Главные вкладки
Патриотическое воспитание дошкольников
Совместная работа воспитателя, детей и родителей по изучению малой Родины.
Дети рассказывают о своем городе Кулебаки:
Их занет и помнит наш город родной (дети об известных людях нашего города):







Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель работы: обобщение информации о памятниках героям литературных произведений отечественных и зарубежных авторов. Основные задачи : изучить литературу по теме, собрать информацию (какому литературному герою, где, за что установлен памятник, в чем его особенность ); составить презентацию фотографий памятников литературным героям из сети Интернет; выполнить творческую работу - макет памятника литературному герою ; познакомить одноклассников с данным проектом.
Введение Обратившись к этой интереснейшей теме, я убедился, что в мире существует немало памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости, смелости, чувству юмора, уму или, напротив, глупости, хвастовству. Они увековечены в металле и камне, граните и бронзе. Я приглашаю вас в заочное путешествие по городам России и мира, где находятся памятники литературным героям. Памятников по всему миру достаточно много, я решил ограничиться рассказом о тех персонажах, с которыми уже хорошо знаком. Что такое памятник и какими бывают памятники. В словаре С.И. Ожегова встречаем следующее е определение: Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события). Памятник Пушкину. Надгробный памятник. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический памятник. Памятники письменности (древние рукописи). Википедия дает более узкое определение. «Памятник - сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт».
Памятники бывают нескольких видов: Статуя - скульптурное трехмерное изображение человека, животного, мифического существа и т.п. Бюст - скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс). Скульптурная группа - простая рядоположность нескольких статуй . Триумфальная арка - архитектурный памятник, который устанавливался в честь какого-нибудь знаменательного события или победителя.
Обелиск - сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Триумфальная колонна - колонна, воздвигаемая в честь какого-либо знаменательного события. Абстрактная композиция - отказ от приближённого к действительности изображения форм скульптуре. Барельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма
Путешествуем по России. Ульяновск В современном мире многие города, чтобы привлечь, как можно больше туристов пользуются сказочными персонажами и создают различные места, посвященные им. Колобок обрел свой дом в Ульяновске. Раньше колобки (круглый хлеб) именовались колебятками , и первые сведения об их появлении относятся к Ульяновской области. Именно с этого момента Ульяновск именуется Родиной Колобка. Памятник Колобку появился там 9 ноября 2011 года . Найти его не так-то просто. Так как скульптурную композицию решили не размещать в центре, а, наоборот, в тихом местечке . Выполнен он из бронзы. Памятник небольшой , но очень оригинальный. Колобок очень похож на иллюстрации к книжкам, такой же смешной и улыбающийся.
Путешествуем по России. Ульяновск Что бы памятник ни казался маленьким (он не выше человеческого роста), главного героя посадили на большой постамент, на котором написаны несколько фраз: « Руку мою возьмешь – верного друга найдешь »; «Щеку потрешь – любовь тут же найдешь». «А монетку оставишь – богатым станешь!» Взглянув на него, становится понятно, что охотников за удачей, деньгами и любовью много. В некоторых местах Колобок вытерся . Но все равно радует глаз мимо проходящих людей.
Путешествуем по России. Муром (Владимирская область) На высоком берегу Оки, в городском Окском парке, на постаменте возвышается бронзовый Илья Муромец. Памятник установлен 1 августа 1999 году. Он стал одним из самых узнаваемых символов города . Автор памятника Илье Муромцу — великий русский скульптор Вячеслав Клыков.
Путешествуем по России. Муром (Владимирская область) В фигуре русского богатыря скульптор воплотил образ воина-монаха. Илья одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель.
Путешествуем по России. Муром (Владимирская область) Высота памятника — от меча до постамента — 21 метр. У постамента установлены грифоны — символы мощи, победы. Левой лапой мифические птицы опираются на щиты. Глядя на скульптуру былинного героя, на ум сразу же приходит знаменитая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем. Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома.
Путешествуем по России. Муром (Владимирская область) Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу « Чобиток », ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг . В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами.
Путешествуем по России. Екатеринбург В 2012 году был открыт еще один памятник русскому богатырю. Установлен он в Екатеринбурге, в парке «Таганская слобода». Автором скульптуры является Владимир Бондарев. Эта композиция называется «Илья Муромец на распутье». Как повествует былина, из всех дорог, описанных на камне («богатому быть», «женатому быть» и т. д.), он выбрал самый опасный прямой путь: «как пряму ехати – живу не бывати ». Богатырь изображен на боевом коне перед камнем. Старцы , которые исцелили богатыря, сказали ему направляться в Киев. По пути он должен был встретить неподъемный камень. Старцы велели его сдвинуть. А под тем камнем Илью ожидал конь богатырский, а также оружие и доспехи. Считается, что прототипом памятника Илье Муромцу в Екатеринбурге является знаменитая картина «Витязь на распутье» кисти Васнецова.
Путешествуем по России. Владивосток и Рубцовск (Алтайский край) В 2012 году появился еще один памятник Илье Муромцу. Открыли его в Адмиральском сквере города Владивостока. Памятник является творением скульптора Константина Зинича . Монумент изображает не былинного богатыря, а святого монаха-воина. Надпись на постаменте гласит: «Святому Илье Муромцу Печерскому – первому стражу рубежей России». Герой представлен в образе монаха, но в левой руке он держит перед собой опущенный меч. Скульптура символизирует «русский дух» - сочетание мощи и нравственности, чести и непримиримости перед натиском врага. Памятник Илье Муромцу установили в Рубцовске 7 мая 2018. Образ выполнен правильно, по православному канону: монашеское одеяние и меч воина. Эту работу выполняли Владимир и Ирина Поваренкины и Надежда Миллер.
Путешествуем по миру. Киев (Украина) 2 августа 2018 года памятник богатырю Илье Муромцу открыли в киевском парке «Муромец». Герой русских былин предстает в доспехах на коне, на древке его копья развевается флаг. Скульптура, установленная на гранитном постаменте на холме, весит более двух тонн, высота до кончика копья - семь метров. Памятник изготовлен из бронзы. Живой моделью для создания фигуры Муромца скульптор Владимир Журавель выбрал обладателя титула «Самый сильный человек мира», неоднократного чемпиона мира в силовом многоборье Василия Вирастюка .
Заключение К сожалению, сегодня многие люди мало читают, плохо ориентируются в литературном потоке, не знают героев художественных произведений, их авторов. В связи с этим, я думаю, что презентация памятников литературным героям, которую я составил, будет способствовать приобщению детей к чтению. Я узнал, что появление такого рода памятников связано с популярностью конкретного персонажа. Иногда одному и тому же литературному герою устанавливают несколько памятников в разных городах и разных странах. Например, есть памятники Муму в России и во Франции. В последние 10 – 15 лет стали устанавливать памятники литературным героям почти в каждом крупном городе. Подсчитать, сколько их всего установлено, конечно трудно. Но известно, что по количеству таких памятников наша страна на 1 месте. И, в заключении, хочу предложить вам небольшую игру «Отгадай литературного героя по его памятнику».
Отгадай литературного героя по его памятнику
Отгадай литературного героя по его памятнику
Отгадай литературного героя по его памятнику
Отгадай литературного героя по его памятнику
Список использованных сайтов: https://putidorogi-nn.ru/evropa/309-pamyatnik-ile-muromtsu https://www.syl.ru/article/365914/pamyatniki-ile-muromtsu-gde-nahodyatsya-interesnyie-faktyi http://barnaul-news.net/other/2018/05/08/122966.html https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/17055-pamjatnik-kolobku.html https://unplaces.ru/Monument.php?id=168&
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Цель и задачи 3 Почему я выбрал эту тему 4 Введение 5 Отличительные признаки Царства Растения 6 Схема «Царство Растения» 7 Низшие растения 8 Высшие растения (споровые) 9 Высшие растения (голосеменные). Сосна 10 Высшие растения (голосеменные). Можжевельник 12 Признаки хвойных деревьев 13 Высшие растения (покрытосеменные). Береза 14 Высшие растения (покрытосеменные). Дуб 17 Высшие растения (покрытосеменные). Мать-и-мачеха 19 Таблица «Покрытосеменные растения нашего края» 20 Заключение 21 Приложение 22 Список использованной литературы
Цель: Обобщить и расширить свои знания о значении растений в жизни человека. Задачи: научиться определять растения, используя определители; исследовать видовое разнообразие растений, растущих в смешанном лесу; составить перечень видов растений, используемых человеком; провести беседы с учащимися нашей школы по поводу сбора растений, находящихся на грани уничтожения или являющиеся редкими видами. Цель и задачи
Лес так красив! Эта красота уникальна потому, что это дикая природа. Лес дает нам кислород и прохладу. Пройдя по лесным тропинкам, начинаешь задумываться о самом важном, о жизни, которая в лесу ни на миг не замирает! В лесу так тихо, и только шорохи зверей и птиц слышны в разных его местах. Весной все трудятся. Птицы строят гнезда, а муравьи – муравейники . Не бывает леса без деревьев и кустарников. Весной и ранним летом многие из них усыпаны цветками. Все лето шелестят они листвой. А осенью листья осыпаются, и лишь зеленые иголки останутся зимовать под снегом. Я выбрал тему данного исследования, потому что хочу понять, как живет лес, хочу научиться разбираться в многообразии растительного мира. Почему я выбрал эту тему
Леса оказывают большое влияние на формирование окружающей среды. Лес — это среда обитания растений и животных; это источник лекарственных растений, ягод, фруктов. Это – драгоценный ресурс, созданный самой природой, и загрязнение леса приведет к серьезному нарушению экологического равновесия в природе. Лес – источник энергии для человека. Лес уязвим, и ему угрожает множество опасностей: Пожары. Каждый год тысячи гектаров леса превращаются в дым и золу. Насекомые–вредители . Некоторые черви и гусеницы поедают листву широколиственных деревьев, дуба, березы, осины. Вырубка деревьев. Проблема в том, что при вырубке, забирают хорошие деревья, оставляя, больные, а это в свою очередь ведет к еще большему экологическому вреду. Небрежное отношение человека к природе (выбрасывается большое количество мусора) уничтожаются редкие виды растений. Число растений, занесенных в «Красную Книгу» с каждым годом становится больше. Всё это ведёт к истощению лесных ресурсов. Ученики нашей школы редко ходят в лес, и поэтому не знают растения , которые находятся на гране исчезновения, которые занесены в «Красную книгу Нижегородской области ». Введение
Растения имеют преимущественно зеленую окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, желтый и другие цвета. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды (хлоропласты); содержит крупные вакуоли. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится . Отличительные признаки Царства Растения
Семенные Растения Низшие Высшие Водоросли Споровые Моховидные Папоротниковидные Хвощевидные Плауновидные Голосеменные Покрытосеменные Зеленые Красные Бурые
Низшие растения Зеленые водоросли Это самая многочисленная группа водорослей. Основной пигмент в их хроматофорах – хлорофилл. Одноклеточные зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль со жгутиками – встречается в лужах и водоемах. Хлорелла – одноклеточная зеленая водоросль без жгутиков – распространяется в пресных водоемах и на влажных почвах.
Высшие растения (споровые) Папоротниковидные Папоротники растут и на суше, и в воде, но предпочитают влажные тенистые места. У этих растений хорошо развиты отдельные виды тканей, что позволяет им достигать больших размеров (до 20 м). Сильно рассеченные листья папоротников называют вайями . Листья папоротника растут прямо от корневищ. Летом на нижней стороне листа папоротника образуются маленькие бугорки, в которых находятся споранги (в них созревают споры). Хвощевидные Многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами. С помощью корневища хвощ размножается вегетативно. Хвощи растут на полях, в лесах, около водоемов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Весной у хвоща полевого появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски, в которых созревают споры. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща.
Высшие растения (семенные) - голосеменные Хоть колюча, но не ёлка, Подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица – ... (сосна) Сосна Сосна – это царица леса, ведь именно она вечно зеленая и никогда не стареет. Сосна светолюбивое растение. Может достигать в высоту 30 – 40 м. Продолжительность жизни сосны 350 – 400 лет. Благодаря своей способности проникать в разные почвы сосна получила звание - всемогущее дерево .
Высшие растения (семенные) - голосеменные Ей подвластна любая местность (скалистая, песочная, засушливая, на болоте). Сосна спокойно переносит снег, бури, засуху, ветер, заморозки. Но, все же, лучший для нее климат – умеренный. Сосна имеет широкое применение в строительстве (это основной источник пиломатериалов). Из древесины изготавливают бумагу, спирт, пластмассу и т.д. Сосновые почки, эфирное масло, смола используются в медицине.
Высшие растения (семенные) - голосеменные Можжевельник Можжевельник – небольшое деревце или кустарник. Растет в еловых и сосновых лесах. Можжевельник растет медленно, но очень долговечен, живет до 2000 лет. У молоденьких экземпляров кора имеет коричневато-красный окрас, а у старого растения она бурая . В настоящее время он стал редкостью в наших лесах и нуждается в охране. В местах, где произрастает можжевельник, воздух невероятно чист. Различные средства от болезней уже давно изготавливают из корня, шишкоягод и эфирного масла растения. Помолотые плоды можжевельника широко применяются в кулинарии, как приправа к мясным блюдам, а также в приготовлении соусов, маринадов, супов, паштетов и ликеров. Древесина определенных видов данного растения применяется при изготовлении карандашей, тростей и различных поделок. Я не чудо-ёлочка, Хоть растут иголочки. Шишкоягоды на мне, Но не братик я сосне. Не деревья ельника, кустик - ... . (можжевельника)
Признаки хвойных деревьев Название растения Хвоя Шишка Длина (см) Окраска Расположение на ветке Размер (см) Форма чешуек Плотность Сосна 5 - 7 Темно-зеленая По 2 штуки 4 - 6 Трехгранная Деревянистые Ель 1 - 2 Зеленая По одиночке 15 - 20 Овальная Гибкие Можжевельник До 1,5 Буро-зеленая Кольцеобразно, по 3 в каждом кольце 0,6–0,9 мм __ Шишкояго-ды мясистые, сочные
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные Стоишь на белой ножке На веточках сережки. Нас соком угощаешь. Тебя всегда узнаешь. (береза) Береза С давних пор береза считается символом России. Поэты сочиняли про нее стихи. Она украшает любую местность. Относится она к роду листопадных деревьев. Это растение одно из самых распространенных на территории России. У березы гладкий белый ствол с черными черточками. Через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные В мае на березе распускаются листочки, а когда дерево цветет – появляются сережки (осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена, каждое из которых снабжено двумя прозрачными крылышками ). В мае можно собирать березовый сок. С каждой березы можно брать немного сока, не более 1 литра, рану тщательно замазывать. Береза широко используется в домашнем хозяйстве. Кора используется для создания шкатулок. Из ее древесины-делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые дрова считают ценным топливом. В медицине применяются листья и почки дерева . Рядом с березой могут расти грибы - подберезовики.
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные Высота дерева составляет 35 – 45 м. Корни дерева чаще всего уходят вглубь земли, но бывает что они лежат на поверхности . Береза приживается в любой почве (но очень любит влагу ). Я наблюдаю за березой, которая растет около моего дома, с 2013 года. В первые годы молодое дерево растет медленно, а затем молниеносно вырастает в большое и красивое дерево. Молодые березки имеют на листьях липкий слой. 2017 год 2021 год 2022 год Приметы: Из березы весной течет много сока – к дождливому лету. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные Дуб Дуб считается королем леса. Растет дерево довольно долго (первые несколько десятилетий дерево растет в длину, а затем в толщину). Крона дуба широкая. Листья твердые, очень красивой формы. Из-под них выглядывают крошечные желуди. Корень дуба сильно разветвляется и уходит глубоко в землю. Дерево сидит крепко, оно не боится даже ураганов. Дуб называют могучим богатырем леса, потому что он красивый и очень сильный. Дуб любит солнечный свет, хорошо переносит засуху и морозные зимы, а также растет в любой почве. Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные Дуб очень полезное дерево, так как из его древесины делают мебель, вагоны, пароходы, части зданий. Дубовая кора содержит много дубильной кислоты, поэтому идет на дубление кож. Из коры изготовляют лекарство ( дубильные вещества оказывают вяжущее и противовоспалительное действие ), из желудей - кофе. Желудями питаются некоторые животные, птицы, например сойки. Возле дуба всегда много молодой поросли. Мы с папой выкопали в лесу маленький дубок и посадили его рядом с домом. Теперь я имею возможность наблюдать, как растет дуб. Приметы: Много желудей на дубе – к строгой зиме. Холодно, оттого что лист дуба развертывается. Шумит зимой дубравушка – к непогодушке.
Высшие растения (семенные) - покрытосеменные Мать-и-мачеха Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее растение семейства сложноцветных. Мать-и-мачеха растение с длинным корнем. Ранней весной из корня вырастают стебли высотой 10 до 30 см, которые усеяны листьями с буро-красными чешуйками. На конце стебля расположены корзинки из многочисленных жёлтых цветков. Плоды растения – небольшие семянки, с хохолком из шероховатых щетинок. После созревания плодов цветоносные побеги отмирают. Зацветает в апреле – мае. После плодоношения из корневищ отрастают прикорневые листья на длинных черешках. Верх листьев зелёный, а низ, за счёт густого «войлочного» опушения , белый. Для роста и размножения выбирает берега рек и ручьёв с песчаной почвой, овраги и глинистые обрывы.
Название растения Жизненная форма Продолжительность жизни Сколько раз в жизни плодоносит Где растет Береза Дерево 150 – 300 1 раз в год В любой почве Дуб Дерево До 2000 С 20 до 50 лет в любой почве Мать-и-мачеха Травянистое Многолетнее Каждый год Берега рек, ручьёв Клевер Травянистое 2 – 15 лет Со 2 года Луга, поля Фиалка полевая (анютины глазки) Травянистое 1 – 2 года 1 раз Луга. поля Крапива Травянистое Многолетнее Каждый год Умеренный климат Осина Дерево 300 – 450 лет Каждый год В любой почве Черемуха Кустарник 60 – 100 лет С 3 лет Умеренный климат Сирень Кустарник До 100 лет 1 раз в год Экваториальный, умеренный климат Подорожник Травянистое Многолетнее 1 раз в год Умеренный, субтропический климат Цикорий Травянистое Многолетнее 1 раз в год Умеренный, тропический климат
Роль растительного мира на Земле неоценима . Лесные ресурсы служат богатством для любой страны. Но это исчерпаемый ресурс. Лес нуждается в охране. А охрана леса немыслима без его изучения . Тот, кто познакомился с лесными растениями и их жизнью, будет более бережно относиться к лесу в целом, станет его другом и защитником. Данная работа позволила мне изучить разнообразие лесных растений. В лесу нет «ненужных» растений. Каждое выполняет свою определенную роль, каждое должно быть сохранено от уничтожения. Об этом надо заботиться нам всем. Очень многое здесь зависит именно от нас, от нашего отношения к природе. Заключение
Приложение
Биология. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразоват . организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин идр . – М.: Просвещение, 2021. https :// lektsii.org/8-31686.html https:// zelenyjmir.ru/ https://rastenievod.com / https ://dobrazdrava.ru / Список использованной литературы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Эта интерактивная авторская игра с выбором правильного ответа. Если ответ неправильный, то картинка исчезает, если выбор сделан правильно – картинка увеличивается. В эту игру можно играть на компьютере, планшете и интерактивной доске.
Следы животных могут рассказать множество интересных вещей. Давно ли здесь прошел зверь, спешил он или не торопился, был один или с компанией, даже сколько ему лет – все это определяют по отпечаткам лап и состоянию почвы, снега или травы.
Тот, кто умеет распознавать, или читать, следы зверей и птиц, называется следопытом . Такие люди способны раскрыть множество секретов. Например, они знают, что взрослые собаки опираются на 4 пальца, а щенки – на 5. Что отпечатки следов самцов и самок отличаются. И что следы животных меняются в зависимости от времени года, так как лапы некоторых из них обрастают длинной шерстью .
Как ты думаешь чей это след?
Молодец! Это следы зайца. Попробуй слепить их.
Как ты думаешь чей это след?
Молодец! Это следы волка. Попробуй слепить их.
Как ты думаешь чей это след?
Молодец! Это следы лисы. Попробуй слепить их.
Предварительный просмотр:
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Шикова М.А.
«Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
Последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания и гражданственности становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре своей малой Родины. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Актуальность проблемы заключается в том, что любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Для дошкольника понимание Родины тесно связано с его ощущением родного края, в котором он родился и растет. Это мама и его близкие родственники, его друзья, его дом. Взрослея, ребенок расширяет не только свой кругозор, но и получает новые знания, впечатления. Постепенно он знакомится со своей улицей, детским садом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В современном обществе мало кто знает, кто был его дед и прадед, откуда пошел его род, его корни. Утеряны многие народные и семейные традиции, предметы прошлого. А еще наши предки, с давних времен ценили свою историю и бережно передавали традиции от отца к сыну, от матери к дочери. В каждой семье были какие-либо предметы (книги, платки, украшения и т.д, которые передавались из поколения к поколению.
Актуальность патриотического воспитания связана и с переходом дошкольных учреждений на ФОП ДО. По ФОП (5 – 6 лет):
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
Поэтому приоритетным направлением в своей работе я взяла патриотическое воспитание.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье; о детском саде; об улице, на которой ребенок живет; о родном городе; о родном крае; о родной стране.
Для достижения этой цели наметила задачи:
- Формировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился, где прошло его детство, где живет его семья;
- Расширять и пополнять знания об истории родного города, его символике, его традициях, достопримечательностях;
- Развивать бережное отношение к культурным ценностям родного края, к природе;
- Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в патриотическом воспитании дошкольников;
- Создать условия для формирования интереса к историческому прошлому своей Родины;
- Стремления возродить в современном ребенке утраченное национальное достоинство, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Свою работу строю, опираясь на принципы воспитания;
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- связь с другими социумами;
- задействование всех сфер жизнедеятельности детей;
- проявление творчества самих детей;
- принцип наглядности материала.
Патриотическое воспитание проходит через все образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное. Для эффективности работы по теме я решила интегрировать патриотическое воспитание через все направления развития:
- познавательное развитие и речевое развитие – происходит пополнение и расширение активного словаря детей; знакомство с историей родного края с литературой по данной теме;
- художественно- эстетическое развитие – главная роль принадлежит народному фольклору, именно в нем раскрывается вся красота, душевность, открытость и загадочность русской души, праздники, развлечения, а так же знакомство с русским прикладным искусством;
- физическое развитие – русские народные игры, способствуют сплочению детского коллектива, формируют взаимовыручку у детей; знакомят детей с народными играми;
- социально-коммуникативное – знакомство с жизнью и бытом наших предков, их традициями, обычаями, их взаимоотношениями.
Используемые методы работы:
- Беседы о семье, о родном городе, об улице на которой находится детский сад.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т. п.).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Практическая часть.
Для реализации данной цели разработала перспективный план мероприятий, включающий экскурсии, беседы, образовательную деятельность. Разработала:
- Виртуальные экскурсии по улицам города;
- Квиз-игру для педагогов и родителей;
- Квест-игру для детей;
- Настольная игра «Мемо Кулебаки»;
- Настольная игра «Дубль «Кулебакский хлебозавод»»;
- Настольная игра «Дубль «Кулебакский торговый дом»».
Изучила литературу по патриотическому воспитанию и издания об истории родного края. Проблема незнания своей истории существует, наверно у всех, но не все стараются это исправить. Раньше я знакомила детей со своим городом, страной, но все сводилось к минимуму, так как я сама не была заинтересована
Свою работу по патриотическому воспитанию с детьми строила на эмоциональном отклике в душе ребенка, на доступном материале, который привлекает детей и вызывает у них интерес. Поэтому свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых
С учетом возраста детей знакомлю их с бытом наших предков через народные сказки, потешки. Мы познакомились с предметами быта – печкой, прялкой, веретеном, русской игрушкой – матрешкой.
Изготавливали вместе с детьми брошь для мамы, раскрашивали фартуки и платья, ложки для бабушки.
Планировала свою работу по направлениям: «Семья и близкие», «Мой город», «Животные нашей страны», природа нашего края, народные праздники и традиции. Проводила занятия и развлечения, где детей знакомила с народными и семейными традициями –дарить близким подарки, печь кулич на Пасху, готовить салат.
Начатую работу я продолжу дальше с детьми. Буду расширять тематику направлений в работе: история своего города, своего края, куклы обереги, народный костюм, ремесла родного края. Буду пополнять знания детей о своей семье «Любимое занятие семьи», «Мой дом, моя семья», «О происхождении фамилий», о своем городе и крае.
Начала оформлять мини-музей в группе – рушник, народные игрушки – свистульки, матрешки, предметы быта – сундук, пяльца, гребень, гребенка, веретено др.
Продолжила знакомство детей с русскими традициями – гостеприимство, чаепитие, вождение хоровода, взаимовыручки. Планирую посетить с детьми Музей истории и краеведения имени братьев Струве.
Познакомила детей с терминами – красный угол, красна девица, кокошник. Познакомились с предметами быта – люлька, лампадка, сундук.
Патриотическое воспитание тесно связано с нравственными качествам человека, с его духовностью. Поэтому мы будем знакомиться и с духовной жизнью нашего города с историей храмов.
После экскурсий дети начали использовать в речи и играх новые слова, термины, стали больше задавать вопросов о нашем городе. И родители отметили, что дети стали спрашивать о своих бабушках, семейных традициях.
Для родителей разработала анкеты и памятки по данной теме.
В преддверие праздника, посвященного «Дню Победы», планирую включить детям запись своих бывших воспитанников, где они рассказывали о своих прадедах-участниках ВОв.
В своей работе применяю и современные средства – просмотр видео материалов, виртуальные путешествия по улицам родного города.
На протяжении всего времени родители воспитанников были и есть мои единомышленники. Для родителей мы оформляем выставки из детских рисунков, выставляем фотоматериал об экскурсиях в группе и на странице в ВК.
Заключение. В настоящее время на всех уровнях власти поднимается вопрос о воспитании у детей любви к родителям, к малой Родине, к своей стране с самого раннего детства. Планирую продолжать знакомство детей с историей своей малой родины. Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания:
- об улицах родного города (в честь кого они названы),
- о природе родного края,
- об устном народном творчестве (пословицах, поговорках, потешках).
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к близким, родной природе, проявляют желание узнавать об улицах родного города, любознательность.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства . Для дошкольника понимание Родины Мама и близкие родственники Друзья Дом Улица Детский сад Город Край Страна
ФОП (5 – 6 лет) воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы .
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в воспитании патриотических чувств детей через включения краеведческого компонента в образовательную деятельность. Цель Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье; о детском саде; об улице, на которой ребенок живет; о родном городе; о родном крае; о родной стране.
Используемые методы работы Беседы о семье, о родном городе, об улице на которой находится детский сад
Используемые методы работы Целевые прогулки и экскурсии
Используемые методы работы Целевые прогулки и экскурсии
Используемые методы работы Целевые прогулки и экскурсии
Используемые методы работы Целевые прогулки и экскурсии
Используемые методы работы Наблюдения, привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
Используемые методы работы Обогащение и стимулирование детского творчества
Семья
Детский сад
Город
Знакомство с традициями
Виртуальные экскурсии по улицам родного города
Разработала игры на знание родного города
