вам

 уже известны?

Предполагаемый ответ:

 - Открыть содержание.

Высказывания учащихся.

Ответы учащихся.

- Можно ли предположить, что курс «Основы светской этики» является продолжением, углублением тех знаний о взаимоотношениях людей,  о правилах их поведения в обществе, которые у нас уже есть?

-Как вы думаете, чему же мы будем учиться с помощью нового учебника? Ваши предположения?

 - Итак, мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением, мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет этика.

Делятся своими предположениями.

.Определение темы и целей урока.

- Предположите тему  сегодняшнего урока.

- Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите тему и цель урока в  рабочий лист.

- Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, что такое светская этика. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

Предполагаемый ответ:

 - Тема урока:

Что такое светская этика?

 - Цель урока:

Узнать, что такое этика?

 Что значит светская этика и что она предполагает?

Рабочий лист.

4. Изучение нового материала.

1.Беседа о понятии «этика».

- Прочитайте первый абзац учебной статьи « Что такое светская этика. Что изучает светская этика». ( Чтение вслух)

  - Что такое этика? Как вы определите значение этого слова?   - Запишите определение в рабочий лист.

 - Посмотрите на слайде определение  понятия  «этика»  из  философского словаря.

Учащиеся работают по учебнику, выполняют задания в рабочем листе.

Лексическая работа

Самостоятельная работа с источником информации.

2. Беседа о понятиях

«нравственность», «мораль»?

Вопрос классу: ∙ Как понимаете слова: - мораль - этика?

∙ К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно – нравственному)

∙ Как вы понимаете значения слова «нравственность»? (ответы детей)

∙ Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

∙ Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

∙ Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста: ∙ Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина. (Ученик пересказывает текст) Г) Беседа по содержанию ∙ Какую проблему поднимает Д. Гранин? ∙ По какому поводу собирается он бить тревогу? ∙ Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится?(милосердие). ∙ Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов) 3. Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?» o Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов? o Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных? o Нужно ли милосердие в наше время? o В чем оно проявляется? Примеры. o В чем причины людского равнодушия и невнимания? o Можно ли воспитать милосердие в себе?

(ответы учеников) (На доске закрепляются определения из словаря Ожегова - «мораль», «этика»)

НРАВСТВЕННОСТЬ

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

(человечность), (альтруизм)

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость,

любовь

Обучающиеся работают по теме урока

Фронтальная работа по художественному тексту

3. Беседа о понятии «светская этика», о важности изучения светской этики

6.Применение нового знания.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

 

«Спор»

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю.

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать...

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Беседа.

- Как вы думаете, кто сильнее? Почему?

-Почему спор Добра и Зла не закончился?

-Чью сторону вы выберете для себя? Почему?

Вывод: Этика – наука о добре и зле.

- Кого можно назвать основателем этой науки? Зачитайте.

- Что определяет понятие «светская»?

Запишите пояснение в рабочий лист.

- Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия?

Выпишите определения этих понятий в рабочий лист.

- Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»?

Вывод: Этика – наука о морали.

- Осталась ли у вас информация, требующая пояснения?

3 слайд

-Сформулируем вывод о том, что мы узнали из учебной статьи. Для этого закончите мои предложения:

- Светская этика изучает ………

Слова мораль и нравственность – это синонимичные понятия, которые обозначают ………

- Светская этика помогает разобраться …..

- Светская этика помогает ответить на вопросы ….

Обучающиеся работают по теме урока

Рабочий листа, разбор стихотворения

7.Рефлексия

- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока?  

 - Удалось ли вам достичь ее? Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке:

Всё получилось!

Я старался, но получилось не всё.

Было слишком трудно.

8.Домашнее задание

Составьте памятку жизненных правил.

Записывают домашнее задание

6.Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.

- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»

«Памятка дружбы»

Не оставляй друга в беде.

Помогай другу во всём.

Будь верным в дружбе, верь в друга.

Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Будь требовательным к дружбе.

Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.

В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Умей уступать другу.

Не обманывай друга.

Не требуй от своего друга жертв ради себя.

Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.

Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.