ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Пилипенко Анастасия Николаевна

МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

В это разделе представлены:

протокол педагогического наблюдения с результатами проведенного исследования и выводами;

- программа педагогического наблюдения;

- рекомендации учителю начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол наблюдения за деятельностью  и  поведением  обучающихся 4 класса

 Дата 23.10.2018-28.11.2018

Время 12:50 - 17:30

Урок (мероприятие) обучение грамоте, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО, перемены

Учитель:Юлия Александровна

 Класс  4 "Б"

Количество  обучающихся присутствующих  на  уроке: 28

№ п/п

Учащийся (имя и начальная буква фамилии)

Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося

Дисциплинированность

Самостоятельность

Организованность

осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.)

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.)

недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.)

соблюдение правил поведения при изменении обстановки

выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.)

умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.)

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав

умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.)

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки

умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки

1

Егор А.

44444

44444

33333

33443

44443

44454

33434

44444

43355

34434

44444

2

Игорь Б.

44444

44434

44545

43344

44444

33454

43344

44444

54455

44444

33454

3

Манэ В.

44445

44444

34343

45544

34433

44454

55454

44444

44445

44555

43334

4

Мирей В.

55545

55444

45453

44445

44534

45545

44545

45453

55555

44545

44444

5

Егор Г.

44444

45454

34545

45453

55544

33545

43543

44534

44445

44554

55454

6

Надежда Д.

44454

45445

33543

44454

53545

44454

44545

45454

44445

45544

45354

7

Александра Е.

55555

44444

44444

44444

44444

444445

44444

45545

44454

44445

44445

8

Артём К.

44454

44455

44545

33353

44454

444453

34454

44453

44445

33334

44445

9

Дмитрий Л.

44545

44554

44544

44444

55555

45454

45454

54544

45455

44555

45453

10

Иван Л.

44545

44545

44544

54545

54545

54545

54554

45534

45435

33344

44534

11

Анастасия М.

45453

44543

44545

34545

43355

33335

43545

43545

33554

44543

45454

12

Мирослава М.

44543

34545

54534

44445

45454

33543

45454

44545

34344

43334

34534

13

Мария М.

44545

44545

45555

33554

44545

54544

44444

44444

44444

43354

43354

14

Владислав Н.

44454

33354

44455

33543

44544

33543

44544

44453

44545

33335

43354

15

Михаил П.

33334

55454

33354

33335

34545

44544

33544

43354

43454

45455

45454

16

Почтарь А.

44545

43354

35545

54545

45545

44545

45453

45454

44534

44543

44545

17

Ирина Р.

44545

45454

54544

44548

44545

41455

44545

54554

54344

54534

44545

18

Илья Р.

44545

33453

45454

33454

44545

45455

54545

34554

53545

54543

44543

19

Елизавета Р.

44544

44444

44444

44444

55454

54545

45555

45455

55554

44554

54545

20

Максим С.

44545

44545

45555

33554

44545

54544

44444

44444

44444

43354

43354

21

Мураз С.

44454

33354

44455

33543

44544

33543

44544

444533

44545

33335

43354

22

Дамир С.

33334

55454

33354

33335

34545

44544

33544

43354

43454

45455

45454

23

Елисей П.

44545

43354

35545

54545

45545

44545

45453

45454

44534

44543

44545

24

Артём Ф.

44545

45454

54544

44548

44545

41455

44545

54554

54344

54534

44545

25

Кристина Ш.

44545

33453

45454

33454

44545

45455

54545

34554

53545

54543

44543

26

Майя Ш..

33545

53344

45334

44445

44534

45553

44545

43334

55355

44545

44444

27

Анастасия Ш.

44444

45454

34545

45453

55544

33545

43543

44534

44445

44554

55454

28

Дмитрий Щ.

44454

45445

33543

44454

53545

44445

44545

45454

44445

45544

45354

3,8

3,9

3,6

3,7

3,7

3,8

3,8

4,1

3,9

3,8

3,9

Средний балл

3,85

3,75

3,7

 

 Дополнительные  наблюдения и  выводы:

Примечание: общая оценка силы  каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок всех признаков данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество имеет высокий уровень проявления, 3- средний уровень, 2-1 -  низкий уровень.

  1. Осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) – средний показатель в классе 4 (сильно развито).
  2. Добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) – средний показатель в классе 4 (сильно развито)
  3. Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) – средний показатель в классе 5 (сильно развито)
  4. Соблюдение правил поведения при изменении обстановки – 4 (сильно развито)
  5. Выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) – средний показатель в классе 4 (сильно развито)
  6. Умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) – средний показатель в классе 4 (сильно развито)
  7. Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав – средний показатель в классе 4 (сильно развито)
  8. Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности – средний показатель в классе 4 (сильно развит)
  9. Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.) – средний показатель в классе 4 (сильно развито)
  10. Планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки – средний уровень в классе 4 (сильно развито)
  11. Умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки – средний уровень в классе 4 (сильно развит)





Фамилия, Имя

Дисциплинированность

Самостоятельность

Организованность

Егор А.

4,2

4,0

3,8

Игорь Б.

4,0

4,6

3,7

Манэ В.

3,9

3,8

3,6

Результаты программы педагогического наблюдения за  деятельностью  и  поведением  учащихся 4 класса

Советы для развития организованности:

Для школьника хороший способ выработки организованности – это развитие умения планировать и ориентироваться во времени. Планируйте день, распределяйте время вместе с ребенком, совершенствуйте вместе с ним собственное умение планировать и организовываться. План должен быть реальным, с учетом сил и возможностей ребенка. Важен не столько сам план, а сколько процесс планирования. Ведь в процессе планирования ребенок как раз и учиться организовывать свое время, находит оптимальный способ выполнения дела, познает свои реальные возможности.

Для развития организованности важно также развитие умения достигать цели. Для достижения главной цели требуется выделить промежуточные цели, достижение которых приближает к достижению главной цели. Еще важные правила цель должна соответствовать возможностям ребенка или подростка. Ребенок должен представлять себе реальный результат в случае достижения цели и что этот результат ему даст. Также ребенку необходимо понимать, что текущие неудачи бывают у всех и это не повод для уныния и отказа от достижения цели, хотя что-то откорректировать, возможно, придется. Ну, и конечно, главные помощники и учителя для ребенка в развитии умения достигать своих целей это родители. Именно добрые помощники, а не придирчивые критики



Предварительный просмотр:

Программа педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности волевых качеств с результатами проведенного исследования .

Цель: изучение способности учеников 4 «Б» класса к обобщению.

Методика "Исключение лишнего".

Цель:. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить правильность выбора лишнего слова.(почему)

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 9-12 рядов правильно выделено лишнее слово и объяснено почему; средний - 5-8 рядов правильно выделено и объяснено почему; низкий - 1-4 ряда правильно выделено слово и объяснено почему.

Вывод: Вопросов по выполнению у учащихся не возникало. Проводя диагностику, учащихся в данном классе были выявлены все уровни обобщения. Из 21 учащегося - 11 имеют высокий уровень обобщения, 9-средний уровень и 1 имеет низкий уровень обобщения. Половина класса справились с тестом отлично.

Методы диагностики:

  • Диагностика для выявления типа темперамента.
  • Диагностика для определения самооценки уверенности в себе.
  • Диагностика для определения школьной мотивации учащихся начальных классов.
  • Диагностики по выявлению способности учеников 4 «Б» класса к обобщению.

Но в процессе практики была использована программа педагогической диагностики по выявлению способности учеников 4 «Б» класса к обобщению.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию воли младших школьников

Комплекс диагностических мероприятий позволяет разработать рекомендации по развитию воли младших школьников: в процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные, половые, личностные особенности детей. Наряду с процессом овладения знаниями, воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.

Непосильные трудности тоже не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дела до конца. Это ведет к слабоволию. Таким образом, первое важное условие воспитания воли -- это трудные, но посильные задания.

Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели. Если намеченная задача очень сложна, надо, не отказываясь сразу от ее выполнения, разбить ее на отдельные задания, выполнить ее по частям. Дети должны видеть и чувствовать, что они добиваются успеха, хотя и не сразу, а постепенно.

Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Но только на ней одной нельзя строить учебно-воспитательную работу. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.

С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного, робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных, смелых и малодисциплинированных учащихся надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.

Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание, всегда доводить дело до конца. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю.

Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом. Полезны игры направленные на развитие волевых качеств младшего школьника, так например, игра «Поиск клада» (Приложение 5), «Перо в вверх!» (Приложение 6), упражнение «Соедини точки» (Приложение 7), способствуют активному развитию волевой сферы младших школьников.

Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий.

Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное -- научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. Хорошо поставленная работа с младшими школьниками отряде способствует воспитанию у детей волевых качеств. У каждого ребенка должна быть определенная обязанность. Общественные поручения воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, приучают не только подчиняться его требованиям, но и выступать от имени коллектива, организовывать работу других его членов, оказывать на них необходимое влияние. Все это воспитывает определенные волевые качества школьника.

Полезны также и беседы с детьми. Опыт лучших учителей говорит о том, что и в 8--9 лет ребята могут заниматься некоторой работой над собой. на детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает личный пример учителя: его четкость в работе, организованность, умение все делать вовремя, никогда не опаздывать, заранее подготовить и строго продумать элементы урока. Весь стиль работы педагога, обладающего сильной волей, действует на учащихся, которые любят подражать учителю. Его дисциплинированность и волевой тонус передаются и школьникам.

Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому. Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах.