ПМ 03. ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

Пилипенко Анастасия Николаевна

МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

В этом разделе представлены:

- алгоритм составления плана воспитательной работы учителя начальных классов;

- план воспитательной работы учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя

Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующее:

  • • государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
  • • педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования; изучить педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы
  • • план учебно-воспитательной работы школы;
  • • данные диагностики учащихся;
  • • рекомендации учителей класса, пожелания родителей, актива и учеников класса;
  • изучить опыт лучших классных руководителей;
  •  текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
  • дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий оценку уровня воспитанности школьников и уровня развития коллектива;
  •  определить цель и основные задачи воспитания;
  •  определить содержание и основные виды деятельности, формы работы с учащимися;
  •  соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью учителей-предметников, вожатой, с детским самоуправлением, социальным педагогом, родителями, работниками учреждений дополнительного образования;
  •  оформить план воспитательной работы.

Примерная структура перспективного плана воспитательной работы классного руководителя

  1.  Анализ воспитательной работы класса за прошедший учебный год.
  2.  Тема, над которой работает классный руководитель.
  3.  Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год.
  4.  Паспорт класса.
  1.  Всего учащихся:
  •  мальчиков;
  •  девочек.
  1.  Ф. И. О. учащихся:
  •  из полных семей;
  •  из неполных семей;
  •  из неблагополучных семей;
  •  из малообеспеченных семей;
  •  опекаемых;
  •  с ослабленным здоровьем:

Нарушение

осанки

Нарушение

зрения

Хронические

заболевания

Частые ОРЗ

Инвалиды

  1. Личностные особенности учащихся:

• увлечения детей (указать Ф. И. О.)

Спорт

Музыка

Художественный

труд

Танцы

Театральное

искусство

Прочее

  •  дети особой заботы (указать Ф. И. О. ученика, отметить, в чем нужна помощь);
  •  склонности детей (указать Ф. И. О. ученика):
  •  предлагаю поставить на учет:
  •  ПДН (Ф. И. О. ученика, почему); внутришкольный учет (Ф. И. О. ученика, почему).
  1. Ученическое самоуправление (Ф. И. О. ученика):
  •  староста;
  •  заместитель;
  •  ответственные по направлениям деятельности класса и другие обязанности;
  1. Родительский актив класса:
  •  Председатель родительского комитета (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).
  •  Член совета школы (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).
  1.  Психолого-педагогическая характеристика обучающихся и класса в целом:
  •  психологическая атмосфера в коллективе;
  •  рождение и развитие традиций в коллективе;
  •  организаторы работы, актив, их роль в коллективе, инициатива, самостоятельность, требовательность, авторитет, организаторские способности активистов;
  •  развитие взаимоотношений с учащимися, наличие группировок, мотивы их образования, отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в общих делах, проявление взаимной требовательности, заботы, взаимопомощи; критика, самокритика;
  •  наличие лидеров в различных видах деятельности, лидеров- организаторов, неофициальных лидеров, их влияние на коллектив;
  •  наличие пассивных, «отверженных», изолированных учащихся;
  •  развитие отношений между учащимися и педагогами, работающими в классе;
  •  развитие отношений с другими классами.
  1.  Направления деятельности классного коллектива и содержание работы в них.

Традиционный вариант плана воспитательной работы классного руководителя:

  1.  Характеристика класса.
  2.  Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.
  3.  Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице).
  4.  Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможно с социальным педагогом.
  5.  Работа с родителями учащихся.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по В. А. Караковскому

  1.  Введение (отмечаются особенности и своеобразие данного учебного года, отражаются главные педагогические идеи общешкольной программы и плана).
  2.  Психолого-педагогическая характеристика класса.
  3.  Основные задачи, вытекающие из введения и характеристики класса.
  4.  Календарный план-сетка на девять учебных месяцев, который заполняется постепенно с опережением на один месяц (школьные ключевые дела разносятся по всему первому периоду).
  5.  Приложения к плану: сведения об учащихся, родителях, учителях класса; учет участия каждого ученика в жизни класса; педагогический дневник.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по Е. Н. Степанову

  1.  Анализ воспитательной работы за прошедший год.
  2.  Цели и задачи воспитательной деятельности.
  3.  Основные направления и дела классного сообщества.
  4.  Индивидуальная работа с учащимися.
  5.  Работа с родителями.
  6.  Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по Т. А. Стефановской

  1.  Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.
  2.  Конкретные воспитательные задачи.
  3.  План-программа педагогического мониторинга в классе.
  4.  Организаторская деятельность классного руководителя:
  •  с коллективом учащихся:
  •  план-программа воспитательных мероприятий; помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;
  •  учеба актива (организация самоуправления школьников);
  •  календарь внеучебной работы по предметам;
  •  традиции коллектива;
  •  индивидуальная работа с учащимися:
  • помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и др.);
  •  включение школьников в социально-педагогическую деятельность и др.;
  •  работа с родителями учащихся:
  •  план-программа родительского всеобуча (просвещение родителей);
  •  привлечение к социально-педагогической деятельности;
  •  консультпункт для родителей;
  •  координация воспитательной деятельности учителей-пред- метников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.
  1.  Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, «кривых эффективности воспитательного мероприятия» и др.

Образцы планов воспитательной работы классного руководителя

Вариант 1

Направление

работы

Гражданско-патриотическое воспитание

Физкультурно-оздоровительная работа

Решаемые

задачи

Воспитание гражданской ответственности, уважения к людям труда и любви к Родине

Создание условий для физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам

Формы и методы работы

Краеведческий калейдоскоп, встречи с ветеранами войны и труда, поисковая работа и т. д.

Организация спортивных секций, соревнований и походов; беседы врачей и т. д.

Календарный план

I четверть Сентябрь.

Октябрь.

Осенние каникулы

Вносятся основные мероприятия

II четверть Ноябрь.

Декабрь.

Зимние каникулы

III четверть Январь.

Февраль.

Март.

Весенние каникулы

IV четверть Апрель.

Май.

Летние каникулы

Отметка о выполнении

Делаются пометки по мере выполнения плана

Таким же образом разрабатываются художественно-эстетическое воспитание, трудовое воспитание, учебно-развивающая работа, эколого-краеведческое воспитание и т.д.

Вариант 2                         План воспитательной работы на I полугодие

Направления работы

1 четверть

2 четверть

Задачи

Содержание

Результат

Задачи

Содержание

Результат

1.Диагностика личности, коллективных отношений

2.Организация деятельности органов самоуправления

3.Организация деятельности детского коллектива

4.Индивидуальная работа с учащимися

5. Взаимодействие с родителями

Вариант 3.

Направления

работы

Решаемые задачи

Содержание, формы и методы работы

Время проведения

Ответственные за проведение

Примечание

Учебно- познавательная деятельность

Художественно-эстетическое воспитание

И т. д.

Вариант 4.

Месяц.

Задачи

Время проведения

Коллективные творческие

дела

Тематические классные часы

Работа с семьёй

Работа с учителями предметниками

Диагностика

Примечания

Сентябрь

1-я неделя

Домашнее задание:

Составьте макет плана воспитательной работы класса, в котором надо определить:

  1. Класс, примерный состав
  2. Тему, над которой работает классный руководитель.
  3.  Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год
  4. План воспитательной работы классного руководителя (по типу 1 или 3 образца)

Основные темы для работы с классом на этот период:

  1. Формирование активной жизненной позиции обучающихся
  2. Формирование сознательного отношения к труду
  3. Развитие познавательной активности учащихся
  4. Формирование у учащихся бережного отношения к природе,
  5. Развитие любви к родному краю
  6. Формирование у учащихся гражданско-патриотических ценностей
  7. Формировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни,
  8. Повышение уровня физического развития и физической подготовленности
  9.  Формирование коммуникативных навыков в социальном общении
  10. Систематизировать работу по формированию сплочённого коллектива педагогов, детей и родителей
  11. Формирование у детей способностей к рефлексивной  и проектной деятельности
  12.  Развитие личностных и индивидуальных особенностей детей
  13. Формирование нравственных отношений в коллективе
  14. Реализация потребности в самосовершенствовании и саморазвитии у детей
  15. Формирование духовно-нравственных качеств личности;
  16.  Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
  17. Формирование патриотического сознания, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;
  18. Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения;
  19. Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
  20. Воспитание социально значимых трудовых отношений, развитие навыков самообслуживания, воспитание ответственности за порученное дело.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/17/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uch-god-2

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/14/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uchebnyy

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/03/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uchebnyy



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

План воспитательной работы

классного руководителя состоит из шести разделов:

        1Анализ воспитательной работы за прошлый год.

    2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

    3. Основные дела и направления классного коллектива.
   4. Индивидуальная работа с учащимися.
    5. Работа с родителями.
    6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.    

Ежедневно
    1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
    2. Организация питания учащихся.
    3. Организация дежурства в классном кабинете.
    4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.

   Еженедельно
    1. Проверка дневников учащихся.
    2. Проведение классного часа.
    3. Проведение информационно-воспитательного часа.
    4. Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану)
    5. Работа с учителями -предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации)
    6. Работа с родителями (по ситуации)

  Каждый месяц
   1. Проведение тематического классного часа.
    2. Посещение уроков в своём классе.
    3. Консультации у  школьного психолога, социального педагога.
    4. Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директоров.
    5. Посещение на дому учащихся и оформление актов.
    Один раз в четверть
    1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
    2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
    3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
   4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
   5. Проводить родительское собрание.

  Один раз в год
 1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)
 2. Оформлять личные дела.
 3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
 4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.

 Документация и отчётность.
    1. Классный журнал.
   2. Личные дела учащихся.
   3. Педагогический дневник классного руководителя.

    4. План воспитательной работы с классом
    5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе
    6. Журнал учёта проводимых классных часов.

   Классный руководитель готовит отчётность
   1. Статистические данные класса .
  2. Результаты диагностики уровня воспитанности
   3. Отчёты о воспитательной работе с классом
  4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.

5. Работа с родителями.
  Изучение семей учащихся;
   Педагогическое просвещение родителей;
    Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
   Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
   Индивидуальная работа с учащимися;
    Информирование родителей о ходе и результатах обучения,  воспитания и развития   учащихся.

Примерный перечень вопросов для  индивидуальной беседы с классным руководителем

  1.  Сколько лет Вы являетесь классным руководителем данного класса?
  2.  Какие цели в работе с классом Вы ставили и почему?
  3.  Как Вы считаете, каков уровень учебной деятельности учащихся Вашего  класса: высокий, средний, низкий. Есть ли отличники, слабоуспевающие?
  4.  Сколько детей в медицинской группе?
  5.  Как Вы оцениваете участие учащихся Вашего класса в жизни школы?
  6.  Какие потребности и интересы преобладают в жизни и делах класса?
  7.  Какие кружки, спортивные секции посещают девочки Вашего класса, мальчики?
  8.  Как Вы оцениваете степень сплоченности классного коллектива?
  9.  Каков характер межличностных отношений учащихся:

дружеский – враждебный, эмпатия – душевная черствость, взаимопомощь – индивидуализм и т.д.

  1.  Как Вы оцениваете уровень воспитанности учащихся Вашего класса?
  2.   Какие интересные традиции, эффективные формы и методы работы появились?
  3.   В какой мере помогают родители, коллеги, администрация?

    Этот перечень вопросов может быть продолжен. Содержание беседы следует зафиксировать в дневнике.