ПМ 04. ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Пилипенко Анастасия Николаевна

В данном разделе содержится:

- Педагогический опыт;

- Технология развития критического мышления (ТРКМ);

- Технология групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

В последнее время тема содержания образования широко обсуждается в педагогике. Большинство преподавателей считают, что в основе содержания образования должны быть способы мышления и деятельности, также качества, которые позволяют человеку достойно жить и трудиться в обществе и дадут «возможность непрерывного продолжения самообразования, саморазвития, самоопределения». Поэтому, всё чаще главными составляющими содержания образования называют умения коммуникации, нормы и навыки общения в коллективе, универсальные способы мышления и деятельности. В данном случае, умения коммуникации занимают особое место. В процессе обучения важно качественное взаимодействие ученика с учителем и другими учениками. Таким образом, являясь для ученика главным средством освоения содержания образования, умения коммуникации выступают как главный фактор продуктивности образовательных процессов. Особенно важен уровень владения этими умениями каждым учеником в коллективном учебном процессе, поскольку каждый ученик здесь является участником учебного процесса.

Учитель начальных классов МОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа» Наталья Александровна Астафьева одной из целей своей педагогической деятельности считает формирование навыков общения у младших школьников, создание детского коллектива и развитие личности каждого ребёнка.

Свои уроки она моделирует в рамках современных образовательных технологий: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии уровневой дифференциации и творческого развития, проблемное обучение.

По ее мнению, в процессе работы с младшими школьниками важно создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. Поэтому на уроках она использует педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается речь, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.

В процессе обучения (как на уроках, так и на внеклассных занятиях) она применяет игры-викторины, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Звёздный час»; спортивные игры: «Весёлые старты», «Сказочная Эстафета», «Зов джунглей»; акции: «Дурным привычкам – нет!», «Дни Здоровья»; внеклассные занятия: «В гостях у Здоровёнка», «Весёлая Масленица»; ролевые игры: «Выручай-ка», «Если друг оказался вдруг…"; игры на сотрудничество; часы общения; классные часы: «Уроки семейной любви», «Я имею права».

Учитель начальных классов школы ГБОУ СОШ № 371 в г. Санкт-Петербург Анастасия Артуровна Мирвалиева считает, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребенка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребенка и уровень сформированности коммуникативной культуры младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной учебно-воспитательной работы.

А. А. Мирвалиева для формирования навыков общения использует специальные коммуникативные тренинги, описанные А. С. Прутченковым, которые применяет на уроке в групповой деятельности и работе в парах, во внеклассной работе.

При проведении коммуникативных тренингов А. А. Мирвалиева вводит в активный словарный запас детей достаточное количество этических форм; ориентирует учащихся на бесконфликтное позитивное общение; стимулирует интерес учеников к коммуникативной деятельности; обращает внимание учащихся на важность общения в жизни человека, на различные аспекты коммуникативной деятельности; вовлекает в процесс общения мало контактных, замкнутых детей; формирует желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности.

Коммуникативные тренинги помогают эффективно формировать навыки общения у младших школьников, что помогает ребенку успешно социализироваться в обществе, то есть выстроить дружеские отношения между девочками и мальчиками.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 в г. Тюмень Дарья Ивановна Бурцева считает, что навыки общения формируются непосредственно в игровой деятельности. Дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников, то есть, взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

Д. И. Бурцевой была составлена программа игрового факультатива для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимся. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом интереса младших школьников.

Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общению, внешнему виду, отношению к учебе, труду, этике.

Формирование культуры общения (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Одна из игр на сплочение коллектива – «Опасные рифы». Для этой игры все участники разделяются на «рифы» и «корабли». Вторым ведущий завязывает глаза, так что они могут ориентироваться в пространстве только под руководством «рифов», которые все видят. Задача рифов – не допустить столкновение кораблей с ними.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 61 в г. Новокузнецк Надия Нурлияновна Хакимзянова считает, что формирование навыков общения у младших школьников — это одна из основных задач педагога.

Н. Н. Хамимзянова работает с УМК «Школа России», который направлен на формирование у обучающихся УУД как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении школьных предметов. В системе учебников с 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, с взрослыми, что способствует формированию навыков общения у младших школьников. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества с взрослыми нацелены многие учебные проекты предметных линий по литературному чтению, окружающему миру.

В курсе «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет обучающимся использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.

В 1 классе уже на первых уроках Муравей Вопросик предлагает ребятам практическую работу в парах.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов по формированию у младших школьников навыков общения в процессе образования показал, что навыки общения формируются как на уроках, так и на внеклассных занятиях при помощи различных подходов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Слайд 2

Научно-понятийный аппарат Критическое мышление - это способность человека четко выделить проблему, которую необходимо решить , самостоятельно найти, обработать и проанализировать информацию ; логически построить свои мысли , привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно , выбирать верное решение проблемы; быть открытым к восприятию мнений других и одновременно принципиальным в отстаивании своей позиции. Образовательная технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных педагогических приемов , которые побуждают учащихся к исследовательской творческой активности , создают условия для усвоения ими материала , обобщения полученных знаний .

Слайд 3

Основная цель ТРКМ Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений ).

Слайд 4

Задачи критического мышления 1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность , креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 5

Актуальность применения ТРКМ в учебном процессе Ученика очень трудно мотивировать к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Слайд 6

Критическое мышление предполагает: Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; Способность оценить происхождения знаний, его достоверность и правдоподобность; Умение объяснить изученное и умение применить его в повседневной жизни; Самостоятельное занятие собственным обучением;

Слайд 8

Фаза ВЫЗОВА Задачи: актуализировать знания; пробудить познавательный интерес; помочь определить направления в изучении темы. Приемы: Мозговая атака (парная или групповая ). Ключевые термины. Перепутанные логические цепи. Свободное письменное задание. Разбивка на кластеры. Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У ). Дерево предсказаний. Отсюда – сюда.

Слайд 9

Фаза осмысления Задачи : помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми. Приемы: Система маркировки текста I.N.S.E.R.T . Взаимоопрос . Взаимообучение . Разработки для самостоятельных занятий. Двойные дневники. Сравнительная таблица.

Слайд 10

Фаза рефлексии Задачи : помочь самостоятельно обобщить изученный материал; помочь самостоятельно определить направления изученного материала. Приемы (зависят от приемов вызова ) : Мозговая атака (парная или групповая). Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам. Маркировочная таблица. Техника подведения дискуссии. «Оставьте за мной последнее слово». Эссе. Графическая организация материала. Бортовые журналы. Синквэйн .

Слайд 12

СОСТАВЛЕНИЕ Составление кластера Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Слайд 13

Основные принципы составления кластера Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Слайд 14

Пишем синквейн Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Правила написания синквейна : Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 16

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Слайд 18

Заключение В чем же инновационность представленной модели? Нам представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология организации групповой работы в начальной школе Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман

Слайд 2

Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 3

Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности 2. 4. 3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 4

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Слайд 5

Принципы групповой работы

Слайд 6

Варианты комплектования групп

Слайд 7

Виды групповой работы

Слайд 8

Мозговой штурм Виды групповой работы

Слайд 9

Виды групповой работы Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»

Слайд 10

Виды групповой работы Охота за сокровищами

Слайд 11

Виды групповой работы Снежный ком

Слайд 12

Виды групповой работы Пазлы

Слайд 13

Виды групповой работы Прием «Зигзаг»

Слайд 14

Поведение учителя во время групповой работы

Слайд 15

Правила совместной работы Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

Слайд 16

Критерии эффективности групповой работы

Слайд 17

Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе