ПМ 04. ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

Пилипенко Анастасия Николаевна

В данном разделе содержится инофрмация для создания предметно-развивающей среды в кабинете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно - развивающая среда по литературному чтению в кабинете начальных классов.

   Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

  Занятия в кабинете должны служить:

активизации мыслительной деятельности учащихся;

формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;

формированию коммуникативной культуры учащихся;

развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

воспитанию высокоорганизованной личности.

   Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

Цель: Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.
Задачи:

  • Организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
  • обеспечить охрану здоровья детей;

Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста. 
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. 
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений 
            Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
             В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. 
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. 
          Зеленая зона: 
-многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.

В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету,  но и является частью «методической копилки» учителя.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле; 
-Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет. 
Этому способствует:
1) Деление кабинета на зоны: 
учебную, игровую, зелёную, информационную
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.



Предварительный просмотр:

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому, среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Предметно-развивающая среда представлена следующими зонами:
1. Учебная зона
2. Информационная зона
3. Игровая зона (зона отдыха)
4. Зеленая зона
5. Бытовая зона
Учебная зона включает в себя:

- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;

- рабочее место учителя;

- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;

- проектор, закрепленный на потолке на штативе.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста. 
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. 

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

- Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле; -Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет. Этому способствует:1) Деление кабинета на зоны: учебную, игровую, зелёную, информационную. 2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.

По мнению Л.С. Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.

Поэтому, предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

В оформлении среды кабинета нужно стремиться:
К максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

К предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.

Требования к кабинету начальных классов:

А) Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:

Освещать, состояние мебели;

Размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов _ не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над – 80-90 см.

Б) Зеленая зона:

Многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведённом месте;
Информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.)

В) Наличие Уголка здорового образа жизни:

Здоровый образ жизни.

ПДД.

ОБЖ.
Так же в классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Кроме занятий, они самостоятельно могут находить для себя что-то новое и интересное. Решение данного педсовета заключается в том, чтобы учителя, в дальнейшем придерживались норм и правил деление кабинета на зоны, а конкретнее учебную, игровую, зелёную, информационную; так же соблюдали правила выбора цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.

Вывод:
Создание предметно-развивающей среды в кабинете позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, радость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного. 

Литература:

Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика, 2007.

Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского// Вопросы психологии, 2006.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 



Предварительный просмотр:



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО -РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ











   В методических рекомендациях раскрываются основные понятия предметно - развивающей среды, зонирование и основные принципы размещение тех или иных предметов.

В данных рекомендациях представлены такие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

Методические рекомендации знакомят будущих учителей начальных классов с особенностями создания предметно - развивающей среды.
 Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» и для учителей начальных классов.


























                               
Пояснительная записка


Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

 многофункциональность помещения;

 рациональность использования пространства;

 взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

 целесообразность озеленения интерьера.


Цель:
 Создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.
Задачи: 

  • Организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной  школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
  • обеспечить охрану здоровья детей;




Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

   Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
 Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны:  учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

   

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт,  которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов  отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
 В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. 
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зеленая зона:
-многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.

3)Наличие Уголка здорового образа жизни:

 - Здоровый образ жизни.

 - ПДД.

 - ОБЖ.

       В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

       Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Требования к кабинету начальных  классов:

   1)   Кабинет начальных  классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

        освещенность, состояние мебели;

        размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см. 
Обучающиеся
начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

  Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, 4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

  В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.


В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету,  но и является частью «методической копилки» учителя.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;
-Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения  школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет. 
Этому способствует:
1) Деление кабинета на зоны:
учебную, игровую, зелёную, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

  1. Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
  2. Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
  3. Учебно-информационные.

    Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.


Предварительный просмотр:

Школа – это не просто учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, это место, где он проживает значительную часть своей жизни. Вся деятельность педагогов нашей школы основана на четком понимании, что ребенок и его родители доверяют нам свое самое ценное достояние - жизненное время и жизненные силы, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса их запросов. Цель нашей образовательной деятельности заключается в предоставлении каждому обучающемуся индивидуальных образовательных услуг для выявления и развития способностей обучающихся на основе организации комплекса соответствующих условий и возможностей.

Условия – это внутренняя среда каждого учреждения. В разное время и в разных школах она различна.

Среда школы – среда обучения

Эффективная образовательная среда школы - совокупность условий и возможностей (социальных, культурных, психолого-педагогических), реализация которых позволяет достигать планируемых результатов. Образовательная среда является важнейшим условием реализации ФГОС, основной образовательной программы общего образования.

Специфика нашей образовательной деятельности заключается:

• во-первых, в системности, благодаря которой обеспечивается неразрывное единство целенаправленного воспитания и качественного обучения каждого школьника;

• во-вторых, в исключительно высокой степени вариативности, благодаря которой для каждого ребёнка подбирается индивидуальная образовательная траектория, отвечающая его личностным возможностям и жизненным планам;

• в-третьих, в аутентичности, благодаря которой каждому школьнику обеспечивается тот объем и темп усвоения содержания образования, который наиболее точно соответствует его индивидуальности.

Применение технологии концентрического обучения (блочное преподавание предметов, погружение, опора на межпредметные связи, работа по опережающим заданиям, использование приёмов кодирования учебного материала) позволяет усвоение обучающимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного, (отличного от традиционного) временного режима занятий

Деления на классы как такового в нашей школе нет, а есть учебные группы и группы тьюторского сопровождения. Обучение по индивидуальному учебному плану, выбор занятий по интересам возможны только при условии работы в малых группах, поэтому мы перешли от классно-урочной системы к индивидуально-групповой.

Образовательная среда – зона коллективного взаимодействия

Особенностью обучения в основной школе является вариативность образовательных программ: базовых, пропедевтических, предпрофильных, факультативных, углубленного изучения предметов, программ тьюторов и разнообразной внеурочной деятельности. Учебные программы ориентированы на запросы обучающихся в выборе предметов и уровня изучаемого материала для формирования индивидуальных учебных маршрутов.

Образовательная программа разработана так, чтобы у школьника, начиная уже с пятого класса, появилось максимальное пространство выбора с учетом его интересов и потребностей.  

Школьник обязательно получает базовыйуровень, а вот как использовать вариативную часть образовательных областей, он либо определяет сам, либо в той или иной степени следует рекомендациям учителя, тьютора, родителей.

Образовательным приоритетом учебной деятельности является разно уровневое обучение. Мы организуем учебную деятельность таким образом, что каждый обучающийся имеет возможность овладевать учебным материалом по предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Разно уровневое обучение осуществляется по всем предметам инвариантной части учебного плана в параллелях с 5 по 11 классы. На протяжении всего обучения действует система тестирования и в любой момент, если обучающийся покажет более высокие результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Перевод школьника в другую группу может происходить как по инициативе преподавателя, так и обучающегося и родителей, законных представителей.

В чём мы видим преимущества?

Разно уровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям обучающихся к отдельным предметам. Относительно однородный состав групп позволяет учителю ориентироваться на учеников примерно одного уровня знаний и обученности.

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся включает участие в межпредметных и метапредметных проектах, которые объединяют, например, химию, биологию, физику и информатику или историю, литературу и географию. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования и развития у обучающихся способностей к исследованию, организации и участию в коммуникации, учению (освоению новых способов деятельности).

Пропедевтические программы в 5 классе, например, по химии, физике, географические полевые практики в 6 классе обеспечивают раннюю профилизацию или углубляют знания и умения, обучающихся в конкретных предметных областях.

Обеспечение успешной социализации каждого школьника, его возможность не только к эффективному функционированию в предложенной образовательной среде, но и к активному формированию этой среды в соответствии со своими жизненными целями, способствует личностному росту, осмыслению своего места в обществе и своего жизненного пути, самостоятельности и ответственности, стремления к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию.

Построение учебного плана в старшей школе обеспечивает возможность более глубокого изучения отдельных предметов, дифференциацию содержания естественнонаучного, гуманитарного и математического образования в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. Каждый старшеклассник вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых в пределах допустимой учебной нагрузки, а также выбрать уровень изучения предмета: базовый, профильный или углубленный. Структура профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов является достаточно гибкой, так как обучающиеся имеют возможность изучать отдельные интересующие их профильные и элективные курсы, из которых складывается индивидуальный учебный план.

Рациональное комплектование классов в основной и старшей школе обеспечивается вариантом многофункционального группового деления. Наличие выбора предметов для ИУП привело к необходимости составления гибкого и мобильного расписания. Для обеспечения индивидуального выбора и возможности разно уровневого обучения в расписании также предусмотрено сквозное распределение предметов в параллелях.

Эффективная образовательная среда – это среда, которая позволит решать сложные задачи. И в том числе организацию коммуникации и взаимодействия. Что для этого нужно сделать? Не просто проводить ученические конференции и учительские семинары, разрабатывать и апробировать какие-то новые практики, а делиться идеями, предъявлять их другим школам. И если произойдёт их воспроизведение в других организациях, тогда мы получим результат. Результат преобразования себя – рост каждого: ученика, учителя, администратора, родителя.